СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
см. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Источник: Новейший философский словарь

Эволюция социальная
(от лат. evolutio – развертывание) – процесс общественного развития, заключающийся в постепенных изменениях и реформах. Эволюция, как правило, рассматривается как тип изменения, противоположный революции. Эволюционные процессы в обществе понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования. Социальный эволюционизм представляет собой попытку осмысления исторического процесса как части бесконечно разнообразного активного процесса эволюции космоса, Земли, культуры. Наиболее ярко такой подход представлен в системе английского философа-позитивизма Г.Спенсера. Значительный вклад в развитие социального эволюционизма внесли французский социолог Э.Дюркгейм и немецкий социолог Ф.Тённис. В середине двадцатого века на основе идей социального эволюционизма Р.Ароном и У.Ростоу была сформулирована теория индустриального общества. В последние десятилетия двадцатого столетия она получила свое развитие в концепции постиндустриального общества, которую разрабатывали Д.Белл, А.Тоффлер, А.Турен и ряд других представителей социального эволюционизма.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям. С эволюционной точки зрения, общество рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, где ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение возникающих проблем в ходе взаимодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих комплексов, взаимосвязанных цепей событий, а также стадий, этапов изменений в контексте большого интервала времени. В античном мире идея эволюционизма лишь концептуально оформлялась (Демокрит, Аристотель), широкое же распространение он приобретает на основе христианской концепции священной истории (Августин). Статус философского термина понятие "эволюция" получает у Николая Кузанского. Мыслители Нового времени обращаются к многостороннему анализу социальных изменений в рамках естественной эволюции мира. С.Э. отождествляется с прогрессом как бесконечным совершенствованием общества на основе духовного развития человека. При этом эволюция трактуется в духе преформизма (Гегель, Маркс), т.е. представления, что исторический процесс изначально предопределен его исходной сущностью, которая разворачивается во времени - наподобие роста растения из зерна. Это выливается в идею финализма (например, в утопиях), согласно которому существует некое заранее известное конечное состояние эволюции. Однако в рамках преформизма и финализма оказывается неразрешимой проблема возникновения нового в социальной жизни. Огромное влияние социальный эволюционизм приобретает в 19 в. под воздействием учения Дарвина. Развернутую теорию С.Э., заложившую основы современного понимания эволюции, создал Спенсер. Согласно Спенсеру, С.Э. есть движение от однородного к разнородному, единство дифференциации и интеграции, достижение социального равновесия в ходе адаптации системы к внешним и внутренним изменениям. Спенсер отказывается от отождествления С.Э. и прогресса; эволюция включает различные формы и направления, подлежащие оценке. С.Э. есть естественный процесс, который нельзя ускорить: человек может только исказить или задержать его ход. В итоге С.Э. начинает рассматриваться как совокупность изначально непредоопределенных социальных изменений, когда в ходе взаимодействия элементов начинает действовать "эффект сборки" и возникает новое. Ориентация ранних эволюционистов на раскрытие С.Э. через изменения безличных структур вызвала в первой половине 20 в. широкую критику эволюционизма вплоть до отказа от него. В результате в рамках неоэволюционизма (Парсонс и др.) С.Э. стала рассматриваться как дифференциация в социокультурном и личностном измерениях, причем эволюционирует не само по себе социальное (это абстракция); эволюционируют действующие в контексте определенной системы ценностей индивиды (М. Вебер). На основе данной идеи синтезируются типологический, психологический и культурно-антропологический подходы к С.Э., которая рассматривается как взаимодействие культурной и социальной систем, где культурная система через ценности (образцы) задает структуру мотивации индивидов, а социальная система - условия реализации мотивов. В процессе декодирования культурных матриц и создания новых кодов через движение от одного стационарного состояния к другому общество достигает динамического равновесия. Одновременно на основе общественного разделения труда дифференцируются функции и структуры, увеличивается автономность социальных единиц, развязываются ресурсы. Достаточно сложным является вопрос об источниках (факторах) С.Э., в качестве которых назывались самые различные явления (географическая сфера, экономика, классовая борьба и др.). Поскольку социальную жизнь правомерно рассматривать как взаимодействие, т.е. обмен духовным, культурным опытом, то здесь и возможно искать исходный пункт социальных изменений. Источник С.Э. - модели мира, создаваемые людьми и определяющие пути, на которых в социальных действиях индивиды реализуют свои интересы, находя способы решения проблем (спасения) и тем самым вводя инновации, что, естественно, порождает новые проблемы (Конт, М. Вебер, Сорокин). При этом возможен как революционный способ изменений, так и более эффективный реформистский, опирающийся на знание конкретных условий и соответствующий человеческой природе. Недопустимо сводить С.Э. к какой-то одной форме развития, она включает множество как измерений, так и изменений. В зависимости от решаемых задач и уровня исследования могут вычленяться этапы С.Э. (например, "историческая эпоха", "культурный цикл"). Поскольку в силу многообразия изменений С.Э. присущи тенденции конкуренции и дивергенции (особенно в современном обществе), то особое значение имеет нахождение механизмов кооперативности изменений с целью достижения компромиссов и солидарности на основе общих целей в процессе сравнения альтернатив. В качестве таковых механизмов должны прежде всего рассматриваться рынок и правовая демократия. Эволюция современной цивилизации имеет ряд отличительных особенностей в силу радикального изменения способа существования людей, что снижает уровень социальной устойчивости и открывает возможности самых неожиданных результатов. Включение различных народов в общий для всех процесс требует учета многообразных факторов при отказе от единого образца С.Э. Учет того, что человечество в собственной истории неоднократно сталкивалось с множеством опасностей с непредсказуемыми последствиями, возникла задача направляемой эволюции на основе коллективного разума. Речь идет не об определении однозначного направления С.Э., что невозможно в силу непредсказуемости поведения неустойчивых динамических систем, а о поддержке таких тенденций, которые способствовали бы гуманизации общества. При этом С.Э. через коэволюцию общества с природой должна быть вписана в эволюцию универсума, что выражается в концепции универсального (глобального) эволюционизма. (Пригожин, Н. Моисеев).
Г.Я. Миненков

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
374.21 кб

Тип социальности и эволюция культуры

Мельникова Е. Б.
Читать PDF
255.91 кб

Социальная информатика и эволюция веба

Кленов Д.В., Сытник А.А., Вагарина Н.С., Мельникова Н.И., Шульга Т.Э., Калугина Т.А.
В статье рассматривается проблематика социальной информатики в аспекте развития поколений веба. Смещение центра тяжести проблематики в социальной информатике обусловлено развитием веба.
Читать PDF
396.42 кб

Ценности как мерило социальной эволюции

Мейжис Ирина Альбертовна
Антропологические корни культур и ценностей рассмотрены как самые древние ментальные образования человечества. Ценности универсальны, но они имеют свою приоритетность у каждого народа.
Читать PDF
142.60 кб

Эволюция понятия «Социальная экономика»

Курмалиева Зарема Хасанбиевна
В статье дана характеристика существующих экономических систем, освещены истоки возникновения концепции социальной рыночной экономики, представлены ее важнейшие системные элементы.
Читать PDF
199.72 кб

ЭВОЛЮЦИЯ ТАНЦА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Белогурова М.В., Лысенко О.В.
Читать PDF
1.10 мб

Этапы эволюции социальных исследований науки

И. И. Макаренко
Читать PDF
395.96 кб

Социальное картографирование: эволюция метода

Стрельникова Анна Владимировна
Автор рассматривает социальное картографирование как одну из междисциплинарных методик, которая сейчас переживает всплеск интереса исследователей.
Читать PDF
299.84 кб

Эволюция форм единства социального и этического

Железнов Андрей Сергеевич
Статья посвящена анализу эволюции форм единства социального и этического. Выделяются три формы такого единства: трансцендентная, имманентная и трансцендентальная.
Читать PDF
435.37 кб

Социальная эволюция Homo sapiens: взгляд зоолога

Фридман Владимир Семенович
Описываются трудности и ошибки «лобового» применения к социальной истории «биологических» представлений об эволюции путем естественного отбора, когда борьба классов и партий воспринимается как межиндивидуальная конкуренция, с отбо
Читать PDF
345.85 кб

Легитимность права и процесс социальной эволюции

Денисенко Владислав Валерьевич
В статье представлено историческое и современное понимание роли рациональности и легитимности права. С точки зрения коммуникативной рациональности раскрывается проблема признания и обоснования права в обществе.
Читать PDF
5.64 мб

Этапы развития способностей в социальной эволюции

Гончарова Анастасия Вячеславовна
Статья посвящена философскому осмыслению развития и роли способностей человека в социальной эволюции. Необходимость изучения данного вопроса обусловлена всё более ускоряющимися темпами развития общества.
Читать PDF
817.20 кб

Эволюционный контур развития социальных инноваций

Попов Е.В., Веретенникова А.Ю., Омонов Ж.К.
В статье рассмотрен эволюционный контур развития социальных инноваций от формирования идей новаторами до восприятия обществом реализованных проектов.
Читать PDF
129.50 кб

Эволюция форм социального насилия: гендерный аспект

Гогузева Т. С.
В статье представлен анализ эволюции форм социального насилия в традиционном, индустриальном и постиндустриальном типах общества через призму гендерного подхода.
Читать PDF
318.70 кб

Социальная эволюция: некоторые дискуссионные вопросы

Перепелкин Лев Станиславович
Исходные предпосылки социально-эволюционного исследования включают: рост численности населения мира; деление человечества на группы; заселение людьми всей сухопутной поверхности планеты; последовательный рост знания как базовой ча
Читать PDF
671.05 кб

Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

Горошилов А. А., Карибов А. П.