СНЯТИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СНЯТИЕ
одно из важнейших понятий гегелевской философии, означающее отрицание, упразднение старого с удержанием всего жизнеспособного в нем.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Снятие
философская категория закона отрицания отрицания, утверждающая, что отрицание как момент связи, преемственности между старым и новым, между двумя ступенями развития, всегда происходит таким образом, что в ходе отрицания, т. е. при переходе на более высокую ступень развития, сохраняются жизнеспособные элементы старого в новом.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

СНЯТИЕ
диалектико-логическая операция, ведущая к появлению нового качества и исчезновению (относительному) старого качества. В диалектике Гегеля снятие является третьим, завершающим звеном развития и завершения противоречия - движущей силы изменения объекта (см. диалектика). Снятие означает превращение предмета или процесса в новое, более развитое, по сравнению с предыдущим состоянием, содержательное единство.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СНЯТИЕ
термин, введенный Гегелем и обозначающий преобразование, в котором наличные формы устраняются, отрицаются, но вместе с тем и сохраняют, удерживают все самое ценное, что есть в их наличной сейчас форме. Полагаемое в тезисе снимается (отрицается) в антитезисе, а затем уже отрицается в синтезе. Термин употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения низшего явления к высшему.

Источник: Тематический философский словарь

СНЯТИЕ
нем. das Aufheben) — понятие философской системы Гегеля. Ее смысл раскрывается в контексте концепции развития, первый этап которого обосновывается тезисом, который затем снимается в антитезисе; такое снятие не означает абсолютного упразднения — последующая ступень развития вбирает в себя то позитивное, что содержалось в тезисе. Затем снимается и антитезис, позитивные элементы которого также сохраняются на более высокой ступени — в синтезе обеих предшествующих ступеней тезиса и антитезиса, так что снятие на этой последней ступени выступает как отрицание отрицания. Т. о., снятие является одновременно как сохранением, так и упразднением: «...оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец» (Гегель. Соч., т. 5, с. 99).
Т.Б.Длугач

Источник: Новая философская энциклопедия

Снятие
 (нем. Aufhebung — отмена, упразднение и сохранение) — термин, широко применявшийся в философии Гегеля. Означает одновременное уничтожение и сохранение ч.-л. Гегель применял термин «С.» для характеристики движения абстрактных категорий логики. Согласно триаде высшая категория (синтез) «снимает», т. е. уничтожает, в движении мысли антитезис. Однако высшая категория сохраняет все положительное содержание предшествующих категорий, но в переработанном виде. С. носит у Гегеля абстрактно-логический характер и служит средством для построения системы категорий. Оно выступает в качестве формального приема «разрешения» противоречий и фактически примиряет их. В диалектическом материализме термин «С.» употребляется при описании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения к.-л. низшего явления к высшему (напр., говорят о том, что механическое движение включено в биологическую форму движения материи в «снятом» виде).

Источник: Философский словарь. 1963

СНЯТИЕ
нем. Aufhebung — отмена, упразднение и сбережение) — термин, широко применяющийся в философии Гегеля, а также в марксистском истолковании отрицания отрицания. Означает одновременное уничтожение и сохранение ч.-л. Гегель применял термин “С.” для характеристики движения абсолютной идеи. Каждое данное ее состояние “снимается” высшим, чем и объясняется связь ступеней развития. Так, в триаде высшая категория (синтез) не только уничтожает в движении мысли антитезис, но и сохраняет в переработанном виде все содержание предшествующего развития. В идее С. Гегель уловил объективную закономерность развития материального мира и особенности человеческой (теоретической и практической) деятельности. Вместе с тем С. у него носит абстрактно-логический характер. В диалектическом материализме термин “С.” употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения к.-л. низшего явления к высшему (напр., положение о том, что механическое движение включено в биологическую форму движения материи в “снятом” виде).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СНЯТИЕ
нем. Aufheben), преобразование, в к-ром наличные формы или принципы устраняются, отрицают­ся, но вместе с тем сохраняют, удерживают свое значе­ние как подчиненные моменты новой целостности или системы. С. - одно из важнейших понятий философии Гегеля, связанное с его диалектич. концепцией разви­тия. Указывая на двоякий смысл термина Aufheben (сох­ранить, удержать и в то же время устранить, прекра­тить, положить конец), Гегель подчеркивал, что снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития. С., по Гегелю - это низведение нек-рого реального ос­нования (предмета, системы, структуры) до момента бо­лее развитого целого. Т. о., С. характеризует возникно­вение нового единства, более высокую ступень разви­тия. Указанное толкование Гегель относил прежде всего к сфере духа и познания; в его идеалистич. трактов­ке духовная субстанция осуществляет и преодолевает себя, сохраняя преодоленные формы как орудия своей деятельности.
В марксистской филос. лит-ре термин «С.» употребля­ется как характеристика развивающегося объекта в рамках отрицания отрицания закона и отождествляет­ся с понятием диалектич. отрицания.

Источник: Советский философский словарь

СНЯТИЕ
нем. Aufheben) – одна из центр. категорий философии Гегеля; осн. смысл С. выявляется в связи с концепцией развития как борьбы противоположностей: С. выступает как результат этой борьбы, благодаря к-рому данное противоречие примиряется и т.о. появляется новое качество. С. определяет и характер этой борьбы: появление нового качества происходит путем отрицания предыдущего. Однако это отрицание не есть синоним упразднения; С. имеет "...двоякий смысл: оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 99). Заключая в себе момент отрицания, С. не сводится к нему: С. утверждает связь, единство вещей и явлений. В этом смысле С. есть отрицание отрицания и отличается от него лишь тем, что последнее фиксирует сам процесс, а С. – его результат. С помощью снятия Гегель преодолел метафизич. абсолютизацию противоречия, характерную, в частности, для Канта. В диалектич. материализме категория С. играет подчиненную роль по отношению к законам единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания закону. В теории познания категория С. позволяет вскрыть механизм абстрагирования, к-рое есть, по сути дела, С. чувств. материальности в процессе познания; именно в снятом виде действительность становится содержанием мышления. В. Костеловский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
325.16 кб

Эстетическое как снятие противоречия между свободой и необходимостью в критической философии И. Кант

Тащиан Андрей Артемович, Немчанинова Кристина Алексеевна
В работе рассмотрена «Критика способности суждения», заключительная часть «критической» системы одного из знаменитейших классиков XVIII века Иммануила Канта, идеи которого послужили концептом для развития мысли.
Читать PDF
231.20 кб

Церковная догматика (i, 2, §17). Откровение Божие как «Снятие» религии

Барт Карл
Во впервые переведенных на русский язык фрагментах «Церковной догматики» Карл Барт излагает свои идеи по поводу отношения религии (естественной человеческой религиозности) и христианского откровения.
Читать PDF
293.62 кб

Диалектический закон отрицания отрицания: «Снятие» по Гегелю

Жилин Владимир Ильич
«Снятие» является одним из основных понятий и в диалектике Гегеля, и во всей марксистской философии.
Читать PDF
312.78 кб

НООСФЕРИЗМ XXI ВЕКА КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ СНЯТИЕ МАРКСИЗМА- ЛЕНИНИЗМА ХХ ВЕКА

Субетто Александр Иванович
Статья отражает научный доклад, с которым автор выступил 7 июня 2018 года в Финансовом университете при Правительстве РФ на международной научной конференции «Марксизм и современность: метафизика исторического развития», посвященн
Читать PDF
588.84 кб

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК СНЯТИЕ МЕТАФИЗИКИ?

Ямпольская Анна
В статье осуществляется анализ основных философских стратегий мышления Бога (Хайдеггер, Левинас, Деррида, Анри, Марион).
Читать PDF
215.92 кб

Проблема снятия негативных социальных ограничений

Михайлов Владимир Владимирович
В статье рассматриваются предпосылки снятия негативных социальных ограничений, препятствующих свободной творческой самореализации и жизнедеятельности человека не имеющей антисоциальной направленности, предлагается авторская методо
Читать PDF
679.17 кб

Анализ реального познания как условие снятия спора конструктивистов и реалистов

Розин В.М.
В статье обсуждается спор конструктивистов и реалистов, который в настоящее время в определенной степени потерял свою актуальность.

Похожие термины:

  • Снятие и снятое

    нем. ideelle – идеальное) – важнейшие понятия гегелевской философии. В широком смысле, как оно было воспринято в диалектическом материализме, снятие есть отрицание с сохранением отрицаемого в качест
  • ОТРИЦАНИЕ-СНЯТИЕ

    такое изменение, при котором преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы.
  • СНЯТИЕ, СНИМАТЬ

    нем. aufheben) в диалектике Гегеля (в соответствии с многозначностью слова "снимать") поднимать на более высокую ступень, сохранять, а также уничтожать (отрицать). Полагаемое в тезисе снимается, т.е. отри