СТАСОВ Владимир Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Стасов Владимир Васильевич
 (1824—1906) — рус. теоретик искусства, музыкальный и художественный критик. Мировоззрение С. формировалось под влиянием Дидро, Лессивта, Чернышевского, Белинского, Добролюбова. С. был последователем материалистической эстетики рус. революционных демократов. Гл. требования, к-рые С. предъявлял к искусству, — реализм, народность, высокая идейность. Только искусство, отвечающее всем этим требованиям, может выполнить свое осн. назначение — служить орудием для демократического преобразования об-ва. С. вел борьбу против сторонников теории «искусства для искусства», идеалистической эстетики, против формалистов, декадентов и т. п. Под его воздействием развивалось демократическое направление в рус. музыке и живописи («могучая кучка», «передвижники»). С. оказал влияние на развитие передового рус. искусства конца 19 — начала 20 в. Соч.: «Двадцать пять лет русского искусства» (1882—83), «Искусство в 19 веке» (1901) и др.

Источник: Философский словарь. 1963

СТАСОВ Владимир Васильевич
1824—1906) рус. худож. и музыкальный критик, теоретик и историк иск-ва. Проявил энциклопедический интерес к рус. и зарубежной лит-ре, музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, археологии, фольклору. Публикации по этой проблематике составили огромное творческое наследие С. (полностью еще не изученное). Взгляды С. на отдельные виды худож. деятельности, взаимовлияя друг на друга, сложились в цельную и оригинальную эстетическую систему. В своих критических работах он опирался на традиции передовой эстетики рус. революционных демократов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, активно выступал против академического и салонного иск-ва, за демократизацию худож. жизни России, поддерживая движение «передвижников», деятельность композиторов «Могучей кучки», последовательно отстаивая принципы реализма и народности в иск-ве, боролся с консервативными тенденциями и проявлениями эстетства и формализма. Гл. принцип его «реальной» (или «научной») критики составляла проблема содержания и формы в искусстве. Справедливо полагая, что совр. ему иск-во должно больше внимания уделять содержанию, он, однако, на этом основании недиалектично противопоставлял содержание форме, сводя последнюю к «технике и исполнению», к-рым отводил «второе место». Эта позиция получила отражение в его взглядах на судьбы живописи и музыки, обусловив их противоречивость и культурно-эстетическую неоднозначность. Так, несомненна позитивная роль концепции С. в борьбе с преднамеренным оригинальничаньем, манерностью в иск-ве. Отстаивая принципы народности, он призывал глубже познавать историю, культуру и быт своей страны, отражать их в образах иск-ва. С. энергично поддержал творчество композиторов М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, живописцев и скульпторов Крамского, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, М. М. Антокольского. В то же время непонимание диалектического характера отношения содержания и формы в иск-ве послужило источником ошибочных оценок нек-рых худож. явлений (напр., негативная оценка импрессионизма). В целом же деятельность С- была плодотворна, способствовала развитию демократической культуры России. Осн. работы С. по проблемам иск-ва: «Двадцать пять лет русского искусства» (1882—83), «Тормозы нового русского искусства» (1885), «Художественная статистика» (1887), «Искусство XIX века» (1901) и др.

Источник: Эстетика: Словарь

СТАСОВ Владимир Васильевич

[2(14) янв. 1824 – 10(23) окт. 1906] – рус. художеств. и муз. критик, историк иск-ва; идеолог крупнейших объединений деятелей реалистич. иск-ва 2-й пол. 19 в. – "Товарищества передвижных художественных выставок" ("передвижников") и кружка музыкантов, названного С. "Могучая кучка". В 1836–43 учился в Училище правоведения, одновременно изучал музыку, живопись, лит-ру. В 1851–54 жил за границей, гл. обр. в Италии. По возвращении в Петербург работал в Публичной б-ке, с 1872 возглавляя ее художеств. отдел. Ранние статьи С. 1840–50-х гг. отмечены влиянием классицизма и его нормативной теории, преодолению к-рой способствовало, в частности, знакомство С. с соч. Лессинга и Гете. Окончат. формирование мировоззрения С., его материалистич. и демократич. убеждений происходило в обстановке обществ. подъема 50–60-х гг. под влиянием идей революц. демократов – Белинского, Герцена, Огарева и Чернышевского. В многочисл. статьях, монографиях и особенно в обзорно-критич. работах – "25 лет рус. иск-ва" ("Вестн. Европы", 1882, кн. 11–12, 1883, кн. 2, 6, 10), "Тормозы нового рус. иск-ва" (там же, 1885, кн. 2–5), "Иск-во 20 века" (СПБ, 1901) – С. выступает как поборник материалистич. эстетики, проводит идеи реализма, народности, обществ. служения иск-ва. "Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то по крайней мере уж наверное всегда бессильно" (Собр. соч., т. 1, СПБ, 1894, с. 149). Воплотить "действительные чувства и мысли народа" способно только идейное, "тенденциозное" иск-во. Рассматривая "литературность" живописи и музыки как качество их идейного содержания, С. считал "сюжетность" и "повествовательность" в живописи и программность в симфонич. музыке ведущими принципами этих иск-в; в противовес академизму выдвигал на первый план бытовой жанр в живописи. Известная ограниченность идейно-художеств. позиций С., связанная с его чисто просветит. подходом к явлениям обществ. жизни, проявилась в непонимании им социально-историч. обусловленности разложения классич. художественных форм в позднебурж. обществе и связанной с этим сложности художеств. процесса 90–900-х гг. С. ошибочно восхвалял псевдорус. стиль в архитектуре, отрицательно оценивал ряд явлений прошлого и современного ему иск-ва (доглинковскую музыку, творчество Брюллова, Венецианова, Чайковского, А. Рубинштейна), преувеличивал роль перс. инд. и монг. влияний в создании рус. нар. эпоса и развитии прикладного иск-ва; с сер. 80-х гг. во взглядах С. появляются элементы позитивизма. Однако в целом С. сыграл выдающуюся роль в распространении демократич. идей в рус. эстетике и критике 2-й пол. 19 в., утверждении идеалов новой реалистич. живописи и музыки. Соч.: Собр. соч., 1847–1886, т. 1–4, СПБ, 1894–1906; Избр. соч., т. 1–3, М., 1952; Статьи и заметки, т. 1–2, М., 1952–54; Письма к деятелям рус. культуры, т. 1, М., 1962. Лит.: Незабвенному В. В. Стасову. Сборник воспоминаний, СПБ, [1908]; Каренин В., В. Стасов. Очерк жизни и деятельности, ч 1–2, Л., 1927; Гельдштейн С. Н., Комментарии к избр. соч. В. В. Стасова, М.–Л., 1938; Ситник К. ?., С. – художеств. критик, в кн.: Вопросы теории сов. изобразит. иск-ва, М., 1950; Оголевец А. С., В. В. Стасов, М., 1956; Ливанова т.н., С. и рус. классич. опера, М., 1957; Лебедев А. К., С. и рус. художники, М., 1961. Н. Беспалова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.