СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
несознаваемое, неоформленное, философскибессознательное убежде­ние... в объективной реальности внешнего мира...» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 367). Понятие «С. м.» характеризует позицию незнакомых с философией уче­ныхестествоиспытателей в фундаментальных пробле­мах философии (прежде всего гносеологии), возникаю­щих в спец.-науч. исследовании. По существу С. м. озна­чает огранич. использование в науч. исследовании нек-рых важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе, атомистич. гипотезы и т. п.). Однако С.м. не идет дальше убеждения в неза­висимости внеш. мира от наших ощущений и уверенно­сти в правильности показаний органов чувств. не под­нимается до сознат. филос. материалистич. позиции. См. Материализм, Естественнонаучный материализм.

Источник: Советский философский словарь

СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
неосознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение... в объективной реальности внешнего мира..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 331). Понятие С. м. характеризует позицию не знакомых с философией ученых-естествоиспытателей в фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), поскольку эти проблемы возникают в специально-науч. исследовании. По существу С. м. означает органич. использование в науч. исследовании нек-рых важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе, атомистич. гипотезы и т.п.). Следует, однако, иметь в виду, что С. м. не идет дальше убеждения в независимости внешнего мира от наших ощущений и уверенности в правильности показаний органов чувств, сочетающихся с учетом разнообразия и изменяемости предметов и явлений мира. Поэтому С. м. не предполагает сознат.-филос. отношения к миру (см. Основной вопрос философии) и не занимает определ. позиции в борьбе материализма и идеализма. Хотя указание Ленина на "философскую бессознательность" С. м. весьма четко, выражение naturw?chsiger Materialismus из "Диалектики природы" Ф. Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 502) в 1925 было некритически переведено как "С. м.", с 1935 этот перевод стал необоснованно применяться для характеристики филос. материализма, а в 1945 эта характеристика была закреплена новым переводом того же выражения из "Анти-Дюринга" (см. Ф. Энгельс, там же, с. 142). Квалификация филос. материализма как С. м. в неск. модификациях была распространена на весь домарксистский материализм. При этом не замечали несостоятельности делаемых в этой связи ссылок на Энгельса (полагавшего антич. материализм "естественно сложившимся": не стихийным, а неотразимым в своей самобытности, первозданности) и Ленина (отождествлявшего определение "стихийный" с определением "нефилософский"). Поскольку филос. материализм не может быть С. м., постольку и С. м. не может быть ни "одной из форм" (хотя бы и "особой"), ни "видом" филос. материализма. Лит.: Потемкин А. В., О естеств.-историч. материализме, "Уч. зап. Ростовского н/Д. ун-та. Труды кафедры диалектич. и истории, материализма", 1957, т. 61, вып. 1; Ляховецкий Л. ?., О материализме передовых мыслителей рабовладельч. общества, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; его же, К вопросу о филос. материализме антич. общества, "Вестн. МГУ. Сер. экономика, философия", 1961, No 5; Абрашнев ?. ?., В. И. Ленин о сущности и значении естеств.-историч. материализма, "ВФ", 1965, No 8. Л. Ляховецкий. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.