СЯН СЮСян-лю

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

Найдено 2 определения термина СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

кит. — учение о символах и числах, нумерология), в широком смысле — универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма, игравшая в традиционном Китае роль наиболее общей формальной методологии философского и научного знания (функциональный аналог формальной логики); в узком смысле — одно из концептуальных оформлений указанной системы, созданое в период правления дининастии Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.) гл. о. усилиями комментаторов «Чжау в», синтезировавших общеметодологические принципы конфуцианства, даосизма и иньян цзя и связавших их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, техники календарных расчетов и теории музыки.

Сян шу чжи сюэ строится на всеобъемлющем классификационизме и особом типе обобщения-генерализации (гун), т. е. представлении класса объектов путем выделения из него самого характерного (ценного, главного и т. п.) объекта в качестве репрезентанта без абстрагирования свойств класса. Так, репрезентантом класса людей является царь, поэтому; напр., в разных списках «Дао дэ цзчна» термины человек и царь (ван) взаимозаменимы при описании четвертого уровня бытия, следующего после дао. Неба и Земли (гл. 25).

Фундамент сян шу чжи сюэ составляют три типа нумерологических построений, каждый из которых представлен в двух разновидностях: 1) «символы» (сян) — триграммы, гексаграммы (гуа); 2) «числа» (ту) — Хэ ту и Ло шу; 3) «символы и числа» — «к» т (темное и светлое), у син («пять элементов [фаз]»). Сама эта система нумерологизирована, поскольку основана на двух исходных нумерологических числах— 3 и 2. В ней также отражены три главных вида графической символизации, использовавшиеся в традиционной китайской культуре: «символы» — геометрические формы, схемы, рисунки; «числа» — цифры; инь ян, у син — иероглифы.

Образующие сян шу чжи сюэ элементы — математические и математикоподобные построения, т. е. пространственные («геометрические») структуры и числовые («арифметические») комплексы, — связаны друг с другом широким кругом связей: математических, символических, ассоциативных, факгуальных, эстетических, мнемонических, суггестивных и др. Так, приведены во взаимное соответствие члены фундаментальных нумерологических пар: круг — квадрат/прямоугольник, 3—2, Небо — Земля, ян—инь, Цянь—Кунь (см. 1уа) и т. д. Всем важнейшим категориям сян шу чжи сюэ — тай и («Великое единое»), лян и («два образца»), сань цай («три начала»), сы сян («четыре символа»), у син («пять элементов»), ба гуа («восемь триграмм»), Ло шу (магический квадрат из чисел от 1 до 9), Хэ ту («магический крест» из чисел от 1 до 10) и др. — присуща как «арифметическая», так и «геометрическая» ипостась. Онтологический базис этого тотально.го классификационизма осмыслялся с точки зрения общепринятого в китайской философии представления об органической («телесной») целостности мироздания, однородные элементы которого взаимодействуют по принципу резонанса. Подобно пифагорейству, сян шу чжи сюэ может быть определено как учение о музыкально-числовой структуре космоса.

Происхождение сян шу чжи сюэ связано с соединением двух древнейших (кон. 2-го — нач. 1-го тысячелетия до н. э.) видов гадательной практики — на панцирях черепах (бу) и с помощью стеблей тысячелистника (ши). Результатами более древней и авторитетной практики бу были геометризированные и соотнесенные с пространственными координатами (странами света) мантические фигуры, т. е. «символы» (сян), — первичные элементы сян шучжи сюэ. Результатами появившейся позднее практики ши являлись вероятностные комбинации стеблей, прототипа счетных палочек, т. е. «числа» (шу), — вторичные элементы сян шу чжи сюэ. Первый и главный теоретический синтез того и другого был осуществлен в каноне «Чжоу и» (8—4 в. до н. э.), основу которого составляют геометрические символы (черты, триграммы, гексаграммы и др.), обладающие числовыми значениями и даже цифровыми обозначениями («шесть» и «девять» — названия двух типов черт). Онтологизированная иерархия «символов» и «чисел» («Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа») получила методологическую формулировку в «Чжоу и» (при теоретическом движении в обратном направлении «за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной») и нашла отражение в исходном математическом каноне «Чжоу би»: «Законы чисел исходят из круглого и квадратного». Однако позднее Шао Юн выдвинул противоположный тезис о первичности чисел: «Числа рождают символы».

Особое развитие сян шу чхи сюэ получило в период правления династии Хань, обретя общепризнанный методологический статус и подавив зачатки протологики, возникшие в учениях моистов (см. Mo цм) и «школы имен» (мин цзя). Венцом этого процесса стало создание трактатов «Цянь цзо ду» («Проникающее измерение Творчества»), «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны») Ян Сюна (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.), «И линь» («Лес перемен») Цзяо Гуна (1 в.) или Цуй Чжуаня (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.). Развитие сян шу чжи сюэ стало одним из факторов возникновения неоконфуцианства, в рамках которого ведущие нумерологические учения создали Шао Юн и Цай Шэнь (11—12 вв.). Печать сян шу чжи сюэ в той или иной мере лежит не только на всех главных философско-религиозных учениях (конфуцианство, неоконфуцианство, даосизм, буддизм и др.) и научных дисциплинах (особенно математике, астрономии, хронометрии, топографии, медицине, алхимии), но и на литературе, искусстве и в целом культуре традиционного Китая.

Лит.: ЩуцкийЮ. К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1997; КобзевА. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

А. И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

Учение о символах и числах", зап. "нумерология". В широком смысле - универсальная теоретич. система, генетически производная от архаических познавательных, структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиц. Китае роль наиболее общей формальной методологии филос. и науч. знания, выступая в качестве функционального аналога формальной логики, не возникшей там как самостоятельная наука. В узком смысле - одно из концептуальных оформлений указ, системы, созд. в пер. правления дин. Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) гл. обр. усилиями комментаторов "Чжоу и", синтезировавших общеметодологич. принципы конфуцианства, даосизма и иньян цзя и связавших их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, техники календарных расчетов и теории музыки. С.ш. ч. с. строится на всеобъемлющем классификационизме и особом типе обобщения- генерализации (гун [1]), т.е. представлении класса объектов путем выделения из него самого характерного (ценного, главного и т.п.) объекта в качестве репрезентанта без абстрагирования свойств класса. Так, репрезентантом класса людей является царь, поэтому, напр., в разных списках "Дао дэ цзина" термины жэнь [1] ("человек") и ван [1] ("царь") взаимозаменимы при описании четвертого уровня бытия, следующего после дао, Неба и Земли (гл. 25). Фундамент С. ш. ч. с. составляют три типа нумерологич. построений, каждый из к-рых представлен в двух разновидностях: 1) "символы" (сян [1])-триграммы, гексаграммы; 2) "числа" (шу [1])-Хэ ту ("план [из Желтой] реки"), Ло шу (документ [из реки] Ло); 3) "символы и числа" -инь ян (темное и светлое), у син [1] ("пять элементов [фаз]"). Сама эта система нумерологизирована, поскольку основана на двух исходных нумерологич. числах - 3 и 2. В ней также отражены все три гл. вида графич. символизации, использовавшиеся в традиц. кит. культуре: 1) "символы" - геометрич. формы, схемы, рисунки, 2) "числа" - цифры, 3) инь ян, у син [1]-иероглифы. Образующие С. ш. ч. с. элементы - математич. и математикоподобные построения, т.е. пространственные ("геометрич.") структуры и числовые ("арифметич.") комплексы, - связаны друг с другом широким кругом связей: математич., символич., ассоциативных, фактуальных, эстетич., мнемонич., суггестивных и др. Так, приведены во взаимное соответствие члены фундаментальных нумерологич. пар: круг - квадрат/прямоугольник, 3 - 2, Небо - Земля, ян [1] -инь [1], Цянь - Кунь (см. Гуа) и т.д. Всем важнейшим категориям С. ш. ч. с.- тай и ("Великое единое"), лян и ("два образца"), сань цай ("три начала"), сы сян ("четыре символа"), у син [1] ("пять элементов"), ба гуа (восемь триграмм), Ло шу (магич. квадрат из чисел от 1 до 9), Хэ ту ("магич. крест" из чисел от 1 до 10) и др.- присуща как "арифметич.", так и "геометрич." ипостась. Онтология, базис этого тотального классификационизма осмыслялся с т. зр. общепринятого в кит. философии представления об органической ("телесной") целостности мироздания, однородные (тун лэй) элементы к-рого взаимодействуют по принципу резонанса. Как и пифагорейство, С. ш. ч. с. может быть определено как учение о музыкально-числовой структуре космоса. В "Цзо чжуани" (Си-гун, 15-й г., 11-й мес. [645 до н.э.]) происхождение С.ш.ч.с. выведено из соединения двух древнейших (кон. 2 - нач. 1 тыс. до н.э.) видов гадательной практики - на панцирях черепах (бу) и с помощью стеблей тысячелистника (ши [7]). Результатами более древней и авторитетной практики бу были геометризированные и соотнесенные с пространственными координатами (странами света) мантич. фигуры, т.е. "символы" (сян [1]),- первичные элементы С.ш.ч.с. Результатами появившейся позднее практики ши [7] являлись вероятностные комбинации стеблей, прототипа счетных палочек, т.е. "числа" (шу [1]),- вторичные элементы С.ш.ч.с. Первый и главный теоретич. синтез того и другого был осуществлен в каноне "Чжоу и" (8 - 4 в. до н.э.), основу к-рого составляют геометрич. символы (черты, триграммы, гексаграммы и др.), обладающие числовыми значениями и даже цифровыми обозначениями ("шесть" и "девять" - названия двух типов черт). В указанном месте. "Цзо чжуани" была также определена онтологизированная иерархия "символов" и "чисел": "Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа". Это положение получило методологич. формулировку в "Чжоу и", где при теоретич. движении в обратном направлении "за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной" ("Си цы чжуань", I, 10), и нашло отражение в исходном математич. каноне "Чжоу би": "Законы чисел исходят из круглого и квадратного". Однако позднее Шао Юн (11 в.) выдвинул противоположный тезис о первичности чисел: "Числа рождают символы". Особое развитие С.ш.ч.с. получило в пер. правления дин. Хань, обретя общепризнанный методологич. статус и подавив зачатки протологики, возникшие в учениях моистов (см. Мо цзя) и "школы имен" (мин цзя). Венцом этого процесса стало создание трактатов "Цянь цзо ду" ("Проникающее измерение Творчества"), "Тай сюань цзин" ("Канон Великой тайны") Ян Сюна (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.), "И линь" ("Лес перемен") Цзяо Гуна (1 в.) или Цуй Чжуаня (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Развитие С. ш. ч. с. стало одним из факторов возникновения неоконфуцианства, в рамках к-рого ведущие нумерологич. учения создали Шао Юн и Цай Шэнь (11 - 12 вв.). Печать С. ш. ч. с. в той или иной мере лежит не только на всех гл. филос.-религ. учениях (конфуцианство, неоконфуцианство, даосизм, буддизм и др.) и науч. дисциплинах (особенно математике, астрономии, хронометрии, топографии, медицине, алхимии), но и на лит-ре, искусстве и в целом культуре традиц. Китая. **Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1960, 1993; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Чжу Бокунь. И сюэ чжэсюэ ши (История ицзинистской философии). Кн. 1 -2. Пекин, 1986 - 91; Fung Yulan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ., 1953. P. 7 - 150, 454 - 76; Sherrill W.A., Chu W.K. An Anthology of I Ching. L., etc., 1977; Uu Da. I Ching Numerology. N.Y. etc., 1979; Walters D. The Alternative I Ching. Wellingborough (Northamptonshire), 1983. А.И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ — 0

Найдено научныех статей по теме СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ — 0

Найдено книг по теме СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ — 0

Найдено презентаций по теме СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ — 0

Найдено рефератов по теме СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ — 0