СОЦИН Фауст

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СОЦЙН Фауст
1539-1604) - деятель Реформации в Италии и Польше, основатель особого течения (см. Социниане). Пользовался злиянием 1;реди антитринитариев. выступавших против христ. догмата о троице. Преследовался инквизицией. Борьба С. против католицизма имела прогрессивное значение, способствуя развитию рационализма и свободомыслия.

Источник: Атеистический словарь

СОЦИН (Socino, Sozzini) Фауст (1539-1604)
философ, теолог, гуманист, основатель социнианства. Родился в Сиене (Италия), учился в Лионе (Франция). С 1574 - в Базеле (Швейцария), с 1579 - в Кракове. Активно включился в реформационное движение в Польше и Великом княжестве Литовском. Антитринитарий, испытал воздействие С. Будного. Написал много сочинений полемического, и, главным образом, этического характера - опубликованы Вишоватым в Амстердаме в "Библиотеке польских братьев" (1665-1668). Исходя из ряда протестантских мировоззренческих принципов, С. разрабатывал самостоятельную концепцию, придающую основное значение свободе индивидуальной роли и стремлению к благородной деятельности. Считал, что в человеческой жизни решающее значение имеют моральные принципы, а не религиозные убеждения. Индивидуальные усилия могут обеспечить спасение каждому человеку, руководствующемуся моралью в своей жизни. Мировоззрение С. проникнуто рационализмом, гуманизмом и демократизмом, свидетельствует о его движении от религиозной доктрины к философии.
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

Социн, Фауст
(Socinus, Faustus, 15391664). Теологантитринитарий. Родился 5 дек. 1539 г. в Сиене (Италия). Получил довольно поверхностное начальное образование, пока за его обучение не взялись два его дяди. Один из них, Лелий Социн, позже увлекся протестантизмом и стал исповедовать антитринитарные убеждения. После смерти дяди Фауст собрал его бумаги, углубился в изучение теологии и впоследствии стал защитником антитринитарного учения.
Посетив ряд европейских стран, Социн в 1578 г. обосновался в Польше, где существовало мощное антитринитарное сообщество. Первоначально ему отказали во вхождении в состав секты анабаптистовунитариев, поскольку он не считал крещение необходимым. Поэтому его влияние на польских унитариев проявилось не сразу, хотя Социн участвовал с ними в богослужениях. Однако по36 9048 степенно его теологические воззрения стали приобретать популярность, и унитарии признали Социна своим духовным вождем. Пребывание Социна в Польше было не столь уж безопасным  время от времени его преследовали то католики, то протестанты.
Социн полагал, что Св. Писание нуждается в рационалистическом толковании. В рамках этой философской схемы он стал отрицать божественность Христа: по его мнению, Христос имел только человеческую природу и стал Богом после воскресения, когда Отец наделил Его частью своей божественной власти. Чудеса и девственное рождение Социн принимал, видя в них знамения человечеству об уникальной роли Иисуса, обретшего божественную природу. При этом Социн не верил, что крестная смерть повлекла прощение грехов: по его мнению, Бог мог простить грехи и без искупительной жертвы. По Социну, прощение Божье можно заслужить покаянием и добрыми делами. Он отрицал концепции первородного греха, предопределения и телесного воекресения (крое ожидало немногих наиболее искренних последователей Иисуса). Вечерю Господню он считал только воспоминательной.
Идеи Социна заложили основу позднейших унитарных движений, хотя он и не заходил столь далеко, чтобы отрицать, подобно будущим антитринитариям, чудеса или божественную роль Иисуса. Он одним из первых подвергСв. Писание рациональной критике.
р. kubricht(nep. ю.т.) Библиография: О. Chadwick, The Reformation; J. H.S. Kent, "The Socinian Tradition", Theol 78; 13140; ?. M. Wilbur,/! History ofUnitarianism; G. H. Williams, The Radical Reformation.
См. также: Ракувский катехизис.

Источник: Теологический энциклопедический словарь