СНОВИДЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СНОВИДЕНИЕ
визуальный образный ряд, генерируемый чел. сознанием во время фазы сна с быстрым движением глаз. Люди, разбуженные во время этой фазы сна, обычно сообщают о том, что видели сон. С. происходят и во время фазы медленного сна, хотя не регулярно. Точная функция и природа С. явл. предметом одной из старейших дискуссий в психологии. З.Фрейд утверждал, что С. явл. разновидностью воображаемого исполнения желаний: то, что недоступно сознательному разуму, можно осуществить в подсознательном мире С. «Толкование сновидений» — один из ключевых текстов классич. психоанализа. Согл. т.н. когнитивным объяснениям С. представляет собой нечто вроде мысленной системы «архивирования документов». Во время сна наш мозг продолжает обрабатывать результаты дневной деятельности, а С. попросту отражает бессознательные попытки найти некий порядок в хаотическом мире образов вчерашнего дня. Лит.: Экзегетика снов: Европейская хроника сновидений. М., 2002. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СНОВИДЕНИЕ
это психические образы, возникающие в состоянии сна. Наиболее глубоко разработал теорию сновидений З. Фрейд, рассматривая сон как реализацию нашего желания. Но эта идея возникла задолго до Фрейда. Мы находим ее уже в тибетских и буддистских текстах ив сочинениях Отцов церкви. Однако за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) анализирует его как способ формирования будущего поведения. Для ума сон это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне и предложить вариант ответа. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон - это что-то вроде предвосхищения или генеральной репетиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фактором психической уравновешенности. Сновидение - это не только хранитель сна, но и психический процесс, благодаря которому человек может сохранять свое психо-аффективное равновесие. Смысл сна - это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психофизиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для сознания или разума, необходимая человеку, который, как существо из плоти и крови, в течение дня испытывает миллионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия.

Источник: Тематический философский словарь

Сновидение
Своего рода галлюцинация, переживаемая во сне. Существования сновидений достаточно, чтобы всерьез усомниться и в том, что же такое бодрствование. Именно об этом говорит Декарт в первом из своих «Размышлений о первой философии»: я настолько «ясно вижу, что сон никогда не может быть отличен от бодрствования с помощью верных признаков; мысль эта повергает меня в оцепенение, и именно это состояние почти укрепляет меня в представлении, будто я сплю». А вот каким вопросом задается Паскаль: «Кто знает, не есть ли эта другая половина жизни, которую мы считаем явью, всего лишь второй сон, немногим отличающийся от первого» («Мысли», 131–434). В чем же отличие? В том, что явь, или то, что мы принимаем за явь, воспринимается нами как нечто непрерывное. «Если бы мы каждую ночь видели во сне одно и то же, – пишет далее Паскаль, – это действовало бы на нас так же, как те предметы, которые мы видим каждый день наяву. И если бы ремесленник был твердо уверен, что каждую ночь двенадцать часов подряд ему будет сниться, будто он король, он был бы почти так же счастлив, как король, которому каждую ночь двенадцать часов подряд снилось бы, будто он ремесленник». Мне очень нравится это «почти», так же как и «немного» в предыдущей цитате. Тот же поворот мысли звучит в стихе, завершающем последний фрагмент: «Ибо жизнь – это сон, в коем меньше чудес».

Источник: Философский словарь.

СНОВИДЕНИЕ
ряд образов и психических феноменов, возникающих в состоянии сна. Имеют ли сновидения смысл? И в чем он состоит? Ведь смыслом обладает только сознание; понятие значения уже предполагает усилие понимания. Когда это усилие применяется методически, оно называется рефлексией, которую можно определить как акт внимания и которая соответствует высшей ступени в иерархии состояний бодрствования. Сон же, наоборот, определяется как приостановка сознания. Как же в таком случае допустить, что та часть сна, которую составляют сновидения, будет иметь какой-то смысл? Уже сам вопрос о смысле сновидения, о значении сна кажется парадоксальным.
Описание сновидений. Современная психология учит, что сон — не чистая бездеятельность, что следует различать «глубокий сон» и «парадоксальный сон», описанный доктором М. Жуве (род. в 1925 г.) и названный так потому, что для него характерны зрительные и нервные импульсы, столь же активные, как и в период бодрствования. Этот период длится около четверти часа, а циклы «глубокий сон—парадоксальный сон» возобновляются 5-6 раз за одну ночь, при этом каждый цикл длится в среднем 90-120 минут. В эти периоды сновидения появляются как зрительное действо, которое будет драматическим (вовлекающим субъекта в действие), абсурдным, бессвязным, образуемым устойчивыми образами и чувственными восприятиями, хаотически перемешанными. События здесь лишены логики: я могу летать, могу находиться у себя дома и сразу вслед за этим где-то в дальних краях и т.д. Психологи заметили, что через 8 минут после окончания зрительных импульсов лишь 5 процентов сновидцев вспоминали то, что им снилось. Сновидения появляются у нас как «страсть» в Декартовском смысле этого слова (что-то, чему мы подчиняемся), у которой не стоит слишком идти на поводу, чтобы не потерять рассудок («Трактат о страстях души», 1649). Тогда как акт понимания, наоборот, предполагает бодрствование и самообладание. Но стоит ли из этого заключить, что сновидения бессмысленны и не играют в нашей сознательной жизни никакой роли?
Анализ сновидений. Отметим сперва, что сны часто зависят от чувственных возбудителей, ощущаемых нами сквозь сон: например, если я засыпаю с судорожно сжатой рукой, то снятие напряжения с руки в тот момент, когда я теряю самоконтроль, может дать мне ощущение (сновидение), что я падаю в пропасть; точно так же телефонный звонок может быть принят за звон колоколов. Фрейд в «Толковании сновидений» (1900) показывает, что образный язык снов (явное содержание) всегда имеет еще и глубинный смысл (скрытое содержание). Раскрытие этого глубинного смысла-—задача психоанализа — осуществляется с помощью процесса свободных ассоциаций идей и позволяет выявить скрытое желание. Совершенно естественным образом это желание проявляется в детских снах. Фрейд приводит в пример случай маленького, двадцатидвухмесячного Германа, которого накануне вечером лишили десерта (вишен) и который при пробуждении рассказал свой сон, каковым он остался очень доволен: «Герман съел всю вишню». Сон взрослого уже более сложен; желание играет с сознанием в прятки и отказывается открыто заявить о своем существовании. Визуальные образы принимают символический смысл, скрывая под ним объект желания. Следующий пример, позаимствованный у Фринка, показывает все богатство образа сновидения: молодой женщине снится, что она покупает себе черную шляпу, очень элегантную и очень дорогую. Анализ этого сна показывает, что ей на самом деле хотелось купить себе шляпу, но что она вынуждена была отказаться от этой затеи из-за безденежья мужа, к тому же тяжело больного. Далее, в ходе анализа и при применении метода свободных ассоциаций она рассказала о некоем очень богатом человеке, которого она знала и в которого даже была влюблена. Значение сна, следовательно, предстает здесь как реализация трех вытесненных желаний этой женщины: смерти мужа (траурная шляпа), замужества с любимым человеком (элегантная шляпа) и богатства (высокая цена шляпы).
Сновидение как функция равновесия. Идея о том, что сон — это реализация нашего желания, возникла задолго до Фрейда. Мы находим ее уже в тибетских и буддистских текстах и в сочинениях Отцов церкви. Но за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) анализирует онейроидную мысль как способ формирования будущего поведения. Для ума сон — это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне, и предложить вариант ответа. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон — это что-то вроде предвосхищения или генеральной репетиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фактором психической уравновешенности. Опыты показали, что если мы мешаем спящему видеть сны (будя его, как только появятся признаки визуальных импульсов), то после двух таких ночей без сновидений можно наблюдать у него появление беспокойства и раздражительности. Следовательно, сновидение — это не только хранитель сна, но и психический процесс, благодаря которому человек может сохранять . свое психо-аффективное равновесие. Следовательно, смысл сна — это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психо-физиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для сознания или разума, необходимая человеку, который, как существо из плоти и крови, в течение дня испытывает миллионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия. См. Психологический словарь Ларус.

Источник: Философский словарь

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
332.29 кб

Сновидение и духовный опыт

Карпова Л.М.
В статье рассматривается сновидение как вид внутреннего опыта человека. Основная цель исследования приблизиться к определению характера сновидческого опыта, ответить на вопрос: является ли он видом духовного опыта человека?
Читать PDF
364.31 кб

Феноменология сновидений: от Древней экзегетики до современного экзистенциализма

Волков Сергей Николаевич, Волостнова Мария Викторовна
В настоящей статье проводятся параллели восприятия сновидений древними людьми и современными жителями российских сел и деревень.
Читать PDF
152.11 кб

Толкование сновидений в системе наук о человеке и культуре в период раннего христианства (IV - VII в

Кузнецова Юлия Викторовна
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования теории и практики христианского учения о сновидениях в период раннего христианства (IV -VII вв.). Автор, опираясь на патристику (IV -VII вв.
Читать PDF
58.15 кб

Функция сновидений в контексте «Трудной проблемы сознания»

Мерзляков Сергей Сергеевич
Статья посвящена исследованию природы сновидений и их связи с приватными данными сознания. В работе обсуждается идея, что сновидение является следствием существования модуля субъективности и не обладает собственной функцией.
Читать PDF
2.45 мб

О книге И. А. Бесковой «Природа сновидения. Эпистемологический анализ»

Краснопольская А. П.
Читать PDF
376.89 кб

ЛОВЕЦ СНОВ (ВАДИМ РУДНЕВ. НОВАЯ МОДЕЛЬ СНОВИДЕНИЯ)

Фролов Валентин
Читать PDF
1.02 мб

Проблема сновидений в философии

Борисова Д.А., Нидзий Г.В.
Статья посвящена актуальной философской проблеме, которая касается такого феномена, как сновидение. На протяжении многих веков человечество пытается разгадать загадку сновидений.
Читать PDF
1.78 мб

Разведывание сновидений

Геменетзис Константин
Статья представляет собой попытку исследования сновидения различными способами. Ключевым местом в этом процессе становится точка, где себя предъявляет фигура Другого.
Читать PDF
153.72 кб

Тело и образ сновидения в античности

Львов А. В.
В статье поднимается вопрос о связи философии тела с теорией сновидения, выявляются особенности античной онейрологии.
Читать PDF
399.89 кб

Сновидения как отражение событийности повседневного бытия

Фролова Светлана Михайловна
Анализируются известные научные теории формирования снов.
Читать PDF
16.65 мб

Сновидения, катарсис и тревога

Килборн Бенджамин
В течение веков изменялась природа и значимость взаимоотношения «внутри» и «снаружи», что сказалось на понятиях души и тела. Эта статья начинается с рассмотрения сновидений и лечения в асклепианской традиции.
Читать PDF
430.47 кб

Сон и сновидения в системе представлений древних греков о загробной жизни

Обидина Ю.С.
В статье рассматриваются представления древних греков о снах и сновидениях в связи с представлениями о загробной жизни.
Читать PDF
382.61 кб

Прискиан лидийский о сне и сновидениях

Абдуллаев Евгений Викторович
Главы 2-3 трактата Прискиана Лидийского Разрешение апорий Хосрова, царя персов, посвящены ответам на вопросы Хосрова I о природе сна и сновидений.

Похожие термины:

  • ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

    Die Traumdeutung". Вена, 1900) - работа Фрейда, посвященная одному из основных психоаналитических методов познания бессознательных психических процессов и их врачевания. "Т.С." полагается в психоаналитическ
  • МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ

    - представление о сновидении как особом способе косвенного и образного выражения смыслов "невидимого мира" - внутр. жизни нашего сознания и психики. Сновидение метафорично по природе и одновременн
  • СНОВИДЕНИЯ

    регулярно возникающий нормальный психический процесс в период сна (главным образом "быстрого", "парадоксального" сна), сопровождающийся зрительными образами и субъективно переживаемыми представ
  • ЙОГА СНОВИДЕНИЯ

    (тиб. rmi lam) — одно из Шести учений Наропы, позволяющая сохранять осознавание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре (чакра), находящемся в области го
  • СОН СНОВИДЕНИЯ

    психо-физиол. явления, обусловленные гл. о. закономерностями работы мозга. С религ. т. з])., сон - состояние, при к-ром «душа» покидает на время человеч. тело, встречаясь вне его с др. душами, а сновидени