СТИЛЬПОН из Мегары

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТИЛЬПОН из Мегары

(ок. 380 – ок. 300 до н.э.) – др.-греч. философ мегарской школы, с 320 до н.э. учил в Афинах. Работы С. не сохранились. По Диогену Лаэртскому (II, 113, 120), С. писал в форме диалогов, в к-рых с близких к киникам позиций критиковал осн. тезис мегарцев о реальности бытия идей. Допускал истинность лишь тавтологич. суждений. В этике высшим благом считал апатию и автаркию. Философия С. явилась звеном, связывающим мегарцев и киников со стоицизмом, основатель к-рого Зенон из Китиона был учеником С. Лит. см. при ст. Мегарская школа. М. Петров. Ростов-на-Дону.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СТИЛЬПОН из Мегары
ок. 360 — ок. 280 до н. э.) — греческий философ-метрик, «великий искусник в словопрениях» ( ); ученик Евклида, а также софиста Трасимаха (Diog. L. II 113); согласно Суде, написал «не менее 20 диалогов», Диоген упоминает о 9 (II 120), но в другом месте сообщает, что Стильпон ничего не писал (1116). Был известен формулировкой разнообразных софистических рассуждений, опровержением различения между возможным и действительным, отрицанием онтологического значения связки «есть» и общих определений.
По Стильпону, сказать «человек» — значит ничего не сказать, потому что здесь не говорится ни о каком конкретном человеке (Diog. L. II 119). Также нельзя сказать «овощ», ибо тот или иной овощ не существует столько же, сколько существует овощ как вид. Как и киник Антисфен, Стильпон утверждал, что нельзя приписать субъекту отличный от него предикат (человек добр), но можно лишь сказать «человек есть человек» (Plut. Adv. Colot. 22-23,119c-1120b). В этике Стильпон вместе с киниками, а позднее и стоиками, отстаивал идеал «бесстрастия» ( или Sen. Epist. 9.1—3, Alex. Aphr. De anima 150.34—35).
За эвристическое упражнение, доказывающее, что скульптура Афины работы Фидия не может быть названа богом, Стильпон был изгнан из Афин за безбожие. Диоген Лаэртий сообщает также о том, как Стильпон, играя словами, доказал киренаику Феодору, прозванному Безбожником, что он-то и есть бог, ведь «чем называешься, тем и являешься» (Diog. L. II 100). Учениками Стильпона были Филон Диалектик и Менедем из Эритреи, возглавивший эритрейскую школу (см. Элчдо-эретрийская школа); его также слушал и основатель Стой Зенон из Китая (Diog. L. VII 24).
Фрагм. и свидетельства: Giannantoni G. (ed.), Socratic et Soeraticoi-iini Reliquiae, vol. 1. Napoli, 1990, p. 449—468.
M. A. Cwomea

Источник: Новая философская энциклопедия

СТИЛЬПОН из Мегары

(ок. 360 - ок. 280 до н. э.), философ-мегарик, «великий искусник в искусстве словопрения»; ученик Евклида Мегарского, а также софиста Фрасимаха (D. L. II 113). Диоген Лаэртий сохранил знаменитый ответ С. Деметрию Полиоркету, захватившему Мегары в 306 до н. э.: Деметрий распорядился возвратить философу разграбленное имущество, но С. заявил, что убытков у него нет никаких - воспитания у него никто не отнял, знания и разум остались при нем (D. L. II 115). Согласно Суде, С. написал не меньше 20 диалогов, Диоген уроминает о 9 (II 120), но в другом месте сообщает, что С. ничего не писал (I 116). Был известен разнообразными софистическими рассуждениями, опровержением различения между возможным и действительным, отрицанием онтологического значения связки «есть» и общих определений. По С, сказать «человек» - значит ничего не сказать, потому что здесь не говорится ни о каком конкретном человеке (D. L. II 119). Также нельзя сказать «овощ», ибо тот или иной овощ не существует столько же, сколько существует овощ как вид. Как и Антисфен, С. утверждал, что нельзя приписать субъекту отличный от него предикат («человек добр»), но можно лишь сказать «человек есть человек» (Plut. Adv. Colot. 22-23, 1119с—1120b). В этике С, вместе с киниками (и стоиками), отстаивал идеал «бесстрастия» (??????? или ????????, Sen. Ер. 9, 1-3; Alex. De an. 150, 34-35). За эристическое упражнение, доказывающее, что скульптура Афины работы Фидия не может быть названа богом, С. был изгнан из Афин за безбожие. Диоген Лаэртий сообщает также о том, как С, играя словами, доказал киренаику Феодору, прозванному Безбожником, что он-то и есть бог, ведь «чем называешься, тем и являешься» (D. L. II 100). Учениками С. были Филон Диалектик и Менедем, возглавивший Эрет-рийскую школу (см. Элидо-Эретрийская школа); его также слушал и стоик Зенон (D. L. VII 24). Фрагм. и свидетельства: GIANNANTONI, SSR, I, 1990, p. 449-468. M. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь