СОРЕЛЬ Жорж

Найдено 4 определения термина СОРЕЛЬ Жорж

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж

род. 2 нояб. 1847 - ум. 30 авг. 1922) - франц. философ-эклектик, писатель, теоретик анархосиндикализма. Находился под влиянием Джамбаттисты Вико, резко критиковал рациональное познание, научное понимание истории, современную культуру. Затем выступил с учением о мифе как мировосприятии любой социальной группы и восхвалением насилия как движущей силы в истории; революцию рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа. Осн. произв.: "Les illusions du progres", 1908; "Reflexions sur la violence", 1908; "La decomposition du Marxismen, 1908.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

СОРЕЛЬ Жорж

французский философ и социолог (Шербур, 1847 — Булонь, 1922). Его работа «От Аристотеля до Маркса» (1935 — сборник статей 1894 года) показывает, что историю можно мыслить лишь исходя из технических и экономических условий. Его брошюра «Социалистическое будущее профсоюзов» сделала из него теоретика революционного профсоюзного движения. «Размышление о насилии» (1908) защищает автономность рабочего движения в пику парламентской демократии. Остальные сочинения: «Развалины античного мира» (1908), «Иллюзии прогресса» (1908), «Материалы к теории пролетариата» (1919), «Речь в защиту Ленина» (1920).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

СОРЕЛЬ Жорж

2 ноября 1847, Шербур — 30 августа 1922, Булонь) — французский философ, теоретик анархо-синдикализма. С 1892 стал заниматься общественно-политической деятельностью, совместно с П. Лафаргом основал журнал «Le devenir social», с 1899 сотрудничал в журнале «Le mouvement socialiste». В начале своей теоретической деятельности считая себя марксистом «новой школы», испытал влияние А. Бергсона, П. Ж. Прудона, выступал с резкой критикой теории и политики 2-го Интернационала. Философия Сореля — попытка соединения идей Бергсона с идеями социализма, обоснование теории активности, деятельности. Сорель разграничивал действие и познание, считая разум, как и все в мире, относительным, а действие абсолютным, поскольку действие есть проявление иррациональной воли, противостоящей бездеятельному интеллекту. Наиболее известной работой Сореля является «Размышление о насилии» (Reflexions sur la violence. P., 1906; рус. пер. M., 1907), в которой подчеркивалась необходимость социальной катастрофы и насилия. При этом насилие трактовалось не как принуждение, которое свойственно неприемлемым для Сореля власти, государству, политике. Он отвергал любое участие в политике, ибо оно наносит вред социализму Основная задача пролетариата — предельно обострить противоречия в обществе. Нужны не реформы, а тактика «прямыхдействий», мгновенный взрыв угнетенной массы. Насилие, коль оно не связано с государством, политикой, является положительным явлением, ибо ведет к разрушению старого. Переход к социализму — катастрофа, в которой обнаруживается волевой порыв масс, высвобождение их творческой энергии. Люди должны объединиться, ибо борьба против жизни, представляющей собой одни страдания, в одиночку бессмысленна. Силой, способствующей объединению людей, направляющей их в сторону действия, является миф. Насилие у Сореля — тоже миф, мобилизующий массы к действиям. В противовес теоретикам 2-го Интернационала Сорель провозглашал этику неприспособления. Социализм предстает как моральная проблема, в основе которой лежит пафос отрицания. Главное — революционизировать сознание рабочих. По мере развития социалистической этики в сознании масс происходит каждодневное осуществление социализма. В конце жизни Сорель увлекся ненадолго идеями национализма, от которых потом отказался. Его воспевание насилия, социальной катастрофы, презрение к демократии были впоследствии использованы идеологами крайнего радикализма, как правого, так и левого толка.

Соч.: Социальные очерки современной экономики. М., 1908; La ruine du monde antique. P., 1902; La decomposition du Marxisme. P., 1908; Les illusions du progres. P., 1908; DAristote a Marx (Lancienne et la nouvelle metaphysique). P., 1935.

M. A. Хевеши

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

СОРЕЛЬ Жорж

(2 нояб. 1847 – 30 авг. 1922) – франц. социолог и философ, теоретик анархо-синдикализма. Св. 20 лет работал инженером путей сообщения; с 1892 занялся лит. и общественно-политич. деятельностью. В 1895 (с П. Лафаргом и др.) основал журн. "Le devenir social", a с 1899 активно сотрудничал в междунар. социалистич. журн. "Le mouvement socialiste". Филос. и социологич. взгляды С. эклектичны, сложились под влиянием Лабриолы, Тэна, Ренана, Ницше, Э. Гартмана и особенно Бергсона и Прудона. С. пытался "синтезировать" марксизм со взглядами Прудона и Бергсона. Ленин критически оценивал мировоззрение С., назвав его "известным путаником" (см. Соч., т. 14, с. 279). Вначале С. считал себя представителем "новой школы" марксизма, в дальнейшем он выступил против марксизма, противопоставив науч. социализму волюнтаристич. концепцию "революц." анархо-синдикализма, принципы к-рого изложил в кн. "Размышления о насилии" ("R?flexions sur la violence", P., 1906, рус. пер., M., 1907). С. отрицал необходимость пролет. партии, диктатуры пролетариата и выступал против участия рабочего класса в политич. борьбе (см. "Социальные очерки совр. экономии", М., 1908, с. 303). Революция, по С., – волевой иррациональный стихийный взрыв, порыв народа, а революц. принципы – мифы, аналогичные мифам религии. Единств. носителем социалистич. идей С. считал профсоюзы (синдикаты). Религию он считал одной из существ. форм жизни и человеч. деятельности, очагом "героизма" и "нравств. аскетизма". Политич. убеждения С. непоследовательны и противоречивы. От "революционного" синдикализма он перед 1-й мировой войной пришел к соглашению с националистич. кругами роялистской орг-ции "Action fran?aise". Муссолини называл С. своим "духовным отцом". Однако в эти же годы С. остро критиковал парламентский кретинизм франц. и нем. с.-д.-тии, правильно оценил историч. значение революции в России, призывал к помощи Сов. России, отметил революц. тенденции в итал. рабочем движении. С. не оказал заметного влияния на рабочее движение во Франции, но его идеи получили значит. распространение в Италии, Испании, Лат. Америке. Соч.: Le proc?s de Socrate, P., 1889; L´Avenir socialiste des syndicats, P., 1898; La ruine du monde antique, P., [1902]; La d?composition du Marxisme, P., 1908; Les illusions du progr?s, [P.], 1908; La r?volution dreyfusienne, P., 1909; Mat?riaux d´une th?orie du prol?tariat, P., 1919; De l´utilit? du pragmatisme, P., 1921; Introduction ? l´?conomie moderne, P., 1922; D´Aristote ? Marx (L´ancienne et la nouvelle m?taphysique), P., 1935; Lettres ? Paul Delesalle. 1914–1921, P., 1947; Lettere a un amico d´Italia, Bologna, 1963; в рус. пер. – Введение в изучение совр. хозяйства, М., 1908; Э. Ренан. Критич. этюд, СПБ, [б. г.]; Эволюция социализма, в сб.: Социальное движение в совр. Франции, [М.], 1908. Лит.: Лабриола ?., Историч. материализм и философия. (Письма к Сорелю), пер. с франц., СПБ, 1900; Rossignol F., La pens?e de G. Sorel, P., 1948; Gоreily G., Le pluralisme dramatique de G. Sorel, P., 1962. T. Сахарова. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме СОРЕЛЬ Жорж — 0

Найдено научныех статей по теме СОРЕЛЬ Жорж — 0

Найдено книг по теме СОРЕЛЬ Жорж — 0

Найдено презентаций по теме СОРЕЛЬ Жорж — 0

Найдено рефератов по теме СОРЕЛЬ Жорж — 0