СПОР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

Спор
столкновение мнений, убеждений, в ходе которого каждая из сторон аргументирован-но отстаивает свою позицию и стремится опровергнуть доводы другой стороны. Целью спора может быть отстаивание истины, разоблачение лжи или победа в интеллектуальном соревновании.

Источник: Человек и общество. Культурология

СПОР

- столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны. С. является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. С. - важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники С. не приходят в итоге к согласию, в ходе С. они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные. Искусство ведения С. наз. эристикой.
Используемые в С. аргументы, или доводы, могут быть, как и в случае всякой аргументации, корректными и некорректными. В первых может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием и самого применения грубой физической силы.
Целью С. может быть обнаружение истины или достижение победы. С., направленный не на истину, а на победу, - это всегда С. о ценностях, об утверждении каких-то собственных оценок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений другой стороны. Честность, равенство, справедливость, сострадание, любовь к ближнему и т. п. - все это ценности, и С. о них - это всегда С. о ценностях. Личные планы и планы социальных групп, нормы государства и принципы морали, традиции, идеалы и т. д. -все это также ценности. Все С. о ценностях являются С., цель которых не истина, а победа. Даже С. об истинности тех или иных утверждений становится С. о ценностях, когда он ориентируется не на истину саму по себе, а на победу одной из сторон. Было бы ошибкой поэтому говорить, что в С. всегда нужно бороться не за утверждение собственного или коллективного мнения, а только за установление истины. Истина - не единственная цель С., другой его целью может быть ценность и, соответственно, победа как утверждение одних ценностей в противовес другим. Подавляющее большинство обычных С. - это как раз С. не об истине, а о ценностях. С. об истине встречается по преимуществу в науке, но и здесь он нередко переходит в С. о ценностях. Слово "победа", используемое применительно к С., прямо относится только к С. об оценках и выражаемых ими ценностях. Победа - это утверждение одной из противостоящих друг другу систем ценностей. В С. об истине о победе одной из спорящих сторон можно говорить лишь в переносном смысле: когда в результате С. открывается истина, она делается достоянием обеих споривших сторон, и "победа" одной из них имеет чисто психологический характер.
Объединение деления С. на корректные и некорректные с делением их по их цели на преследующие истину и преследующие победу над противником (С. об описаниях и С. об оценках) дает четыре разновидности С.
Дискуссия
- С., направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы.
Полемика
- С., направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.
Эклектика
- С., имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.
Софистика
- С., имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
С. об истине, использующий и некорректные приемы, наз. "эклектикой" на том основании, что такие приемы плохо согласуются с самой природой истины. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при С. или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 - простое число. Но вряд ли сама истина выиграет при таком способе ее утверждения. Тем не менее эклектические С., в которых истина поддерживается чужеродными ей средствами, существуют, и они не столь уж редки. Они встречаются даже в науке, особенно в период формирования научных теорий, когда осваивается новая проблематика и еще не достижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Известно, что Галилей, отстаивавший когда-то гелиоцентрическую систему Коперника, победил благодаря не в последнюю очередь своему стилю и блестящей технике убеждения: он писал на итальянском, а не на быстро устаревавшем латинском языке, и обращался напрямую к людям, пылко протестовавшим против старых идей и связанных с ними канонов обучения. Для самой истины безразлично, на каком языке она излагается и какие люди ее поддерживают. Тем не менее пропагандистские приемы Галилея определенно сыграли позитивную роль в распространении и укреплении гипотезы Коперника. Наука делается людьми, на которых оказывают воздействие и некорректные приемы аргументации.
Осуждения заслуживает софистика, ставящая своей единственной целью победу в С. любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и добром.
Не существует общего перечня требований, которому удовлетворяли бы все четыре разновидности С. Софистика вообще не стеснена никакими правилами: в софистическом С. может быть нарушено любое общее требование, не исключая требования быть логичным или требования знать хотя бы приблизительно те проблемы, о которых зашел С. Для трех остальных разновидностей С. можно попытаться сформулировать общие требования, если подразумевается, что спорящие ориентируются в конечном счете на раскрытие истины или добра.

Источник: Словарь по логике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
243.91 кб

Спор о соотношении диалектической и формальной логики в советской философии в 70-80-е годы ХХ века

Стешенко Николай Иванович
Анализируются определения понятий «диалектические противоречия» и «диалектические противоположности».
Читать PDF
194.59 кб

Платон и Аристотель: спор о реальности

Евдокимцев Дмитрий Владимирович
Читать PDF
359.75 кб

Философия спора и спор в философии

Садикова О. Г.
Основная цель данной статьи рассмотреть те необходимые условия философского спора, без которых он не может быть продуктивным.
Читать PDF
286.22 кб

Спор вокруг функционалистского подхода: проблема инверсии спектра

Тарасов И. П.
Работа посвящена основной проблеме, возникающей перед функционалистской программой в философии сознания, так называемой проблеме «инверсии спектра», которая иллюстрирует невозможность для функционализма объяснить феноменальную сос
Читать PDF
4.15 мб

Истина, Интернет и древнеиндийский спор

Герасимова И. А.
Читать PDF
2.42 мб

Спор о понятиях или различия по существу?

Касавин И. Т.
Читать PDF
124.93 кб

Спор двух эпистемологий

Столярова
Читать PDF
230.17 кб

Византийское иконоборчество - спор о терминах?

Луховицкий Лев Всеволодович
Читать PDF
395.14 кб

Патнэм vs Рорти: спор о прагматизме и релятивизме

Джохадзе И. Д.
Читать PDF
386.46 кб

Философский спор вокруг идеи демократии

Жовтун Д. Т.
Читать PDF
213.39 кб

Ни Запад, ни Восток: россия лицом к глобальному миру (старый спор в новых категориях)

Мартьянов В.С.
Читать PDF
280.65 кб

Спор о беспредметных представлениях (Б. Больцано, К. Твардовский, Э. Гуссерль)

Селивёрстов Владимир Валерьевич
Исследуется проблематика так называемых «беспредметных представлений», которая преимущественно была разработана в рамках австрийской философии XIX в.
Читать PDF
234.27 кб

Попова В. С. Спор о логике в университетской философии Санкт-Петербурга начала XX века. Калининград

Пушкарский А. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Представления Н. Н. Страхова о революции: заочный спор с А. И. Герценом

Снетова Нина Васильевна
Статья посвящена исследованию социальных воззрений русского философа Н.Н. Страхова. В ней рассматривается страховский анализ Парижской коммуны (1871г.).
Читать PDF
107.94 кб

Методологическая саморефлексия социологии в конце 60-х - начале 70-х гг. XX В. : спор о позитивизме

Полякова Наталья Львовна
Статья посвящена теоретико-методологическим дискуссиям, развернувшимся в социологии в конце 60-х начале 70-х гг. ХХ в., известным как спор о позитивизме и обсуждение кризиса социологии.

Похожие термины:

  • Андоверский спор

    (Andover Controversy). Теологический диспут с участием Андоверской теологической семинарии, имевший место с 1886 по 1892 г. и знаменовавший собой переход от кальвинизма Новой Англии к либеральной теологии. В А
  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СПОР О РОССИИ

    столкновение и борьба в области философии культуры, как и в эстетике и философии истории, между западниками и славянофилами, ставшие первоначальным выражением антитезы западоцентризма и россиец
  • Непрекращающийся спор о Ницше

    Проблема сверхчеловека — один из главных пунктов в горячем споре о Ницше, который начался еще в прошлом веке и не ослабевает до сего времени. Другие пункты — вопросы о добре и зле, о христианстве и
  • Спор о природе универсалий

    Ансельм Кентерберийский является одним из наиболее ярких представителей реализма. Реализм, наряду с концептуализмом и номинализмом, входит в число трех основных течений средневековой мысли, сфо
  • Спор о сути

    (Marrow Controversy). Приблизительно между 1717 и 1722 гг. Церковь Шотландии сотрясали споры между евангеликами ("людьми сути") и "умеренными" ("неономианами"). Предметом споров стал вопрос о взаимосвязи закона и
  • СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ

    Полемика, вокруг которой формировалась и обретала структуру вся философская мысль средних веков. Речь в ней шла о том, к какому типу реальности отнести общие, или универсальные, идеи. Являются ли о
  • СПОР А. ЭЙНШТЕЙНА И H. БОРА

    о статусе квантовой механики — спор двух великих физиков (1920—1940), который имел философский характер. Этим он нам как раз и интересен. Эйнштейн полагал, что квантовая механика не дает исчерпывающег
  • СПОР Г.ЛЕЙБНИЦА С С.КЛАРКОМ

    спор философов, который свелся к дебатам вокруг природы пространства и времени. Вроде бы исходя из классической механики ныотонианцы (их представлял Кларк) считали время и пространство абсолютны
  • СПОР Ю. ХАБЕРМАСА С ДЖ. РОУЛЗОМ

    спор о теории справедливости Роулза, которая была подвергнута критике Хабермасом [1]. Роулз ответил на нее обширной статьей [2]. Суть разногласий двух выдающихся философов рассматривалась неоднокр