СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
научная теория, претендующая на объяснение и понимание достаточно широкой, внутренне связной области социальных явлений или общества в целом. Теории социального развития чрезвычайно многообразны, они, как правило, не согласуются друг с другом, а то и прямо противоречат одна др. На первый взгляд представляется, что в безбрежной сфере социального теоретизирования нет никаких ориентиров. Однако при общем подходе обнаруживается, что в каждую эпоху существуют определенные типы социального теоретизирования, допускающие относительно простую классификацию. В частности, для классификации социальных теорий индустриального общества, начавшего утверждаться в Зап. Европе с 17 в., могут использоваться оппозиции «радикализм — реформизм» и «коллективные ценности — индивидуальные ценности».
Радикализм означает требование решительного, коренного преобразования общества, не особенно считаясь со старыми социальными ин-тами и индивидуальными свободами. В основе радикализма лежит обычно полная неудовлетворенность предшествующей историей, существующим обществом, ныне живущим человеком. Радикализм связан со стремлением разрушить до основания старое общество и создать на его развалинах новое, гораздо более совершенное общество, совершенного человека и, возможно, даже более совершенную природную среду, достойную нового общества и нового человека. Реформизм, являющийся противоположностью радикализма, означает, соответственно, постепенное, поэтапное преобразование общества, не ставящее перед собой глобальных целей и учитывающее ценность уже существующих социальных ин-тов и традиций, воплощающих прошлый опыт. Реформизм обычно скептически относится к идеям создания некоего идеального общества и совершенного человека, призывая ценить то, что уже есть, несмотря на все его недостатки. В политике радикально настроенные люди или движения обычно именуются «левыми» и противопоставляются «правым», или консервативно настроенным реформистам.
К коллективным ценностям относится то, что считается позитивно ценным какими-то социальными коллективами или обществом в целом. Индивидуальные ценности включают все то, что предпочитается отдельными людьми, является объектом их желания или интереса.
С.т. относится к одному из двух классов в зависимости от того, предполагаются ею радикальные или, напротив, постепенные способы социальных преобразований. С др. стороны, С.т. может либо отдавать приоритет коллективным ценностям, либо ставить индивидуальные ценности выше коллективных. Объединение этих двух делений дает четыре основных типа современного социального теоретизирования: социализм, анархизм, консерватизм и либерализм. Эти типы являются не столько теориями в обычном, или узком, смысле, сколько разными стилями размышления о социальных проблемах, разными способами подхода к их решению.
Стили социального теоретизирования во многом подобны стилям в искусстве (классицизм, романтизм и пр.). «Человеческая мысль также развивается "стилями"... Различные стили мышления развивались в соответствии с партийными направлениями, так что можно говорить о мысли "либеральной" или "консервативной", а позднее также о "социалистической" К. Манхейм). В рамках каждого из стилей существует множество конкретных, с разной степенью отчетливости сформулированных теорий, отчасти конкурирующих, отчасти солидаризующихся друг с другом. В частности, нет какой-то единой концепции социализма, приемлемой для всех социалистов. Напротив, разные версии социализма иногда настолько далеки друг от друга, что выявление их глубинной общности превращается в самостоятельную проблему (напр., социализм, предполагающий интернационализм и обобществление собственности, и социализм, основанный на идее превосходства одних наций над др., сохраняющий собственников, но делающий их уполномоченными гос-ва по управлению собственностью). Даже в зап. марксистском социализме всегда существовали многочисленные течения, остро полемизировавшие друг с другом.
Социализм и анархизм роднит радикализм в предполагаемом преобразовании общества. Но если первый настаивает на утверждении определенных коллективных ценностей, то второй провозглашает своей целью немедленное и радикальное освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти: «Анархизм — вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм» (В.И. Ленин). Консерватизм и либерализм близки в предполагаемых ими методах постепенного реформирования общества. Однако первый ориентируется гл. обр. на коллективные ценности, вырабатываемые органическими социальными целостностями (нация, гос-во, но не социальные классы), в то время как второй выдвигает на первый план отдельного человека, а ценность общественных групп или учреждений измеряет исключительно тем, в какой мере ими защищаются права и интересы индивида. Противоположностью социализма как радикального коллективизма является либерализм как реформистский индивидуализм. Противоположностью анархизма, представляющего собой радикальный индивидуализм, является консерватизм, с.стаивающий реформистский коллективизм.
Социализм, анархизм, консерватизм и либерализм можно назвать «чистыми типами» социальной мысли. На их основе возникают разнообразные промежуточные разновидности теорий, получившие особое распространение в 20 в. Так, либеральный, или демократический, социализм, называемый иногда «социализмом с человеческим лицом», дополняет концепцию социализма определенными идеями либерализма; неолиберализм — результат усвоения классическим либерализмом определенных элементов консерватизма и т.д.
Проведенная классификация охватывает социальные концепции, выдвинутые примерно в четыре последние столетия. Для каждой из них можно найти отдаленных идейных предшественников. Но наличие такого, иногда очень отдаленного родства современных (или недавних) и существовавших в далеком прошлом С.т. не может быть основанием для утверждений, будто социализм столь же стар, как и сама человеческая история, а основные элементы теории социализма содержатся еще у Платона, или что отдельные идеи анархизма есть уже в философии Зенона и стоиков и т.п. Подобные утверждения явно неисторичны. О Ленин В.И. Поли. собр. соч. М., 1965. Т. 5; Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991; Манхейм К.
Диагноз нашего времени. М., 1994; Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000. А.А. Ивин

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
225.68 кб

Социальная теория и травма

Айерман Рон , Хлевнюк Дарья
Используя в качестве примеров три важные работы по социальной теории — «Диалектика просвещения» Адорно и Хоркхаймера, «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» Фрейда и «Современность и Холокост» Баумана, автор показыва
Читать PDF
140.19 кб

Теории социального пространства

Чернявская О. С.
Статья посвящена обзору представлений о социальном пространстве в социологической теории.
Читать PDF
503.01 кб

О современной социальной теории

Кисельникова Т.В.
После того, как «“советский марксизм”… утратил свою актуальность» [1], российские ученые не прекращали усилий по разработке современной социальной теории.
Читать PDF
325.69 кб

Социальная теория антиглобализма

Шляпников В.В.
Рассмотрена сущность антиглобализма как социального движения. Проведен анализ основных концепций социальной теории антиглобализма.
Читать PDF
989.90 кб

Развитие теории социальной сети о

Брун О. Е.
В статье рассматривается современная социальная сеть и характер действий в ней людей, анализируются социологические подходы, которые применялись и разрабатываются в настоящее время для изучения социальных сетей.
Читать PDF
119.08 кб

О теориях социального универсализма

Гарпушкин В.Е.
В статье сравниваются различные формы социального универсализма технократический и технологический детерминизм, социальный глобализм, антропоцентризм, гуманистический универсализм и показаны преимущества гуманистического универсал
Читать PDF
1.32 мб

Что такое теория социальных эстафет

Розов М.А.
Утверждается, что теория социальных эстафет выросла из глобальной пробле-мы способа бытия семиотических объектов (the mode of existence of semiotic objects), включая знание.
Читать PDF
114.20 кб

Гламур в контексте социальной теории

Ветошкина Юлия Владимировна
Рассматриваются история и причины возникновения такого явления, как «гламур» на Западе и в России. Определяется многозначность понятия «гламур». Намечаются дальнейшие возможные пути развития гламура.
Читать PDF
197.36 кб

Туризм в контексте социальных теорий

Лысикова Ольга Валерьевна
В статье анализируются социальные теории классиков социологической науки для выявления методологических оснований в исследовании современного туризма.
Читать PDF
249.84 кб

Контуры теории социальных технологий

Рыбаков Николай Сергеевич
В статье рассматриваются методологические проблемы построения общей теории социальных технологий. В частности, обсуждаются хронологические рамки, сфера применения и смысл социальных технологий в условиях информационного общества.
Читать PDF
433.13 кб

Гендерная теория в социальном знании

Казнин Леонид Николаевич
Пол является одной из значимых характеристик бытия человека. Изменения, происходящие в жизни общества, позволили в ином свете посмотреть на этот феномен.
Читать PDF
129.10 кб

О единой социально-гуманитарной теории

Понукалин Алексей Алексеевич
Статья посвящена проблеме научного обоснования единой общественной теории, необходимой для объяснения причин, предсказания последствий мирового системного кризиса и выработки концепции социального идеала желаемого будущего.
Читать PDF
498.66 кб

Идеология как теория социального бытия

Хмылев Владимир Львович
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно роли идеологии в современном обществе.
Читать PDF
335.65 кб

«Европейский журнал социальной теории»

Петрухина Мария Алексеевна
Читать PDF
409.57 кб

Аспекты теории социальной коммуникации

Лукман Томас , Тягунова Татьяна
В статье представлена социологическая теория коммуникации, исходным положением которой выступает признание языка в качестве как основного средства социального конструирования реальности, так и главного средства опосредования социа

Похожие термины:

  • Витгенштейн: социальная теория познания

    «ВИТГЕНШТЕЙН: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ» (BloorD. Wittgenstein: A Social Theory of Knowledge. Macmfflan and Columbia, 1983.209 p.) — книга Д. Блуpa, представителя социальной эпистемологии (Эдинбургская школа). Блур придерживается дескр