Старообрядцы, староверыСтарофинны

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Найдено 6 определений термина СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Старообрядчество

совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. До 1906 г. сторонники старообрядчества преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

совокупность релит, течений, возникших в результате раскола в рус. православии и отказавшихся принять церк. реформы, проведенные патриархом Никонам во вт. пол. 17 в. Суть этих реформ сводилась гл. обр. к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения (хождение против солнца - «посолонь»), трехкратное повторение слова «аллилуйя» в пении («трегубая аллилуйя»), а также исправление церк. книг, изменение формы креста (допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным) и др. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Действит. причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью патриарха, а это наносило удар по соборности. по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархия, гос-ву. С. явилось идеологич. выражением обострения клас. противоречий. В конфликте по поводу церк. реформ столкнулись 3 осн. силы: дворянская монархия, стремившаяся подчинить церковь гос-ву, бояре и феод. духовенство, преследовавшие цель сохранения устоев феод. раздробленности и своих сословных привилегий, и возглавляемое Никоном духовенство, стремившееся к централизации церкви и установлению верховенства церк. власти над светской. Соц. неоднородность сил, поддерживавших раскол, начиная от родовых бояр, богатых купцов и кончая, крестьянством, городской беднотой, обусловила наличие в С. большого числа группировок. По классификации Бонч-Бруевича, С. делится на 2 осн. направления - поповщину и беспоповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий. Многие из старообрядч. согласий еще до революции распались и слились с другими.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

общее наименование религ. течений, отрицающих обрядовую реформу рус. православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1650-х гг. С. никогда не представляло собой единого целого и распадалось на отд. толки и согласия. Умеренное направление С. – поповщина, признавая необходимость священников при совершении богослужения и обрядов, мало чем отличается от православной церкви. Беспоповщина, отрицающая церк. иерархию и упростившая обрядность, явилась радикальным направлением, занявшим промежуточное положение между православием и сектантством. Начавшись с протеста части духовенства, возглавленного протопопом Аввакумом, против церк. реформы, старообрядч. движение в дальнейшем охватило значит. массы крестьянства и посадского населения. В эсхатологии С., в учении о воцарении антихриста в "мире" нашли религ. отражение оппозиц. настроения различных слоев общества, недовольных усилением самодержавного и крепостнич. гнета. С. жестоко преследовалось царской администрацией и офиц. церковью. Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные, малозаселенные местности – в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организац. центром С. была Москва. Старообрядч. верхушка враждебно встретила Великую Окт. социалистич. революцию. За годы социалистич. строительства С. потеряло большую часть своих приверженцев и находится в состоянии упадка. В наст. время в поповщине преобладает т.н. белокриницкая иерархия (австрийское согласие), менее распространена "древлеправославная" (беглопоповская) церковь. В беспоповщине господствует поморский толк, получивший наибольшее распространение в Прибалтике, сохраняет нек-рое значение федосеевский толк; остальные беспоповские толки представляют собой немногочисл. религ. группы. Лит.: Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, кн. 1–3, М.–Л., 1925; Смирнов П. С., История рус. раскола С., 2 изд., СПБ, 1895; Щапов А. П., Рус. раскол С., рассматриваемый в связи с внутр. состоянием рус. церкви и гражданственности в 17 в. и 1-й пол. 18 в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Каптерев ?. ?., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1–2, Сергиев Посад, 1909–12; Никольский Н. М., История рус. церкви, 2 изд., М.–Л., 1931; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. его соч., [М., 1960]; Миловидов В. Ф., С. и социальный прогресс, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 2, М., 1966. См. также. лит. при ст. Беспоповщина. В. Миловидов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. 17 в. патриархом Никоном. В старообрядчестве сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых именует себя Православной (Древнеправославной) Церковью, а своих последователей — православными христианами. Богословствование начального старообрядчества содержало только защиту традиций и критику реформы. Его наиболее известным духовным вождем был протопоп Аввакум. Уже к кон. 17 в. из-за продолжающегося разделения с официальной церковной иерархией старообрядчество оказывается вынужденным разрешать ряд проблем религиозно-философского содержания. 18 в. стал периодом высокой интеллектуальной активности, когда были созданы такие произведения, как «Диаконовы ответы», «Поморские ответы», «Щит веры», широко развернулась полемика между поповцами и беспоповцами. Вплоть до нач. 20 в. литература старообрядчества создавалась на церковнославянском языке и печаталась нелегально или же переписывалась от руки. Незадолго до революции появляются сочинения на русском языке, принадлежавшие И. Кириллову, Ф. Мельникову, Л. Пичугину, В. Сенатову и др. Обсуждение духовных, мистических последствий реформированных внешних материальных форм богопочитания сопровождалось в старообрядчестве осмыслением религиозно-философской проблематики связи формы и содержания, сущности и явления, земного и сверхъестественного. Вырабатывались представления о гармоничном единстве всех вербальных и невербальных форм отношений между человеком и Богом, воплощаемых в церковном богопочитании; о неразрывном единстве духовной сущности и совокупности ее внешних явлений. Конфликт с высшей церковной иерархией потребовал выяснить пределы повиновения христианина авторитету духовных властей и способности человека самостоятельно судить, что есть истина, а что ей противоречит. Большое развитие получили принципы понимания и истолкования текстов, в частности, положение о связи смысла текста с контекстом и с историческими условиями его создания. Старообрядческому мыслителю 18 в. А. Денисову принадлежит первое в России палеографическое исследование. Особое внимание уделялось эсхатологическим проблемам. Подвергаясь гонениям от властей, старообрядчество не создало, однако, оппозиционной социально-политической доктрины и сочетало верность своей вере с гражданской лояльностью. Книжное наследие старообрядчества, созданное за трехвековой период, огромно по объему, но вплоть до настоящего времени его религиозно-философское содержание мало изучено и не оказало значительного воздействия на развитие русской философской мысли, хотя пример духовной стойкости вдохновлял многих выдающихся деятелей России.

Лит.: Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола, т. н. старообрядства. Сергиев Посад, 1895; Зеньковскии С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995; Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; Шахов М. О. Философские аспекты староверия. М., 1997.

М. О. Шахов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Старообрядчество

совокупность религ. течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церк. реформы, проведенные патриархом Никоном в сер. 17 в. Суть этих реформ, против к-рых выступали старообрядцы, сводилась гл. обр. к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, хождение вокруг церкви и аналоя против движения солнца, а не «посолонь», вместо 7 просфор стали употреблять 5, трехкратное повторение слова «аллилуйя» в пении («трегубая аллилуйя») вместо двухкратной («сугубой»), а также исправление церк. книг в соответствии с греческими образцами, изменение формы креста (допущение шестиконечного наряду с восьмиконечным) и др. Противники нововведений расценили все это как «порчу веры», как дело антихристово. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Действительная причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью Патриарха, а это наносило удар по соборности, по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархическому гос-ву. Возникновение С. явилось идеологическим выражением обострения соц. противоречий, характерных для России 17 в. С. делится на 2 осн. направления поповщину и беспоповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий (Беглопоповцы, Белокриницкая иерархия, Единоверческая церковь, Поморский толк, Федосеевский толк, Филипповский толк, Страннический толк, Спасовский толк).

Сторонники С. («раскольники») были прокляты на церк. соборе 1666–1667. Указом от 1685 старообрядцы были объявлены вне закона. Участие в расколе каралось смертью.

Царское самодержавие вместе с офиц. Правосл. церковью жестоко преследовали С. в течение почти всей вт. пол. 17 и перв. пол. 18 в., за исключением нескольких лет при Петре I, когда им были разрешены свободные богослужения при условии записи на «двойной оклад», т. е. при согласии платить двойные налоги (т. наз. записные раскольники). Спасаясь от гонений, старообрядцы бежали на малозаселенные окраины России (в Поволжье, на Урал, в Сибирь) или даже за ее пределы (в Польшу, Австрию, балканские страны, Германию, Турцию, Румынию), основывали там свои слободы, селения и скиты. Нередки были случаи самосожжения гонимых старообрядцев. Роль торгово-промышленных элементов в С. к сер. 18 в. сильно возросла. В связи с этим госво, проводя политику поощрения торгово-промышленной деятельности, в 1762 издало указ, разрешавший старообрядцам вернуться на родину и предоставлявший им при возвращении даже нек-рые льготы. Опорными пунктами С. с того времени стали города, слободы и села в развивающихся промышленных районах. Главенствующее положение как центр С. с кон. 18 в. заняла Москва, где беспоповцы обосновались вокруг Преображенского кладбища, а поповцы вокруг Рогожского кладбища. Вторым по значению центром С., преимущественно беспоповщины, стал Петербург.

С нач. 19 в. самодержавие вновь усилило давление на С. В 30 40-х гг. нередки были случаи насаждения «единоверия» среди старообрядцев при помощи военных отрядов. Мн. старообрядческие монастыри и церкви были в то время разрушены или переданы «единоверцам». В связи с нехваткой священников в некрых беглопоповских приходах их роль стали исполнять уставщики. Т. обр. возникло «часовенное со1ласие», получившее распространение в Сибири.

В 1862 группа сторонников белокриницкой иерархии выступила с «Окружным посланием», в к-ром провозглашала отказ от наиболее острых расхождений с офиц. православием по догматическим и обрядовым вопросам.

Осн. центрами С. в кон. 19 в. были Москва, Гуслицы и Поволжье. В результате революции 1905 С. получило нек-рые права: оно могло строить церкви и молельни, а также открывать новые приходы и общины. В 1912, согласно переписи, в России насчитывалось свыше 2,2 млн старообрядцев. Однако эту цифру можно было бы увеличить в 1,5–2 раза. Старообрядцы имели накануне 1917 630 храмов, 3161 молитвенный дом, 73 скита и др. Было создано 99 старообрядческих школ.

В советский период С. вступило в полосу углубляющегося кризиса, характерными чертами к-рого было сокращение численности, исчезновение мелких толков и согласий, постепенное стирание граней между отдельными направлениями, процесс «обмирщения», утраты ре лиг. специфики.

В наст. вр. последователей С. в России и за рубежом насчитывается ок. 2 млн чел. В Румынии имеется старообрядческая митрополия. Старообрядцы проживают также в Канаде, США, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии.

На 1 янв. 1996 в Российской Федерации насчитывалось 164 зарегистрированных религ. объединения С., 5 релит, центров и управлений, 156 религ. обществ, 1 духовно-образовательное учреждение, 1 монастырь. С. в осн. исповедует русское население бывшего СССР. В 1971 на Поместном соборе РПЦ была снята анафема на старообрядцев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религии народов современной России

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (староверие)

общее название рус. духовенства и мирян, сохраняющих церковные установления и традиции древ-нерус. православной церкви и отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в XVII в. патриархом Никоном (см. Раскол). Среди С. сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из к-рых официально именует себя Древлеправославной (православной) церковью, а своих последователей - православными христианами. Бытует самоназвание "староверы" с прибавлением указания на принадлежность определенной старообрядческой церкви. В дореволюционной литературе, как правило, С. именуется "расколом", а староверы - "раскольниками". В первые десятилетия С. было прежде всего общественной оппозицией церковным нововведениям, не вводившей новую позитивную программу или доктрину; богословствование начального С. было только защитой церковной традиции и критикой реформы. Но уже к кон. XVII в. перед С. обостряется необходимость решения целого ряда богословско-мировоззренческих проблем - как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна часть староверов пришла к убеждению, что, поскольку необходимо иметь священство, следует принимать с сохранением сана священнослужителей, переходящих в С. из новообрядной церкви. Это направление получило название "поповщина", "поповцы" или "беглопоповцы". Но др. староверы полагали, что в мире воцарился антихрист и близок конец света. Поэтому истинное священство исчезло, а новообрядная церковь лишена благодати. Эти старообрядцы называются "беспоповцы". Перед ними возникла задача организовать свою церковно-богослужебную жизнь и дать этому догматическое обоснование. Значительная роль в ее разрешении принадлежит братьям А. а С. Денисовым и Феодосию Васильеву. Из богослужения беспоповцев исключаются все священнодействия, к-рые полномочен выполнять только священник или дьякон. Такие богослужения и до раскола совершались в сев. краях Поморья, где в малонаселенных и удаленных приходах не было постоянных священников. С этим связано происхождение названия мн. беспоповцев - поморцы. Правила организации церковной жизни, отношений с еретиками черпались С., в т. ч. и беспоповцами, из "Кормчей книги" - свода правил апостолов, соборов и святых отцов. Отвержение новообрядного священства и таинств беспоповцами не имело ничего общего с учением протестантизма, с к-рым их неоднократно пытались сблизить на основании внешнего сходства. Беспоповцы не отвергают принципиально ни церковную иерархию, ни таинства, они лишь в конкретных исторических условиях, руководствуясь опять-таки учением святых отцов и церковными канонами, вынуждены были обходиться без них. Видя в этом лишении признак антихристова времени, беспоповцы в течение мн. лет, однако, пытались найти истинное священство в отдаленных странах, в частности в легендарном Беловодье. В вопросе о совершении таинств беспоповцы не просто провозглашают равные права священников и мирян, но, опираясь на свод церковных канонов и историю церкви, в каждом конкретном случае рассматривают, вправе ли мирянин крестить, исповедовать и т. д. в экстремальной ситуации отсутствия священника. Для этих целей в беспоповстве складывается ин-т наставников-мирян, выполняющих функции духовных отцов. Невозможность совершения мирянином евхаристии разрешается в учении о "духовном причащении" - уповании на то, что при отсутствии видимого причастия Господь само страстное желание причаститься вменит за евхаристию. Проблема сочетания идеи о состоявшемся пришествии в мир антихриста со святоотеческим учением нашла выражение в беспоповской концепции о "духовном антихристе": антихрист не есть человек во плоти, он пришел духовно, его владычество - владычество еретиков, сопровождающееся гонениями на православных христиан, т. е. на С. Крупнейшее разделение в беспоповстве вызвал вопрос о таинстве брака. Последователи Феодосия Васильева - федосеевцы-старопоморцы постановили, что в отсутствие священства миряне не могут совершить браковенчания, сожительство же без брака есть блуд, и, следовательно, все должны вести девственную жизнь. В течение XIX в. долгое время федосеевцы являлись самым многочисленным течением в беспоповстве. Среди беспоповцев-поморцев в XIX в. оформилось учение о бессвященнословном браке, совершающемся благословением наставника и родителей. Эта практика вызвала разделение с федосеевцами, породившее с обеих сторон целый корпус полемических соч. о таинстве брака. Кроме перечисленных выше осн. разделений, в С. образовался еще ряд толков и согласий. Последнее крупное разделение в С. произошло после перехода к староверам в 1846 г. Босно-Сараевского митрополита Амвросия, учредившего Белокриницкую иерархию (по названию с. Белая Криница). Часть поповцев не приняла этой иерархии и продолжала довольствоваться переходящими от синодальной церкви священниками. В 1923 г. к ним перешел новообрядческий архиепископ Никола (Позднее), но и после появления иерархии за ними сохраняется обыденное название "беглопоповцы". Корпус старообрядческих соч. огромен, большую его часть представляют собой рукописные книги, посвященные полемике с новообрядчеством или между различными течениями С. Среди наиболее выдающихся произв., представляющих интерес для изучения религиозно-философских воззрений староверов, можно назвать соч. Аввакума, "Соловецкую челобитную", "Поморские ответы", "Щит веры", "Меч духовный", соч. Павла Любопытного, епископа Арсения Уральского (Швецова), И. Кириллова, Ф. Мельникова, Л. Пичугина, В. Сенатова, епископа Михаила (Семенова). Для историка философии С. интересно прежде всего тем, что в ходе трехсотлетней полемики была приведена в движение вся мировоззренческая система византийско-рус. православия, ревизован и заново осмыслен весь его понятийный аппарат и внутренняя логика. Среди важнейших проблем, обсуждаемых в старообрядческих соч. - проблема сочетания личной ответственности за свою веру и подчинения авторитету иерархии, проблема взаимосвязи веры и ее выражения в священнодействиях, церковных обрядах. Осн. тяжесть доказательства в старообрядческих соч. несут многочисленные выборки цитат из Священного писания, святых отцов и церковных канонов. Используются также и соч. новообрядцев, светских авторов. Цитаты сопровождаются истолкованием, обсуждением границ их применимости к излагаемой теме, возможной многозначности выражений. Очень мн. старообрядческие полемические соч. написаны в форме вопросов и ответов. Поскольку уровень грамотности среди староверов был высок, богословские споры не были достоянием узкой группы богословов-начетчиков - они вызывали общественный интерес и велись повсеместно как на диспутах, так и в письменном виде - в посланиях. Первыми авторами, опубликовавшими свои взгляды на сущность С., стали представители новообрядцев - Симеон Полоцкий, митрополит Димитрий Ростовский, епископ Питирим Нижегородский и др. Первоначальной их позицией было стремление доказать, что С. есть еретичество, что его последователи защищают неприемлемые для православия взгляды и обычаи. По мере того как становилось ясным, в т. ч. под влиянием научных открытий, что в дониконовских церковных установлениях нет ничего еретического и ложного, синодальные обличители меняют позицию и делают акцент на том, что якобы С. - движение темного, необразованного люда, не покорившегося иерархам и не понимающего, что произведенные преобразования сравнительно малозначительны и не изменяют существа веры и церкви. Митрополит Платон (Левшин) теоретически и практически основал единоверие (1800), допускавшее чисто внешнее отправление дореформенного богослужения священниками, подчиняющимися новообрядческому Синоду. В сер. XIX в. возникает концепция, истолковывающая С. как народно-демократическое движение, лишь внешне облеченное в религиозную форму. Она получает развитие в трудах В. В. Андреева, В. И. Кельсиева, А. С. Пругавина, Щапова и др. Герцен намеревался даже организовать среди С. революционную пропаганду, что, впрочем, закончилось полной неудачей. На самом деле старообрядческая литература не касается проблем социального устройства, неприятие же государства и самоустранение от мн. форм общественной жизни есть лишь следствие убеждений в том, что существующее государство - еретическое. Несостоятельность попыток приписать С. антисамодержавные революционные воззрения была показана Н. С. Лесковым, П. И. Мельниковым-Печерским. В. С. Соловьев в работе "О русском народном расколе" пытался сблизить С. с протестантизмом, впрочем, чисто отвлеченно, не опираясь на изучение старообрядческой литературы и вероучения. Розанов и П. И. Мельников-Печерский высказывали мысль, что С. есть доведенное до логического завершения византийское православие - "мрачное", "жестокое", "отвергающее жизненные радости, стремящееся к умерщвлению плоти". Важное значение для изучения истории раскола имели работы Н. Ф. Каптерева, к-рые также послужили и нек-рой "реабилитацией" древнерус. церковной традиции. Интересная в плане исследования исторических фактов работа Е. Е. Голубинского "К нашей полемике со старообрядцами" (1905) выдвигает в качестве осн. причины раскола "отсутствие у нас просвещения" и невежество. При всей необозримости исследований о С. существует крайне мало беспристрастных работ, посвященных богословскому анализу и религиозно-философскому осмыслению (а не обличению) сущности С. Интерес в этом плане могут представлять соответствующие лекции курса Ключевского, главы "Истории русской философии" Зеньковского и "Путей русского богословия" Флоровского. Большое значение имеет фундаментальное исследование С. Зеньковского "Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века" (Мюнхен, 1970), хотя вытекающий из него вывод, что С. вызрело как внутренний продукт жизни рус. церкви, а Никонова реформа была лишь внешним толчком, поводом, выведшим С. наружу, представляется спорным. 11ссмотря на то что с момента раскола С. было объектом преследований, только официальное число староверов во 2-й пол. XIX в. превышало 10% населения России. Боровшийся со С. старец Амвросий Оптинский, протестуя против отмены правительственных репрессий и предоставления С. свободы вероисповедания, признавал, что в таком случае число староверов в один год удвоится, а через несколько лет так умножится, что из простого народа мало останется не перешедших в С. В настоящее время существуют следующие крупные церковные организации С: Старообрядческая Митрополия Московская и всея Руси (Белокриницкая иерархия); Старообрядческая Архиепископия Новозыковская, Московская и всея Руси (беглопоповцы); Древлеправославная Поморская Церковь (беспоповцы, имеются самостоятельные структуры в России, Латвии, Литве). Беспоповцы-федосеевцы, центром к-рых считается Московская Преображенская община, не имеют единой системы, связывающей церковные общины. Старообрядческие приходы существуют в Румынии (в т. ч. Митрополия Белокриницкой иерархии), в Польше, Северной и Южной Америке и др. странах. В последние годы возрождается деятельность по изданию религиозной литературы С., по богословскому образованию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме СТАРООБРЯДЧЕСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме СТАРООБРЯДЧЕСТВО — 0

Найдено книг по теме СТАРООБРЯДЧЕСТВО — 0

Найдено презентаций по теме СТАРООБРЯДЧЕСТВО — 0

Найдено рефератов по теме СТАРООБРЯДЧЕСТВО — 0