СТИХИЙНОСТЬ И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СТИХИЙНОСТЬ И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
категории исторического материализма, характеризующие отношение между объективной исторической закономерностью и целенаправленной деятельностью людей. Под стихийностью разумеется такой ход общественного развития, когда его экономические и социальные законы не осознаются людьми, не находятся под их контролем и зачастую действуют с разрушительной силой природных стихий, осознанные же действия людей не ведут к осуществлению поставленных целей, а, напротив, приводят к совершенно неожиданным для них результатам. Сознательность в исторической деятельности означает, что люди действуют, опираясь на познанные ими законы общественного развития, и планомерно направляют его к осуществлению своих целей. Вопрос о С. и с. имеет не только теоретическое, но и важное практически-политическое значение. Марксистский подход ориентирует на борьбу, с одной стороны, против тенденций преклонения перед стихийностью, преуменьшения роли сознательной, организаторской деятельности партии рабочего класса, с др. стороны, против волюнтаризма и субъективизма, к-рые не считаются с объективными законами, с уровнем сознания масс, уповая лишь на силу волевых решений и действий.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Стихийность и сознательность
категории исторического материализма, характеризующие отношение между объективной исторической закономерностью и целенаправленной деятельностью людей. Под стихийностью разумеется такой ход общественного развития, когда его объективные законы не осознаются людьми, не находятся под их контролем и зачастую действуют с разрушительной силой природных стихий, а сознательные действия людей не ведут к осуществлению поставленных целей и даже приводят к совершенно неожиданным для людей результатам. О сознательности в исторической деятельности говорят тогда, когда люди действуют, опираясь на познанные ими законы общественного развития, и планомерно направляют его к осуществлению своих целей. Все досоциалистические общественные формации развивались преимущественно стихийно. Переход власти к рабочему классу, возглавляемому Коммунистической партией, замена частной собственности на средства производства общественной открывают в истории новый период — период сознательного исторического творчества. Однако различие между исторической деятельностью людей нри социализме и в прежних формациях не абсолютно. И раньше люди в той или иной мере опирались в своей деятельности на объективные законы истории, познавая постепенно отдельные проявления исторической необходимости. В то же время и при социализме еще остаются элементы стихийности в силу неразработанности тех или иных вопросов общественной науки и неумения в полной мере использовать объективные законы, а также в силу известного отставания общественного сознания от общественного бытия. В историческом материализме вопрос о стихийности и сознательности разрабатывается в тесной связи с тактикой рабочего и коммунистического движения. Он имеет важное политическое значение каи вопрос о руководстве партии массами и служит предметом острой борьбы с реформизмом и ревизионизмом.

Источник: Философский словарь. 1963

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ
категории историч. материализма, характеризующие протекание процессов обществ. жизни. Сознательным называется то, что осуществляется людьми в соответствии с зара­нее поставленной целью. Высшая форма сознат. дея­тельности основывается на познании и использовании законов природы и общества. Стихийным называется то, что осуществляется непреднамеренно, не контроли­руется людьми.
В самом общем виде С. и с. выражают противополож­ность между процессами в природе и обществе. В при­роде действуют стихийные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием, волей, преследующие опре­деленные цели. Однако, хотя каждый человек действует сознательно, обществ. жизнь в целом не представляет собой изначально сознат. процесс. Если люди дейст­вуют лишь в своих непосредств. интересах и т. к. такие интересы весьма часто бывают противоречивыми, то может возникнуть несоответствие между ближайшими и более отдаленными результатами их деятельности. В таких случаях конечные последствия сознат. деятель­ности людей оказываются стихийными.
В досоциалистич. обществ. формациях в экономич. жизни по преимуществу господствовала стихийность, ибо условия произ-ва заставляли людей руководство­ваться лишь своими ближайшими интересами. В усло­виях гос.-монополистич. капитализма все более про­бивает себе дорогу объективная необходимость регулирования произ-ва (программирование экономики, про­гнозирование развития общества в ряде стран). Однако усиление вмешательства бурж, гос-ва в экономику не может преодолеть стихийные силы экономич. развития в условиях капитализма.
Политич. борьба ведется более или менее сознатель­но, но также не всегда приносит ожидаемые результаты, приводя нередко к расхождению между целями и результатами деятельности отдельных классов. Стихий­ность обществ. движений есть большей частью пока­затель их неразвитости, недостаточной организован­ности, отсутствия руководства политич. партии. Клас­совая борьба в своих развитых формах всегда выступает как борьба сознательная. С др. стороны, стихийность движения может выступать и как показатель его жиз­ненности, неудержимого напора масс.
Победа социализма, благодаря уничтожению капиталистич. конкуренции и совпадению интересов отд. тру­жеников с интересами всего социалистич. общества, означает коренной перелом в ходе обществ. развития. Это ведет к постепенному подчинению обществу стихий­ных сил экономич. развития. При социализме общест­во имеет возможность учитывать не только ближайшие, но и более отдаленные последствия своей деятельности, что находит отражение в перспективном прогнозирова­нии и планировании. Экономич. законы социализма требуют сознат. руководства жизнью общества. Однако, когда люди нарушают требования законов, резуль­татом их деятельности могут быть и непредвиден­ные стихийные последствия. Кроме того, обществ. законы отражают лишь осн. тенденции развития. По­этому и при социализме не всегда возможно учесть все отдаленные общественные последствия деятельности людей.
Вместе с тем следует учитывать, что существуют и такие стихийные явления, к-рые выражают процесс рождения нового. Переход от стихийности к сознатель­ности предполагает соединение сознат. руководства развитием социалистич. общества со стороны его руко­водящих органов с творческой деятельностью, инициа­тивой масс.

Источник: Советский философский словарь

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ
категории историч. материализма, характеризующие протекание процессов обществ. жизни. Сознательным наз. то, что осуществляется людьми в соответствии с заранее поставленной целью. Стихийным наз. то, что осуществляется непреднамеренно, не контролируется людьми, не подчинено их воле. С. и с. соотносительны и могут при известных условиях переходить друг в друга. В самом общем виде С. и с. выражают противоположность между процессами в природе и обществе. В природе действуют стихийные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием, волей, преследующие те или иные цели. Однако, хотя каждый человек действует сознательно, обществ. жизнь в целом не представляет собой изначально сознат. процесса. Сознат. деятельность характеризуется след. признаками: во-первых, она преследует определ. обществ. цели и, следовательно, предполагает осознание общих интересов членов данного класса, группы или общества. Во-вторых, сознательность в истории предполагает практич. действия для осуществления этих интересов, а следовательно, ту или иную степень организации обществ. сил. В-третьих, сознат. деятельность всегда предполагает определ. степень предвидения людьми ее результатов – близких или более отдаленных последствий своих действий. Высшая форма сознат. деятельности основывается на познании законов природы и общества и их практич. использовании для достижения определ. целей. Однако в зачаточных формах сознат. деятельность имеет место и тогда, когда люди эмпирически познали связи явлений и научились их использовать, еще не зная законов этих явлений. Если люди действуют лишь во имя своих ближайших интересов, то может возникнуть несоответствие между ближайшими и более отдаленными результатами их деятельности. В таких случаях, хотя деятельность людей не утрачивает своего качества сознательной, ее последствия оказываются стихийными. Соотношение С. и с. неодинаково в различных общественно-экономич. формациях, в различные периоды развития одной и той же формации, в различных сферах обществ. жизни. В досоциалистич. общественно-экономич. формациях сфера экономич. жизни была по преимуществу сферой господства стихийности. Это объясняется прежде всего тем, что условия производства в этих формациях заставляли людей в их производств. деятельности руководствоваться только своими ближайшими интересами. Вместе с тем коренные изменения производств. отношений, подготовлявшиеся развитием производит. сил, и в прошлом осуществлялись сознательно, в результате борьбы передовых классов. В условиях совр. капитализма, когда значит. возросли масштабы обобществления производства, все более пробивает себе дорогу объективная необходимость регулирования производства. Уже образование трестов Ф. Энгельс, а затем В. И. Ленин расценили как начало внесения планомерности в обществ. производство. В еще большей мере это характерно для госмонополистич. капитализма, при к-ром в ряде стран осуществляется программирование развития экономики, возрос интерес к прогнозированию развития общества, свидетельствующий о том, что при совр. масштабах производства оно уже не может развиваться только стихийно. Однако усиление вмешательства бурж. гос-ва в экономику не может преодолеть стихийные силы экономич. развития в условиях капитализма. В отличие от экономики, политика всегда была областью сознат. деятельности людей. Классовая борьба в своих развитых формах выступает как борьба сознательная. Однако ее начальные формы носят стихийный характер (напр., забастовочная борьба в период формирования рабочего класса, борьба рабочих отд. предприятий и местностей, не объединенная в общенац. классовую борьбу). Стихийность есть показатель неразвитости движения, его недостаточной организованности, отсутствия руководства политич. партии. С другой стороны, стихийность движения может выступать и как показатель его жизненности, неудержимого напора масс (см. В. И. Ленин, Соч., т. 26, с. 12). Борясь против преклонения перед стихийностью, марксисты стремятся превращать стихийные движения в осознанные, ибо одного стихийного подъема недостаточно для победы революции. Необходимо руководство марксистской партии, вносящей сознат. начало в движение масс, направляющей его к определ. цели. Будучи сознат. деятельностью для всех классов, политич. борьба не всегда приносит ожидаемые результаты. Расхождение между целями и результатами деятельности отд. классов имеет место и в этой сфере, достигая нередко гигантских масштабов. Напр., цели империалистич. держав в 1-й и 2-й мировых войнах оказались в значит. мере не соответствующими объективным последствиям этих войн. Победа социализма означает коренной перелом в ходе обществ. развития. Благодаря установлению обществ. собственности на средства производства, что является объективным условием подчинения обществу стихийных сил экономич. развития, и созданию на ее основе морально-политич. единства общества развитие общества при социализме становится результатом усилий множества людей, действующих в общем и целом в одном направлении. Это делает возможным совпадение результатов обществ. развития с целями и стремлениями людей. Конкретным выражением целей и задач, к-рые ставит перед собой социалистич. общество, служат планы развития нар. хозяйства, к-рые должны отражать требования объективных экономич. законов социализма, правильно выражать потребности и реальные возможности развития социалистич. общества. При социализме общество имеет возможность учитывать не только ближайшие, но и более отдаленные последствия своей деятельности, что находит отражение в перспективном планировании. Но законы, открываемые обществ. наукой, отражают лишь осн. тенденции развития общества. Поэтому и в социалистич. обществе люди не могут учесть всех отдаленных обществ. последствий своей повседневной деятельности. Важное значение при этом имеет степень познания и овладения на практике законами обществ. развития. Экономич. законы социализма требуют сознат. руководства жизнью общества. Однако, когда люди нарушают требования законов, их результаты могут выражаться и в непредвиденных людьми стихийных последствиях. В социалистич. обществе осуществление требований экономич. законов не наталкивается на сопротивление враждебных классов. Но они встречают сопротивление со стороны носителей пережитков капитализма, косных людей, бюрократич. элементов; частнособственнич., антигос. тенденции, остатки рыночной стихии также противодействуют общему направлению обществ. развития. Силы, противодействующие развитию социалистич. общества, имеются и вовне социалистич. общества (влияние стихийных сил природы). Нельзя также сбрасывать со счета влияние капиталистич. мира. Однако не все явления, зарождающиеся стихийно, тормозят развитие общества. Существуют и такие стихийно возникающие явления, к-рые выражают процесс рождения нового. Сознат. руководство развитием социалистич. общества вовсе не означает, будто все новое, прогрессивное насаждается сверху. Особенность социалистич. общества в том, что оно открывает широчайший простор инициативе снизу. Переход от стихийности к сознательности в развитии общества предполагает соединение сознат. руководства развитием общества со стороны его руководящих органов с сознат. деятельностью, творч. инициативой масс. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1966, отдел 2, 3; Ленин В. И., "Что делать?", Соч., 4 изд., т. 5; его же, Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая). [Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б)], там же, т. 24; его же, Русская революция и гражданская война, там же, т. 26; Тугаринов В. П., Законы объективного мира, их познание и использование, Л., 1954; Глезерман Г. Е., О законах обществ. развития, М., 1960; его же, Историч. материализм и развитие социалистич. общества, М., 1967; Приписнов В. И., Проблемы субъективного фактора в историч. материализме, Душанбе, 1966; Чагин Б. ?., Ленин о роли субъективного фактора в истории, Л , 1967. Г. Глезерман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.