СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫСОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

Найдено 5 определений термина СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

область исследований, изучающих: 1) взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества; 2) типологию поведения ученых в различных социальных системах; 3) взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых; 4) динамику их групповых взаимодействий; 5) конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах обществ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

область социологических исследований, изучающих науку. Предметом изучения социологии науки выступают как внутренние отношения между учеными, обеспечивающие функционирование и развитие науки, так и взаимоотношения науки с другими институтами современного общества. Социология науки исследует существующие между учеными взаимоотношения, вопросы о том, каким образом люди становятся учеными, что заставляет их поддерживать нормы поведения, принятые в научном сообществе. Как и любая социологическая дисциплина, социология науки является ветвью социологии, должна вносить свой вклад в развитие социологического знания в целом, имеет свою понятийную базу и свои методы исследования. (См. когнитивная социология науки, научная деятельность).

Э.М. Мирский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

отрасль социологии, изучающая социальные аспекты науч. деятельности на уровне как отд. науч. коллективов, так и общества в целом. Следует различать, т.о., С. н. в узком и широком аспекте. С. н. в современном ее состоянии относится к науковедч. дисциплинам (см. Наука о науке). В качестве самостоят. области исследования С. н. особенно развилась в 50–60-х гг., хотя возникла она в 30-х гг. 20 в. (работы Дж. Бернала, Б. Гессена и др.). С. н. формируется на стыке философии, организации науки, психологии науч. творчества, базируется на конкретно-социальных исследованиях, использует математич. и статистич. анализ. Центр. задачей С. н. является определение места и роли науки в развивающейся обществ. системе. С. н. исследует отношения, складывающиеся в науч. коллективах в процессе произ-ва знаний, а также различные аспекты воздействия обществ. условий на развитие науки и влияние науки на развитие общества. Она выявляет факторы, способствующие повышению производительности науч. труда, критерии роста социальной эффективности науки. С. н. изучает роль личности в совр. науке, влияние коллектива и коллективного характера труда на творч. процесс, рассматривает социально-экономич. условия, к-рые влияют на этот процесс. С. н. анализирует взаимоотношения, складывающиеся между наукой и техникой, экономикой, политикой, идеологией, системой образования, искусством и вместе с тем вскрывает внутр. логику развития науч. идей. В СССР и др. социалистич. странах в последние годы ведутся не только теоретические, но и конкретно-социологич. исследования науч. деятельности, к-рые направлены на совершенствование системы организации и управления наукой. В капиталистич. странах С. п. развивалась под воздействием идей М. Вебера, Дюркгейма, Mанхейма. Среди многочисл. концепций немарксистских исследователей науки выделяются два осн. направления, одно из к-рых акцентирует внимание на роли науки в духовной культуре (Манхейм, Парсонс, Сорокин), а другое рассматривает ее преимущественно как фактор технико-экономич. прогресса (У. Огборн, Л. Мемфорд, Б. Монсаров). В США, Англии, Франции имеются многочисл. группы социологов, исследующих взаимоотношения в научных "микроколлективах". Интересные результаты получены учеными, занимающимися исследованием количеств. параметров развития науки (Д. Прайс, П. Оже). Лит.: Карпов M. M., Основные закономерности развития естествознания, Ростов н/Д., 1963; Шейнин Ю. М., Наука и милитаризм в США, М., 1963; Противоречия в развитии естествознания. Сб. ст., М., 1965; Барбер Б., Социология науки, в сб.: Социология сегодня, М., 1965; О нек-рых вопросах усиления роли науки в строительстве коммунизма, Новосибирск, 1965: Maхлуп ?., Производство и распространение знаний в США, пер. с англ., М., 1966; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Анализ тенденций и прогнозирование научно-технич. прогресса, К., 1967; Анализ закономерностей и прогнозирование развития науки и техники. [Тезисы докладов симпозиума], вып. 1–2, К., 1967; Волков Г. Н., Социология науки, М., 1968; Наука сегодня, сост. Б. Л. Фролов, М., 1969; Bernal J. D., Social functions of science, L., 1946; Barber В., Science and the social order, L., 1953; Nagel ?., The structure of science, N. Y., 1961; Kuhn T. S., The structure of scientific revolutions, Chi.–L., 1962; Dupr? J. S., Lakoff S. ?., Science and the nation, Englewood Cliffs (N. Y.), 1962; ?ailsham G., Science and politics, L., 1963; Kornhauser W., Scientists in industry, Berk.–Los Ang., 1963; The sociology of science, ed. B. Barber, W. Hirsch, 3 ed., ?. ?., 1963; Snow С. Р., Science and government, Camb. (Mass.), 1964; Science and . the future of mankind, Bloomington, 1964; Hagstr?m W. O., The scientific community, N. Y.–L., 1965; Merton R. K., Social theory and social structure, N. Y.–L., 1965. См. также лит-ру при ст. Наука, Наука о науке и Научно-техническая революция. Г. Волков. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

Отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования науки как соц. института; разл. механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и соц. групп, участвующих в производстве науч. знания; формирование научных сообществ. С.н. — часть социологии и раздел науковедения, наука о ее взаимоотношениях с об-вом, а также совокупность соц. отношений, складывающихся в процессе деятельности ученых и науч. коллективов по производству нового знания и определению путей его практ. использования. В последние годы в проблематику С.н. все более активно включаются вопросы, относящиеся к компетенции социологии знания, и С.н. сближается с одним из ее разделов — социологией науч. знания, к-рая ставит своей задачей выявление соц. детерминант самого содержания науч. знания. Наука — результат чел. деятельности, к-рая всегда носит обществ. характер. Творч. деятельность, продуцирующая новое знание, может осуществляться лишь на базе достижений предшественников и в кооперации с современниками. Основы «науки о науке» были заложены в конце 1930-х гг., когда в Англии была опубл. работа Дж.Бернала «Социальные функции науки». В то же время в США проводил свои исследования Р.Мертон, к-рый предложил концепцию науки как соц. ин-та, доминировавшую на Западе до 1970-х гг. На С.н. начала оказывать влияние постпозитивистская методология науки (концепция Т.Куна), согл. к-рой знание приобретает статус науч., когда выступает в виде парадигмы, принимаемой науч. сообществом. Систематическое развитие С.н. началось с 1960-х гг. когда отчетливо обнаружилось, что профессия ученого стала массовой, большое место в науке стали занимать коллективные формы деятельности. Резко возросла соц. роль науки, а вместе с этим встала задача повышения эффективности науч. деятельности. Возникла потребность в изучении соц. факторов, приведение в действие к-рых могло бы способствовать решению этой задачи. В этих условиях С.н. приобрела не только теор., но и прикладное значение для целей управления в сфере науки. Ее проблемное поле достаточно широко: структура и динамика (мобильность) науч. кадров в соотнесении с когнитивными процессами, обеспечением новых науч. направлений; соц. аспекты организации науч. труда, науч. коммуникации, система формальных и неформальных отношений в науке, их влияние на продуктивность деятельности ученых; разделение труда, соц. проблемы, возникающие в связи с процессами дифференциации и интеграции в науке, с развитием междисциплинарных исследований; соц. и нравств. нормы и ценности, регулирующие поведение ученых, оценка и стимулы их труда, институциональные и личностные аспекты науч. деятельности, их соотношение. Большой круг проблем возникает в связи с анализом соотношения науки и об-ва в двух планах: влияние об-ва на науку и обратное влияние науки на об-во, интеграция науки в об-во, взаимосвязь науки и культуры, влияние демократизации на науку, проблемы модернизации науки, а также интенсивного ее развития, т.е. получения новых результатов, выполнение соц. заказа наукой за счет использования качеств. показателей: лучшей организации, более совершенной технологии исследований, повышения уровня квалификации кадров и т.д. Все более существенной потребностью становится комплексное исследование науки, предполагающее кооперацию С.н. с др. дисциплинами науковедческого цикла, в том числе с экономикой, психологией, организацией науки и др., более широкое использование метрических методов. В наст. время в С.н. накоплен большой массив эмпирич. данных, разработаны разнообразные количеств. и качеств. методы анализа науч. деятельности. Все это дает основания для развития сотрудничества ученых разл. теоретико-методол. ориентаций в области С.н. Лит.: Социологические проблемы науки. М., 1974; Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976; Научная деятельность: структура и институты. М., 1980; Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983; Основы науковедения. М., 1985; Современная западная социология науки: критический анализ. М., 1988; Добров Г.Н. Наука о науке. Киев, 1989; Введение в социологию науки: В 2 ч. / Под ред. С.А.Кугеля, H.C.Черняковой. CПб., 1992; Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Майзель И.А. Социология науки: проблемы и перспективы. Л., 1974; Социология науки / Под ред. М.М.Карпова, А.В.Потемкина. Ростов н/Д, 1998; Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986; Винклер Р.Л., Келле В.Ж. Социология науки // Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. М., 1996; Merton R.K. The sociology of science. Chicago, L., 1973; Kiynes M. Reading in the sociology of science. L., 1982; Science observed: Perspectives on social study of science. L., 1983; Society and knowledge. L., 1984. Л.Г.Скульмовская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в различных социальных контекстах, виды научных сообществ, формы коммуникации в науке и т.п. Первоначально С.н. развивалась внутри социологии знания. В 30-е годы осознание присущего социологии знания релятивизма, неправомерности сведения ею научного знания к идеологии и к вненаучным интересам заставило переосмыслить сам предмет С.н. Поиски новых подходов к социологическому анализу науки шли в различных направлениях. Согласно Флеку, задача С.н. состоит в изучении взаимоотношений между интеллектуальным коллективом и стилем мышления. Он подчеркивал, что, в отличие от психологии, С.н. не может исследовать сам процесс творчества, не должна она касаться и содержания знания, поскольку это - задача гносеологии. Ее предмет -осмысление механизмов признания интеллектуальным коллективом, индивидуального творческого достижения и раскрытие коррелятивной связи научного сообщества с определенными стилями мысли. Другую программу С.н. выдвинул польско-амер. социолог Ф. Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социология вообще не должна анализировать ни формы, ни содержание знания. Ее задача - изучение социального взаимодействия людей, ответственных за генерирование знания. С.н. - это социология ученых в широком смысле слова: анализ социальных ролей ученых, их ценностных ориентаций и предпочтений. Заметную роль в формировании С.н. сыграли работы англ. ученого, придерживавшегося марксистских ориентаций, Дж. Бернала (1901-1971), в которых дан анализ науки как социального института, социальных функций науки в их динамике и сложном взаимоотношении с обществом, взаимодействия науки и промышленности на различных этапах человеческой истории, многообразия форм организации научных исследований - от университетской науки до промышленных лабораторий.

Формирование устойчивой и признанной парадигмы в С.н. связано с работами амер. социолога Мертона. С его точки зрения, предметом этой дисциплины должна быть наука как социальный институт, т.е. как специфическая система норм и ценностей. Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функцию императивов, задают ориентации членам научного сообщества, составляют основу их профессионального поведения. Эти универсальные нормы образуют этос науки. К их числу Мертон отнес "универсализм", "коллективизм", "бескорыстность" и "организованный скептицизм". Позднее Б. Барбер дополнил этот набор "рационализмом" и "эмоциональной нейтральностью". Вокруг проблем этоса науки развернулись острые дискуссии. Не без влияния критики Мертон от анализа нормативной структуры науки обратился к исследованию реального поведения ученых, весьма существенно отклоняющихся от описанных им норм, к анализу противоречивой мотивации ученых. Фундаментальными понятиями его концепции становятся "мотивация", "вклад", "оценка", "признание", "карьера". Он исследует многократные открытия и приоритетные споры между учеными, выявляет амбивалентность императивов поведения ученых. Мертон обратился также к изучению социальных ролей ученого - исследователя, учителя, администратора и эксперта. Исследование мотивации дополняется изучением механизмов оценки и социального признания вкладов ученых в совокупное знание их дисциплин. В рамках концепции С.н., развитой Мертоном, развертывались исследования конкуренции и сотрудничества в научной работе (У. Хэгстрем), структуры сетей неформальных коммуникаций (Д. Крейн, Н. Маллинз, Д. Прайс). В работах учеников Мертона - Б. Барбера, Н. Каплана, С. Коула, Д. Коула, Д. Крейн, Н. Сторера, X. Закерман складывается совокупность понятий и методов, образующих "мертонианскую парадигму" в С.н.

Однако в 70-е годы развернулась острая критика этой парадигмы и в европейской, и в американской социологии. В этой критике показывалось, что Мертон опирался на неопозитивистский образ науки, что его универсалистская концепция не отражает социологических характеристик многих научных дисциплин. Предметом "пост-мертоновской" С.н. становится не столько анализ деятельности ученых, реализующих в своем поведении некие универсальные нормы, сколько изучение конкретных стандартов поведения, обусловленных консенсусом между различными представителями исследовательских групп. В центре внимания оказалось своеобразие стандартов поведения и исследовательских норм внутри конкретных научных сообществ. Противоборство с мертонианской парадигмой в С.н. привела к возрождению интереса к социологии знания и к формировании "когнитивной С.н.". Представители ее пытаются социологически объяснить не только нормы науки как социального института, но и содержание научного знания. В "сильной программе С.н.", представленной Блуром, Барнсом и др., подчеркивается важная роль социальных механизмов в конструировании знания из наличных культурных ресурсов. Другая программа когнитивной С.н. представлена в исследованиях по этнографии науки, в центре которых находится идея социального конструирования объектов знания, а также социального характера методов познания.

А.П. Огурцов

Сторер Н. Социология науки // Американская социология. М., 1972; Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М, 1973; Коммуникации в науке. М., 1981; Современная западная социология науки. Критический анализ. М., 1988; R. Merton. The Sociology of Science. N.Y., 1973; Perspectives in the Sociology of Science. New Jercey, 1977.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено схем по теме СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — 0

Найдено книг по теме СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — 0