СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИСовершенство, совершенность

Совершенство, Перфекционизм

Найдено 1 определение:

Совершенство, Перфекционизм

(Perfection, Perfectionism). В иудейскохристианской истории важнейшее значение всегда придавалось поискам религиозного совершенства. Неизменное стремление к совершенству засвидетельствовано и в Библии, и в теологии. Хотя интерпретации концепции "совершенства" разнятся как в отношении применяемых методов, так и в оценках времени обретения совершенства, саму эту концепцию разделяет большинство течений христианства.

Библейский смысл. В исходном в.з. смысле "религиозноесовершенство" понимается как целостность, как абсолютный мир и покой. Чаще всего в значении "совершенство" употребляется слово tamim, к-рое встречается 85 раз и обычно переводится в Септ, как teleios. 50 раз tamim употребляется применительно к жертвенным животным и обычно переводится как "без порока", "без пятна". Применительно к людям tamim в Библии употребляется в значении "нравственная чистота", "непорочность" (Пс 100:2,6; Иов 1:1,8; 2:3; 8:20 и др.). Этим же словом характеризуется Яхве  двойное словоупотребление напоминает о подобии Бога и человека.

Производные формы от tamim  torn, tam и tumma, с коннотациями "целостный", "простой", "нерасчетливый", "искренний" и "совершенный". Духовная целостность и искренность, особенно в том случае, когда речь идет о надлежащих отношениях с Богом, отражает совершенство этики взаимоотношений, выстроенной по образцу Божьей природы.

Другое евр.слово для обозначения "совершенства" salem, адъективная форма глагола slm, означающего "мир", " покой ". Смысл Шет восходит к завету; этим словом выражаются преданность и чистота побуждений  неотъемлемые признаки цельной нравственной и интеллектуальной жизни перед лицом Божьим(3 Цар 8:61; 11:4; 15:3). Шет подразумевает братские отношения Бога с Его народом, правильные отношения с Тем, Кто есть образец совершенства.

Н.з. словарь в большей степени отражает в.з. понятия межличностных отношений, чем греческий идеал статического бесстрастного знания. В НЗ подчеркивается послушание, цельность, зрелость. Греческие словапроизводные от telos отражают идею "плана", "конца", "цели", "замысла", а совершенство понимается как достижение заданной цели. Ап. Павел употребляет teleios для описания нравственного и религиозного совершенства (Кол 1:28; 4:12), противопоставляя его wpios (" младенческий"), т.е. незрелости и неполноценности. "Совершенный муж" {teleiosапег)  это устойчивая личность, отражающая "меру полного возраста Христова", в противоположность детям, крые увлекаются "всяким ветром учения" (Еф 4:1314). У Иакова teleios  это характеристика конечного результата духовной дисциплины: испытание верой вырабатывает терпение и характер, чтобы ученики могли быть "совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак 1:34).

Ответственное духовное, интеллектуальное и нравственное развитие, к-рое соответствует желаемому образцу, и есть совершенство. В Нагорной проповеди Иисус употребляет teleios, призывая слушателей быть столь же совершенными, как совершенен их Небесный Отец (Мф 5:48). Вместе с тем здесь подразумеваются только моральные обязательства слушателей, а не абсолютное совершенство, тождественное совершенству Божьему. Иисус подчеркивает, что нужно состоять в истинных отношениях любви, крые угодны Богу, а не исподнять предписанные нормы идеальногоповедения.

Концепция корпоративного совершенства, к-рое являет собой община, объединенная любовью, выражается глаголом kathartizein. Это слово ассоциируется с понятиями цельности и цел остности, крым соответствует нравственная честность и духовное единство общины. Взаимоотдача в любви  необходимая часть "совершения святых" (1 Кор 1:10; Еф 4:12; Евр 13:21). В других случаях kathartizein имеет значение упорядочивания, "дополнения" несовершенных вещей (1 Фес 3:1013), привыкания и приспосабливания (Евр 11:3), исправления (2Кор 13:11; Мк 11:19).

Этическая праведность выражается словом amemptos  "неповинный", "непорочный". Благочестивые Захария и Елисавета названы amemptoi (Лк 1:6).

Личная чистота и совершенство, в плане надлежащим образом используемых духовных ресурсов, обозначается словом artios (2 Тим 3:17). Верующий во всей полноте его веры, лишенный недостатков, называетсяholokleros (Иак 1:4; 1 Фес 5:23).

Т.о., вбиблейском понимании совершенство  это не абсолютное совершенство, а чистота человеческой личности, обладание нравственной и духовной цельностью в отношениях с Богом. На первый план здесь выдвигается цель обретения духовной зрелости; на верующего возлагается задача искреннего и достойного использования духовных ресурсов, обретаемых через Христа,  с тем, чтобы достичь этой зрелоети в братстве со Христом и христианской общиной.

Теологические проблемы и историческое наследие. В заповеди Иисуса из Нагорной проповеди "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный " (Мф 5:48) воплощена сама суть понятия человеческого совершенства. В попытках уловить теологическое значение этой заповеди она интерпретировалась самым разным образом и даже отвергалась как неаутентичная.

Христианский платонизм. Климент Александрийский и христианские платоники искали совершенство в преображении земной жизни, в освящении секулярного,  когда вера и знания возвышают некрых верующих до опыта религиозного совершенства, когда цели и желания души обретают гармонию в любви. В "Строматах" Климента в качестве идеала рассматривается непрерывное общение с Богом. Но парадоксальным образом Климент, настаивая на непохожести Бога и человека, в то же время утверждал, что обретший совершенство гностик способен уподобиться Богу. Такое совершенство носит не абсолютный характер, а обусловливается послушанием  т.е. достигается через послушание Богу в молитве и соблюдении заповедей. Недостаток концепции Климента состоит в идущей от платонизма тенденции приписывать Богу бесстрастность и отсутствие личностных черт. Признавая активность Бога в спасении людей, Климент в то же время отказывает Отцу и Сыну в к.л. чувствах. Подобная эллинизация Бога у Климента в известной мере не соответствует его же взглядам на Бога как на верного в своей любви Отца. Т.о., концепция совершенства у Климента провозглашает, что "христианский гноетик " посредством созерцания Бога возвышается над человеческими эмоциями, "полностью и без остатка перемещается в иную сферу ".

Прославленный ученик Климента, Ориген, разработал концепцию совершенства, края прямо отражает положения платоновской философии. Он разделял веру и знание, рассматривая веру как основу спасения, а знание  как инструмент совершенствования. Необходимым требованием для совершенствования, по Оригену, является аскетическое отрицание внешнего мира и всех человеческих чувств. Подход Оригена в основе своей ориентирован на действия человека, хотя он и предполагал, что человеческим усилиям должна сопутствовать благодать. К-ром е того, платонические негативные оценки человеческой личности у Оригена сводились к пониманию совершенства прежде всего как победы над плотью, а в более узком смысле  как победы над сексуальным началом. Ориген предварил монашеский подход к обретению совершенства посредством аскезы, а также будущее различение обычных христиан и представителей христианской духовной элиты. Подобная тенденция двойного морального стандарта отражала влияние гностицизма на раннюю христианскую мысль: считалось, что обычные христиане живут верой, в то время как просвещенные избранные христиане  гнозисом. Идея двух уровней духовности еще более отчетливо проявилась в том разрыве, что образовался между духовенством и мирянами и еще более углубился в эпоху Средневековья.

Монашество. Одна из наиболее маештабных попыток обретения христианского совершенства связана с монашеством. Виднейшие деятели монашества, среди них Антоний Египетский и Пахомий, стали вести отшельническую жизнь с целью достичь духовного совершенства. Они были переполнены ощущением собственного недостоинства и усиливающегося обмирщения Церкви. Достижение поставленной ими цели предполагало отказ от всех мирских соблазнов, безропотное несение своего креста и постоянное пребывание в молитве. Будучи закрепленным в правилах Василия Великого и Бенедикта, монашеский идеал обрел социальную основу. Рост монашеских общин предполагал не только обретение совершенства путем ухода от мира и принятия аскезы, но и стремление преобразить мир посредством активной миссионерской деятельности, сохранения духовных, эстетических и интеллектуальных ценностей.

Глубочайшими духовными прозрениями исполнены "Пятьдесят духовных бесед Макария Египетского ". Макарий, крого необычайно высоко ценили У. JI0 и Дж. Уэсли, подчеркивал достоинство каждой человеческой души как образа Божьего, боговоплощение как основу духовного бытия, нравственную чистоту и любовь как высочайшую меру христианской жизни. Макарий справедливо придавал особое значение союзу с Христом, однако его идеал совершенства попрежнему состоит в уходе от реальности в экстатическое состояние, не подразумевает соответствующего идеала для человечества в целом и носит крайне индивидуалистический характер.

Среди восточных религиозных деятелей выдающееся место в борьбе за совершенствование человека занимает Григорий Нисский. В своих трудах "О том, что значит называться христианином" и "Осовершенстве" ГригорийНисский рассматривает Христа как модель христианской жизни  христианин обязан подражать добродетелям Христовым и почитать те добродетели, крым подражать невозможно. Истина для Григория состояла в соучастии во Христе  соучастии,крое обусловливается новым рождением "водой и Духом". В этой межличностной общности христианин совершенствуется в своем подобии Христу, к-рое достигается постоянным преображением в Его образ.

Августин и Пелагий. ВIV в. учение о возможности достижения совершенства (перфекционизма) нашло типичное выражение в ходе споров Августина и Пелагия. Августин провозглашал идеал совершенства, summum bonum, крый был достижим только в вечности. С его точки зрения, человеческое совершенство в этой жизни есть лишь нравственный идеал, недостижимый вследствие греховности падшего человека.

Пелагий сравнивал нравственную нетвердость Церкви со своего рода богохульством, когда Богу говорилось, что Его требования невыполнимы. Отвергая концепцию первородного греха, Пелагий утверждал, что люди рождаются, оказываясь перед свободным выбором  идти по пути совершенства либо растления. Грех есть лишь плохая привычка, крую можно преодолеть силой воли. А поскольку греха можно избежать, то Пелагий обычно судил строжайшим образом всех тех, кто допускал хотя бы малейшую провинность.

Августин отвечал на это, что ни образование, ни человеческие усилия не могут сделать человека совершенным и что нравственного прогресса в земной жизни люди могут достичь только при помощи благодати Божьей. Августин склонялся к отождествлению греховности с человеческой сущностью в целом и со сладострастием в частности. В итоге путь к совершенству он видел в безбрачии и девственности. Отрицая возможность достижения святости в земной жизни, Августин, с его акцентом на созерцательность, внес огромный вклад в духовную сферу. При этом, однако, питая отвращение к физическому, он тяготел к преуменьшению человеческого начала во Христе. Августин вполне справедливо отвергал исключительный акцент Пелагия на нравственные усилия и подчеркивал роль благодати, однако присущее ему стремление отождествлять греховность с материальным миром есть ненужный балласт, оставшийся от греческой философии.

ФомаАквинский, крого нередко называли "ангельскимучителем", оказал огромное влияние на католическую теологию. Он был убежден, что, хотя Адам и лишился дара божественной благодати, позволявшего человечеству во всей полноте испытывать радость от общения с Богом, свободная благодать Божья может вернуть человечеству Божье расположение и позволить христианину следовать заповедям Божьим в совершенной любви. Абсолютное совершенство и блаженное видение Бога, по Фоме Аквинскому, достигается в будущей жизни, но они могут быть пережиты и в земной жизни, через созерцание совершенного образа Божьего и благодаря совершенному познанию истины. Вместе с тем концепция совершенства Фомы Аквинского умаляла все земное и относила плотские желания ко злу. Т.о., отказ от плотских желаний составлял необходимое условие совершенства, и в этом смысле он отождествлял совершенство с самоотречением. Далее, совершенство, по Фоме Аквинскому, предполагало наличиечеловеческих заслуг; т.о., он способствовал развитию идеи "сокровищницы заслуг", откуда несовершенный человек может черпать заслуги, если на то будет соизволение Церкви. Наконец, Фома Аквинский разработал иерархию уровней совершенства, соответствовавших ступеням церковной иерархии. Хотя он не отрицал возможность совершенства для всех людей, религиозные обеты, несомненно, составляли для него кратчайший путь, на к-ром можно заслужить совершенство. Т.о., Фома Аквинский закрепил духовную дихотомию духовенства и мирян.

Франциск Сальский. Возможность достичь совершенства для всех христиан провозглашали Франциск Ассизский и минориты. Франциск Сальский со всей ясностью представил это учение в своем трактате "О любви Божьей". Он не мог согласиться с тем, что обыкновенным людям отказывали в возможности вести благочестивую жизнь, и раскрыл преимущества духовного созерцания перед всеми христианами.

Франсуа Фенелон. В распутной атмосфере двора Людовика XIV Фенелон учил своих последователей жить глубоко духовной жизнью, стремиться постигнуть себя. Возможность достичь совершенства он относил исключительно за счет действия Божьей благодати, а не похвальных человеческих усилий. Совершенная жизнь есть беспечное и уподобленное Христу любящее братство. В "Христианском совершенстве" Фенелон определил всеобъемлющую преданность Богу как идеальный путь обретения совершенной любви. Совершенная жизнь есть подражание Иисусу, и основным препятствием к ней служит эгоцентризм, крый можно преодолеть через внутренний освящающий акт под действием Духа Божьего. Т.о., Фенелон вынес вопрос о совершенстве за границы области рассуждений о вреде телесного, он не считал совершенство монополией элиты и сосредоточился на действии Божьей благодати, края доступна всякому ищущему.

Реформаторы. И лютеранские, и кальвинистские реформаторы развивали августиновскую концепцию, согласно крой грех до самой смерти присущ человеку,в результате чего духовное совершенство в земной жизни невозможно. Кальвин прямо заявил: цель, к крой стремятся благочестивые люди,  это явиться перед Богом незапятнанным, лишенным к.л. пороков; вместе с тем, полагал он, эта цель никогда не будет достигнута, пока человек не освободится от греховного физического тела. Поскольку Кальвин рассматривал человеческое тело как вместилище порочного сладострастия, совершенство и физичеекая жизнь были для него взаимоисключающими понятиями.

Лютер также усматривал связь между плотью и грехом. Однако основное внимание он уделяет источнику благочестия  человеческой природе Иисуса Христа и Его служению. Если предшествующие искатели совершенства обращали главное внимание на знание и любовь Божью, узнаваемую посредством созерцания, то Лютер делал упор на познание Бога через откровение Божье в Иисусе Христе. По Лютеру, вера в Иисуса Христа вменяет совершенство, к-рое являет собой истинное поклонение Богу в вере. Истинное совершенство заключается не в безбрачии или нищенстве. Лютер отрицал к.л. отличия в совершенстве клириков и мирян и подчеркивал, что надлежащая этика поведения обретается не в отказе от жизни, а в вере и любви к ближнему.

Пиетисты. Движение пиетизма породило и протестантское отрицание пессимизма, крый окрашивал поиски совершенства лютеранами и кальвинистами. В XVII в., с характерным для него стремлением к личной святости и акценте скорее на благочестии, чем на вероучении, лидеры пиетизма (такие, как Ф.Я.Шпенер и А.Г.Франке) делали упор именно на личную святость, крую отличают прежде всего любовь и послушание. Совершенство находит свое выражение в делах, исполненных исключительно во славу Божью, и в способности отличать добро от зла.

Наряду с чертами узости и провинциализма, часто находящими выражение в ненужной мелочности, пиетисты создали общинную атмосферу, весьма благоприятствующую воспитанию, и предложили мотивацию для широкой миссионерской деятельности.

Квакеры. Вдохновляемый желанием вернуться к н.з. установкам, Дж.Фокс в своей доктрине о внутреннем свете утверждал персональную ответственность человека за свою веру и учил освовождению от греха. В его вероучении говорится о реальной святости, а не о вмененной праведности. Совершенство у Фокса носит относительный характер  оно скорее связывается с победой над грехом, чем с абсолютным нравственным достижением. Фокс верил, что в результате нового рождения во Христе посредством Св. Духа верующий избавляется от предрасположенности ко греху (крую Фокс определяет как нарушение закона Божьего) и тем самым становится совершенным в своем послушании. Такое совершенство, разумеется, не исключает возможности будущих прегрешений, поэтому христианину необходимо постоянно полагаться на внутренний свет и концентрироваться на кресте Христовом как средоточии веры. Фокс тяготел к тому, что называется слепым фанатизмом,  по его убеждениям, христианин способен вернуть себе невинность Адама до грехопадения, может проявить больше стойкости, чем Адам, и не совершить грехопадение. У. Пенн и другие квакеры постарались придать учению Фокса более умеренную форму.

Сила учения Фокса состоит в том, что центр совершенства он обнаруживает в кресте Христовом. Крест  это не мертвая реликвия, а внутренний опыт, крый вводит верующего в совершенную любовь. Это есть праздник силы благодати. Нежелание Фокса сосредоточиться на грехе внесло необходимую коррективу в пессимизм пуритан, полагавших, что греховность глубоко укоренена в человеке. Но при этом Фокс не слишком доверял разуму и выражал сомнение относительно всех внешних проявлений веры, таких, как таинства. Отказ Фокса примириться с грехом и сосредоточенность на совершенстве жизни через обретение благодати нашли прямое выражение в похвальных попытках установления социальной справедливости. Призыв к возрождению, надежда на улучшение положения бедных и бесправных, несомненно, мотивировались убеждением Фокса, что образ жизни и веры не предопределены радикальной греховностью, к рая противостоит действительному нравственному преображению силой благодати.

У.Ло  отказавшийся принимать присягу англиканский клирик, автор " Настоятельного призыва к благочестивой и святой жизни" и "Христианского совершенства", оказавший влияние на Дж. Уэсли и вызывавший восхищение С. Джонсона, Э. Гиббона, Дж.Г. Ньюмана и мн.др. Он доказывал обязательность божественной благодати для делания добра, необходимость взять на себя крест Христов. JI0 призывал полностью посвятить свою жизнь Христу и отречься от любых мирских устремлений. При этом христианское совершенство проявлялось для него в самой обычной жизни  он отвергал необходимость ухода в монастырь или приверженность какому-то особому образу жизни. Вся жизнь, по JI0,  это жертва Господу и нескончаемая молитва. Подобие Христу есть идеал совершенства, и такой идеал достигается исполнением человеческих обязанностей, как их исполнял бы Христос.

Слабости системы JI0 заключаются в некрой идеализации человеческих возможностей, в неспособности увидеть смысл в реальной жизни, в стремлении рассматривать благодать как инструмент, замещающий природу, а не изменяющий ее. Более того, Ло тяготел к отрицанию религиозного сообщества и всякой институциональной религии.

Уэслианцы. Дж. Уэсли вдохновлялся перфекционистскими рассуждениями ранних святых, а также благочестивыми книгами Фомы Кемпийского, Дж. Тейлора, У. JI0. Видя в себялюбии, гордыне источник зла, Уэсли учил, что "совершенная любовь" ("христианское совершенство ") могла бы заменить гордыню посредством нравственного религиозного перелома. С помощью благодати христианин мог бы пережить сердечную любовь и отказаться от греха. Уэсли не рассматривал совершенство как безгрешность, не считал он возможным и достичь совершенства благодаря человеческим заслугам. Т.о., он сочетал католическую сосредоточенность на совершенстве с протестантским акцентом наблагодати.

В противоположность августиновскоплатоновским воззрениям на грех как неотделимый от плоти и плотских желаний, Уэсли видел в грехе извращенную форму отношения к Богу. В ответ на дарованную Богом преображающую благодать верующий подвигается на нерушимое братство с Христом. Речь уже идет не просто о вмененном совершенстве, а о практических, усваивавмых взаимоотношениях евангельского совершенства любви и помыслов. В земной жизни христианин не может достичь абсолютного подобия Христу, ибо страдает от многочисленных немощей, человеческих слабостей, предрассудков, невольных прегрешений. Впрочем, все перечисленное Уэсли не считал грехом. Грех Уэсли рассматривал как понятие, зависимое от позиции, крую в том или ином вопросе занимает человек. В "Простом описании христианского совершенства" Уэсли подчеркивал, что христианское совершенство не абсолютно, не безгрешно, не гарантировано от потери; оно нетождественно совершенству Адама и ангелов и не исключает возрастания в благодати.

Отказавшись от идеи совершенства как достижимого посредством человеческих заслуг, Уэсли отвергал любые претензии на исключительность и элитарность. В своих представлениях о грехе как понятии относительном Уэсли занимал позицию, противоположную эллинистическому отождествлению греха с человеческой природой. Позднейшая реформа личной и общественной морали в значительной мере явилась итогом духовного возрождения, к-рое имело место благодаря его деятельности. Совершенство для Уэсли не основывалось на самоотречении, заслугах, аскетизме или индивидуализме. Напротив, это был праздник всевластия благодати, преобразующей греховного человека в образ Христовой любви.

Тем не менее перфекционистская мысль Уэсли в некрых своих моментах вызывает сомнение. Хотя Уэсли определил грех как совокупность отношений и помыслов, он не сумел достаточно четко сформулировать понятие греха, чтобы последний не воспринимали в качестве некрой сущности, объективной данности, отдельной от человека, и от крой необходимо избавиться. Некрые его последователи придерживались именно такого субстанциалистского понимания греха и вытекающего из него статичного представления об освящении. К-ром е того, Уэсли попытался сузить понятие греха, когда последний предполагает только сознательное намерение и желание. В результате отдельным толкователям творчества Уэсли пришлось подводить теоретическую базу под любые серьезные заблуждения, выражающие бессознательные или непреднамеренные человеческие проступки. Наконец, у Уэсли проявился внутренне присущий ему аскетизм, крым умалялось эстетическое начало. Акцент Уэсли на простоте благодаря его последователям слишком легко трансформировался в законнический буквализм.

Акцент Уэсли на совершенстве сохранился у части методистов и продолжает культивироваться в деноминациях, связанных с христианским Движением святости.

Еретические секты. Перфекционизм нашел свое выражение не только в гностическом дуализме первых веков, но и в различных ответвлениях христианства. Монтанисты II в. учили, что люди могут стать богами. В XIIXIVbb. еретикиальбигойцы утверждали, что человеческий дух способен высвободиться из плоти, чтобы воссоединиться с Богом. В период позднего Средневековья подверглись осуждению Братья свободного духа, крые верили,что человек способен обрести совершенство помимо Бога, становившегося, т.о., излишним. Английские рантеры считали грех логически несовместимым с понятием совершенства. Другие течения (как, напр., община Онеида в XIX в.) искали пути примирения совершенной безгрешности с требованиями плоти.

Все эти еретические разновидности перфекционизма неотделимы от тех или иных форм антиномизма и эгоизма. Правоверные христиане более или менее сурово осуждают их. Еретики, с характерными для них утопическими воззрениями на возможности человека и мистическую практику, не придавали должного значения божественной благодати и этической целостности. Со временем все эти течения, вследствие их внутренней слабости, пришли в упадок.

R.L. SHELTON(nep. Ю.Т.) Библиография: L. Lemme, SHERK, VIII, 45657; L. G. Сох, John Wesleys Concept of Perfection: W. S. Deal, The March of Holiness Through the Centuries; R.N. Flew, The Idea of Perfection in Christian Theology; R. GarrigouLagrange, Christian Perfection and Contemplation; W. M. Greathouse, From the Apostles to Wesley; J. A. Passmore, The Perfectibility of Man; W. E. Sangster, The Path to Perfection; M. Thornton, English Spirituality; G. A. Turner, The Vision Which Transforms; B.B. WarfiM, Perfectionism, 2vols.; M.B. Wynkoop,^ Theology of Love; J. K. Grider, Entire Sanctification.

См. также: Освящение; Благочестие, Набожность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Совершенство, Перфекционизм — 0

Найдено научныех статей по теме Совершенство, Перфекционизм — 0

Найдено книг по теме Совершенство, Перфекционизм — 0

Найдено презентаций по теме Совершенство, Перфекционизм — 0

Найдено рефератов по теме Совершенство, Перфекционизм — 0