СМРИТИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Смрити
санскр. "память", "воспоминание", "традиция") - вид сочинений по религиозным, философским, морально-этическим и др. вопросам. К Смрити относятся шесть Ведант, законы Ману, Пураны, Итихасы, "Махабхарата", "Рамаяна" и др.

Источник: Философия политики: глоссарий

СМРИТИ
Санскр.) Предания, передаваемые устно, - от слова Смрити,
"Память", дочь Дакши. Теперь это узаконенные и обрядовые писания
индусов; противоположные "Ведам" и поэтому менее священные, чем
последние, являющиеся Шрути, или "откровением".

Источник: Теософский словарь

СМРИТИ
санскр.), сати (пали) — внимательность, седьмой шаг на «благородном восьмеричном пути». На этой стадии адепт буддизма учится концентрировать внимание на разл. составляющих потока сознания: разных частях тела, ощущениях, процессах мышления и феноменах. Эта ступень необходима для перехода на следующую — к синтезу сознания в самадхи. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

СМРИТИ

        (букв. память) — свящ. Предание, противополагаемое Откровению — шрути. Основой С. считалась традиция, мнение др. мудрецов, дававших свое истолкование буквы и духа свящ. Знания — Веды. Соответственно С. обладало меньшим авторитетом, чем сама Веда — шрути. В широком смысле к С. причислялись практически любые сакрально значимые тексты (за исключением шрути) — не только ведийской, но и эпико-пуранической традиции (напр., "Махабхарата"). В узком смысле слова название "С. " прилагалось к лит-ре дхарма-шастр и преимущественно не к др. дхарма-сутрам, а к более поздним текстам, составленным обычно в стихотворной форме ("Ману-смрити ", "Яджнавалкъя-смрити", "Нарада-смрити").
А. Вигасин

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

СМРИТИ
санскр. sinrti — вспоминаемое, припоминание, памятование, память) — в индийской философии 1) припоминание как одна из форм познания, которая, в отличие от восприятия (пратьякиш), логического вывода (анумана) и т. п., не может служить достоверным источником получения знания (прамаш). Причиной этого, по мнению Джаянта Ехатты, является то, что смрити имеет дело с объектом, который в момент припоминания больше не существует. Шридхара возражает ему, отмечая, что в этом случае логический вывод в отношении объектов прошлого и будущего тоже следует признать недейственным. По его мнению, припоминание истинно, поскольку имеет дело не с самим объектом, а лишь с его мысленным представлением, или, как выражаются современные индологи, является не «презентативным», а «репрезентативным», не может считаться праманой.
Индийские философы по-разному понимают природу и статус припоминания. С точки зрения тли, смрити относится к категории недостоверного знания (апрама), поскольку является познанием прошлого познания, которое в отсутствии последнего не может быть истинным. Среди причин смрити Гаутама и его комментаторы, называют концентрацию ума, вызванную желанием вспомнить что-то определенное (pranidhana); связь припоминаемого предмета с другими, или ассоциация идей (nibandha); ментальный отпечаток, вызванный повторением одного и того же акта познания (abhyasa) и выводной знак (linga), которым может быть а) вещь, которая была в контакте с вспоминаемой вещью, напр., увидев лошадь, мы вспоминаем тележку, в которую она была впряжена, когда мы ее видели в первый раз; б) качество, которое наблюдалось в ассоциации с другим качеством, напр., если мы1 воспринимали белизну и холод в куске льда, то увидев что-то белое, мы припомним и холод; в) вещь, противоположная вспоминаемой, напр., переживая жару, мы вспоминаем холод; г) родовой признак, напр., увидев рога, вспоминаем семейство коров и буйволов и т. д. (перечисляется 15 видов выводного знака).
Ваишешика, в отличие от ньяи, рассматривает смрити как разновидность знания (видья), которая, однако, не может выступать самостоятельным источником познания, поскольку полностью зависит от восприятия или логического выведения объектов, припоминаемых впоследствии. Сам процесс припоминания вайшешики объясняют как особый контакт Атмана и манаса при содействии непосредственного восприятия выводного знака (линга), желания вспомнить, ассоциативных идей и ментальных отпечатков (sarnskara), оставленных прошлыми познавательными актами. Возникновению этих отпечатков способствуют повторение и избирательное внимание к определенным объектам. Одно припоминание может, в свою очередь, стать причиной другого, более полного припоминания, охватывающего все, что осталось за пределами первого — желание и отвращение, порожденные тем или иным объектом, дальнейшие ассоциативные идеи. Согласно ньяе и вайшешике, даже если нам кажется, что содержанием припоминания выступает конкретный предмет, в действительности им является суждение о нем, так что само припоминание носит характер суждения, высказанного по поводу суждения о припоминаемом объекте, В йоге смрити объясняется способностью ума удерживать познанный ранее объект, ведантисты же утверждают, что припоминание не зависит от желания и возникает спонтанно при наличии всех необходимых условий.
В буддизме термин «смрити» в словосочетании смритьюпастхана (санскр. smrtyupasthana; пали satipatthana) означает способность мысленно сосредоточиваться на каком-то объекте (удерживать его в уме) в течение длительного времени. Выработка в себе такой способности составляет одну из подготовительных стадий медитации (дхьяны), которая коррелирует с «правильным припоминанием» (samyale-snyti) — седьмым звеном восьмеричного пути; 2) смрити как общее обозначение литературы «предания», которая противопоставляется шрути (букв. «услышанное») — «священному тексту» (Веды), включает цикл текстов, посвященных интерпретации Вед (веданги), сборники правил и норм социальной и религиозной жизни (дхарма-сутры и дхармашастры, самый известный из которых «Манусмрити», «Законы Ману»), а также отдельные авторитетные сочинения типа «Артхашастры», «Бхагавадгаты» и т. п. В отличие от шрути, которые считаются результатом божественного откровения, смрити связывается с фиксированием «по памяти» авторитетными личностями, т. е. творением чисто человеческим.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ЧИТТА СМРИТИ УПАСТХАНА

    Санскр.) Одна из четырех целей Смрити Упастхана, т.е. постоянное удерживание в памяти преходящего характера человеческой жизни, и непрекращающегося вращения колеса существования.
  • ЯДЖНАВАЛКЬЯ-СМРИТИ

            одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Приписывается риши Яджнавалкъе. Содержит краткое изложение всех вопросов дхармы. Делится на три раздела: о добродетельном поведен
  • МАНУ-СМРИТИ

            наиб, авторитетная дхарма-шастра, то же, что "Манава-дхарма-шастра" или "Ману-самхита", т. наз. "Законы Ману". Состоит из 12 глав общим объемом около 2700 двустиший-шлок. Главы II—VI, посвященные дха
  • НАРАДА-СМРИТИ

            одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Содержание "Н.-с." практически сводится к изложению судебных дел (отдельные главы посвящены судебной процедуре, каждому из 18 поводо
  • СМРИТИ САТИ

    пали. Память. Воспоминание. Удержание. Традиция. Запоминание предыдущего опыта. Жанр преданий, к которому относят веданги, «Законы Ману», «Махабхарату», «Рамаяну», некоторые сутры и др. В индуизме с