СУББОТИНСубботничество

СУББОТНИКИ

Найдено 3 определения термина СУББОТНИКИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Субботники

добровольная и безвозмездная работа, производимая группами рабочих в дни и часы нерабочего времени (в субботу и в воскресенье). Первый субботник был организован 10 мая 1920 г. в Москве на Казанской жел. дор. Вслед за этим субботники и воскресники при участии партийных и профессиональных организаций стали обычным явлением в Советской России. В условиях разрухи и голода они играли огромную воспитательную роль как образчики трудового героизма и зачатки новой общественной организации труда. Роль субботников была отмечена Лениным в специальной брошюре "Великий почин", вышедшей в марте 1920 г. (Собр. соч. Ленина, т. XVI, стр. 241.)/Т. 15/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СУББОТНИКИ

иудействующие») - 1) одна из релит, сект, получившая распространение среди помещичьих рус. крестьян в кон. 17- нач. 18 в. в центр, районах. Создание секты было своеобразной формой соц. протеста крестьянства против крепостничества и православия. С. отвергали правосл. церковь и христ. вероучение. Св. книгой считали Ветхий завет. Не признавали троицу, а верили в единого бога. Христа считали одним из «пророков». Подобно иудеям, праздновали субботу, а не воскресенье, отрицали почитание икон, придерживались ряда пищевых ограничений, давали своим детям евр. имена, соблюдали обряд обрезания. Исповедание С. иудаизма с его догматикой, сложными ритуалами и обрядами способствовало замкнутости их общин. В 19 в. насчитывалось несколько десятков тысяч С. Впоследствии секта растеряла своих последователей. В наст. вр, отд. группы С. имеются в Воронежской и др. обл., а также в Армении и Азербайджане, где они трансформировались в своеобразные религ.-этнич. группы; 28 субботниками часто называют адвентистов седьмого дня, считающих суббот) праздничным днем.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Субботники

(«жидовствующие») одна из старых форм русского сектантства. Первые С. появились в России на рубеже 17–18 вв. в южных и центральных губ. России. Название течения связано с тем, что его последователи соблюдали в кач-ве праздника не Воскресенье, как православные, а Субботу, как иудеи. Это течение известно также под названием «жидовствующие», хотя они ничего общего не имели с древнерусской новгородской ересью того же названия.

С. — .это русские крестьяне, прежде всего помещичьи, порвавшие с Правосл. церковью и принявшие иудаизм. Субботничество было одной из форм выражения соц. и религ. протеста русского крестьянства против господствующей правосл. церкви и крепостной системы. Не случайно в Ветхом Завете, почитаемом С., их привлекали обличения пророков, к-рые они использовали для критики православия. Христ. учению о «святой троице» был противопоставлен иудейский монотеизм, вера в единого Бога. Одна из десяти заповедей Ветхого Завета «не сотвори себе кумира» использовалась С. для отрицания почитания икон, мощей. Иисус Христос признавался не «сыном божьим», а простым пророком. Наряду с празднованием Субботы в быт С. прочно вошел обряд обрезания, обычай называть детей еврейскими именами, нек-рые пищевые запреты, напр, на свинину. В целом можно сказать, что С. в иудаизме привлекали не сложные догматические установления, а прежде всего его ритуальнообрядовая сторона. Тем не менее С., в т. ч. и совр., считают себя последователями иудаизма, евреями по вере, хотя и не по крови.

Наибольшее распространение С. получили во вт. пол. 18–19 в. В 19 в. общины С. существовали в 30 губ. России (Тамбовской, Воронежской и др.) и насчитывали 25–30 тыс. чел.

Царское пр-во и Правосл. церковь жестоко преследовали С., стремясь пресечь их распространение репрессивными мерами, в частн. путем выселения их в Закавказские губ., в результате чего С. появились в Армении, в Азербайджане. Особенно усилились репрессии против С. в царствование Николая 1 (1825–1855). Как отмечает В.Д. Бонч-Бруевич, пр-во Николая I считало С. «наивреднейшей из всех сект» и преследовало всеми способами, проявляя здесь не только борьбу за пресловутую «чистоту веры», но и самый отвратительный антисемитизм.

Многие С. в царской России занимались промыслами и торговлей, а зажиточный слой ростовщичеством. Во вт. пол. 19 в. наступает упадок субботничества. С. отгораживают себя от окружающего русского населения, замыкаются в своей среде, браки заключаются преимущ. с единоверцами.

После 1917 осн. общины С. находились на территории Воронежской и Тамбовской обл. В Тамбовской обл. в 1915 С. насчитывалось 2300 чел. (с. Рассказово, г. Моршанск, г. Козлов). В Воронежской губ. к 1917 было 130 °C. Осн. районы их распространения во вт. пол. 20 в.: поселки Ильинка и Высокий Таловского района. Исследователи отмечают невысокий уровень религиозности С., плохое знание вероучения, истории секты. В то же время сохраняется почитание Субботы, совершается обрезание новорожденных мальчиков, соблюдаются пищевые запреты, напр, в отношении свинины. В последние годы наблюдается тенденция эмиграции С. как «евреев по вере» в Израиль.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религии народов современной России

Найдено схем по теме СУББОТНИКИ — 0

Найдено научныех статей по теме СУББОТНИКИ — 0

Найдено книг по теме СУББОТНИКИ — 0

Найдено презентаций по теме СУББОТНИКИ — 0

Найдено рефератов по теме СУББОТНИКИ — 0