СПЕНССПЕНСЕР Герберт

СПЕНСЕР

Найдено 3 определения термина СПЕНСЕР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СПЕНСЕР (Герберт)

английский философ (Дерби, 1820 — Брайтон, 1903), основатель эволюционистской философии. Его работы посвящены, прежде всего, процессу дифференциации, или переходу от гомогенного к гетерогенному, представляющему собой закон развития организма. Так, например, трансформация оплодотворенной яйцеклетки в живой организм — это переход от элемента к крайне сложной целостности. Спенсер выводит из этого принципы эволюционистской психологии и социологии. Сочинения: «Начала психологии» (1855), «Основные начала» (1862), «Начала биологии» (1864), «Начала социологии» (1877-1896).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

СПЕНСЕР

Spencer) Герберт (1820-1903) - англ. философ-позитивист, представитель эволюционной этики. С. исходит из идеи всемирной эволюции, к-рая охватывает как природу, так и об-во. Не видя качественного своеобразия общественной жизни, он не отличал нравственность от отношений в животном мире, рассматривал ее как частный случай поведения, присущего всем живым организмам, наивысший результат эволюционного развития. «Ряд истин, называемых... учением о нравственности, в существе своем однороден с истинами мира физического. Порядок вещей... к которому стремится человечество, это тот же порядок, к которому стремится вся природа». Подобно сторонникам утилитаризма, С. считал» что в основе нравственности лежит стремление к счастью, к-рое для него является моментом всеобщей эволюции. В ходе эволюции нравственность выступает средством смягчения свойственной об-ву и природе борьбы между эгоизмом и альтруизмом. Человеческое поведение, согласно С., исторически проходит ряд этапов, в процессе к-рых возникают ц совершенствуются нравственные чувства и понятия, осуществляется плавное разитие от зла к добру, от пороков к добродетели. Поведение человека, постепенно приспособляясь к условиям жизни направлено на сохранение человека как вида. При этом благо об-ва и благо личности все больше совпадают, поведение приближается к идеалу, с достижением к-рого будет упразднено всякое противоречие между личностью и об-вом, установлено их равновесие; действия индивида, направленные на удовлетворение своих потребностей, одновременно будут способствовать удовлетворению потребностей всего об-ва. Осн. правило жизни С. формулирует так «Преследование личного счастья в пределах, предписанных общественными условиями». Мораль, С., основывается на абстрактных принципах справедливости и благотворительности. Справедливость - это право каждого на абсолютиую свободу, к-рая должна быть совместима со свободой др. индивидов. Под благотворительностью С. понимал действия, приносящие др. наслаждение без расчета на вознаграждение. С, считал государстсо злом, поскольку оно стесняет свободу индивида. Метафизичность, идеализм и вульгарный биологизм воззрений С. не позволили ему понять природу нравственности как общественного явления и законы ее развития. Осн. этические соч.: «Социальная статика» (1850), «Основания этики» (1892-93).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

СПЕНСЕР

Spencer), Герберт (27 anp. 1820 – 8 дек. 1903) – англ. философ, один из родоначальников позитивизма. С. не получил университетского образования; работал инженером, затем сотрудником журн. "Economist", б?льшую часть жизни провел как кабинетный ученый. Философия С. во многом явилась дальнейшим развитием позитивизма Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от взглядов последнего, а с 1853 выступал с критич. оценкой его творчества. Влияние на С. оказали также агностицизм Юма и Милля, кантианство, натур-филос. идеи Шеллинга и (через Гамильтона и Мэнсела) шотландская школа. Гл. идеи С. изложены в соч. "Система синтетич. философии" ("System of synthetic philosophy", v. 1–10, L., 1862–96), в к-рую входят "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии" и "Основания этики". Философию С. понимал в характерном для позитивизма духе, как Максимально обобщенное знание законов явлений. Т.о., философия отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое, и в этом смысле его философия может быть понята как упрощенная модификация кантовского феноменализма: Познаваемое – "мир явлений" Канта, Непознаваемое – "вещь в себе". Наука, по С., способна познавать лишь сходства, несходства и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой т. зр., "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина", в признании к-рой, якобы, сходятся наука и религия (см. тамже, с. 82–103). В т е о р и и п о з н а н и я С. утверждает, что гл. постулатом, без к-рого невозможно для нас мышление, является "неизвестная нам причина известных нам действий, называемых явлениями; сходства и несходства между известными нам действиями, и разделение этих действий на субъект и объект..." (там же, с. 141). С. называл эту точку зрения "трансформированным реализмом", утверждая, что ощущения не похожи на предметы, подобно тому, как отражение куба в цилиндрич. рефлекторе не похоже ни на куб, ни на цилиндр; однако каждому изменению предмета соответствует определ. изменение отражения ("иероглифизм"). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. То, что априорно для личности, апостериорно для рода. т.о. сформировалось, напр., априорное представление о пространстве и времени, к-рым соответствует, однако, нечто объективное. Критерием истины С. считал невозможность "мыслить иначе". Специфич. особенность позитивизма С. – его учение о всеобщей эволюции, к-рая определяется как "...интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, переводящая материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящая параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения" (там же, с. 331). Эта "формула эволюции" конкретизируется в "законах эволюции" – неустойчивости однородного возрастания числа следствий, группировки и уравновешения. Указанные "законы" – выражение механистич. понимания эволюции как простого перераспределения материи под действием механических внешних сил. Под "формулу эволюции" С. пытался подвести все явления, от неорганических до нравственных и социальных. Осн. направление эволюции – к равновесию. Однако С., желая избежать вывода о консервации равновесной системы, вводит понятие "распадения", вновь приводящего систему в первонач. состояние. Теория эволюции С. основана на механистич. интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологич. учения Ч. Лайеля об изменении Земли под влиянием "ныне действующих факторов", физич. закона сохранения и превращения энергии ("закон постоянства силы") и дарвинизма. Отказываясь искать "причины" эволюции, С. понимал свой эволюционизм как простое описание фактов, показывающих, что эволюция действительно происходила. Отсюда возникает внутр. противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение связи между последоват. состояниями тел. Осн. недостатком эволюционизма С. является его неспособность объяснить качественные изменения в развитии. Биологическое С. понимал как приспособление внутр. отношений к внешним с целью сохранения существования. Сущность жизни непознаваема, поскольку "динамический элемент жизни" не может быть выражен виталистически, в понятии независимого "жизненного начала" (ибо это "псевдопонятие", не имеющее определ. признаков) и не может быть сведен к физико-химич. процессам ("Основания биологии", т. 1, СПБ, [1899], с. 74–77). Психическое С. рассматривал как возникшую на определ. ступени биологич. развития форму реакции на воздействие внешней среды. Оно может быть разложено на отд. элементы – атомы душевной жизни, представляющие собой однородные "нервные толчки", ассоциативно связанные между собой. Психология С. явилась одним из источников психофизич. параллелизма и бихевиоризма. С. является основоположником органической школы в социологии (см. "Социальная статика", L., 1851, рус. пер., СПБ, 1872; "Основания социологии", L., v. 1–3, 1876–96, рус. пер., т. 1–2, СПБ, 1876–77). Классовое строение общества и выделение в его рамках различных адм. органов С. понимал как аналог разделения функций между органами живого тела. Однако, в отличие от Конта, С. трактовал общество не в тоталитарно-иерархич. духе, но (вслед за Дж. С. Миллем) рассматривал его как совокупность индивидуумов, обладающих гораздо большей самостоятельностью, чем клетки биологич. организма. С. выступил против усиления роли гос-ва в обществ. жизни, видя в нем организацию, осуществляющую насилие над индивидуумом ("The man versus the state", L., 1884). Выделяя вслед за Сен-Симоном и Контом военный и промышленный типы организации общества, С. считал, что эволюция идет от первого ко второму. Осн. законом общества С. считал закон выживания наиболее приспособленных, а из "формулы эволюции" выводил преимущества "дифференцированного", т.е. разделенного на классы общества. С. – враг социализма, считавший революцию "болезнью" обществ. организма, а стремление к социалистич. переустройству – противоестественным, т.е. противоречащим органич. строению общества и закону выживания наиболее приспособленных. В э т и к е С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма. Нравственность, для С., связана с пользой, к-рая и есть источник наслаждения. Мораль С. подчиняет общебиологич. закономерностям, считая, что она возникла в ходе борьбы за существование, из страха перед неблагожелат. оценкой поступков соплеменниками и вождями. Поскольку же при благоприятной оценке возникает удовольствие, эгоистич. чувство приводит к альтруизму и осознанию долга. Принципы морали, по С., закрепляются в итоге естеств. отбора, передаются по наследству, а в дальнейшем определяются той пользой, к-рую они приносят социальным организмам в их борьбе за существование (так, справедливым оказывается то, что способствует благу нации). В рамках совершенного общества понятия счастья и нравств. долга совпадут, а между индивидами восторжествует равенство, состоящее в равной для каждого свободе добиваться личного преуспеяния. Эстетич. воззрения С. сочетают различные традиции: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание иск-ва как игры, идущее от Шиллера, и утилитаризм, согласно к-рому красиво то, что было в прошлом полезно. Педагогич. идеи С. связаны с пропагандой утилитарного, естественнонауч. образования. Философия С. выступила как бы резюме естествознания 1-й пол. 19 в. Общедоступность, близость нерефлектирующему, обыденному сознанию, созвучность эпохе великих побед естеств. наук, как бы утверждавших всемогущество науч. методов, обусловили огромную популярность философии С. В дальнейшем обнаружение филос. бесперспективности позитивизма, а также революция в естествознании на рубеже 19–20 вв., подорвавшая веру во всесилие принципов механицизма, свели спенсерианство с междунар. филос. сцены. Соч.: Works, v. 1–18, L.–?. ?., 1910; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–7, СПБ, 1866–69; Соч., т. 1–7, СПБ, 1898–1900; Автобиография, ч. 1–2, СПБ, 1914. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1948; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., [М.], 1959; Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 2; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Мечников И., Задачи совр. биологии, "Вестн. Европы", 1871, кн. 4; Михайловский Н. К., Что такое счастье? (Г. С. "Социальная статика"), "Отечественные записки", 1872, No 3, 4; его же. Что такое прогресс?, там же, 1869, No 2, 9; его же, Записки профана, Соч., т. 3, СПБ, 1881; Яроцкий В., Отношение личности и гос-ва с точки зрения С., "Северный Вестник", 1885, No 3; Гаупп О., Г. Спенсер, пер. с нем., СПБ, 1898; Ибервег Ф., Гейнце М., История новой философии в сжатом очерке, [пер. с нем.], 2 изд., СПБ, 1899 (имеется библ.); Гальперин С. И., Органич. теория строения и развития общества. 1 – Изложение и критика учения С., Екатеринослав, 1900; Гефдинг Г., История новейшей философии, пер. с нем., СПБ, 1900; Соколова С., Критика этики С., СПБ, 1905; Каринский М. И., Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных, П., 1914; История философии, т. 3, М., 1959; Bowne В., The philosophy of H. Spencer, N. Y., 1874; его же, Kant und Spencer, N. Y., 1912; Guthrie M., On Mr. Spencer´s formula of evolution, L., 1879; его же, On Mr. Spencer´s unification of knowledge, L., 1882; Gaquoin K., Die Grundlage der Spenserschen Philosophie insbesondere als Basis f?r die Vers?hnung von Religion und Wissenschaft, В., 1888; Flint R., Agnosticism, Blackwood, 1903; Schwarze К., H. Spencer, Lpz., 1909; Ward J., Naturalism and agnosticism, 4 ed., v. 1–2, L., 1915; Rumney J., H. Spencer´s sociology, L., 1934; Ground W., An examination of the structural principles of... H. Spencer´s philosophy, Oxf.– L., 1883; Naumann ?., Spencer wider Kant, Hamb., 1885; ??nnies F., H. Spencer´s sociologisches Werk, "Philosoph. Monatshefte", 1889, Bd 25, H. 1–2; Roberty E., A. Comte et H. Spencer, P., 1894; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, ?. ?., 1894; Watson J., Comte, Mill and Spencer. An outline of philosophy, Glasgow–N. Y., 1895; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Boutroux ?., Religion according to H. Spencer, Edinb., 1907; H?berlin P., ?. Spencer´s Grundlagen der Philosophie, Lpz., 1908; Dunсan D., The life and letters of H. Spencer N. Y., 1908; Elliot H. S. R., H. Spencer, L., 1917; Diaconide Е., Etude critique sur la sociologie de H. Spencer, P., 1938. И. Нарский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме СПЕНСЕР — 0

Найдено научныех статей по теме СПЕНСЕР — 0

Найдено книг по теме СПЕНСЕР — 0

Найдено презентаций по теме СПЕНСЕР — 0

Найдено рефератов по теме СПЕНСЕР — 0