СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Субъект познания
(от лат. subjectus – лежащий в основе) – активно проявляющий себя в познании, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные познавательные действия, ставить в процессе познания его цели и задачи, вырабатывать соответствующие программы действий и определять пути их реализации.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
от лат лежащий внизу, находящийся в основе, кладу  основание)  это  человек, обладающий познавательными способностями и участвующий в познавательной  деятельности. Человек в процессе познания использует: 1) биологические качества (слух, зрение, осязание и др.), 2) психические качества (память, мышление, особенности восприятия и др.), 3) социальные качества (идеалы, знания, нравственные свойства и  др.). Человек может быть и субъектом труда, и субъектом образования, и субъектом управления и т.д. Чтобы быть  субъектом познания, человек должен  обладать двумя наборами  качеств: потребностями и  способностями. Потребности – побудительная сила человека, способности – деятельная сила человека. Все  остальное – интересы, влечения, цели, мышление, речь, память, воображение и пр. – это вариации, виды, модусы потребности и способности. В структуре потребностей субъекта познания концептуальными блоками являются: «цель познания – задачи познания – программа познания». На основании цели познания (интегратор целеполагания) развертываются задачи познавательной деятельности, а они оформляются в конкретную конструктивную программу познания. В структуре способностей субъекта познания концептуальные блоки: «методы – способы – методики». Здесь методы конкретизируются в способах, а способы в конкретных методиках. Это все – технологическая сторона познавательной деятельности. Если в структуре познания (как и любого другого субъекта) выделить три типа готовности к деятельности (хочу, знаю,  умею),  то  можно  говорить  о  трех  основных  характеристиках  субъекта познания: 1) мотивационная готовность (цели, задачи,  программа); 2) информационная  готовность  (знания,  гипотезы,  проблемы,  теории);  3)  операционная готовность  (методы,  способы, методики); 4)  информационная и  операционная готовности полярно представляют собой способности субъекта, а мотивационная– потребности. Эвристичность такого типологического подхода состоит в том,что он сразу задает три направления подготовки субъекта познавательной деятельности: а) образование – формирование информационной готовности (знания: проблемы, гипотезы, теории); б) обучение – формирование операционной готовности (методы, способы, методики); в) воспитание – формирование мотивационной готовности (цели, задачи, программы).

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
86.83 кб

К проблеме субъектности в познании

Непомнящий А. В.
Читать PDF
448.69 кб

Субъект познания в русском персонализме

Сатухин В.И.
Читать PDF
145.45 кб

Субъект социально-гуманитарного познания

Подопригора Станислав Яковлевич
В статье рассматриваются философские проблемы социальных и гуманитарных наук в аспекте человеческой субъективности, жизненного мира, формирования ценностных ориентаций, стратегий познания и самосозидания человека.
Читать PDF
174.01 кб

Проблема субъекта психологического познания

Данилова В. Л.
Психология рассматривается в связи со сменой типов научной рациональности. В этом контексте ставится проблема познающего субъекта в современной психологии и критикуется содержание психологического образования.
Читать PDF
287.29 кб

Герменевтика субъекта исторического познания

Макаренко Олег Анатольевич
Анализируется трансформация понятия субъекта исторического познания в контексте выполнения им герменевтической функции.
Читать PDF
344.23 кб

Субъект познания: регистратор или созидатель?

Новиков Альберт Александрович
Читать PDF
14.59 мб

Проблема познания чужой субъективной реальности

Дубровский Д.И.
Обсуждаются ключевые вопросы проблемы «другого сознания»: 1) каковы критерии для определения того, что некоторый внешний объект, в том числе другой человек, обладает качеством субъективной реальности?
Читать PDF
265.96 кб

Субъект-субъектная природа эмпатического познания

Бочкарёва Светлана Владимировна
В статье рассматривается основа эмпатического познания. Даны сущностные характеристики данного способа. Описана модель эмпатического познания на уровнях межиндивидуального и межкультурного общения.
Читать PDF
309.59 кб

Проблема субъекта социально-гуманитарного познания

Коровин Сергей Валерьевич
В статье рассматривается вопрос о статусе субъекта социально-гуманитарного познания в контексте тенденций, присущих современному научно-философскому знанию.
Читать PDF
684.65 кб

Познание и его субъект в эволюционной эпистемологии

Ласицкая Э.В.
Исследуется содержание понятия субъекта с точки зрения эволюционной эпи стемологии, которая сама ясного ответа на этот вопрос не дает.
Читать PDF
256.72 кб

Эмпирический и виртуальный субъект научного познания

Суханов Ким Николаевич
В статье обсуждается проблема субъекта научного познания в контексте вопроса о единстве науки, расчлененной на отдельные самостоятельные научные дисциплины.
Читать PDF
280.44 кб

К определению структуры субъекта социального познания

Каплин Виктор Юрьевич
Статья посвящена обоснованию междисциплинарного, научно-философского характера теоретико-методологической базы социально-гуманитарных наук.
Читать PDF
210.24 кб

Лиризация прозы как способ субъективного познания мира

Серова З.Н.
В статье рассматриваются традиции творчества Б.Пастернака в современной литературе, в частности, в романе-завязке Ю.Малецкого «Проза поэта».
Читать PDF
3.59 мб

Проблема субъекта познания в современной эпистемологии

Никитина Елена Александровна
В статье рассматриваются методологические аспекты исследования проблемы субъекта познания в современной эпистемологии.
Читать PDF
176.04 кб

Коммуникативная природа субъекта исторического познания

Макаренко Олег Анатольевич
В статье анализируется трансформация понятия субъекта исторического познания в контексте теории коммуникативного действия.

Похожие термины:

  • Объект и субъект познания

    Субъект — деятельная, творческая личность, познающая окружающий мир, который противостоит ей как объект. Личность становится субъектом познания в процессе социализации, освоения созданной общес
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    носитель системы научного знания, обладающий способностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания нов
  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    это основные подходы к решению проблемы взаимоотношения субъекта и объекта познания в истории человеческой мысли. В античной философии данная  проблема  не  получает  отчетливого  формирования