СМЕТАНА

Найдено 1 определение
СМЕТАНА
Smetana), Августин (14 июня 1814 – 30 янв. 1851) – чеш. философ-левогегельянец. Сын дьячка, был католическим священником, чл. монашеского ордена крестоносцев (1837–48); доктор философии (1841), проф. Пражского ун-та, декан филос. ф-та (1848). В дни революции 1848 С. был вождем революц. молодежи, призывал студентов к участию в баррикадных боях. В 1850 порвал с церковью и был изгнан из ун-та. С. впервые ввел в Пражском ун-те курс лекций по нем. классич. философии (в частности по логике Гегеля), с к-рой он познакомился в ун-тах Берлина, Лейпцига и Галле (1842–48). В соч. "Возникновение и отмирание духа" (впервые опубл. на нем. яз. – "Der Geist, sein Entstehen und Vergehen", Prag, 1865, затем на чеш. яз. – "Vznik a z?nik ducha", Praha, 1923) и "Значение совр. века" (впервые опубл. анонимно на нем. яз. – "Die Bedeutung des gegenw?rtigen Zeitalters" в 1848; на чеш. яз. опубл. в 1903 под назв. "Рассуждения о будущем человечества" – "?vahy о budoucnosti lidstva") С. рассматривает осн. моменты гегелевской философии, особенно подчеркивая принцип борьбы противоположностей. В критике Гегеля С. в основном следует по пути Фейербаха (в отличие от последнего, однако, не отказываясь от диалектики метода); С. выступает против фатализма гегелевской концепции, лишающей человека свободы (ибо его судьба оказывается заранее решенной в лоне абсолюта). С. указывает на противоречие между "застывшей" системой Гегеля и его диалектикой: "Гегель учил об абсолютном тождестве реального и идеального и тем самым, со своей точки зрения, неизбежно закончил развитие духа... и, собственно говоря, мир должен был бы с гегелевской точки зрения, умереть. Это противоречие яснее другого доказывает неправильность системы Гегеля" ("Vznik a z?nik ducha", см. Sebran? spisy, sv. 2, Praha, 1962, s. 110). С., в отличие от Гегеля, утверждал бесконечность прогресса, к-рый осуществляется в форме естеств. эволюции. Историю С. рассматривал как борьбу угнетенных против деспотизма, определяя революции как "межевые знаки вечности", суть к-рых, однако, видел в идейных переворотах. Для С. характерна интерпретация философии истории Гегеля в духе "славянского исхода": именно славяне призваны осуществить идеал всеобщего счастья – построить социалистич. общество. С. считал, что религию в будущем сменит наука, а гос-во, как орган насилия, будет заменено "коммунизмом", наступление к-рого утопически связывалось им с тем временем, когда в обществе восторжествует наука, право, нравственность и любовь. Соч.: Die Bestimmung unseres Vaterlandes B?hmen..., Prag, 1848; Die Katastrophe und der Ausgang der Geschichte der Philosophie, Hamb., 1850; Geschichte eines Excommunisierten, Lpz., 1863; Sebran? spisy, sv. 1–2, Praha, 1960–62. Лит.: Kos?k К., ?esk? radik?ln? demokracie, Praha, 1958; M?ch??kov? L., Z filosofick?ho odkazu Augustina Smetany, в сб.: Filosofie v d?jin?ch ?esk?ho n?roda, Praha, 1958; ее же, Augustin Smetana, Praha, 1963. И. Михнякова. ЧССР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.