СКАНДХА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СКАНДХИ
Совокупность пяти групп элементов опыта, составляющая то, что является человеческой личностью в понимании буддиста.
Эти группы таковы:
1. Чувственное (рупа);
2. Ощущения (ведана);
3. Различия (самджня);
4. Мотивы (самскара);
5. Сознание (виджняна).
Причем, по уточнению Е. А. Торчинова, «скандхи никоим образом не есть субстанции, они именно группы элементов, причем выделяемые достаточно условно и формально; реальны (и то по учению большинства буддийских школ только относительно) именно сами элементы, а не их группы — скандхи».

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

СКАНДХА
санскр., букв. - агрегат, объединение), понятие инд. философии, получившее известность в связи с буддизмом, где означает объединение дхарм (психофизич. по составу вспышек безличного жизненно­го процесса) по одному принципу психофизич. деятель­ности. Существует пять С.: 1) рупа - все материаль­ное, точнее, все, обладающее чувств. свойствами (напр., пять органов чувств. то что они воспринимают, то что возникает в момент их деятельности и т. д.); 2) ведана - ощущенияэмоции; 3) санджня - восприя­тияпредставления; 4) санкхара - очень важное и трудное понятие: способностинаклонности, кармические (см. Карма) волевые импульсы, элементыдвига­тели; 5) виджняна - сознание в смысле разума. Со­вокупное функционирование этих пяти наборов дхарм, тождественное в целом человеч. «Я», заменяет в буддизме понятие души. Представление о С. восходит к самым ранним представлениям буддизма. В тантризме С. превращаются в космич. силы.

Источник: Советский философский словарь

СКАНДХА
(санскр. skandha, тиб. phung po, скопление) — группа того или иного вида дхармо-частиц (см. Дхарма) потока сознания особи. Буддис ты насчитывают пять групп, соответствующих пяти видам «прилипания» сознания к объектам сансары, как внешним, так и внутренним, например, к собственному эго. В первую группу входят одиннадцать видов дхармо-частиц чувственного содержания (рупа-С.) потока сознания, а именно пять органов чувств и их объекты: зрение — цвет и форма, слух — звук и т.д. Одиннадцатым видом является частица, называемая «авиджняпти» (необнаруживаемая), которая, по словам О.О. Розенберга, придаёт поступкам и словам нравственно-оценочный смысл. Вторая группа — приятные, неприятные и нейтральные ощущения (ведана-С.). Третья — представления (санджня-С.), или знаково-понятийное содержание сознания: эти частицы определяют свойства, например, материально-чувственных объектов (синее, длинное, ровное, дым, пылинка, свет, темнота, туман и т.д.). Четвёртая — кармические влияния (санскара-С.) прежних деяний. Таких деяний насчитывают от сорока до пятидесяти и больше. Среди них имеются как «основные благоприятные» (кущала-махабхумика: вера в Закон, спокойствие, беспристрастность и т.д.), так и «основные омрачающие» (клеща-махабхумика: тупость, леность, духовная слепота и т.д.). Пятая — [чистое] познание (виджняна-С.), которое насчитывает 89 видов опыта довербального сознания. Считается, что эти группы обусловливают существование «я» индивида, препятствующее познанию подлинной бессамостности (анатман), преходящести (анитья), Просветлению (бодхи) и окончательному освобождению (мокша, нирвана). См. также Абхидхарма, Вайбхашика, Сантана.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

СКАНДХА
санскр.), кхандха (пали). В абхидхармич. лит-ре тхеравады природа С. объясняется с помощью закона зависимого происхождения. Доказывается, что выводы разума, к-рый формируется в условиях сансары, это не что иное, как незнание, неведение, невежество. Такому разуму присуща склонность к моральным и аморальным действиям (санскара), в результате к-рых формируется эгоистич. или эгоцентрич. сознание (виджняна). Это сознание реагирует лишь на обусловленные наименования (нама) и формы (рупа), оценивая окруж. мир через призму эгоцентризма: «мое», «не мое», «выгодно», «невыгодно» и т. д. В результате этого возникают соответствующие чувства (ведана) и восприятия (сань-ня). Эти порожденные психологией незнания компоненты: санскара, виджняна, нама-рупа, ведана, самджня — и названы в буддизме С., они конструируют «я» невежеств. человека. Человек из-за страха перед временем смертью пытается с помощью веры в существование некоей вечной субстанции — души увековечить свое «я», проецируя его пребывание и в этом и в потустороннем мирах. Только истинное знание, сводимое в буддизме к пониманию содержания триады: анитья-дуккха-анатман (см. Трилакшана) — содействует прекращению дуккхи. Прекращение дуккхи возможно лишь в том случае, если разум освободится от пут привязанностей. Отрыв разума от С. и будет главным шагом к просветлению. Необходимо понять, учит буддизм, что конструкция из С., к-рую разум человека принимает за свое «я», является непостоянной (анитья), она является объектом неудовлетворенности  (дуккха), не имеет души (анатман). Согласно Анатталакхана-сутте, освобожденный от С. разум становится независимым от желаний и привязанностей, в результате чего он обретает полную свободу, выражающуюся в том, что сознание не цепляется более за иллюзии загробной жизни или идею возрождения и сосредоточивается именно на тех проблемах, решение к-рых жизненно необходимо. Т. обр., можно предположить, что под термином «просветление» имеется в виду осознание иллюзорности «я» как конструкции из С. Учение о С., конструирующих сознание человека, является цент. концепцией тхеравады, а положения о нирване, дхармах, типах сознания и др. оказываются производными от истолкования сущности и функций С. В. И. Корнев

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

СКАНДХИ
санскр. skandha, пали khandha — куча, связка, группа, агрегат) — в буддизме обозначение пяти групп элементов — дхарм, конституирующих индивида: рупа, ведана, самджня, санскара и виджняна.
Рупа («материальное», «телесное», «форма») — это телесная масса индивидов, состоящая из вещества четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и обладающая примитивной сенсорикой. В отличие от других религиозно-философских систем Индии, буддизм говорит не столько об элементах мира (бхуты) самих по себе, сколько о синонимах состояний твердого, жидкого, мягкого и т. п., т. е. характеристиках, определяемых на основе той чувственной реакции, которую они производят на индрии — органы чувств. Рупа противопоставляется всем остальным скандхам как нементальное (acetasika) — ментальному (cetasika). В этом смысле она является аналогом бессознательного, точнее досознательного опыта. Поскольку карма создается только через сознательное намерение личности, то рупа остается вне сферы кармы и тем самым вне моральной вменяемости, добра и зла. Ведана в широком смысле понимается как любая психическая реакция на внешний раздражитель, или ощущение. Оно может быть приятным, неприятным или нейтральным. Вместе с тем это не просто приятное или неприятное ощущение, а то, что осознается как таковое и тем самым обусловливает привязанность человека к чувственному миру. Через ведану индивид подвержен действию кармы. Самджня представляет уже более высокую ступень сознательности, связанную с процедурой, которую в современной психологии называют распознаванием. Она включает подведение под определенное понятие. Санскара служит элементом механизма, реализующего карму, — это все то, что «программирует» психику человека по определенной схеме, созданной в прошлой жизни. Самая важная из скандх — виджняна — переходит от существования к существованию. Учение о скандхах можно назвать первым в истории индийской мысли систематическим описанием психики через разграничение ее функций. При этом индивид не распадается на отдельные фрагменты, поскольку есть нечто связывающее скандхи в единое целое — упадана (привязанность), являющаяся главным фактором «омраченности» индивида. Пока скандхи действуют в режиме «привязанности», они создают все новые и новые препятствия к освобождению. Чтобы устранить эти естественные тенденции скандх, буддисты предлагают убрать то, что делает их факторами привязанности — эгоцентрическую установку индивида, которая пронизывает весь его опыт и побуждает культивировать ряд ложных мыслительных привычек — мнений о самости, «я». См. также ст. Анатма-вада.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • СКАНДА (СКАНДХА КУМАРА)

    У индийцев бог войны, сын Шивы и Парвати, предводитель божественного войска. Ездовое животное (вахана) Сканды — павлин.
  • СКАНДХА ККХАНДХА КХАНДХА

    пали. Скопление. Куча. Группа. В джайнизме термин «скандха» означает молекулоподобное скопление мельчайших образований (ану) при формировании материи. В буддизме это одна из пяти групп (панчасканд