СУЕВЕРИЕ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУЕВЕРИЕ
ложная вера, воспринимаемая как очевидное заблуждение.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Суеверие
термин, означающий ложную веру. В богословской и буржуазной литературе С. обычно противопоставляется истинной вере вообще и связывается с первобытной магией. С т. зр. приверженца любой религии, догматика и обрядность иной религии представляются С. Марксистский атеизм отрицает какие бы то ни было различия между-религиозной верой и религиозным С.

Источник: Философский словарь. 1963

СУЕВЕРИЕ
ложная («суетная») вера, воспринимаемая как очевидное заблуждение. Чаше всего к суеверию относят проявления ранних и родоплеменных религий, сохранившиеся вне современных религиозных систем: веру в защитную силу фетишей (талисманов), вещие сны, ведьм, гадания, колдовство и т. п. В религиозном обиходе суевериями нередко называют любую чужую веру – и древнюю, и современную: например, для православного суеверием являются не только все нехристианские религии, но и другие разновидности христианства.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СУЕВЕРИЕ

- приписывание религиозного значения всему, что не имеет такового. Предмет суеверного отношения, в отличие от предмета веры, поддается познанию человеческим разумом, что и дает критерий отличия веры от суеверия по их содержанию: вера неотделима от истины, а суеверие - от заблуждения. Заповедь "не делай себе кумира" (Исх.20.4) возлагает на нас ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно совершалось в духе истины. В истории религий нередки подмены веры суеверием. "Религиозная вера и суеверие совершенно различны. Одно вырастает из страха и представляет собой род лженауки. Другая же - доверие" (Л.Витгенштейн). (См.: ФЕТИШИЗМ).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СУЕВЕРИЕ
убеждение в том, что нек-рые видимые явления представляют собой знаки или результат воздействия невидимых сверхъестественных сил, служащих предзнаменованием будущего. В гносеологическом плане С.— предрассудок, лишенный разумного основания, совокупность стереотипизированных взглядов на человека, историю и общественную жизнь. В теологии С. обычно противопоставляется истинной вере, связывается с отвержением иных систем догматов и обрядности. С. преодолеваются через овладение научным типом знания. Но развитие науки без прочной мировоззренческой основы может порождать свои разновидности С. (типа культа неопознанных летающих объектов) или наполнять наукообразным содержанием старые (составление гороскопов с помощью компьютеров и т. п.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СУЕВЕРИЕ (ложная вера)
неполноценная, превратная вера. Суеверие есть вера в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Суеверие принимает за реальность существование магических таинственных сил, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). В наши дни в суеверии сохранились пережитки старых народных верований. Проявляется суеверие в ношении амулетов, татуировке и т. п. Проявление суеверия, хотя и может носить различный характер в зависимости от врожденных способностей, поведения, условий жизни и воспитания, есть, однако, факт, который устанавливается как психологией, так и при изучении преданий всех времен и народов.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Суеверие
пустая, ложная вера, связанная с представлением о существовании сверхъестественных сил. К С. относятся вера в судьбу, вещие сны, колдовство, гадания, приметы, разного рода пророчества, знахарство, в «святые места» и т. п. Все виды С. являются пережитками древних верований, возникших на основе невежественных представлений наших далеких предков об окружающем мире, о причинах происходящих в нем явлений. Хотя совр. духовенство открещивается от С. относя их к языческим культам, суеверные представления входят во все существующие религ. системы. Разного рода С. пропагандируются в «священных книгах» христианства, ислама, иудаизма, буддизма и др. С. дезориентируют людей, порождают у них неуверенность в своих силах, мешают им познавать закономерности развития природы и об-ва. Именно поэтому в процессе коммунистического воспитания проблема преодоления С. занимает важное место.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СУЕВЕРИЕ
букв. - ошибочное, пустое, ложное верование во что-либо. К суевериям относятся религиозные представления. При этом иногда так называют лишь нек-рые из них - веру в знахарство, в приметы, гадания, колдовство, сновидения и т. п., являющуюся, по существу, остатками первобытных религ. верований. Однако обозначение словом С. только этой группы религ. представлений неправильно. Суеверием являются безусловно все религ. верования, т. к. характерная особенность всякой религии - ложная, противонаучная вера в существование сверхъестеств. сил. Гносеологич. и социальная природа С - та же, что и вообще у религии (см. Корни религии). С, еще сохраняющиеся у нек-рой части сов. людей, являются пережитками, с к-рыми ведется упорная борьба. Неуклонный рост культурного уровня сов. людей, формирование научного, атеистич. мировоззрения у трудящихся ведет к постепенному преодолению суеверий.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СУЕВЕРИЕ
предрассудок, в силу к-рого мн. происходящее представляется проявлением сверхъестеств. сил и предзнаменованием. Служители различных религий часто относят к С. все непризнаваемые ими верования как не имеющие под собой никаких оснований. По существу же сама вера в существование сверхъестеств. сил есть С. У религии общие истоки с т. н. бытовыми С. (верой в приметы, вещие сны, гадания и др.). Релит, и суеверные представления возникли в первобытн. об-ве и были порождены бессилием наших далеких предков в борьбе с силами природы. Продолжая существовать в совр. условиях, С. нередко приводят людей к религии. Поэтому задача преодоления релит. предрассудков неразрывно связана с преодолением различных С. Она реализуется в процессе подъема культурного и образоват. уровня масс, последоват. и целе-направл. работы по распространению науч. знаний, по атеистич. воспитанию. Особую важность приобретает борьба с суеверными представлениями подрастающего поколения.

Источник: Атеистический словарь

СУЕВЕРИЕ
Суеверия бывают двух видов — относительные и абсолютные. Относительное суеверие — это мнение, противоречащее нашему мировоззрению. Так, например, для христиан суеверием была греко-римская религия, а для людей эпохи Просвещения — христианство. Абсолютное суеверие — это явно ложное утверждение; оно является либо бессмысленным, либо противоречащим фактам, законам логики, общепринятым принципам умозаключения. Данный словарь содержит подборку именно таких абсолютных суеверий. Например, диалектика — это суеверие абсолютное, ибо она противоречит очевидным фактам.
Существует суеверие, касающееся самого суеверия. Оно заключается в смешении предрассудков разных видов и в причислении к абсолютным суевериям суеверий относительных. Ярким примером подобного предрассудка было мнение представителей Просвещения о том, что религия является предрассудком. Конечно, религии противоречат мировоззрению Просвещения, поэтому оно и видит в религии суеверие. Религии нельзя считать абсолютными суевериями, ибо они не противоречат ни фактам, доказанным наукой (подлинная религия не затрагивает научных фактов), ни законам логики. Утверждая, что религия— это абсолютное суеверие, представители Просвещения становились жертвами суеверия о суеверии.
См.: мировоззрение, наука, Просвещение, религия.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Суеверие
Стремление наделять смыслом то, что смысла не имеет. Например, черную кошку, сон, солнечное затмение. Понятие суеверия спорно, а значит, относительно: мы всегда верим (всуе) кому‑то, кто полагает себя единственным истинным толкователем. Тем самым суеверие отличается от религии, во всяком случае, с точки зрения верующих (суеверие порождает ложные знаки или ложных богов). С точки зрения атеистов, суеверие скорее включает в себя религию (поскольку никакой бог не истинен).
Нам возразят: но ведь психоанализ, не имеющий ничего общего с суеверием, придает смысл снам или симптомам. Разумеется. Однако в психоанализе этот смысл является всего лишь изнанкой каузального процесса, а сны и симптомы трактуются как символы только потому, что служат в первую очередь признаками или являются следствиями. Поэтому в них нет ничего сверхъестественного, а их интерпретация в конце концов сводится к чему‑то другому (сексуальности, бессознательному), что напрочь лишено не только трансцендентного, но и имманентного значения. Семиотика возвращает нас к этиологии, которая ее объясняет и очерчивает ее границы. Не существует смысла смысла, как не существует абсолютного смысла или последнего смысла; есть лишь реальность и побуждение, которые не значат ничего. В этом пункте Фрейд как раз и опровергает суеверие, а психоанализ опровергает религию. Всякое суеверие стремится подчинить реальность какому‑то смыслу, оно пытается объяснить то, что есть (сон, солнечное затмение или черную кошку), тем, что это может означать (грядущее несчастье). Психоанализ поступает с точностью «до наоборот». Он подчиняет смысл реальности и объясняет значение чего‑либо (сна, оговорки, симптома) тем, что имеет место на самом деле (вытесненным желанием, травматизмом, неврозом). Суеверие придает смысл тому, что смысла не имеет; психоанализ сводит смысл к чему‑то другому, в чем этот смысл растворен. Вот почему бессмысленно спрашивать психоаналитика о смысле жизни. Он может лишь объяснить нам смысл наших симптомов или сновидений. В противном случае психоанализ превращается в суеверие. Из познания (моей личной жизни) он превращается в религию (моего бессознательного). Психоаналитиков, пытающихся отыскать смысл жизни, можно только пожалеть. Что касается Фрейда, то его интересовал только поиск истины. Нам опять возразят, что то и другое тесно связаны, ибо магистральный путь психоанализа как раз и ведет к поиску смысла жизни. Возможно, но это не значит, что следует смешивать одно с другим. Фрейд – не пророк, а антитеза пророку. Он не вещает, а объясняет, не говорит, а слушает. Для него смысл – не более чем один из путей к истине. Обратный ход, то есть стремление разгадать в истине смысл, и есть суеверие. Бессознательное умеет «говорить», в этом нет сомнения, но ему нечего нам «сказать». Лечение не может обойтись без слов (есть английское выражение «talking cure» – лечение разговором), но здоровье молчаливо.
В заключение отметим, что всякое суеверие стремится найти себе обоснование. Человек, разбивший зеркало, пугается, и его страх сам по себе служит предвестником несчастья. Так что суеверие – это дурная примета.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
212.44 кб

Суеверие и пережиток как формы выражения предрассудка

Габдуллин И. Р.
В статье рассматривается как устоявшееся представление о суевериях, пережитках и предрассудках как особых вида заблуждения, так и особенности применения этих же слов в качестве научно-философских терминов.
Читать PDF
556.02 кб

Лютер и Локк о суеверии

Никоненко С. В.
Читать PDF
225.02 кб

Цицерон о суеверии

Брагова А.М.
Статья посвящена оценке Цицероном понятия superstitio («суеверие»). Под суеверием Цицерон понимает бессмысленный страх перед богами и противопоставляет его религии, т. е. благоговейному почитанию богов.

Похожие термины:

  • Суеверия

    популярные религии, верования и обычаи, которые иногда называют «маленькими традициями» и которые существуют одновременно, а нередко и как оппозиция доминирующей религии общества. Суеверия част