СОЦ-АРТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОЦ-АРТ
одно из течений русского искусства 60 - 70-х годов XX века. Оно появилось как реакция русских художников на европейский и американский поп-арт, а также как следствие экспериментального развития ими традиций русского авангарда.
Авторы основным приемом изображения действительности избрали игру со зрителем, построенную на легко узнаваемых аллюзиях (намеках) посредством упоминания каких-либо реальных событий, явлений и прочее. Они пародировали современную им жизнь, иронизировали над ней, разоблачая часто в саркастической форме, отрицательные ее стороны.
Например, художник А. Косолапов в картине "Пятилетний план" изобразил обнаженную модель в традиционной позе ткачихи на фоне привычного тогда по плакатам интерьера заводского цеха.
Соц-арт нашел отражение в работах московских художников В. Комара и А. Меланида, работавших вместе; И. Кабакова, В. Янкелевского.
Практически все представители соц-арта, вызвавшие отрицательную реакцию ортодоксальной критики, вынуждены были в конце 70-х годов эмигрировать.

Источник: История и теория культуры

Соц-арт
Одно из направлений постмодернизма и постмодернистского эстетического сознания в культуре поздней советской и постсоветской эпох. Типичный продукт ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) последней трети XX в. Возник в начале 70-х гг. в среде молодых советских художников. Термин был введен в употребление в кругу активных создателей этого направления — В. Комара и А. Меламида (эмигрировали из СССР в 1977 г.) в 1972-1973 гг. в качестве своего рода иронического словесного «кентавра» из поп-арта и соцреализма. Вынужденные (для заработка) оформлять в духе и стилистике официальной советской символики и атрибутики различные советские учреждения и мероприятия (пионерские лагеря, дома и парки культуры, красные уголки и парткабинеты заводов и фабрик, улицы и площади в дни советских праздников, праздничные демонстрации и т. п.), они хорошо владели всем визуальным рядом этой символики и с иронией и неприязнью (как и большинство творческой интеллигенции, особенно молодой того времени) относились к ее содержанию. В советских художественных вузах, которые окончили главные представители соц-арта (Э.Булатов — Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, В. Комар, А. Меламид, А. Косолапов, Л. Соков, Д. Пригов, Б. Орлов — Московское высшее художественно-промышленное училище, бывшее — Строгановское), официально признавался единственный советский творческий метод — социалистический реализм. Главные догматы его требовали от художника изображать «жизнь в формах самой жизни» и «в ее революционном развитии»; создавать произведения «национальные по форме и социалистические по содержанию». Изобретатели соц-арта хорошо ощущали пустоту, лживость, лицемерие и цинизм официозного советского искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Свое отношение и к этому искусству, и к породившей его идеологии, и к державшемуся на этой идеологии строю они оригинально выразили, используя наиболее одиозные клише, формы, символы, знаки, стереотипы этого искусства и политического пропагандистского инструментария. Сдвигая формально-смысловые акценты советских коммунистических символов, используя отдельные пространственно-композиционные, структурные, монтажные и т. п. приемы различных направлений художественного авангарда XX в. (от конструктивизма, дадаизма, реди-мейд, сюрреализма до поп-арта и постмодернизма), активно манипулируя визуальными стереотипами советской пропаганды, они создали самостоятельное политизированное направление в постмодернизме. Для него характерны заостренная ироничность, гротескность, ерничанье по поводу и относительно главных идеологических клише и стереотипов советской эпохи. Объекты соц-арта — это, как правило, центоны, собранные и составленные из блоков, элементов, цитат советского официозно-государственного антуража по поп-артовским принципам визуально-пространственной организации. Соц-артисты работали во многих видах арт-деятельности — от традиционной живописи, графики, скульптуры, плаката и рекламы до коллажей, инсталляций, ассамбляжей, акций и т. п. Как и для большинства явлений постмодернизма, для соц-арта (особенно второй пол. 80-х — нач. 90-х гг.), наряду с иронией по поводу породившей его культуры (советской официозной), характерны (возможно, независимо от сознательных установок самих соц-артистов) определенные ностальгические нотки и даже своего рода эстетизация ушедшей в прошлое эпохи (мажорный оптимистический колорит большинства соц-артовских объектов, изобилие яркой киновари, демонстрация официозных портретов коммунистических лидеров (особенно Сталина), почти классицистическая организация композиции, пространства, помпезность, торжественность и т. п.). К к. XX в. соц-арт практически завершил свое существование; его представители живут и работают как в России, так и (многие) в эмиграции, занимаясь самыми разными видами арт-деятельности. Лит.: Зиник 3. Соц-арт// Синтаксис. № 3. Париж. 1979; Гройс Б. Соц-арт // Искусство. № 1. М., 1990; Холмогорова О. В. Соц-арт. М., 1994. В. Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

СОЦ-АРТ
направление в советском и постсоветском искусстве, прежде всего визуального толка, основанное на обыгрывании реалий и знаков социалистического мира; единственная из отечественных творческих стратегий после 1932 года, безоговорочно признанная Западом. Для своего возникновения нуждался во временном и смысловом дистанцировании, а также в определенном стагнировании этих самых реалий. Оттого и развивался в так называемую «эпоху застоя» 1970-х годов, а ближайшим его предшественником и антиподом является феномен шестидесятничества, замешанный на сопливой совковой восторженности, убедительно доказавшей, что с врагом можно бороться только его же оружием, а возрождение авангарда — утопия.
Термин сформулирован Виталием Комаром и Александром Меламидом в 1972 году, для описания собственного стиля, сочетающего холодноватый парадоксализм (отсюда — «музейный колорит» их многих холстов) и компрометирующую свой первоисточник бравурность (первые работы — портреты жен в плакатной манере, однако уже в «Раю» 1973 года появляется лик Сталина). При этом парадный «верх» в создаваемом артефакте постоянно корректируется бытовым «низом». По мнению Комара, задача С. заключалась в том, чтобы «поставить знак равенства между Мавзолеем на Красной площади и кучкой говна в коммунальной квартире». Однако если упомянутые мастера — в то время не признававшие представителями С. никого, кроме себя — равнялись преимущественно на изображение, то многие их современники — И. Кабаков, а особенно Эрик Булатов, отдавали предпочтение именно тексту: у последнего он приобретает противоестественную привлекательность («Слава КПСС», 1975). У других авторов на первый план выступает либо гипнотическая сексуальность (Л. Соков, М. Чернышев), либо образ усугубляется вербальным поносом (Г. Донской, Скерсис, М. Рошаль «Мы качаем красный насос!», 1975). Как сказал один из главнейших теоретиков Борис Гройс (он, кстати, еще в конце 1980-х годов считал С. завершенным как направление), «все работы художников или писателей С. демонстрируют... исходную и нередуцируемую амбивалентность непосредственного и идеологического, видимого и текстового».
Наиболее адекватно С. выразился в живописи, графике, скульптуре (где его примеры порой спонтанны, вроде статуи-гибрида Ленина-Зюганова, созданной в 2003 году для дома-музея лидера современной Компартии России; ранее — эмали Б. Орлова, Р. Лебедева). Известны прецеденты в декоративном искусстве (эмаль Ларисы Резун-Звездо- четовой «Телефонный номер», 1994; так называемая «Живопись на платках», созданная группой «Перцы» в 1990-1995 годах) и даже боди-арте (киевский художник Н. Трох стилизовал свою внешность под Ленина, используя это и в своем фототворчестве). Менее — в литературе (плодовитый Д. Пригов, повесть «Омон Ра» и некоторые рассказы В. Пелевина, проза В. Сорокина в начале 1980-х годов) и кинематографе, обычно параллельном, например, «Репортаж из страны любви», реж. П. Поспелов (1989). Однако в последнем случае сама динамическая природа кинообраза становится препятствием для утверждения поэтики С. с ее нарочитой кондовостью, нелепым наивом, дешевым оптимизмом. Как только в действие вступает страсть обличения, что естественно в эпоху перестройки, С. теряет все свои отличительные качества при внешнем подобии артефакта, что нередко происходит в 1990-х годах.
Хотя С. и считается исключительно здешним (восточнославянских территорий) явлением, но нечто подобное наблюдается и в искусстве стран, переживших тоталитарное прошлое (немецкий фильм «Гуд бай, Ленин!», реж. В. Беккер) либо же справедливо опасающихся тоталитарной перспективы (роман С. Льюиса «У нас это невозможно», 1935; «Портрет М. Тэтчер» X. Хааке). Однако всем этим примерам не хватает нужного градуса остранения, репертуар привлекаемых образов скуден, авторский талант расходуется исключительно в сатирических целях. Сатира же в классическом С. представляет только низший уровень интенции, если не исключается вовсе. Исключение из этого правила — новеллистика Ха Цзиня, американского прозаика китайского происхождения, как раз ввиду своего среднего знания английского языка достигающего соцартовского эффекта при описании казусов маоизма.
[О. Сидор-Гибелинда]
СМ.: Дискурс, Концептуализм, Постмодернизм, Стеб.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
300.69 кб

АРТЕФАКТ КАК КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ

Казакова Валерия Игоревна
Предметом статьи являются механизмы концептуализации в современной социальной науке понятия «артефакт», под которым понимается материальный объект, созданный человеком и предназначенный для определённой цели.
Читать PDF
605.32 кб

Социальная субъективность в структурах артикуляции

Чигвинцева Ольга Александровна
Рассматривается проблема существования социальной субъективности в структурах артикуляции. Смыслы социального выстраиваются по писаным правилам общения, на пределе существования которых имеются неписаные правила.
Читать PDF
3.17 мб

Типическое и архетипическое в соцреализме и соц-арте

Лиманская Людмила Юрьевна
В статье сопоставляется концепция и семиотические функции метагероев в искусстве соцреализма и соц-арта. Прослеживается роль идеологии в формировании и функционировании культурных архетипов.
Читать PDF
673.36 кб

Человек в очереди: социокультурная модель и артефакт

Якушева Людмила Алентиновна
Статья посвящена конкретизации феномена «советская очередь».
Читать PDF
666.18 кб

Технический артефакт в горизонте социального пространства

Казакова В. И.
В статье представлен анализ технического артефакта как феномена социального пространства, определяется его основная проблематика и перспективы развития в свете современных реалий.
Читать PDF
136.21 кб

Артикуляция понятия культуры в современном социологическом знании

Коркия Эка Демуриевна
Феномен культуры является объектом научного дискурса, в рамках которого исследователи предлагают многофакторное и многоплановое понимание понятия культуры.
Читать PDF
875.93 кб

От артефакта к арте-акту: реди-мейд как агент социального действия

Осминкин Роман Сергеевич
Статья ставит своей целью подробно проанализировать «парадигматический сдвиг» в искусстве от уникального произведения (артефакта) к художественному жесту и поведению (арте-акту).
Читать PDF
5.22 мб

«Морализация технологий»: от компьютерных артефактов к социальным практикам

Дедюлина М.А.
В данной работе подвергается анализу проблема формирования «моральных технологий», которые сегодня воздействуют на поведение своих пользователей в сфере информационно-компьютерных технологий.
Читать PDF
168.03 кб

Социально-философский анализ концепций стрит-арта: генезис и подходы к определению феномена

Кирсанова Екатерина Анатольевна
За последние десять лет отмечен активный рост исследовательского интереса к такому глобальному социально-культурному феномену, как стрит-арт.
Читать PDF
1,000.87 кб

Специфика социокультурного бытования артефактов православных сакральных искусств в культуре повседне

Анашкина Татьяна Юрьевна
Статья посвящена исследованию социокультурного функционирования сакрального искусства в культуре повседневности.
Читать PDF
208.74 кб

О специфике идеологизации политических механизмов, обеспечивающих агрегацию и артикуляцию социально-

Шапиро О. Р.
В статье рассматриваются особенности организации идеальной сферы современного российского политического процесса как легитимация политических идеологем и идеологическая политизация тенденций самоидентификации.
Читать PDF
195.95 кб

Потенциальные благотворители в сегменте помощи пожилым артистам как социальные акторы и коммуникатор

Давыдов Сергей Геннадьевич, Логунова Ольга Сергеевна
Благотворительная деятельность в России активно развивается.
Читать PDF
267.72 кб

ЯК НАШЕ Я « ВПЛІТАЄТЬСЯ » У МЕРЕЖІ СОЦІАЛЬНОГО ПРОСТОРУ... Рецензія на книгу: Артеменко А. Топологі

Дмитро Шевчук
У даній статті представлено рецензію на книгу Андрія Артеменка «Топо логія Я в мережевих структурах соціуму». Мережі сьогодні розглядаються як щось очевидне. Вони продукують особливу соціальну логіку і визначають іден тичність.