Социальная доктрина ислама

Найдено 1 определение
Социальная доктрина ислама
Ислам воспринимается его последователями не только как учение, регламентирующее отношение человека к Богу, но и как образ жизни, как программа обустройства обва. В самом деле, Коран и сунна (сборник преданий о высказываниях и деяниях пророка Мухаммада) содержат предписания, охватывающие соц. нравственную, экономия, и политич. сферы жизнедеятельности социума. Несмотря на то что ислам имеет различные направления, течения и секты, а его последователи стоят на различных политич. позициях и придерживаются разных соц. концепций, все они ищут и находят теологическое обоснование своих взглядов на развитие общественной жизни в Коране и сунне. Именно в этих первоисточниках изложены доктринальные принципы соц. учения ислама. А эти принципы исходят из того, что собственность принадлежит Аллаху, людям же она дается лишь в пользование (земля, вода, огонь являются общими); соц. неравенство и строго обязательное повиновение власть имущим, как и требование следовать принципам справедливости, солидарности и взаимопомощи в отношениях между мусульманами, предписаны свыше; ростовщичество категорически запрещено, а каждый мусульманин, имеющий определенный минимум имущества, обязан ежегодно отдавать обязательное «очистительное» пожертвование в пользу нуждающихся; глава мусульманской общины (и гос-ва) избирается, как это было с первыми тремя праведными халифами: Абу Бакром, Омаром и Османом, а правитель, в свою очередь, при решении важных вопросов должен консультироваться с советом (шурой). Опираясь на эти положения, мусульманские религ. и светские деятели во вт. пол. 20 в., после освобождения мусульманских народов от колон. зависимости, выдвинули тезис об исламском пути развития как единственно приемлемом для стран традиционного распространения ислама. На его основе были созданы концепции исламского гос-ва, исламской экономики и т. д. Термин «исламское государство» используется в кач-ве синонима «исламское общество», под крым разумеется идеальное обво, построенное на основе установок Корана и сунны. Мн. мусульманские мыслители видят путь к такому об-ву через осуществление исламской революции и исламизацию всех сторон общественной и личной жизни. Составным элементом этих построений является концепция «исламской экономики». Суть этой концепции изложена в статье 15 —«Экономический порядок» — Всеобщей исламской декларации прав человека, подготовленной и опубликованной Исламским Советом для Европы 19 сент. 1981. Исламская экономич. модель исходит из того, что все природные богатства принадлежат Аллаху и каждый человек, способный к труду, обязан трудиться. В общественных интересах допустима национализация на компенсационной основе. Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины мусульман. Разрешены все виды экономич. деятельности, если они не наносят вреда интересам мусульманской общины, не нарушают исламские законы и ценности. Учение ислама отводит гос-ву важную роль в функционировании экономич. системы. В соответствии с ним гос-во выступает на рынке как производитель, как владелец, как распределитель природных ресурсов и как контролер. Последней функции придается особо важное значение. Контроль гос-ва должен обеспечивать такой порядок, чтобы в ходе экономич. деятельности не нарушались нормы права и нравственности, а также не допускался монополизм, предотвращалось установление демпинговых или сверхвысоких цен на продукцию, чтобы результатом была бы гармония между трудом и капиталом и соц. стабильность.
Анализ проповедей видных мусульманских религ. деятелей России, программных документов общероссийских общественно-политич. движений мусульман свидетельствует о том, что они поддерживают в целом тот строй общественной и государственной жизни, к-рый зафиксирован в ныне действующей Конституции Российской Федерации (1993), что они выступают за социально ориентированную многоукладную рыночную экономику, базирующуюся на равноправном функционировании всех форм собственности, за реализацию принципа справедливого распределения доходов, за восстановление престижа добросовестного труда, его справедливое и своевременное вознаграждение. Большое значение придается развертыванию милосердной и благотворительной деятельности, в т. ч. с привлечением материальных возможностей зарубежных исламских орг-ций. В целях активизации такой деятельности предлагается добиться возрождения и узаконения ин-тов закята (добровольный налог или обязательная милостыня в пользу нуждающихся) и вакфа (имущество, переданное или завещанное владельцем на религ. или благотворительные нужды). Исходя из того что ислам благожелательно относится к предпринимательской деятельности в самых различных обл. экономики и культуры, приравнивая честный труд предпринимателя к усилиям в борьбе за веру, а также призывает мусульман к солидарности, сотрудничеству и взаимопомощи, религ. деятели выдвинули идею создания Ассоциации мусульманских предпринимателей России. Первым шагом на пути формирования такой структуры стала созданная в 1993 в СанктПетербурге Ассоциация предпринимателеймусульман «Дар-аль-Ислам». Инициатором этого начинания выступило руководство соборной мечети города. Во всей своей деятельности ассоциация руководствуется нормами исламской морали. Наряду с таким подходом к проблеме организации государственной и общественной жизни есть и другой. Нек-рые мусульманские религ. — политич. партии и движения, действующие на региональном уровне (напр., Исламская демократическая партия Дагестана), выступают за «ненасильственный, демократический, эволюционный переход к исламскому гос-ву».

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
62.35 кб

Социальное служение в контексте социальных доктрин иудаизма и ислама

Костылева Т. А.
В статье выявляются особенности современных социальных учений иудаизма и ислама, отражающих специфику указанных конфессий.