СТЕПИН Вячеслав Семенович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТЕПИН ВЯЧЕСЛАВ СЕМЕНОВИЧ
(р. 1934) — ведущий представитель современной отечественной философии науки. Он уделяет первостепенное внимание глобальным научным революциям, основаниям науки и структуре и динамике знания. С. не ограничивается анализом феномена научной революции, он стремится дополнить его типологией наиболее значимых трансформации, случившихся в истории развития рационального знания. Он считает, что многовековую динамику научного знания выражает следующий вектор: классический — неклассический — постнеклассический типы рациональности.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

СТЕПИН Вячеслав Семенович
(р. 1934) — отеч. философ и организатор науки, д-р филос. наук (1976), проф. (1979), дир. Ин-та философии АН СССР (с 1988), акад. РАН (1994). Автор более 220 работ по философии и методологии науки. Осн. соч.: «Современный позитивизм и частные науки» (1963), «Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики» (соавт. Л.М.Томильчик, 1970), «Становление научной теории» (1976), «Природа научного познания» (ред.-сост. и соавтор, 1979), «Идеалы и нормы научного исследования» (ред.-сост. и соавтор, 1981), «Формирование научных теорий» (на финск. яз., 1983), «Научные революции в динамике культуры» (ред.-сост. и соавтор, 1987), «Философская антропология и философия науки» (1992), «Философия науки и техники» (соавт. В.Г.Горохов, М.А.Розов, 1996), «Эпоха перемен и сценарии будущего» (1996) и др. С. явл. автором оригинальных филос.-методол. концепции, раскрывающей механизм функционирования науки в социокульт. контексте — от анализа закономерностей становления конкретно-науч. теории до исследования природы метатеор. оснований науки (картины мира, идеалов и норм познания, стиля науч. мышления). В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. в 1934)
российско-белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. кафедрой философии Белгосуниверситета (1981 - 1987), директор Института истории естествознания и техники (Москва) (1987-1988), чл.-корр. АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР (с 1988). Академик РАН (1994). Иностранный член Академии наук Беларуси (1995) и Украины (1999). Почетный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ) (1992), почетный профессор-консультант Международного Института права и экономических исследований (Гонконг). Почетный доктор Университета г. Карлсруэ (ФРГ) - первый из российских мыслителей, удостоенных этого звания после 1917 г. Почетный доктор Новгородского государственного университета (Россия). Награжден орденом Дружбы народов (1986). Автор более 300 работ по философской антропологии, социальной философии, логике и методологии науки. Основные труды: "Современный позитивизм и частные науки" (1963), "Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики" (совместно с Л.М.Томильчиком, 1970), "Становление научной теории" (1976), "Природа
научного познания" (редактор-составитель и соавтор, 1979), "Идеалы и нормы научного исследования" (редактор-составитель и соавтор, 1981), "Формирование научных теорий" (на финском языке, 1983), "Научные революции в динамике культуры" (редактор-составитель и соавтор, 1987), "Философская антропология и философия науки" (1992), "Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации" (совместно с Л.Ф.Кузнецовой, 1994), "Философия науки и техники" (1995), "Эпоха перемен и сценарии будущего" (1996), "Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция" (2000) и др. Переводы работ С. издавались в Англии, США, Франции, ФРГ, Китае, Финляндии, Польше. С. - автор оригинальной философско-методологической концепции, раскрывающей механизм функционирования науки в социокультурном контексте - от анализа закономерностей становления конкретно-научной теории до исследования природы метатеоретических оснований науки (картины мира, идеалов и норм исследования, стиля научного мышления). С. осуществлен анализ процесса формирования научного знания как феномена культуры, эксплицированы процедуры функционирования и взаимодействия научных теорий, закономерности динамики оснований научного познания и механизмы семантического развития категориального аппарата науки. В философской концепции С. разработана системная модель социокультурной детерминации науки и, в частности, смены парадигм научного поиска. Работает также в области культурологии и социальной философии. Разработал концепцию типов цивилизационного развития, проанализировал роль универсалий культуры в воспроизводстве основных структур социальной жизни. С. избран действительным членом Международного Института (Академия философии) в Париже (в него входят менее 100 выдающихся философов современности: например, Хинтикка, Рорти, Хабермас, Деррида и др.). [См. также "Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция" (Стенин).]

Источник: История Философии: Энциклопедия

СТЁПИН Вячеслав Семенович
Родился 19 августа 1934 г. Окончил отделение философии Белорусского государственного университета (1956), аспирантуру там же (1959). С 1959 г. ассистент, преп., доц. кафедры философии Белорусского государственного политехнического института. С 1974 г. доц., проф., с 1981 г. зав. кафедрой философии гуманитарных факультетов Белорусского государственного университета. В 1987-1988 гг. директор Института истории естествознания и техники АН СССР. В 1988-2005 гг. директор Института философии РАН. С 2006 г. советник РАН, руководитель секции философии, социологии, психологии и права РАН. С 1990 г. заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию «Общеметодологические проблемы науч. познания и современный позитивизм». В 1975 г. защитил докторскую диссертацию «Проблема структуры и генезиса физической теории». Председатель научно-редакционного совета «Новой философской энциклопедии» (2000-2001). Лауреат Государственной премии в области науки и техники (2003). С 1987 г. член-корреспондент АН СССР, с 1994 г. академик РАН. Иностранный член НАН Беларуси (1995), НАН Украины (1999), заслуженный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, почетный доктор Новгородского университета (2000), почетный доктор Университета Карлсруэ (1998). Специалист по проблемам методологии науки, теории познания, философской антропологии, философии культуры. Разработал перспективную концепцию структуры и генезиса научной теории, имеющую широкий круг приложений в методологии естественных и технических наук.
Открыл операцию построения теории посредством конструктивного введения теоретических объектов, что позволило прояснить формирование в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции была раскрыта структура оснований науки (научная картина мира; идеалы и нормы исследования; философские основания науки), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в научном поиске. Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокуль турных факторов на формирование стратегий научных исследований. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только некоторых из них, становящихся реальной, эмпирической историей науки. Разработал идею типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический). Каждый из этих типов характеризуется особой системой идеалов и норм исследования, особым уровнем рефлексии над наукой и расширяет поле освоения наукой все новых типов системных объектов – от доминирования простых систем до изучения сложных самоорганизующихся, исторически развивающихся систем. Исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, их роль в трансляции исторического опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизационного развития. Проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание различных типов системных объектов. Универсалии (категории) культуры наряду с общими, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеческого бытия, включают также исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры каждого исторического типа. Универсалии функционируют 1) как формы селективного отбора и трансляции социальноисторического опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную историческую эпоху, 3) как предельно обобщенная картина человеческого жизненного мира, посредством которой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определённом типе культуры. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Философия выступает рефлексией над универсалиями культуры. Философские категории упрощают и схематизируют мировоззренческие универсалии, превращая их в теоретические понятия предельной степени общности. Но за счет оперирования этими понятиями философия способна порождать новые идеи, выходящие за рамки универсалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренческими ориентирами на будущих этапах развития цивилизации и культуры. Разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры.
Исследовал изменения в этих смыслах, происходящие на современном этапе развития цивилизации. Интерпретировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванного найти выход из экологического, антропологического и других глобальных кризисов.
Основные публикации Современный позитивизм и частные науки. Минск, 1963; Проблема субъекта и объекта в опытной науке // Вопросы философии. 1970. № 1; Методы научного познания. Мн., 1974. В соавт.; Методология построения физической теории // Вопросы философии. 1974. № 12; Становление научной теории. Мн., 1976; Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции // Методологические проблемы историконаучных исследований. М., 1982; Специфика научного познания и социокультурные пред посылки его генезиса // Наука и культура. М., 1984; Диалектика генезиса и функционирования научной теории // Вопросы философии. 1984. № 3; Основания научного поиска и научные революции // Там же. 1985. № 7; О прогностической природе философского знания (философия и наука) // Там же. 1986. № 4; Становление теории как процесс открытия // Природа научного открытия. М., 1986; Системность теоретических знаний и процедуры конструктивного обоснования теории // Теория и метод. М., 1987; Философское познание в динамике культуры // Человек в системе наук. М., 1989; Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10; Научная рациональность в человеческом измерении // О человеческом в человеке. М., 1991; Философская антропология и философия науки. М., 1992; Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. № 6; Динамика научного познания как процесс самоорганизации // Самоорганизация и наука. М., 1994; Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. В соавт.; Философия науки и техники. М., 1996. В соавт.; Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996; Философия на рубеже веков (Генетически-конструктивный путь построения теории) // Вестник РАН. 1997. № 5; Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Стратегия развития России в третьем тысячелетии. М., 1998; Устойчивое развитие и проблема ценностей // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998; Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации // Науковедение. 1999. № 1; Наука, религия и современные проблемы диалога культур // Разум и экзистенция. СПб., 1999; Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М., 2000; Философия науки: Общие проблемы. М., 2006; Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. № 2; Цивилизация и культура. СПб., 2011; Научное познание в социальном контексте. Мн., 2012; Человеческое познание и культура. СПб., 2013; Философия и методология науки. М., 2015.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

СТЁПИН Вячеслав Семенович
(p. 19.8.1934) — спец. в обл. теории познания, филос. и методол. науки, филос. культуры, ист. науки; д. филос. н., проф. Окончил отделение филос. ист. ф-та Белорусского гос. ун-та (1956) и асп. по кафедре филос. того же ун-та (1959). С 1959 — на преп. работе: асе, преп., доц. кафедры филос. Белорусского гос. политехнического ин-та. С 1974 — на кафедре филос. гуманит. ф-тов Белорусского гос. ун-та: доц., проф., в 1981-87 — зав. кафедрой. В 1987-88 - директор ИИЕТ АН СССР, в 1988-2005 - директор ИФ РАН (прежнее название — ИФ АН СССР), с 1 января 2006 — Советник РАН — рук. секции филос, социол., психол. и права. Одновременно зав. кафедрой филос. антропологии филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — «Общеметодологические проблемы науч. познания и современный позитивизм» (1965). Докт. дисс. — «Проблема структуры и генезиса физической теории» (1975). Акад. РАН (1994). Иностр. член Национальной академии наук Белоруссии (1995), иностр. член Национальной академии наук Украины (1999), заслуженный проф. МГУ, почетный доктор Новгородского ун-та (2000), Почетный доктор Ун-та г. Карлсруэ, ФРГ (1998). С. внес существенный вклад в иссл. проблем методол. науки, теории познания, филос. культуры. В 1970е. им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса науч. теории, имеющая широкий круг приложений в методол. естеств. и техн. наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теор. объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции С. была раскрыта структура оснований науки (науч. картина мира; идеалы и нормы иссл.; филос. основания), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в науч. поиске. Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий науч. иссл. С. обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только нек-рых из них, становящихся реальной, эмп. историей науки. Разработал идею типов науч. рациональности (класс, неклассический, постнеклассический). Каждый из этих типов характеризуется особой системой идеалов и норм иссл., особым уровнем рефлексии над наукой и расширяет поле освоения наукой все новых типов системных объектов — от доминирования простых систем до изучения сложных самоорганизующихся, исторически развивающихся систем. В последние годы С. исследовал функции мировоззренч. универсалий культуры, их роль в трансляции ист. опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизац. развития. С. проанализировал соотношение универсалий культуры и филос. категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание разл. типов системных объектов. Универсалии (категории) культуры («природа», «пространство», «время», «причинность», «свобода», «справедливость», «совесть», «добро», «зло» и т. п.), наряду с общи ми, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеческого бытия, включают также исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры каждого ист. типа. Универсалии функционируют 1) как формы селективного отбора и трансляции соц.-ист. опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную ист. эпоху, 3) как предельно обобщенная картина человеческого жизненного мира, посредством к-рой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определ. типе культуры. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Филос. выступает рефлексией над универсалиями культуры. Филос. категории упрощают и схематизируют мировоззренч. универсалии, превращая их в теор. понятия предельной степени общности. Но за счет оперирования этими понятиями филос. способна порождать новые идеи, выходящие за рамки универсалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренч. ориентирами на будущих этапах развития цивилизации и культуры. С. разработал концепцию типов цивилизац. развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры. Исследовал изменения в этих смыслах, происходящие на совр. этапе развития цивилизации. Интерпретировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванного найти выход из экол., антропологич. и др. глобальных кризисов. Преде, научно-ред. совета НФЭ в 4 т. (М., 2000-01). Лауреат государственной премии в области науки и техники за 2003 год. Являлся соредактром кн. «Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты» (М., 2005).
Соч.: Современный позитивизм и частные науки. Минск, 1963; Проблема субъекта и объекта в опытной науке // ВФ. 1970. № 1; Методы научного познания. (В соавт.). Минск, 1974; Методология построения физической теории // ВФ. 1974. № 12; Становление научной теории. Минск, 1976; Природа научного познания. Минск, 1979; Идеалы и нормы научного исследования. (Ред.-составитель, соавтор). Минск, 1981; Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982; Специфика научного познания и социокультурные предпосылки его генезиса // Наука и культура. М., 1984; Диалектика генезиса и функционирования научной теории // ВФ. 1984. № 3; Основания научного поиска и научные революции // ВФ. 1985. № 7; О прогностической природе философского знания (философия и наука) // ВФ. 1986. № 4; Становление теории как процесс открытия // Природа научного открытия. М., 1986; Системность теоретических знаний и процедуры конструктивного обоснования теории // Теория и метод. М., 1987; Научные революции в динамике культуры. (Ред.-сост., соавтор). Минск, 1987; Введение в философию: В 2 ч. (В соавт.). М., 1989; Философское познание в динамике культуры // Человек в системе наук. М., 1989; Научное познание и ценности техногенной цивилизации // ВФ. 1989. № 10; Научная рациональность в человеческом измерении // О человеческом в человеке. М., 1991; Перспективы цивилизации. От культа силы к диалогу и согласию // Этика ненасилия. М., 1991; Философская антропология и философия науки. М., 1992; Ненасилие как биологический и социокультурный феномен // ВФ. 1992. № 8; Философия и образы будущего // ВФ. 1994. № 6; Динамика научного познания как процесс самоорганизации // Самоорганизация и наука. М., 1994; Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. (В соавт.). М., 1994; Современная картина мира: русский космизм и диалог культур «Восток — Запад». (В соавт.) // Философия русского космизма. М., 1996; Философия науки и техники. (В соавт.). М., 1996; Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996; Философия на рубеже веков (Генетически-конструктивный путь построения теории) // Вестник РАН. 1997. № 5; Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Стратегия развития России в третьем тысячелетии. М., 1998; Устойчивое развитие и проблема ценностей // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998; Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации // Науковедение. 1999. № 1; Наука, религия и современные проблемы диалога культур // Разум и экзистенция. СПб., 1999; Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М., 2000; статьи: Наука, Научная картина мира, Философские основания науки и др. // НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М., 2000; Марксистская концепция общества и проблемы построения современной картины социальной реальности (К 90-летию академика Т. И. Ойзермана) // Философия и история философии: Актуальные проблемы. М., 2004; статьи: Наука, Философия // Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006; Философия науки: Общие проблемы. М., 2006; Философия и эпоха цивилизационных перемен // ВФ. 2006. № 2. The Systemic Principle and the Development of Theoretical Knowledge (Принцип системности и развитие теоретического знания) // The Open Curtain. San-Franc, Oxford, 1991; Ideals and norms of research as aspects of scientific tradition // World futures. N.Y., 1992. Vol. 34; Social Environment, Foundations of Science, and the Possible Histories of Science // Trends in the Historiography of Science. BSPS Dortrecht, Boston; London, 1994. BSPS. Vol. 151.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009