СПИРКИН Александр Георгиевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СПИРКИН Александр Георгиевич

(р. 24.12.1918, с. Чиганак, ныне Аркадакского рна Саратовской обл.), сов. философ и психолог, чл.-корр. АН СССР (1974). Чл. КПСС с 1960. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1941). Ведет преподават. работу с 1946. Зав. редакцией философии издва «Сов. энциклопедия», зам. гл. редактора Филос. энциклопедии (1960-70). Старший науч. сотрудник (с 1962), зав. сектором об­щих проблем диалектич. материализма (с 1978) Ин-та философии АН СССР. Осн. труды по проблемам созна­ния и самосознания, мировоззрения, предмету, струк­туре и функциям философии.

Источник: Советский философский словарь

СПИРКИН Александр Георгиевич

(р. 24 дек. 1918) – советский философ и психолог, доктор филос. наук (с 1960), проф. (с 1970). Член КПСС с 1960. Окончил МГПИ им. В. И. Ленина (1941). Преподает психологию и философию с 1946. Зав. редакцией философии БСЭ, зам. главного редактора Филос. Энциклопедии (с 1960). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1962). Председатель секции филос. проблем кибернетики Науч. совета по кибернетике и Науч. совета по проблемам совр. естествознания при Президиуме АН СССР (с 1962). Проблематика науч. исследований: филос. и психологич. анализ происхождения, сущности и уровней развития сознания и самосознания, соотношение сознания и языка, сознания и мировоззрения, сознания и кибернетики, а также общие вопросы философии, ее предмет, структура и функции. Соч.: Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения, "Философские записки", 1950, No 5 (совм. с Г. К. Гуртовой); Учение И. П. Павлова о сигнальных системах, М., 1952 (соавтор); Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека, "ВФ", 1954, No 5; Происхождение языка и его роль в формировании мышления, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Мышление и язык, 2 изд., М., 1958; Происхождение сознания, М., 1960; О нек-рых филос. проблемах кибернетики в связи с развитием гуманитарных наук, в сб.: Стр-во коммунизма и обществ. науки, М., 1962; О филос. аспектах кибернетики (соавтор послесловия), в кн.: Клаус Г., Кибернетика и философия, М., 1963; Кибернетика, мышление и жизнь, М., 1964 (ред.); Возникновение сознания человека, в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966; Диалектический материализм, М., 1967 (соавтор); Развитие В. И. Лениным теории научного коммунизма, М., 1967; Проблемы сознания и кибернетика, в сб.: Информационные материалы, [No] 7(20), М., 1968 (ВИНИТИ); Материалистическая диалектика – методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф. Глаголевым); Мировоззрение, его структура, жизненный смысл и пути формирования, в сб.: Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969; Теория, преобразующая мир. В. И. Ленин о философии марксизма, М., 1969; La strat?gue et la tactique des communistes, [Moscou, 1965]; Fundamentals of dialectical materialism, Moscow, 1967 (соавтор).

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СПИРКИН Александр Георгиевич
(24.1.1919-28.6.2004) - философ и психолог, спец. в обл. проблем сознания, гносеологии и диалектики; д. филос. н., проф. Р. в с. Чиганак (ныне Аркадакского р-на Саратовской обл.). В 1941 окончил Ин-т дефектологии (ныне ф-т Моск. гос. пед. ун-та). С июля по ноябрь 1941 — на трудовом фронте. В 1941-45 — политзаключенный. Реабилитирован (1957). В 1945-46 — н. с. Ин-та неврологии АМН СССР; в 1946-52 - н. с. ИФ АН СССР. Вел преп. работу по психол. и филос. с 1946. В 1952-53 — декан дефектологич. ф-та Моск. гос. заочного пед. ин-та. С 1954 работает в изд-ве «Сов. энциклопедия», в 1960-70 — зав. редакцией филос, а также зам. гл. ред. ФЭ. С 1962 — ст. н. с. ИФ АН СССР, с 1978 по 1982 - зав. сектором диалектического материализма, затем — гл. н. с. ИФ РАН. Вице-президент Филос. об-ва СССР (1971-75). Преде, секции филос. проблем кибернетики Науч. совета по кибернетике при Президиуме АН СССР (1962-81); зав. лабораторией биоинформации при Об-ве радиотехники, электроники и связи (1979-84). Чл.-корр. РАН. Канд. дисс. (1948) посвящена проблемам соц. психол. в трудах Г. В. Плеханова; докт. дисс. (1959) — проблеме происхождения сознания. Гл. ред. труд С. — ФЭ — явился значительным событием в дух. жизни страны 1960-х. Одна из важнейших тем иссл. — смысл и предназначение филос. С. принадлежит один из лучших отеч. учебников по филос, выдержавший 3 изд. (1963, 1966,1967). Гл. идея, выдвигавшаяся С. с начала 1980-х, — критический пересмотр усто явшихся в марке, филос. упрощенных воззрений, согласно к-рым человек и его разум возникли в результате эволюции, уходящей корнями в царство животных. С. склонен считать более верными идеи катастрофизма и креационизма. Это не исключает признания принципа эволюционизма и заслугу Дарвина, гипотеза к-рого опирается на большой фактический материал. Однако С. считает несостоятельной концепцию Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, аргументируя это тем, что труд — это сущностная характеристика именно человека, а не обезьяны. Отклоняя положение о «первичности материи и вторичности сознания», С. обосновывает идею совечно единого сущего, в рамках к-рой человек предстает как существо космич., биол., соц. и разумное. Подчеркивается соотнесенность человека с Богом, к-рый понимается как универсально-смысловой, формообразующий и регулятивный принцип всего сущего (Абсолют). Отсюда — вывод о необходимости веры в Бога, без к-рой теряется смысл бытия вообще и человеческого в частности. В кн. «Философия» С. переосмыслил историю филос, показав несостоятельность т. зр., согласно к-рой история филос. есть история борьбы материализма с идеализмом. В этой работе по-новому излагаются проблемы религии, соц. филос. и филос. истории. Подвергаются критике разл. виды тоталитаризма. С. считал, что в составе филос. мировоззрения кроется древнейшая идея, именуемая судьбой. Судьба относится к числу древнейших идей в составе дух. культуры народов мира и, несмотря на смену разл. пластов культуры в ходе всемирной истории, на существенные изменения в осмыслении мира и человека, а также преобразований в самом человеке, в укладе жизни наций, идея судьбы с удивительным упорством сохраняет свой статус одного из ключевых понятий в мировоззрении. По мнению С, «размышлять и писать о судьбе — значит рыться в темных глубинах сокрытого сомнительной надеждой схватить щупальцами мысли суть дела: но не думать об этой сути невозможно!»
Соч.: Сознание и самосознание. М., 1972; Человек // Большая медицинская энциклопедия. 1975. Т. 28; Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. М., 1978; Основы философии. М., 1988; статьи: Диалектика (в соавт.), Интуиция, Противоречие, Самосознание и др. // Философский энциклопедический словарь. М., 1989; Философия: Учебник для вузов. М., 1998; Философия: Учебник. М., 2000; Философия: Учебник для вузов. 2-е изд. 2004.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009