Состояния Иисуса Христа

Найдено 1 определение
Состояния Иисуса Христа
(States of Jesus Christ).
Различные положения, в крых пребывал Иисус Христос по отношению к закону, данному Богом человечеству, в вопросах обладания властью и принятия почестей. Обычно различают два состояния Христа  уничижение и прославление. Т.о., учение о двойном состоянии Христа  это учение о том, что Христос сначала пребывал в уничижении, а потом был прославлен.
Применительно к каждому из состояний можно выделить четыре стадии.
Уничижение Христа. В уничижении Христа выделяются четыре стадии: (1)воплощение, (2)страдания, (3) смерть, (4) погребение. Иногда рассматривается дополнительная, пятая,  сошествие в ад.
Воплощение. Уже само воплощение Христа, в к-ром он принял человеческий облик, было шагом к уничижению. Он отказался от почестей и славы, воздаваемых Ему на небесах (Ин 17:5). Он отказался от права вершить божественную власть, господствуя на небе и на земле (2Кор 8:9; Флп 2:67; Евр 2:9). Т.о., Он отверг статус господина и принял статус раба. Далее, Он принял на себя обязанность жить в соответствии с законом (Гал 4:4), тем самым признав необходимым абсолютное повиновение в.3. законам, крые Бог объявил своему народу (Ин 8:46; МфЗ:15). Христос возложил на себя обязанность повиноваться Богу, будучи человеком и представляя нас всех, чтобы заслужить спасение для нас посредством всей жизни, всецело посвященной совершенному служению (Рим 5:1819). Он должен был еделать это силами человеческой природы, без чудесной помощи божественных сил (см. Мф 4:34).
Сын Божий облекся в истинную человеческую природу, обретя не только человеческое тело, но и человеческое мышление (обладающее теми же способностями к познанию, какими обладаем и мы,  Лк 2:52), а также человеческую душу (способную страдать, как мы страдаем,  Ин 12:27; 13:21). Т.о., Иисус  это человек во всей полноте человеческой природы, "во всем" уподобленный нам (Евр 2:17). Ему надлежало обрести полноту человеческой природы для того, чтобы принести жертву во искупление человеческих грехов,  не будь Он в полной мере человеком, мы не были бы спасены. Тем не менее человеческая природа Христа не была подвержена греху (Рим 8:3; Евр 4:15; 1 Ин 3:5). Т.о., Его человеческая природа подобна человеческой природе Адама до грехопадения.
Вместе с тем Иисус не поступился ни одним из своих божественных атрибутов и ни в коей мере не потерял полноты своего божества, даже став человеком. Он оставался в полной мере Богом (Ин 1:1,14; Кол 1:19; 2:9), всемогущим (Мф 8:2627; Ис9:6), всеведущим (Ин 2:25; 6:64; 16:30; 21:17), вечным (8:58), не подверженным смерти (2:19; 10:1718). Однако эти атрибуты были скрытыми; обычно они не проявлялись в период земного служения Иисуса (Мф 13:5556) и не использовались Им ради личной выгоды, с тем чтобы сделать путь повиновения более легким (4:111).
Т.о., Иисус сохранял полноту божества, вместе с тем приняв полноту человечества,  как иногда говорят, оставаясь тем, кем Он был, Он стал тем, кем Он не был (следует помнить, что человеком стал Сын Божий, второе лицо Св. Троицы. Бог Отец не стал человеком, как и не стал Св. Дух,  Мф 3:1617; Ин 1:11; 3:16; Гал 4:4). Самый поразительный факт в истории заключается в том, что вечный и бесконечный Бог обрел низшую природу человека и продолжал пребывать в вечности в полноте божества и полноте человечности, соединенных в едином лице.
Важно отметить, что, даже имея две природы, Иисус Христос обладал единой личностью. Его человеческая природа, как таковая, не обладает независимостью (она неспособна, напр., укорять божественную природу или действовать вопреки последней). Некрым образом (превосходящим наше понимание) божественная и человеческая природы Христа соединились в одну личность; Он вечно остается одновременно Богом и человеком и в то же время единой личностью.
Страдания. Иисус терпел страдания на протяжении всей жизни; вершины они достигли во время суда и на кресте. Он испытывал обыкновенные жизненные страдания в падшем мире. Он уставал (Ин 4:6), испытывал жажду (19:28), голод (Мф 4:2), печаль (Ин 11:35) и одиночество (Мф 26:56). Он скорбел и печалился о человеческих грехах и их страшных последствиях (Мф 23:37; Мк 3:5; 8:12; Ин 11:3335,38). Он терпел противостояние и ненависть (Лк 11:5354; Ин 15:18,2425). Он был "муж скорбей и изведавший болезни" (Ис 53:3).
Более того, Иисус "страданиями навыкпослушанию" (Евр 5:8). Егонравственная сила и способность сопротивляться искушению повышались с каждым успешным преодолением очередного искушения  особенно тех, что связаны с трудностями и страданиями. Он терпеливо и неотступно переносил муки великих искушений (Мф 4:111; Лк 11:5354; 22:28; Евр 2:18; 4:15; 1 Пет 2:2123), особенно в Гефсиманском саду накануне смерти (Мф 26:3738; Евр 5:7; 12:34). Тот, кто не поддается искушению, гораздо сильнее ощущает его силу, так же, как тот, кто несет тяжелый груз, ощущает его тяжесть значительно больше, чем тот, кто сразу его бросает.
Уничижение Иисуса достигло вершины в судилище над Ним и в Его смерти. Он испытывал ужасные физические муки распятия, а также муки унижения и стыда, с крыми сопряжен этот род казни. Но еще более тяжкими были душевные страдания, крые испытал Иисус, когда Бог возложил на Него вину за наши грехи (2К0р 5:21; Гал 3:13; 1 Пет 2:22; Ис 53:6). Отец отвернулся от Иисуса, и Он остался один на один с мерзостью греха и бременем вины (Мф 27:46; Авв 1:13). Исполняя роль искупительной жертвы (Рим 3:25; 1 Ин 2:2; 4:10), Иисус нес на себе всю тяжесть яростного гнева Божьего против греха и пронес эту тяжесть до конца.
Смерть. Поскольку наказание за грех смерть (Быт 2:17; Рим 6:23), Иисусу надлежало умереть. Смерть Его была подобна нашей и служит примером для нас. Физическое тело Иисуса умерло (Мф 27:50); Его человеческий дух (душа) отделился от тела и отошел на небеса к Отцу (Лк 23:43,46). Т.о., Он пережил опыт смерти, подобный опыту, крый переживаем все мы. Зная, что Иисус прошел через смерть, мы не должны бояться смерти (1 Кор 15:5557; Евр 2:1415).
Нельзя сказать, что умерла, либо могла умереть, божественная природа Иисуса, ведь смерть предполагает прекращение деятельности, остановку сознания, утрату сил (Ин 2:19; 10:1718). Однако, пребывая в союзе с человеческой природой Иисуса, Его божественная природа познала, что значит пройти через смерть. О том, была ли сама божественная природа объектом божественного гнева, направленного против греха, в Св. Писании прямо не говорится. (О концепции, согласно крой Иисус после своей смерти " сошел в ад ", см. ниже.) Погребение. Тело Иисуса было положено в гробницу (Мф 27:5960), и Он некрое время пребывал в состоянии смерти. Т.о., уничижение Иисуса отличалось полнотой в том смысле, что Он принял на себя все наказание и позор, предназначенные падшему человечеству в результате человеческого греха.
"Сошествие в ад". Неправильно говорить о том, что Иисус сошел в ад, по крайней мере в том смысле, крый сегодня вкладывается в эту фразу. Речь может идти только о неких специальных значениях, крые придаются слову "ад". После смертных мук на кресте Иисус не испытывал дальнейших страданий, ибо Он воскликнул: "Свершилось!" (Ин 19:30). Утверждение из Пс 15:10 "ибо Ты не оставишь души моей в аде", сказанное применительно ко Христу в НЗ (Деян 2:27; ср. 13:35), следует, скорее всего, понимать в том смысле, что Бог не отверг Иисуса, пребывающего в могиле, в состоянии смерти,  евр. seol может вполне иметь и такие значения.
Точно так же Иисус не говорил о втором шансе на спасение для уже умерших. Слова из Пет 4:6 "ибо для того и мертвым было благовествуемо" следует понимать в том смысле, что Евангелие проповедовалось верующим, умершим раньше, чем Петр написал свое послание; Евангелие проповедовалось при их жизни, чтобы спасти их не от физической смерти, а от Последнего суда.
Непохоже также, чтобы к.л. н.з. текст учил о сошествии Христа, чтобы объявить о своей победе мятежным духам в темнице (традиционная лютеранекая точка зрения) или привести в.з. верующих к небесному Отцу (католичеекая позиция). Слова ап. Павла изЕф4:9 о том, что Христос нисходил в "преисподние места земли", следует понимать: " преисподние места, а именно землю", т.е. речь идет в данном случае о воплощении. В 1 Пет 3:1820 (это место всеми признается довольно трудным) сказано, что "Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега". С учетом того, что дух Христов виделся Петру действующим в в.з. пророках (1 Пет 1:1011) и что Петр рассматривал Ноя как "проповедника правды" (2 Пет 2:5), данный текст следует понимать в том смысле, что во время строительства ковчега Христос "в духе" проповедовал через Ноя. Т. о., и здесь нет речиниокаком "сошествии в ад".
В Апостольском символе веры фраза "сошедший в ад"  позднейшее добавление, к-рое было включено в символ ок. 390г. н.э. и первоначально означало "сошедший в могилу".
Прославление Христа. Можно выделить такие четыре стадии прославления Христа:(1)воскресение,(2)вознесение, (3) восседание с Отцом, (4) возвращение в славе.
Воскресение. Воскресение переход к прославлению. Прославлена была целостная личность Христа, а не просто Его человеческая природа. Сама суть прославления в том, что изменилась Его человеческая природа, когда Он перешел в новое, гораздо более возвышенное состояние.
Воскресение  не просто возвращение к жизни, а начало новой, лучшей жизни, "жизнивоскресения" (Рим6:910). После воскресения Иисус попрежнему пребывал в физическом теле  к нему можно было прикоснуться, его можно было "ухватить" (Мф 28:9; Ин 20:17,27); он совершал физические действия  преломление хлеба (Лк 24:30), приготовление завтрака (Ин 21:1213), принятие пищи (Лк 24:4243). Это было тело из " плоти и костей ",т.к. сам Иисус сказал: "...ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня " (ст. 39).
Вместе с тем физическое тело Иисуса уже не подвержено больше усталости, болезням, возрастным изменениям и смерти. Это нетленное, славное тело (1 Кор 15:4244; слово "духовный" здесь не синоним "нематериального", а "соответствующий характеру Св. Духа"). Возможно, в Ин 20:19 содержится намек на то, что Иисус обладал способностью чудесным образом проникать в запертую комнату. Очевидно одно: поскольку Иисус был "начатком" воекресения, то, восстав из мертвых, мы будем похожи на Него (1 Кор 15:20,23,49; Флп 3:21; 1 Ин 3:2).
Воскресение Иисуса ознаменовало удовлетворенность Бога Отца делом искупления (Ис 53:11; Флп 2:89). Отныне Христос возвышен до нового статуса, в т.ч. и по отношению к закону,  Он, будучи нашим представителем, уже не пребывает под законом, поскольку Его дело повиновения вместо нас завершено (Рим 5:1819).
Воскресение знаменует также начало новых отношений с Богом Отцом, поскольку Иисус был прославлен как мессианский "Сын", обладающий новой властью и авторитетом, крые Ему как Богочеловеку ранее не были присущи (Мф 28:18; Деян 13:33; Рим 1:4; Евр 1:5).
Вознесение. Через сорок дней после воскресения (Деян 1:3) Иисус вознесся на небеса. Состояние прославления, в к-ром Он пребывал, стало еще более полным. В НЗ вознесение Иисуса недвусмысленно описывается как телесное вознесение и, соответственно, как переход в некое новое место (Лк 24:51; Ин 14:13; 16:28; 17:11; Деян 1:911), к-рое скрыто для обычного человеческого зрения (Деян 7:5556; см. 4Цар 6:17). Иисус сохранил свою человеческую природу, когда Он вернулся на небеса, и сохранит ее навсегда (см. Евр 13:8). Однако Его человеческая природа, в отличие от нашей, отныне достойна поклонения всеготварного мира.
Когда Иисус взошел на небеса, Он обрел славу, честь и власть, крыми как Богочеловек не обладал (Деян 2:33,36; Флп 2:911; 1 Тим 3:16; Евр 1:34; 2:9), и прежде всего  власть посылать Церкви Св. Духа с большей полнотой и силой, чем раньше (Деян 1:8; 2:33).
После вознесения на небеса Иисус начал первосвященническое служение, представляя нас перед Богом Отцом (Евр 9:24) и будучи заступником за нас (7:25; Рим 8:34). (Согласно учению лютеран, человеческая природа Иисуса обрела качество вездесущности после вознесения на небеса, однако это учение не имеет надежной опоры в Св. Писании; его основная цель поддерживать определенную концепцию о присутствии тела Христова в Вечере Господней.) Восседание с Отцом. Следующим этапом прославления Христа стало его пребывание по правую руку Отца на небесах (Деян 2:33; Еф 1:2022; Евр 1:3). Тут завершается искупительное дело Христа; одновременно Он обретает власть Богочеловека, правящего вселенной. Христиане теперь пребывают вместе с Иисусом по правую руку от Бога (Еф 2:6), чем прежде всего подчеркивается то, что они разделяют с Иисусом власть над сатанинскими силами (6:1018; 2 Кор 10:34) и обладают могуществом, необходимым для победы над грехом (Рим 6:1114).
Пребывая в прославленном состоянии одесную Бога, Христос правит и будет править до скончания века, когда все враги будут побеждены (1 Кор 15:2425).
Возвращение в славе. Когда Иисус Христос возвратится в славе на землю, Его прославление будет окончательно завершено и Он обретет всю славу, края должна воздаваться Ему как Богочеловеку, оплатившему наше искупление, достойному вечных нескончаемых почестей. Произойдет ли будущая кульминация прославления Иисуса в один этап (как утверждают амилленариеты) или же в два этапа, разделенных тысячелетием (как полагают пост и премилленаристы), но все согласны в том, что однажды Иисус вернется на землю, чтобы триумфально править (Деян 1:11; Откр 1:7), одержать открытую и окончательную победу над всеми врагами (2 Фес 1:78; Откр 19:1121) и стать судьей над всей землей (Мф 25:3146; Откр 22:12). Потом Его Царство станет вечным; прославленный вместе с Отцом и Св. Духом, Он "будет царствовать во веки веков" (Откр 11:15; 22:35).
W. A. GRUDEM (пер. Ю.Т.)
Библиография: L. Berkhof, Theology; ?. A. Litton, Introduction to Dogmatic Theology; C. Hodge, Systematic Theology, 11,61038.
См. также: Иисус Христос; Служение Христа.

Источник: Теологический энциклопедический словарь