СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Найдено 1 определение
СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
состояние политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, Обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.
В истории политического дискурса существовали различные модели политической стабильности. В античности согласие (homonoia) мыслилось как гармоническое соотношение, имеющее числовой характер. Так, реформы Солона исходили из гармонии, установленной посредством точных пропорций и обеспечивающей согласование между различными группами полиса (2/1, 3/2,4/3).
В Средние века политическая стабильность достигалась благодаря силе традиций и авторитета христианской церкви.
В Новое время в связи с разделением властей решающей моделью стала модель равновесия между ними, достижения баланса между различными политическими силами. Дифференциация политической системы современного общества, плюралистичность его политических сил существенно усложняют достижение социальной интеграции. В наши дни все больше и больше осознается относительный характер политической стабильности, подверженной флукгуациям и строящейся на основе идей системного подхода и самоорганизации.
Политическая стабильность, как и стабильность общества; обусловлена законами функционирования и развития общества, характером и способами взаимодействия его подсистем, изменения и эволюция которых не влекут за собой разрушения функционального единства структуры и их равновесия. Политическая стабильность обеспечивается политической системой общества (ее главный элемент — государство) и эффективностью осуществления ее функций, что в свою очередь зависит от массовой поддержки граждан: 1) от так называемой «ситуативной поддержки», выражающей оценку общественным мнением конкретных решений, принимаемых государственными органами, публичных заявлений политических лидеров, наделенных властью, действенности политических акций, и 2) от «системной поддержки», т. е. от устойчивости положительных оценок и мнений, свидетельствующих об одобрении обществом деятельности властных структур в целом, проводимой государством внутренней и внешней политики. Важным фактором «системной» поддержки выступает доверие к политическим лидерам и политическому режиму, готовность разных социальных групп отстаивать свои интересы на основе и в соответствии с законом, правовыми и нравственными нормами.
Массовая поддержка политического режима выражается также в принятии большинством населения всей совокупности основных политических ценностей (принцип разделения властей, гласность, многопартийность, плюрализм мнений, свобода слова, независимость средств массовой информации и т. д.), определяющих характер и способы функционирования данной политической системы.
К основным условиям, влияющим на уровень массовой поддержки существующего политического режима, относятся также: уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности граждан; наличие демократических институтов и механизмов, обеспечивающих участие населения вполитическом процессе; безопасность и правовые гарантии личности.
Особое значение приобретает массовая политическая поддержка в условиях реформ, когда общество в целом и его политическая система, в частности, переживают период перехода от одного состояния к другому, становясь на какое-то время разбалансированными, а значит, и менее стабильными. В этих условиях возникает противоречие и даже разрыв между социальными нормами и ценностями, утверждаемыми (насаждаемыми) властными структурами, и социальными нормами и ценностями, доминирующими в массовом сознании. В массовом сознании в силу ряда причин — инерционности, более стойкой приверженности к фундаментальным ценностям, — может возникнуть неприятие норм и ценностей властвующих групп, напряженность и даже конфликт между массами и властями. Важно учитывать, что в обществе всегда существует конкуренция групп за лидерство, смена групп, претендующих на более заметную политическую роль и на более весомый политический статус. Эти группы, организованные в политические движения и партии, могут возглавить оппозиционные выступления в разных формах. Они будут тем успешнее, чем в большей мере отразят общенациональные интересы и цели, ценности культуры и менталитет. Оппозиционные группы способны придти к власти при условии, если им удастся мобилизовать и повести за собой массы, объединив их идеологическими лозунгами и программами. Многое здесь зависит от политически авторитетного лидера, популярного в народных массах. В поддержании политической стабильности особое значение имеют утвердившиеся в обществе, кодифицированные в правовых законах и ставшие легитимными способы борьбы за власть. Исторический опыт нелегитимной политической борьбы — от политических заговоров до политических революций показывает, что она разрушительна для политической стабильности и чревата распадом общества. Нелегитимная борьба за власть может иметь явный и латентный характер. Скрытые формы нелегитимной борьбы за власть, не выходя на Поверхность общественной жизни, способны серьезно ослабить устойчивость правящего режима, разрушить его внутреннюю консолидацию и привести в конечном счете к серьезным политическим потрясениям.
Обеспечение политической стабильности общества достигается благодаря правовым гарантиям безопасности участия граждан и политических организаций в политической деятельности и особенно в оппозиционных (протестных) движениях, отстаивающих свои политические интересы и претендующих на политическое участие во власти. Во многих демократических странах мира накоплен значительный опыт политической борьбы (и в первую очередь борьбы за власть), не приводящей к катаклизмам и национальным потрясениям. Реформируемой России такой опыт еще только предстоит обрести. В разных странах выдвинуты и осуществляются специальные программы стабилизации, их опыт выхода из экономического и политического кризиса, восстановления политической стабильности без смены общественно-политической системы, модернизации экономики при государственном контроле и регулировании, учитывающий различие социально-политических систем и исторических условий, национальные и государственные особенности при его адаптации столь же важен для России.
Политическая стабильность зависит от уровня и характера политической активности, от позиций политических лидеров, от ихумения выражать общенациональные интересы и консолидировать политическую волю граждан, от способности к критическому анализу своей деятельности, от соблюдения ими нравственных и правовых норм.
Важным условием политической стабильности общества в период реформ является их правовая обеспеченность, достигаемая на основе единства конституции (основного закона), федерального и местного законодательства. Система существующих в обществе законов должна изменяться в соответствии с новыми условиями и новыми вызовами времени. Несвоевременное изменение, отставание или затягивание совершенствования конституционных норм и действующего законодательства оказывает дестабилизирующее воздействие на политический процесс, на взаимодействие политических субъектов и ветвей власти.
Показатель политической стабильности общества — его способность нейтрализовать негативные воздействия извне (подрывную деятельность, международный терроризм, экономическую блокаду, политическое давление, шантаж, дезинформацию, угрозу применения силы и др.). Подобные негативные воздействия могут привести политическую систему в состояние крайней нестабильности и даже разрушить ее. В этом отношении особенно опасно развязывание гражданской войны или масштабных политических насильственных актов со стороны как сторонников, так и противников существующего строя. Поэтому столь важна адекватная реакция государства на угрозу своему суверенитету, своим социальным интересам и безопасности своих граждан.
Лит.: Политическая теорм и политическая практика. М., 1994; Семигии Г. Ю. Политическая стабильность российского общества в условиях реформ. М., 1996; Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1998; Иванов В. Н. Россия: обретение будущего. М., 1998; Россия: преодоление национальной катастрофы. М., 1999.
Г. Ю. Семигин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
503.94 кб

РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Полосин Андрей Владимирович
В данной статье представлена прикладная модель оценки политической стабильности в субъектах Российской Федерации, периодически применявшаяся на практике в течение 2011-2016 гг.
Читать PDF
115.39 кб

Кавказская модель политической стабильности

Албаков Магомед Махмутович
В статье предлагается универсальная для Северо-Кавказского региона модель политической стабильности, разработанная на основе социально-политических, национально-культурных особенностей региона.
Читать PDF
330.82 кб

Политическая система Алжира: причины стабильности

Мохов Н.
Востоковедный сборник, М., 2006 г., с. 425-441.
Читать PDF
128.70 кб

Некоторые аспекты политической стабильности в Китае

Дин И.
Социальные последствия политической и экономической реформы в КНР выражаются в тех сдвигах, которые происходят в китайском обществе с конца 80-х гг. ХХ-го столетия.
Читать PDF
132.03 кб

Социальная трансформация и политическая стабильность

Мингариев Ф. К.
Читать PDF
138.40 кб

Политическая стабильность и национальная безопасность

Коровай Е. А.
В статье рассматривается проблема обеспечения национальной безопасности.
Читать PDF
10.72 мб

Политическая стабильность в годы перемен и потрясений

Галкин Александр Абрамович
В статье рассматриваются условия, факторы и состояние стабильности в мире как открытой системы, реагирующей на внешние и внутренние вызовы. Основу политической стабильности образует состояние общественного сознания.
Читать PDF
244.73 кб

Социальный кризис как угроза политической стабильности

Симоянов Алексей Вячеславович
Взаимная зависимость экономики, социальной сферы и политики порождает ситуацию, когда кризис экономики и последующее ухудшение уровня жизни граждан создает угрозу для существующей в стране политической системы.
Читать PDF
1.60 мб

Измерение психолого-политической стабильности общества

Пушкина М. А.
В соответствии с теорией А.И. Юрьева политическая стабильность рассматривается как психологическая способность населения сохранять спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние дестабилизирующие факторы.
Читать PDF
608.70 кб

Экономический рост как фактор политической стабильности

Ярославцева Анна Олеговна
Статья посвящена анализу актуальной проблемы влияния динамики экономического роста на уровень политической стабильности стран.
Читать PDF
108.24 кб

Политическая стабильность как спроектированный конфликт

Гордеева Мария Александровна
Стабильность как парадигма социального развития становится все более привлекательной по мере развития таких явлений, как общество потребления и социальное государство.
Читать PDF
496.11 кб

Оппозиция и стабильность политического процесса в России

Зелетдинова Эльвира Анваровна
В статье рассматривается проблема стабильности политической системы через призму развития российской оппозиции в последние 2 года.
Читать PDF
67.95 кб

Информационное измерение стабильности политического режима

Балахнин И.
Читать PDF
95.58 кб

Парламентаризм и политическая стабильность: факторы влияния

Колесников Владимир Николаевич
Статья раскрывает взаимосвязь парламентаризма и политической стабильности в условиях современной России.
Читать PDF
918.96 кб

Научные достижения исследователей политической стабильности

Семченко Ольга Ростиславовна
Статья посвящена анализу степени разработанности проблемы информационного обеспечения политической стабильности.