СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ
centro sociale») — сеть неофициальных центров социальной помощи в Италии, созданная и поддерживаемая леворадикальными молодежными организациями. Возникла в 1980-х годах путем трансформации сквоттерского движения. Собственно, большая часть С. Ц. размещена в сквотах, однако специфика здесь несколько иная. Ниже — некоторые впечатления автора этой статьи от посещения двух С. Ц. в Милане.
Первый С. Ц. выглядел как обычный, слегка отремонтированный дом. С одним отличием — всю стену занимала мастерски нарисованная гигантская физиономия капиталиста в цилиндре и с толстой сигарой во рту, который, пыхтя, лезет из-за обшарпанного заборчика прямо на зрителя. Этот Центр, как удалось узнать, уже легализован властями, то ли как общежитие, то ли как ячейка молодежного досуга. Подъезд напоминал галерею граффити, двери лифта вообще хотелось выломать и забрать на память как почтовую открытку о мировой революции. Отдельно рядом с подъездом на первом этаже — прокуренная комната. Длинный стол, галдящая орава. Всем героям вечера — заметно за двадцать. Стены сверху донизу оклеены прокламациями, плакатами и репортажными фото. Натуральная история герильи в картинках. Невероятное количество проявлений солидарности: с народом Палестины, с Кубой, с курдами, с басками, с прочим этнографическим пролетариатом. Тут же — подпольная библиотека, залежи злобного подрывного чтива. Народ за столом насмешливо соглашается на мое фотографирование (хорош гусь, из СССР приехал красный уголок фотографировать!). Пьют, вскрывают арбуз, курят. Передают косяк и мне; скверная, однако, у итальянцев привычка — замешивать траву с табаком. Курим, дым клубами, дверь нараспашку, и всем пофиг, мне в том числе — в родной стране я бы уже закрылся на несколько запоров.
Второй «центро социале» носил имя композитора «Леонкавалло». Подъезжали очень долго по огромному бетонному желобу — тут уже граффити на десяток метров ввысь, на сотни в длину, сплошным полотном. «Леонкавалло» — один из первых сквотов в Италии, появился еще в 1974 году. Власти его, в конце концов, разогнали, и тогда молодежь захватила пустующую фабрику, где отбивает атаки полиции уже не первый год. Вообще, все С. Ц. появляются по сквоттерскому сценарию: просто группа активистов захватывает бесхозный дом и крышуется какой-либо общественной организацией.
Впрочем, тот же «Леонкавалло» имеет отдаленное подобие центра развлечений. На входе берут плату — около пяти долларов. Внутри — столпотворение вавилонское. Толкотня всех и всяческих тусовщиков, нацменьшинств и возрастов. Сразу слева за стеклом, под яркой тепличной лампой в горшках — нежные ростки конопли. Впрочем, меня заверили, что официально продажа травы на территории Леонкавалло запрещена. Сама тепличка при входе в книжный магазин, там весь цвет печатного радикализма, но много и просто хороших книг, уцененных. Попался на глаза итальянский Пелевин — «Жизнь насекомых». Продажи травы действительно не наблюдалось. Так, сущий пустяк, — прямо в магазине стоит стеклянный чан с краником, налитый граппой вперемешку со знакомым растительным материалом, и двое пацанов продают эту марихуано-граппу плюс пиво в бутылках с классическим пятили- стником на этикетке. Ну, и насчитать хотя бы трех человек без самокрутки, трубки или кальяна во рту тоже было сложно.
Далее — чилл-аут, отгороженный полиэтиленом закуток, озвученный трип-хопом и смягченный подушками. Наискось от магазина, сквозь черный проем — два огромных размалеванных полутемных зала, бывшие фабричные цеха, в одном гремит транс, в другом — хаус. В программе следующего вечера — диджеи из московского «Аэроданса».
Путешествие Алисы в страну чудес. Столовая — социальные блюда, социальные цены менее двух долларов; для Италии — просто смех. Вообще, любой крупный С. Ц. как государство в государстве: официальные законы не действуют. Цены сверхнизкие потому, что здешняя бойкая торговля просто не платит налогов: надпись на майке одного социальщика — «Always duty free». Во дворе — на газонах растут пахучие кусты той же канабинольной породы в человеческий рост, рядом с лотков продаются благовония, майки, фенечки, кассеты. Еще несколько залов. В одном — самозабвенным кружком шаманит полдесятка барабанщиков. В другом полутьма, разноцветные люди, долговязые чернокожие в беретах, оставившие свои автоматы в гардеробе, отплясывают под «Legalize it!» Боба Марли, дым щиплет глаза.
Наконец, вполне благоустроенное кафе. Выпиваем-покуриваем, какая-то итальянка с нервным тиком на красивом лице долго и сердито допытывается, почему я не пишу о проблемах украинских нелегалов. Оказывается, пару лет назад городские власти провели зачистку окраин и выбросили много въезжего люда на улицу. «Леонкавалло» подобрал часть из них, в том числе много украинцев, помог с жильем и работой. Через несколько минут меня знакомят со Светой, которая все подтверждает. Она живет в Италии уже три года, говорит с заметным акцентом, забывает слова. Окончила Черновицкий университет. Въехала не вполне законно, оказалась на улице. При «Леонкавалло» ее пристроили на кухне, сейчас она помогает готовить при какой-то приличной ресторации. Хозяева попались нормальные, помогли с натурализацией, уже и документы готовы...
Форма С. Ц. представляется более продуктивной, чем сквот, ибо итальянские активисты научились избегать главной опасности — обуржуазивания, рано или поздно губящего захваченные территории. Очевидно, «центро социале» выполняют сразу роли и точек досуга, и ячеек левых организаций,и библиотек, и центров адаптации иммигрантов, и, по всей совокупности функций, очагов сопротивления истеблишменту. И в этом формате опыт итальянцев может пригодиться на постсоветском пространстве, где С. Ц. способны занять пустующую нишу движения гражданских инициатив в его наиболее радикальном варианте.
[Д. Десятерик]
СМ.: Автономы, Анархисты, Коммуна, Сквот.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
303.34 кб

Музей как социальнокультурный центр региона

Комлев Юрий Эдуардович
В данной статье рассматривается музей как социальный институт, который выполняет социально-значимые функции в своем регионе. Анализируется культурно-информационная среда региона и роль музея.
Читать PDF
172.71 кб

Музей как социально культурный центр региона

Комлев Ю. Э.
В данной статье рассматривается музей как социальный институт, который выполняет социально-значимые функции в своем регионе. Анализируется культурно-информационная среда региона и роль музея.
Читать PDF
1.16 мб

Молодёжный центр в г. Челябинск: социальный заказ

Петухова Е.И., Нагорная М.С.
В настоящее время во всем мире всё больше внимания уделяется вопросам проектирования и строительства молодежных досуговых учреждений и комплексов.
Читать PDF
293.31 кб

Социально-политическая ситуация в Центральной Азии

Корецкий В.
«Вестник Московского университета. Сер. 18 Социология и политология», М., 2008 г., № 2, с. 29-38.
Читать PDF
154.25 кб

Информационный центр по социальным наукам (Германия)

Читать PDF
216.74 кб

ЦЕНТР ИМ. В.П. СЕРБСКОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИАТРИИ

Положий Б.С.
Исторические преобразования, произошедшие в нашей стране в последнем десятилетии ХХ века, привели к возможности возрождения и полноценного развития социальной психиатрии в России.
Читать PDF
230.99 кб

Современная Центральная Азия: социальные тренды и политика

Данков А.
Читать PDF
223.57 кб

Торговые центры в социальном континууме городского пространства

Аборвалова О. Н.
Институциональные трансформации российского общества сегодня связаны с развитием торговли в городском пространстве. В статье в рамках социологического анализа рассмотрены торговые центры как механизмы развития городской среды.
Читать PDF
131.51 кб

Социальные механизмы централизованного управления и саморегуляции

Боровик Ольга Викторовна, Диордиенко Артём Олегович, Евлахов Алерий Иванович, Мацнев Александр Александрович
Разные функции общественной структуры нередко вступают между собой в противоречие, что может быть обосновано в различии их исходного целеполагания и при этом общности предмета воздействия.
Читать PDF
200.54 кб

Индексы социальных настроений в современныхсоциологических центрах

Боченкова Наталья Александровна
Статья посвящена изучению подсчета индексов социального настроения среди социологических центров России, а также выделению основных аспектов жизнедеятельности общества, на основе которых и строится ИСН.
Читать PDF
25.53 мб

Семья в центре социально-демографической политики Рязанской области

Кирьянов А.И.
Проведен анализ мер, принимаемых администрацией Рязанской области для укрепления и развития социального института семьи, возрождения семейных ценностей и семейного образа жизни, создания и обеспечения условий для наилучшего выполн
Читать PDF
386.17 кб

Индивид как центральная фигура конструирования социальной реальности

Сергеева Элла Александровна
В статье рассматривается двунаправленное конструирование социальной реальности: господство мнений и взглядов социокультурной среды, идеологической направленности и возможности свободного выбора непосредственно самим индивидом.
Читать PDF
493.32 кб

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Йенсен Джоди
В статье автор исследует весьма актуальный для современной регионалистики вопрос: почему, несмотря на существование общей истории, европейцы вряд ли могут говорить о совместной истории?
Читать PDF
314.32 кб

Особенности профессиональной подготовки работников социальных центров

Якушкина Марина Сергеевна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна
Рассмотрены возможности профессиональной подготовки сотрудников учреждений, выполняющих функции социальных центров, с учетом реализации их педагогического потенциала.
Читать PDF
1,004.15 кб

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Мялкина Елена Васильевна, Седых Екатерина Павловна, Житкова Валерия Александровна, Васькина Альбина Васильевна, Исайков Олег Игоревич
Введение: университетские ресурсные центры являются одной из форм реализации государственной политики по развитию институтов гражданского общества.