Средства массовой информации

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Средства массовой информации
один из институтов управления большими массами людей; в современном мире, где они в общем-то и появились, средства массовой информации являются одним из основных механизмов удовлетворения второй части требований плебеев - "хлеба и зрелищ". Их не следует путать со средствами передачи и хранения информации. Существует метафора, гласящая, что средства массовой информации являются "четвертой властью". Учитывая, что в эти структуры людей не выбирают, стоит поразмыслить о легитимности
такой "власти". Реально средства массовой информации всегда стоят на службе у определенных сил, являющихся истинной властью, и выполняют их заказы и поручения.
Чувствуя, слыша и понимая, что достучаться до людей нельзя, одни средства массовой информации
смирились с неизбежным и живут в свое удовольствие, публикуя время от времени душещипательные статьи на эти или другие темы, а другие средства информации делают вид, что проблемы не существует.
Ассоциативный блок.
Учитывая то, что феномен " Средства массовой информации" является достижением практически последних 20-150 лет развития цивилизации, а также то, что средства массовой информации "проникли" в сферу наиболее "интимных" отношений информационной системы Человечество, туда, где раньше находились лишь практика, религия, наука и образование, следует внимательно присмотреться к возможным последствиям действия этого "совершенно нового" негуманоидного фактора.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(Massenmedien; от Masse, понятия массы в социологическом смысле и лат. medium — «середина, средний, посредник») — получившие в повседневной жизни широкое распространение «передатчики» информации любого рода: ежедневная пресса, еженедельники, радио, телевидение и т. п. Хотя средства массовой информации являются ценным культурным достижением техники, их отчасти негативное воздействие на культуру и политику дает повод для возникновения вызывающих озабоченность культурно-философских вопросов. Необходимость обращаться ко всем, а поэтому к «усредненному получателю информации», имеет, помимо прочего, определенные последствия: 1) предлагаемое, как правило, подается на общедоступном уровне, который неизбежно страдает упрощениями, нечетко сформулированными высказываниями, банальными пояснениями и пр., из чего получатели информации, образование которых ниже среднего уровня, а они составляют большую часть аудитории средств массовой информации, запоминают главным образом заголовки и примитивные выражения, не вникая в суть целого; 2) когда под влиянием единообразных заголовков «сформировывается» определенный язык, то средства массовой информации вынуждены сами же к этому языку приспосабливаться, в результате чего легализуется «развитие языка», в котором они же виноваты; обычные развлекательные программы, реклама и другая полезная информация вписываются в рамки этого единого языка и несложных художественных представлений часто эмоционально и таким образом, что большинство привыкает слушать их даже тогда, когда не чувствует, что они обращены к ним, но звуковой фон становится «окружением», без которого человек себя не представляет; эта окружающая среда приобретает непосредственно личностный характер, когда крупные массовые мероприятия, главным образом спортивные, способствуют тому, что пользователи средств массовой информации отождествляют себя с «героями» (а в другое время с политическими «героями»), победителями, со «своими» игроками и превращаются в приверженцев местного патриотизма; среди многочисленных и по качеству различных передач радио и телевидения имеются легкие развлекательные программы (сюда относятся и незамысловатые видеоинформационные передачи), которые оказывают такое сильное влияние на примитивную человеческую жажду зрелищ, что большинство удовлетворенных зрителей ограничиваются потреблением изображаемого и пренебрегают переосмыслением сущности того, что им преподносится. Духовно инертные, пассивные зрители, не чувствующие потребности переключать свой телевизор на программу, повышающую их образование, постепенно теряют свои первоначальные качества вести в кругу семьи беседы, и в результате их запас слов сокращается до минимального набора упрощенных выражений. Радио и ежедневная пресса составляют исключение, так как большинство их потребителей вынуждены из предложений реконструировать смысл сказанного и таким образом не полностью разучиваются говорить на живом языке. Но именно эти два средства массовой информации у людей, чей уровень образования ниже среднего, все больше и больше вытесняются телевидением. В свете этих опасных тенденций культурные и образовательные возможности средств массовой информации трудно оценить достаточно высоко. Передачи, воспринимаемые лишь небольшим, ограниченным кругом, не могут ставиться во главу угла или оказывать влияние на уровень передач, предназначенных для подавляющего большинства. Не говоря уже о том, что средства массовой информации даже при высоком качестве передач таят в себе опасность злоупотребления демагогией и потребительским спросом; по сути дела, уже ничего нельзя изменить в том, что они существуют именно для масс (см. Омассовлениё) и их развивающее воздействие на отдельных людей, ожидающих от передач более высокого качества, остается чрезвычайно неэффективным по сравнению с уравниловкой, ориентирующей все культурные, образовательные ценности на низкий уровень «массового потребления».
Е. Feldmann. Theorie der М., 1962; G. Schischkoff. Die gesteuerte Vermassung, 1963; E. Scheuch. M., Wirklichkeit, Manipulation, 1970; R. Zoll. M. und Meinungsbildung, 1970; A. Silbermann, E. Zahn. Die Konzentration der M. und ihre Wirkung, 1970; H. Holzer. Gescheiterte Aufklärung?, 1971; D. Prokop. Faszination und Langeweile der Medien, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
информационные органы, занимающиеся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печати, радиовещания и телевидения. Массово-информационная деятельность стала активно развиваться с изобретением книгопечатания (в Европе в 15 в.), появлением радио- и телевизионной техники (1-я, пол. 20 в.). Ко 2-й пол. 20 в. сложились национальные системы СМИ. Быстро растет международный обмен информацией. Резкий количественный и качественный скачок в сфере информации, происшедший в последние десятилетия, получил название «информационного взрыва». Деятельность СМИ обеспечивается созданием технической инфраструктуры (типографии, службы звуко- и видеозаписи, кинофабрики, средства доставки и распространения печатной продукции, каналы наземной и космической связи, производство бумаги и др.), информационной инфраструктуры (корреспондентская сеть, телеграфные агентства, агентства печати, пресс-службы, агентства аудиовизуальной информации), системы подготовки кадров. В нек-рой степени роль СМИ выполняет устная пропаганда, лекционная деятельность (в СССР особенно через общество «Знание»), система кинопроката и сеть кинотеатров, видеосалонов, информационных центров и т.д.
В развитых капиталистических и социалистических странах насыщенность СМИ чрезвычайно велика. В Японии, напр., в сер. 80-х гг. на 1 тыс. жителей приходилось 562 экз. газет, в СССР — 422, в США —268. Телевизоров в США насчитывается 190 млн., в СССР—100 млн., в Японии — 70 млн. В СССР средняя по количеству членов семья располагает более чем шестью источниками печатной информации, более чем одним радиопринимающим устройством и практически каждая — телевизором. Систему СМИ каждой страны составляет совокупность газет, еженедельников, журналов, массовой книжной продукции, программ радио и телевидения общенационального, регионального, местного характера. Наряду с универсальными все большее значение приобретают специализированные (по тематике и аудитории) издания и программы. По каналам СМИ распространяется информация, соответствующая широкому кругу интересов и запросов аудитории (от международных сообщений до новостей культуры, спорта и моды, от сведений по экономике до советов по ведению домашнего хозяйства, коллекционированию и т.д.). Осн. функция СМИ —культурно-идеологическая, направленная на формирование общественного сознания, системы ценностей и установок, прежде всего в сфере общественного мнения.
Идеологическая позиция различных органов СМИ складывается на основе политических» классовых, и партийных ориентации их издателей и руководителей» В силу распространенности и возможностей постоянного и активного влияния на массовое сознание СМИ играют главную роль в идеологической работе, в т.ч. в идеологической борьбе на международной арене. XIX Всесоюзная конференция КПСС указала на важную роль СМИ в расширении гласности, в развертывании реальной критики и самокритики, в борьбе с теми или иными недостатками, злоупотреблениями, бюрократизмом, др. негативными явлениями. В то же время гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность СМИ. Непременными требованиями в этой сфере должны быть высокая идейность и нравственность, компетентность, строгое соблюдение профессиональной этики, безусловная достоверность информации.
Организацией деятельности СМИ за границей занимаются государственные и общественные организации (напр., Информационное агентство США, Агентство печати Новости в СССР), различные фонды и т.д. На основе принципа суверенитета каждое государство вправе регулировать деятельность зарубежных СМИ на своей территории, пресекать подрывные идеологические акции. Вместе с тем рост значения обмена культурными ценностями, сопоставления взглядов, информационного взаимодействия требует налаживания сотрудничества стран в области СМИ. Международные межправительственные и неправительственные организации издают собственные журналы. На основании соглашений между правительствами и различными правительственными органами страны обмениваются изданиями («Soviet Life» в США, «Америка» в СССР), распространяют свои издания в др. странах. Организуются радио- и телевизионные «мосты», действуют международные организации — Международная организация радиовещания и телевидения, Интервидение, Евровидение и др. Вместе с тем назрела необходимость во всестороннем регулировании международных обменов в сфере СМИ на основе разрабатываемой концепции нового международного информационного порядка. Становится очевидной необходимость определения в духе нового политического мышления новой роли средств массовой информации и коммуникации. СССР предлагает приступить под эгидой ООН к разработке всемирной информационной программы с целью объективного ознакомления народов с жизнью друг друга. Такой проект должен предусматривать освобождение информации от стереотипов «образа врага», от предвзятости, нелепых выдумок, преднамеренного искажения правды.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
566.58 кб

Религия и средства массовой информации

Поташинская Наталия Николаевна
Статья посвящена отношению Церквей с конфессиональными и светскими средствами массовой информации, особенно с Интернетом, а также использованию СМИ для воздействия на массовое сознание и общественные отношения с целью распростране
Читать PDF
75.64 кб

Реальность в средствах массовой информации

Чубик Анна Петровна
Доказано, что, несмотря на видимую достоверность телевизионного изображения и фотографии, воплотивших идеал миметического искусства, стремящегося отразить мир таким, какой он есть, нельзя говорить об объективности реальности, пред
Читать PDF
63.11 кб

Глобализация и средства массовой информации

Сапожникова И. А.
Статья посвящена процессу глобализации, который все больше набирает обороты в современном мире, трансформируя все сферы жизни общества. Средства массовой информации и глобализация оказывают влияние друг на друга.
Читать PDF
689.40 кб

Мифотворчество в средствах массовой информации

Шульга Надежда Викторовна
В статье рассматривается система функционирования мифологем в массовом политическом сознании. Выделены способы воздействия средствами массовой информации посредством мифологических элементов на массовое сознание.
Читать PDF
143.03 кб

Образ священника в средствах массовой информации

Морозов Евгений Михайлович
В процессе реализации новой стратегии (в ответ на вызовы современности) Русская православная церковь пытается переосмыслить образ современного священнослужителя и представить обществу грамотного священника с широким кругозором, сп
Читать PDF
275.99 кб

Дискурс наркотизма в средствах массовой информации

Елистратова Ольга Александровна
В статье обосновывается важность дискурса социальных проблем (в частности наркотизма) в массмедиа.
Читать PDF
2.64 мб

Стабильность общества и средства массовой информации

Виноградов В.Д., Пеньковская О.Л.
Mass media considered as one of the major factors which influence the stability of the modern society.
Читать PDF
105.46 кб

Образ России в средствах массовой информации Болгарии

Дронзина Татьяна , Мавродиева Иванка
Читать PDF
100.19 кб

Синтез средств массовой информации в эпоху постмодерна

Есипова И. В.
Рассматриваются социологические особенности функционирования СМИ в эпоху постмодерна.
Читать PDF
320.30 кб

Образ российской семьи в средствах массовой информации

Мищенко Владимир Анатольевич
В статье поднимаются вопросы статуса социальных институтов в современном обществе, зависимости от массовых коммуникаций.
Читать PDF
247.18 кб

Роль средств массовой информации в современном обществе

Бибик Лариса Николаевна, Дейнеко Станислав Владимирович, Устинова Оксана Вячеславовна
Наиболее значимую роль в навязывании негативных стереотипов поведения и в установлении новой «шкалы дозволенного» играют средства массовой информации, сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействие
Читать PDF
626.48 кб

Роль средств массовой информации в предвыборной ситуации

Зурабишвили Т. З.
The article is devoted to the problem of media's influence on respondents' electoral behaviour. As the basic hypotheses, concepts of Harold D.
Читать PDF
316.02 кб

Средства массовой информации в лоббистских коммуникациях

Белоусов А. Б.
Читать PDF
444.79 кб

Контент-анализ средств массовой информации Омской области

Сарсамбекова А. С.
На основании проведенного контент-анализа средств массовой информации Омской области был определен уровень толерантности этнических стереотипов и идеологем, рассматривающих казахский вопрос.
Читать PDF
378.33 кб

Средства массовой информации в условиях ценностного хаоса

Казарова Татьяна Викторовна, Хочунская Людмила Викторовна
В статье рассматривается специфика информационного взаимодействия современных средств массовой коммуникации и аудитории в контексте ценностного диалога.

Похожие термины:

  • Средства массовой информации и пропаганды 

    социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, кино, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе на основе за