СПЕКУЛЯТИВНОЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СПЕКУЛЯТИВНОЕ
тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

СПЕКУЛЯТИВНОЕ
(позднелат. speculativus, от лат. speculor — наблюдаю, созерцаю) — тип знания об основаниях бытия, культуры, науки, к-рое получено не из опыта, а в результате рефлексии, размышлений. С. знание представляет собой исторически опред. способ обоснования и построения философии. Представление о философии как С. знании сложилось уже в Античности, где подобное знание отождествлялось с теорией высшего ранга. Эта традиция в оценке С. была воспринята ср.-век. схоластикой, понимавшей С. как умозрение, интеллектуальную интуицию, созерцание сверхчувственных и сверхэмпирич. сущностей. В философии Нового времени С. трактовалось как духовная деятельность, связующая воедино в теор. систему все содержание опыта. Такое понимание С. проходит через всю философию XVI—XVIII вв., начиная с Ф.Бэкона, видевшего предмет философии в глубоком и подлинном изучении трансценденций, и кончая Кантом, для к-рого познание всеобщего в абстрактной форме — это С. познание, а философия — С. познание разумом. В этот же период началась и критика С. знания, получившая наиболее отчетливое выражение в критике Кантом самомнения С. разума, воспаряющего над всяким опытом. Новый — диалектич. — вариант трактовки философии как С. знания был предложен Гегелем, для к-рого С. — это постижение противоположностей в их единстве, постижение положительного в отрицательном. В послегегелевской философии С. знание либо радикально отвергается как бесполезное (позитивизм), либо в противовес ему выдвигается идеал экзистенциальноличностного знания (экзистенциализм, персонализм), либо подвергается критике за отрыв от реальных обществ. отношений и развития науки (марксизм). В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СПЕКУЛЯТИВНОЕ
позднелат. speculative, от лат. speculor - наблюдаю, созерцаю), тип теоретич. знания, к-рое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и направлено на осмысление оснований
науки и культуры. С. знание представляет собой исто­рически определ. способ обоснования и построения философии. Идея о С. характере философии служила формой утверждения суверенности филос. знания и его несводимости ни к обыденному, ни к специальнонауч. знанию. Представление о философии как С. знании сло­жилось уже в античности (причем здесь С. отождествля­лось с теорией высшего ранга) и было воспринято в ср.-век. схоластич. философии, где С. отождествлялось с умозрением, интеллектуальной интуицией, созерцанием сверхчувств. и сверхэмпирич. сущностей. В философии нового времени С. знание трактовалось как духовная деятельность, связующая воедино в мыслит. систему все содержание опыта. Эта трактовка С. проходит через всю философию 16-18 вв., начиная с Ф. Бэкона, к-рый ви­дел предмет философии в глубоком и подлинном изу­чении трансценденций (см. Ф. Бэкон, Соч., М., 1977, с. 203), и кончая Кантом, для к-рого познание всеоб­щего в абстрактной форме - это С. познание, а фило­софия - С. познание разумом. Вместе с тем в этот же период началась и критика С. знания, получившая наи­более отчетливое выражение в критике Кантом спеку­лятивного применения чистого разума, самомнения С. разума, воспаряющего за пределы опыта. Новый ва­риант трактовки философии как С. знания был постро­ен Гегелем, к-рый усматривал в диалектике высшую форму теоретич. умозрения истины, постижения внутр. противоречий, причем логич. формой организации С. знания оказывается система понятий - гегелевское «по­нятие» в его конкретно-развитом богатстве мыслит. ха­рактеристик.
В послегегелевской философии развертывается крити­ка С. знания в различных планах - связи С. философии и теологии (Фейербах), мнимой системности С. знания (Кьеркегор), разрыва С. философии и опытно-экспери­ментальной науки (Конт и др.). В бурж. философии С. знание либо радикально отвергается как полностью ли­шенное смысла (позитивизм), либо в противовес ему выдвигается идеал экзистенциальноличностного зна­ния (экзистенциализм/ персонализм).
Критика С. философии в марксизме основывается на выявлении истоков С. мышления: отрыв филос. знания от реальных обществ. отношений и развития науки, трактовка человека как абстрактного субъекта, гипертрофирование теоретич. отношения мысли к действитель­ности и др. Марксистский анализ выявляет осн. осо­бенности С. философии, в к-рой мышление предстает как отстраненное, незаинтересованное размышление о бы­тии, между мышлением и бытием создается дистанция, а познающий субъект истолковывается как некий наб­людатель, вырванный из социально-историч. контекста. Диалектич. материализм, отмечая рациональный момент в С. философии - ее стремление к осознанию особенностей филос. мышления, раскрывает неразрывную связь философскотеоретич. мысли с обществ.-историч. практикой, утверждает важнейшее познават. значение логич. мыш­ления, науч. абстракции, отражающей всеобщие зако­номерности объективной реальности.
 

Источник: Советский философский словарь

СПЕКУЛЯТИВНОЕ
позднелат. speculativus, от лат. speculor – наблюдаю, созерцаю) – тип знания, лежащий в основе метафизики как специфически филос. дисциплины и направленный на осмысление предельных оснований духовно-практич. освоения мира. Сфера С. знания полагается стоящей над непосредств. опытом и в качестве объекта размышления имеет наличное теоретич. знание; филос.-теоретич. синтез осуществляется здесь не спец.-науч. методами, а с помощью рефлексии. Истолкования специфики С. и его отношения к опытно-науч. знанию непосредственно связаны с трактовкой предмета философии и его развитием. Мыслители, стремившиеся обосновать философию как строгую науку (Гегель, Гуссерль и др.), видели в теоретич. системе форму развертывания С. знания, подчеркивая его несводимость к спец.-науч. знанию. Подход к философии как к критике науки и связанное с ним противопоставление С. и науч. знания (Ницше, Бергсон, Хайдеггер и др.) включают в себя отрицание самой идеи о возможности представления С. знания в виде логически расчлененной и организованной системы; приоритет здесь отдается афористич. или эссеистскому изложению С. проблем. Наконец, те направления, к-рые защищают позицию сциентизма, считают С. знание логически неполноценным и даже несостоятельным. Если всякое спец.-науч. знание строится при помощи определ. совокупности логич. операций и методов, расчлененной и одновременно внутренне взаимосвязанной (эксперимент, моделирование, обобщение и т.д.), то С. знание не может укоренить себя с помощью такого рода логич. операций, хотя, напр., в феноменологии Гуссерля была предпринята попытка выявить специфич. операции С. филос. синтеза. Спец.-науч. знание всегда фиксирует в качестве своего предмета определ. аспект действительности – реальный предмет или какие-то типы связей между явлениями. Оно направлено на сущее, противопоставляя свой предмет мышлению. С. знание направлено не на природно-сущее, противолежащее мышлению, а на чистые принципы полагания и существования норм производства и воспроизводства базисных концептов культуры, ее оснований, лежащих в фундаменте и науки, и языка, и иск-ва, и практически-обыденной жизни людей. Поэтому принципы С. знания имеют регулятивный характер, т.е. относятся к способам постижения предметного мира. С. знание не может претендовать на поучение о подлинных свойствах самих вещей и, следовательно, не может подменять науку и ее цели; в противном случае оно вырождается в натурфилософию, полагающую, что она в состоянии решить с помощью умозрения те проблемы, к-рые не может решить спец.-науч. познание. Но, определяя общие принципы подхода к бытию, в т.ч. и специфически науч. подхода, С. знание может предлагать науке такие способы решения проблем, к-рые в самой науке обнаруживают свою применимость лишь по прошествии достаточно большого времени (так было, напр., с принципами атомистич. подхода, в чисто С. форме предложенными еще Демокритом). Выявляя общие принципы, стиль мышления той или иной эпохи, С. знание обращается не только к рационально-дискурсивному познанию, высшим выражением к-рого является наука, но и к принципам нравственности, художеств. деятельности, т.е. фиксирует человека в совокупности всех форм его жизнедеятельности, как личность. В антич. философии всякое теоретич. знание толковалось как С. и выступало как высшая форма знания, как предел, к к-рому должно стремиться познание. В ср. века в качестве такого предела рассматривалось мистич. откровение, а С. умозрение понималось как подчиненная ему, но высшая для человека форма способностей. Напр., Фома Аквинский, различая в душе человека вегетативные, чувств. и умопостигающие способности и, далее, разделяя последние на С. ум (его объектом является истина сама по себе) и практич. ум (он рассматривает истину в отношении к поступку человека), отдает предпочтение теоретич. деятельности ума. Философия нового времени, опиравшаяся на развитие естествознания, в своей критике схоластики и теологии критиковала прежде всего С. знание, оторванное от человеч. опыта и науки. Эту линию особенно ярко выразили Ф. Бэкон, Гоббс и Локк. В остроумной форме она была продолжена франц. материалистами. Вместе с тем Декарт, Мальбранш, Спиноза и Лейбниц продемонстрировали глубокую значимость С. метафизики. Эта метафизика "...пережила свою победоносную и содержательную реставрацию в немецкой ф и л о с о ф и и и особенно в с п е к у л я т и в н о й немецкой философии XIX века" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139). Кант показывает, что стремление к С. знанию имманентно присуще разуму, к-рый "...неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума и заимствованные отсюда принципы"; поэтому "...человеческий разум, с тех пор как он начал... размышлять, никогда не обходился без метафизики..." (Соч., т. 3, М., 1964, с. 118, 686–87). Вместе с тем в стремлении к С. разум переходит собств. границы, и поэтому задача критики чистого разума состоит в том, чтобы раскрыть иллюзии разума и "...низвести самомнение спекуляции до скромного, но основательного самопознания" (там же, с. 615). Результатом этой критики у Канта явилось различение конститутивной роли категорий рассудка и регулятивной роли идей разума. Эти последние, позволяя познанию выходить за пределы опыта и тем самым делая возможной метафизику, должны выступать лишь в роли организаторов познания. В системе Гегеля С. характеризуется как высшая форма философско-теоретического знания, способного постичь противоречие. При этом Гегель подчеркивает, что "...предложение в форме суждения не пригодно для выражения спекулятивных истин" (Соч., т. 5, М., 1937, с. 78): логической формой развертывания С. является теория, фиксирующая не только тождество, но и различие субъекта и предиката. В послегегелевской философии вновь начинается наступление на С. метафизику. По мнению Фейербаха, "спекулятивная философия есть настоящая, последовательная, р а з у м н а я теология" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 137); ее существо состоит в обособлении человеч. качеств от самого человека, в переворачивании субъекта и объекта. Маркс и Энгельс, продолжая критику С. философии, понимают, однако, что нельзя ограничиться простым переворачиванием С. конструкций, превращением субъекта в объект. Указав, что источник гипостазирования Гегелем роли С. лежит в отчуждении от человека его способностей и превращении их в родовые сущности, Маркс, вместе с тем, подчеркивает, что часто внутри С. изложения Гегель дает действит. изложение, захватывающее самый предмет. Начиная с "Немецкой идеологии" критика С. философии в марксизме перерастает в критику классово-идеологич. сознания и его форм. Показав связь С. философии с реальными обществ. отношениями, ограничение филос. знания рассудочной знании,нств замещение практич. коллизий идеальными, марксизм впервые понял человека не только как абстрактного субъекта, но во всей совокупности его жизненных проявлений. В бурж. философии резкой критике подвергает С. подход Кьеркегор, отмечающий, что рационалистич. понимание человека, сопряженное со С. философией, неполно, частично, оставляет нетронутым тот превратный, филистерский образ жизни, к-рый вынужден вести философ за пределами своих спекуляций; философия, по Кьеркегору, решает личностные экзистенциальные проблемы и взывает не только к интеллекту, но и к воле, ответственности, совести и мужеству человека. Эту же позицию отстаивают позднее Ницше, Дильтей и др., у к-рых С. знание отождествляется с сугубо рационалистич. постижением человека. В зап. философии 20 в. противоборствуют две тенденции: первая стремится возродить С. размышление, отвергая при этом способы прежнего натуралистически-метафизич. познания (Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс и др.); вторая отвергает возможность С. познания (неопозитивизм). Феноменология и экзистенциализм, полагающие, что развитие науки и техники завуалировало подлинный смысл человеч. бытия, противопоставляют науку (особенно естествознание) и философию как два диаметрально разных способа мышления. Своеобразным показателем значимости С. знания и его особого места в системе культуры служит тот факт, что в неопозитивистских работах последнего времени признается осмысленность С. проблем (Г. Райл, Дж. Уисдом, М. Блэк, П. Строусон и др.). Лит. см. при ст. ст. Философия, Практика, Рефлексия. А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.87 кб

Натурфилософия как спекулятивное знание: актуальность, типология, модернизация

Елисеева Наталья Евгеньевна
Девизом современного мироздания служит понятие «онтологическая усталость», причиной которой служит фрагментарность бытия, «разорванность» природы.
Читать PDF
3.85 мб

Гегельянство под маской ницшеанства: спекулятивное прочтение «Истории безумия» М. Фуко

Вавилов А.В., Сидоренко Н.С.
Статья представляет попытку спекулятивного прочтения первого крупного труда французского философа Мишеля Фуко под названием «История безумия в классическую эпоху».
Читать PDF
3.85 мб

Гегельянство под маской ницшеанства: спекулятивное прочтение «Истории безумия» М. Фуко

Сидоренко Наталия Сергеевна, Вавилов Антон Валерьевич
Статья представляет попытку спекулятивного прочтения первого крупного труда французского философа Мишеля Фуко под названием «История безумия в классическую эпоху».
Читать PDF
664.21 кб

Спекулятивное рассуждение в меонтической феноменологии О. Финка

Шестова Евгения
Статья посвящена исследованию роли языка в феноменологическом методе. С опорой на работы О.Финка показано, что эту роль нельзя свести к выражению результатов феноменологической работы.
Читать PDF
129.71 кб

Судьба России как спекулятивно-диалектическая проблема

Бойко П. Е.
Читать PDF
4.21 мб

Концепция государства И. А. Ильина как опыт спекулятивной методологии русской философии права

Бойко Л. А.
Читать PDF
86.26 кб

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ АРГУМЕНТАЦИИ

Максимова Е.
Читать PDF
23.05 мб

ПРОТИВ СПЕКУЛЯТИВИЗМА

Тоскано Альберто
В статье рассматривается проблема совместимости материализма и спекулятивизма, выявленная работой Квентина Мейясу «После конечности».
Читать PDF
674.64 кб

Идея «Персонального мира» и немецкая спекулятивная мистика xv-xvh веков

Федоров Александр Александрович
В статье анализируется немецкая спекулятивная мистика 15-17 вв. как философско-мистическое направление мысли, в центре внимания которого были две проблемы: 1) «целого» и его динамики; 2) преображения человека.
Читать PDF
120.07 кб

«Спекулятивная грамматика» Фомы Эрфуртского и средневековая лингвистическая традиция

Апполонов Алексей Валентинович
В статье рассматривается проблема влияния логики и философии на средневековое языкознание, в частности на так называемые спекулятивные грамматики XIII-XIV вв.
Читать PDF
32.42 мб

"СПЕКУЛЯТИВНАЯ ГРАММАТИКА" ФОМЫ ЭРФУРТСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ: СЛУЧАЙ СЕМИОТИКИ ЧАРЛЬЗА ПИРСА

Апполонов Алексей
В статье сопоставляются спекулятивные грамматики Чарльза Сандерса Пирса и Фомы Эрфуртскогос целью выявления возможных параллелей между ними.
Читать PDF
100.39 кб

Диалектика бытия и ничто в «Науке логики» Гегеля: основные черты и проблемы спекулятивного метода

Болдырев И. А.
This article concerns important theme of Hegel's logic dialectics of being and nonentity, analyzes critical notes of notable philosophers (A. Trendelenburg, F. Shelling, L. Feierbakh, C.N.
Читать PDF
212.84 кб

Раздробленность спекулятивного знания и цельность новейшей теургии (некоторые наблюдения над развити

Чиндин Игорь Викторович
Вл. Соловьёв считается ключевой фигурой в русской философии XIX века. Как создатель теории «цельного знания» он, с одной стороны, имел последователей в XX веке, но, с другой стороны, не создал собственной философской школы.
Читать PDF
97.24 кб

Диалектическая концепция спекулятивного и её рецепция в теории коммуникативного действия Ю. Хабермас

Авсеев Александр Александрович
Предметом статьи стала гегелевская концепция спекулятивности.
Читать PDF
1.29 мб

Принципы спекулятивного развития истории философии в постгегелевский период и их рецепция в философс

Делёза Ж. , Гваттари И. Ф., Авсеев А. Л.
В статье показана преемственность гегелевского положения о форме исторического развития в философской концепции истории Ж.Делёза и Ф. Гваттари.

Похожие термины:

  • СПЕКУЛЯТИВНОЕ ЗНАНИЕ

    от лат. speculatio - наблюдаю, созерцаю) — тип знания, лежащий в основании метафизики и направленный на осмысление предельных оснований духовно-практического освоения мира. Спекулятивное знание возвыш
  • СПЕКУЛЯТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    лат. speculatio — созерцание, наблюдение) — философские системы, основанные на спекулятивном типе построения знания, т. е. на выведении его без обращения к практике, при помощи рефлексии. Исходя из “чис
  • О всеобщей спекулятивной философии

    «О ВСЕОБЩЕЙ СПЕКУЛЯТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» — произведение Иоганна Николауса Тетенса (Те-tens J.N. Uber die allgemeine spekulativische Philosophie. Biitzow u. Wismar, 1755), в котором сформулированы основные задачи и принципы реформы фило
  • Спекулятивный подход

    образ мышления и действия, рассчитанный на достижение близлежащих, сиюминутных целей, которые, на первый взгляд, могут выглядеть весьма привлекательно. Как правило (доказано историей человечеств
  • Спекулятивный

    прием или метод то же, что умозрительный или умозрение (см.). Но Гегель и его последователи несколько иначе понимали спекулятивный метод. Сходный с умозрительным методом в общих чертах, он отличает
  • Спекулятивный прием

    или метод то же, что умозрительный или умозрение (см.). Но Гегель и его последователи несколько иначе понимали спекулятивный метод. Сходный с умозрительным методом в общих чертах, он отличается от н