СРАВНЕНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СРАВНЕНИЕ
операция сопоставления предметов с целью выявления их возможных отношений, способ выявления единства и разнообразия вещей.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

СРАВНЕНИЕ
(древ.‑рус. съравьнание – сравнение, приравнение, равность) – мысленное количественное и качественное сопоставление предметов, явлений и процессов, их свойств и отношений друг с другом, выявление общности или различия между ними.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Сравнение
Сопоставление языковыми средствами двух различных объектов либо с целью подчеркнуть их сходство или различие, либо, в поэзии, с целью вызвать образ одного, называя другое. Если сравнение неявное, мы говорим о метафоре. Если одним из объектов сравнения является абстрактное понятие – о символе.

Источник: Философский словарь.

Сравнение
метод исследования, позволяющий выявить общее и особенное в изучаемых предметах, процессах, явлениях. Широко применяется как в естествознании, так и в гуманитарном знании (сравнительная психология, сравнительное правоведение; сравнительно-исторический метод, сравнительно историческое языкознание и др.).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Сравнение
приём познания, когда устанавливается тождественность, сходство или отличие предметов и явлений. Чтобы сравнение было результативным, оно должно отвечать двум основным требованиям: 1) нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи; 2) сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

СРАВНЕНИЕ
сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и др. вместе). Является важной предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, выражающие результат С., служат цели раскрытия содержания понятий о сравниваемых объектах; в этом отношении С. используется в качестве приема, дополняющего, а иногда и заменяющего определение.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СРАВНЕНИЕ
эмпирическая процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений и т. п. С принципиальной точки зрения (в общеметодологическом плане) сравнивать между собой можно любые мысленные объекты, но при условии, что сравнение производится по какому-либо точно выделенному в них признаку, свойству, отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции.
Ф.В. Лазарев

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

СРАВНЕНИЕ
один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями. Для того, чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам. С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

СРАВНЕНИЕ
одна из мыслительных операций, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация,
упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.
Сравнение имеет смысл только в совокупности однородных объектов, образующих класс. Сравнение объектов в том или ином классе осуществляется по принципам, существенным для данного рассмотрения. При этом объекты, сравнимые по одному признаку, могут быть не сравнимы по другим признакам. Чем точнее оценены признаки, тем основательнее возможно сравнение явлений. Составной частью сравнения всегда является анализ, так как для любого сравнения в явлениях следует вычленить соответствующие признаки сравнения. Поскольку сравнение – это установление определенных отношений между явлениями, то, естественно, в ходе сравнения используется и синтез.
Сравнение – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности.
Литература: [36].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

СРАВНЕНИЕ
познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оце­нивается содержание бытия и познания. Сравнить - это сопоставить «одно» с «другим» с целью выявить их возможные отношения; посредством С. мир постигается как «связное разнообразие». При этом существенны ус­ловия, или основания, С.- признаки, к-рые детерминируют возможные отношения между предметами. В естеств. языках акт С. получает выражение в сравнит. степенях прилагательных и наречий, а в логич. языках - в предикатах порядка.
С. имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс. С. предметов в классе (tertium comparationis) осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравнимые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.
Простейший и важнейший тип отношений, выявля­емых путем С. - ато отношения тождества (равенства) и различия. С. по этим отношениям в свою очередь при­водит к представлению об универсальной сравнимости, т. е. о возможности всегда ответить на вопрос, тождест­венны предметы или различны. Предметы наглядного опыта сравнимы всегда, но условие наглядности (на­блюдаемости) существенно ограничивает теорию. Имен­но в теории типичны случаи, когда наглядное С. пред­метов невозможно и для их С. приходится прибегать к рассуждениям и, следовательно, к тем или иным аб­стракциям, на к-рых эти рассуждения основаны. Поэто­му предположение об универсальной сравнимости иногда называют абстракцией сравнимости. Послед­няя, как правило, является нетривиальной гипотезой, принимаемой в рамках (и на основе) главных принципов теории.

Источник: Советский философский словарь

сравнение
СРАВНЕНИЕ — операция сопоставления нескольких объектов, с целью выяснения степени их взаимного подобия. Она применима лишь к объектам, имеющим какой-то общий признак, рассматриваемый в качестве основания С. В сфере научного исследования С. является способом классификации имеющихся и производимых знаний, обеспечивающим общую упорядоченность человеческих представлений об изучаемой предметной области. Операция С. может иметь как качественный, так и количественный характер. В последнем случае она определяется как измерение. Интересующий ученых объект сопоставляется по заранее количественно выраженным параметрам с неким фиксированным эталоном. Совпадение изучаемых объектов (вещей, явлений, событий и т.д.) по целому ряду характеристик позволяет ученым переходить от знания об отдельных элементах мирового устройства к более общему знанию о классах, в содержание которых входят элементы, обладающие фиксированным сходством.         В связи с этим существенно важными оказываются такие типы отношений между различными объектами, как «тождество» (полное совпадение всех попарно сопоставляемых признаков у различных предметов и явлений) и «различие» (выявление частичного несовпадения признаков). В последнем случае речь может идти именно о частичном несовпадении, поскольку (как уже было сказано выше) сравнимыми являются лишь те объекты, у которых существует хотя бы одна общая характеристика. Из этого следует, что С. является самым элементарным познавательным актом, ибо абсолютная уникальность некоторого феномена, невозможность сопоставить его с чем-то уже известным, не позволяет использовать для его изучения существующие в науке приемы и методы, и вместо целостного представления о нем ученые получают лишь набор разрозненных фактов. Подобную ситуацию достаточно наглядно описал С. Лем в своем знаменитом романе «Солярис».         Практика научного исследования ориентирована на выявление связей между множеством событий и явлений, попадающих в поле зрения ученых. При этом чем более удаленными поначалу считаются различные области познания, тем большую значимость имеет обнаружение их сходства. Установка классического естествознания на создание полностью организованной системы всеобщих законов хотя и не является сегодня главным регулятором познания, но и не утратила окончательно своего значения. Поэтому С. продолжает оставаться одним из важнейших средств познавательной деятельности.         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СРАВНЕНИЕ
акт мышления («логическая рефлексия», по И. Канту), посредством которого на основе фиксированной установки оценивается, упорядочивается и классифицируется содержание познания. Онтологической предпосылкой сравнения являются реальное сходство и различие объектов познания, их признаки и отношения между ними. Гносеологической предпосылкой сравнения является априорная установка на тот или иной результат, заданная основанием сравнения. В его элементарном виде сравнение «есть умственное сближение реальных фактов... Насколько сближаемые факты совпадают, сближение их сопровождается чувством тождества или сходства. Напротив, насколько они не совпадают, сближение их сопровождается чувством разности или несходства» (Троицкий М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа, т. 2. M., 1882, с. 142).
Т. о., в первом приближении посредством сравнения мир постигается как связное разнообразие при условии что самый акт сравнения имеет смысл лишь для тех объектов «между которыми есть хоть какое-нибудь сходство» (Юм Д. Соч., т. 1. M., 1965» с. 103), т. е. в совокупности однородных предметов, образующих класс (множество). Сравнимость предметов в классе (tertium comparationis) осуществляется по признакам, определенным на этом классе и существенным для данного рассмотрения. При этом элементы класса, сравнимые по одному основанию, могут быть несравнимы по другому. К примеру, по основанию «жить на одной планете» пока сравнимы все люди, а по основанию «быть предком по прямой линии» несравнимы даже многие близкие родственники. Важнейший тип отношений, выявляемых путем сравнения, — это отношения тождества и различия. Сравнение по объединению этих отношений порождает мысль об универсальной сравнимости, о возможности всегда ответить на вопрос «тождественны или различны?». Предметы восприятия, чувственного опыта в этом смысле сравнимы всегда, но абстрактные объекты не всегда сравнимы по данному основанию, поскольку различие определяется здесь не напрямую свидетельством чувств, а является результатом логической рефлексии (как логическое отрицание тождества). В этом случае, если проблема сравнения по основанию «тождественно или различно» является массовой проблемой (зависит от параметра, как это бывает обычно в математике), она не только нетривиальна, но и далеко не всегда разрешима (см. Разрешенная проблема). Отвлекаясь от принципиальной невозможности в ряде случаев решить проблему сравнения или же от временной ее нерешенности, естественно ввести понятие об «абстракции сравнимости» (см.: Lawrev F., Novoselov M. Methodological analysis of comparison operation in physics and mathematics.— LMPS71, Abstracts. Bucarest, 1971) как нетривиальном допущении в рамках других, более сильных теоретических абстракций.
Если основание сравнения является частичным порядком, то сравнение сводится к рассмотрению отношений а = Ь, а > Ь, а < Ь, определение которых дается аксиомами равенства и порядка, а их взаимная связь выражается т. н. аксиомой трихотомии: а = Ь или а > Ь или а < Ь. Совместно они представляют систему постулатов сравнения (см.: Шатуновекш С. О. Введение в анализ. Одесса, 1923, § 6 и 7) или, иначе, логику сравнения. При этом порядок может быть качественным или дополняться количественной оценкой, как в случае измерения »ли когда сравнение используется в практике экспертных оценок. Вообще степень присущности признака предмету может подлежать количественной оценке, а может и не подлежать, что обычно зависит от данного признака или задачи сравнения. Но в любом случае указанная выше логика сравнения не зависит от этого условия.
Сравнение по отношениям порядка естественно связано с иерархическими классификациями (см. Классификация), сравнение по свойствам — с классификациями иного рода, с т. н. разбиениями на «классы абстракции» (эквивалентности, равенства). Последние имеют место и в том случае, когда сходство объектов по свойству совпадает с отношением равенства, что бывает, однако, не всегда. Для нечетких свойств, таких, напр., как неразличимость (см. Абстракция неразличимости), сходство является более широким отношением, чем равенство. Сравнение по нечетким свойствам приводит и к нечетким делениям на классы, называемым «классами толерантности».
В методологии науки операция сравнения используется и независимо от ее экзистенциальных предпосылок. При этом она настолько встроена в систему научных методов, что Э. Мах считал ее важнейшей операцией, которой создается наука. В названии многих научных направлений явно отражена их связь с операцией сравнения («сравнительная анатомия», «сравнительная палеонтология», «сравнительное языкознание» и др.). Особо выделяется и сравнительный метод.
В логике операцию сравнения явно не выделяют, несмотря на универсальный характер ее использования в языке исследователя (в метаязыке) при описании дедуктивных и особенно индуктивных умозаключений, в частности аналогии. Зато в теории конечных (цифровых) автоматов операция сравнения является фундаментальной. Здесь реализуется ее математический смысл — «сравнимость по модулю». Теорией сравнений в этом смысле воспользовался и И. И. Жегалкин для представления логики высказываний как арифметики вычетов по модулю два.
Сравнение служит важным выразительным приемом, характеризующим не только значения слов, но нередко стиль и индивидуальность описания (или повествования) в стиховой речи и в художественной прозе, где особенную роль играет контрастность значений сопоставляемых (и противопоставляемых) в сравнении слов. В теории литературы сравнение как художественный прием является специальным предметом изучения и проблемой стилистики. См. ст. Тропы.
M. M. Новоселов

Источник: Новая философская энциклопедия

СРАВНЕНИЕ
познавательная операция (логич. рефлексия – И. Кант), посредством к-рой на основе нек-рого фиксир. признака – основания С. (см. Отношение) – устанавливается то ж д е с т в о (равенство) или р а з л и ч и е объектов (вещей, состояний, свойств и пр.) путем их попарного сопоставления. Операция С. имеет смысл лишь для тех объектов, "...между которыми есть хоть какое-нибудь сходство" (Юм Д., Соч., т. 1, М., 1965, с. 103), т.е. определяется в совокупности однородных в к.-л. смысле объектов – таких, к-рые образуют множество. Признаки (предикаты), определяемые на этом множестве, служат "естественными" основаниями С. Как познавательный акт С. следует отличать от его логич. формы, к-рая является общей как для элементарных (одноактных), так и для сложных (многоактных) процедур С.: в любом случае имеют место только две возможности – сравниваемые объекты а и b тождественны (по данному основанию) или же они различны (по тому же основанию). Если основания различия таковы, что отношение различия может рассматриваться как порядковое, то операция С. сводится к рассмотрению отношений а=b, аb, являющихся исходными (основными) отношениями С. Неявное определение этих отношений дается аксиомами равенства (см. Равенствов логике и математике) и порядка, а их взаимная связь выражается т.н. аксиомой трихотомии: а=b или ab. Все вместе они дают систему постулатов С., при этом свойства входящих в эти постулаты понятий "=", "" не зависят, конечно, от "количественного" смысла, к-рый этим понятиям обычно приписывается; речь идет о порядковых свойствах нек-рого общего класса отношений (порядка отношений в широком смысле; таковы не только количественные, но и качественные отношения порядка, напр. по признаку красоты, ловкости, ума и пр.), из к-рых предметом матем. анализа становятся лишь те, для к-рых удается установить более или менее строгие методы С. В любой матем. теории непременным условием рассмотрения матем. объектов является предположение об их сравнимости. Это приводит к тому, что естественно назвать а б с т р а к ц и е й сравнимости. На этой абстракции основывается, напр., утверждение, к-рое является фундаментальным в канторовской концепции множества, что любые два элемента произвольного множества различимы между собой. На этой же абстракции основано С. самих множеств. Мы говорим "абстракция сравнимости" потому, что задача С. в общем случае является отнюдь не тривиальной, иногда даже просто неразрешимой: "Пусть А – множество всех четных чисел, больших 4, а В – множество всех чисел, являющихся суммами двух простых нечетных чисел. Мы до сих пор не знаем, какое из соотношений справедливо: А = В или А ? В, и не знаем даже, как подойти к решению этого вопроса" (Серпинский В., О теории множеств, пер. с польского, М., 1966, с. 6; о принципиально неразрешимых задачах С. см., напр., в ст. Тождества проблемы). По замечанию Юма, "мы можем производить... сравнение или когда оба объекта воспринимаются чувствами, или когда ни один из них не воспринимается или когда налицо только один из них" (Соч., т. 1, М., 1965, с. 169). Несовпадение этих видов С. проявляется уже в том факте, что в обоих последних случаях р а з л и ч и е приходится рассматривать как отрицание т о ж д е с т в а, тогда как в первом случае акт различения имеет и самостоятельное значение и рассматривается как самостоятельная операция (на нем, собственно, основывается идея математики без отрицания – см. Положительная логика). Очевидно, что С. на уровне чувств. восприятия не требует никаких абстракций. Наглядность придает понятию С. "физич. смысл", но условие наглядности С. стеснительно для теории. Именно в теории, особенно в математике, типичны случаи (как в приведенном выше примере с множествами А и В), когда наглядное сопоставление объектов невозможно (это зависит, вообще говоря, от условий задания объектов) и, значит, приходится прибегать к рассуждению и, соответственно, к тем или иным абстракциям, на к-рых мы свои рассуждения основываем. Напр., рассуждение о сравнимости множества А1 всех нечетных чисел, больших 7, и множества В1 всех чисел, являющихся суммами трех нечетных простых чисел, мы основываем на абстракции потенциальной осуществимости, поскольку "...мы знаем метод, дающий возможность путем выполнения определенных, указанных этих методом вычислений, решить, какое из соотношений ?1 ? ?1 или ?1 = ?1 верно...", хотя число этих вычислений "...так велико, что ни одна существующая электронная вычислительная машина не была бы в состоянии их выполнить" (Серпинский В., О теории множеств, с. 7). Основываясь на принципе исключенного третьего, мы можем считать сравнимыми и множества А и В из первого примера, но в этом случае абстракция сравнимости будет зависеть уже от абстракции актуальной бесконечности. Иначе говоря, абстракция сравнимости является нетривиальным допущением в рамках др. матем. абстракций. "Практически осуществимая" операция С. не должна зависеть от к.-л. абстракций бесконечности и осуществимости. Так, принимая в рамках абстракции актуальной бесконечности, что два положительных иррациональных числа равны, если все соответственные десятичные знаки их десятичных приближений одинаковы, мы вполне отдаем себе отчет в том, что на практике никогда не удается решить вопрос о равенстве чисел в указанном смысле в виду принципиальной невозможности довести бесконечный процесс С. до конца. Основание С. при таком "платонистском" определении равенства "замешано" в бесконечном процессе. На практике, ограничиваясь приближенными вычислениями, приходится исключать такие "бесконечные основания" С. путем перехода к равенству в нек-ром интервале абстракции – прагматическому (или условному) равенству (о понятии "интервал абстракции" и связанному с ним понятию условного равенства см. в ст. Принцип абстракции, Тождество). Приходится, напр., отождествлять иррациональное число с его десятичным приближением, полагая в общем случае зависимость равенства веществ. чисел от условий взаимозаменимости их десятичных приближений, когда использование (подстановка) одного из них вместо другого не нарушает заданный интервал абстракции (к примеру, обеспечивает требуемую практич. задачей степень точности). Бесконечный процесс С. заменяется здесь конечным приемом подстановки и экспериментальной проверкой ее результатов. Лит.: Шатуновский С.О., Введение в анализ, Одесса, 1923, § 6 и 7; Арнольд И. В., Теоретическая арифметика, М., 1938, гл. 3. М. Новоселов. Москва. Ф. Лазарев. Калуга.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
296.71 кб

Социальное сравнение как детерминанта имиджа

Черемушникова И. К.
Читать PDF
205.51 кб

Александр Герцен и Константин Леонтьев: философское сравнение

Гревцова Елена Степановна
Читать PDF
106.21 кб

2007. 01. 006. Марголис Дж. Сравнение реализма у М. Даммита и у Х. Патнема. Margolis J. compering Da

Боброва Л. А.
Читать PDF
325.30 кб

Александр Герцен и Константин Леонтьев: философское сравнение

Гревцова Елена Степановна
Читать PDF
332.74 кб

Универсальная история права и сравнение у Эдуарда Ганса

Монгаупт Хайнц
В статье проанализирована роль различных научных концепций в становлении философской установки во взглядах Эдуарда Ганса на право.
Читать PDF
757.65 кб

Сравнение революций социальных и научных, ведущее к пересмотру традиционного образа науки

Антаков С.М.
Некоторые отечественные философы находили аналогию между теориями научных революций Т. Куна и социальных революций К. Маркса.
Читать PDF
105.04 кб

Сравнение как философская и культурологическая проблема

Рослый В. В.
Читать PDF
231.80 кб

Трехмерность вместо первой материи: сравнение представлений о материи у Аристотеля и Филопона

Варламова Мария Николаевна
В статье рассмотрен ряд аргументов Иоанна Филопона в защиту представления о тварности материи, которые он приводит в трактате "De aeternitate mundi contra Proclum".
Читать PDF
563.61 кб

Анализ и сравнение взглядов на природу науки в современной философии науки

Коломийцев Сергей Юрьевич
В статье рассматриваются основные взгляды на природу науки, являющиеся популярными и актуальными на данный момент: научный реализм, конвенционализм, инструментализм, конструктивизм.
Читать PDF
270.60 кб

Сравнение как риторическая категория у Аристотеля

Шефф Инна Альбертовна
Статья посвящена теории сравнения в «Риторике» Аристотеля: ее эксплицитной части, т. е.
Читать PDF
201.03 кб

Свобода воли в философии и юриспруденции: анализ, сравнение, проблематика

Еникеев Анатолий Анатольевич, Станишевский Александр Игоревич
В статье рассматривается проблема свободы воли с позиций современной аналитической философии сознания и юридических наук.
Читать PDF
1.62 мб

Буддизм в сравнении с христианством

В. А. Кожевников
Читать PDF
1.91 мб

Буддизм в сравнении с христианством

В. А. Кожевников
Читать PDF
2.25 мб

Буддизм в сравнении с христианством

В. А. Кожевников
Читать PDF
2.62 мб

Учение книги Премудрости Соломоновой о божественной Премудрости или духа по сравнению с апостольским

Н. Н. Глубоковский