СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Начиная с VI века при монастырях и церквах создаются  школы, занимающиеся подготовкой священнослужителей иизучающие три светские науки – грамматику, риторику и диалектику, которые назывались «тривиумом», т.е. тремя путями знания (отсюда – термин «тривиальный»). Позднее в школах стали преподавать арифметику, геометрию, астрономиюи музыку, составлявшие «квадриум» четыре пути познания. Эти семь дисциплин назывались «семь свободных, искусств». Обычно в школах при монастырях дети и взрослые учились по единой программе. Монастырские школы стали со временем расширять сферу своей деятельности. В первой половине IX века из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения. Слово  «университет»  (от  лат.  universitas  –  совокупность)  означает  общность,совокупность. С момента появления университетов в них имели место две тенденции:  стремление  к  автономизации  и  стремление  к  свободе  преподавания. Первым возник Болонский университет в 1119 г.,  который представлял собойстуденческую корпорацию (свободная ассоциация учеников и наставников с их привилегиями,  программами, дипломами, званиями). В 1150 г. основан Парижский университет – объединенная корпорация магистров и студентов. В Париже существовала также Кафедральная школа Нотр-Дам, собравшая студентов со всех концов Европы.  Вышедшая из стен Парижского университета группа студентов в1167 г. перебралась в Оксфордскую монастырскую школу и основала там Оксфордский университет. Выпускники 1209 г. Оксфордского университета составили ядро Кембриджского университета. Таким образом, Парижский университет стал родоначальником двух  английских университетов. Преподавание в университетах велось на латыни. В XII веке появляются и государственные университеты, находящиеся на содержании королевства, в Испании, Португалии, Польше, Чехии.  Прием  в  средневековые  университеты  был  практически  неограничен. Главным видом занятий были лекции и дискуссии. Средневековые университеты, как правило, имели три факультета: богословский, юридический и медицинский. Четвертый факультет –  артистический – был школой, где изучались семь свободных наук. В Парижском университете изучалась проблема движения. Среди ученых особо выделялись Жан Буридан (1297-1357 гг.), Альберт Саксонский (1316-1390 гг.) и Никола Орем (1323-1382 гг.). В Оксфордовском университете Роджер Бэкон заложил основы  эксперимента. Последствия возникновения университетов: 1) рождение нового слоя ученых-преподавателей; 2) университетское сообщество, не знавшее кастовых различий; 3) разработка базовых ориентиров европейского  образования (лекции, экзамены, диспуты, ученые звания, диссертации и т.д.).

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
327.20 кб

Культура и образование наших пращуров (от античности к средневековью)

Золин П.
Читать PDF
133.37 кб

Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования

Душин Олег Эрнестович
Формирование университетов и системы высшего образования в средневековой Европе XII–XIII вв.
Читать PDF
970.01 кб

Развитие медицинского образования на Гродненщине: от средневековья до наших дней

Третьякевич В.К.
В статье представлены данные о развитии медицинского образования на Гродненщине от средневековья до наших дней. Проанализированы особенности медицинского обучения разных категорий медработников.
Читать PDF
290.72 кб

Средневековая Русь в историческом образовании Польши: истоки формирования стереотипов

Карнаухов Дмитрий Владимирович
В статье рассматривается роль исторического образования Польши в качестве важного канала трансляции представлений об истории России, на примере представлений польских историков об истории средневековой Руси рассматривается формиро
Читать PDF
257.82 кб

Особенности перехода основных смыслов греческой пайдейи в теории образования Средневековья

Базалук Олег Александрович
В статье автор доказывает, что переход всемирной истории от Античности в Средние века связан с изменившимся пониманием и оценкой фундаментальных смыслов бытия, а не с их заменой.
Читать PDF
123.50 кб

О государстве лаков: Рец. : курбанов А. Д. Государственные образования лаков в средневековье. Махачк

Гаджиев Муртазали Серажутдинович
Читать PDF
391.82 кб

Религиозные и светские аспекты образования и воспитания детей в средневековой Руси: историко-педагог

Ганина Светлана Александровна
Статья посвящена проблеме анализа соотношения светского (государственного и домашнего) и религиозного знания в процессе социализации детей средневековой Руси.