СИРЕНЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СИРЕНЫ
в др.-греч. мифологии - полуптицы-полуженщины, обитавшие якобы на о-ае у берегов Юж. Италии. Чарующим пением они завлекали мореплавателей к своему о-ву, усыпляли их, а затем пожирали.

Источник: Атеистический словарь

СИРЕНЫ
(лат. sirenes, от греч. seiren - блеск) - в мифологии древних греков - полуженщины-полуптицы с чарующим голосом. Обитали они, согласно Гомеру, на о-ве в Тирренском море. С. околдовывали своим пением мореходов, завлекали их на о-в и там убивали. Культ С. был распространен в Южп. Италии, преим. в греч. колониях.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СИРЕНЫ

Демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз: Мельпоменой, Терпсихорой или дочерью Стеропа. Это полуптицыполуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от материмузы – божественный голос.
Число их колеблется от двухтрех до целого множества. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых С. заманивают пением. С. ублажали некогда богиню Деметру. Мимо острова С. проплыл Одиссей, привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Когда аргонавты плыли мимо острова С., Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов, Бут, бросился на их зов в море, но был спасен Афродитой, поселившей его в Лилибее. С. сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира – их изображали на надгробных памятниках. В классической античности они превращаются в сладкоголосых мудрых С., каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса.

Источник: Словарь греческой мифологии

Сирены
греч.)  – полуженщины-полуптицы, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (варианты: Мельпоменой, Терпсихорой) или дочерью Стеропы. Число С. колеблется от двух-трех до многих. С. живут на скалистом о-ве, берега которого усеяны костями их жертв, лежащем между о-вом Кирки и чудовищем Сциллой. Своим волшебным пением они увлекают мореходов, которые гибнут в морской пучине. Одиссей по совету Кирки залепил своим спутникам уши воском, а себя велел привязать к мачте и оказался первым человеком, который услышал пение С. и остался после этого жив. С. с досады бросились в море и превратились в скалы. По другому мифу, аргонавты благополучно миновали о-в С. потому, что Орфей своим пением отвлек внимание аргонавтов. После этого С, как и в мифе об Одиссее, превратились в скалы. Прежде С. входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что они не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. (Вариант: С. сами попросили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.) С. сближали с гарпиями и керами и часто изображали на надгробьях в виде крылатых существ с грудью и головой женщины и птичьими ногами.

Источник: Мифологический словарь

Сирены
В древнегреческой мифологии сирены – персонажи фантастических морских сказаний. Мелодичное пение и всеведение сближают их с музами. Их считают детьми Ахелоя или, как полагают некоторые, Форкия и музы Терпсихоры или дочери Портаона по имени Стеропа. У них лица женщин, а тела птиц. Эту странность объясняют по-разному. Говорят, что они играли с Корой, когда ее похитил Гадес, и Деметра, обидевшись за то, что они не пришли ей на помощь, дала им крылья со словами: «Идите и ищите мою дочь по всему миру!» Рассказывают также, что в птиц их превратила Афродита за то, что они из гордости не позволяли лишить себя девственности ни богам, ни людям. Они уже давно не могут летать – с тех самых пор, как проиграли музыкальное состязание музам, а из своих крыльев они выдергивают перья, чтобы сделать себе головные украшения. Они очаровывают сладким пением, «на светлом сидя лугу; а на этом лугу человечьих белеет много костей». Одни считают, что было всего две сирены, другие называют трех: Парфенопа, Лавкосия и Лигия, или Писиноя, Аглаопа и Телксиепея, или Аглаофона, Телксиопа и Мольпе. Третьи считают, что их было четыре: Телета, Редна, Телксиопа и Мольпе. Имена их – говорящие. Так, Парфенопа означает «юноликая», Лигия – «звучная», Аглаопа – «прекрасноликая», а Телксиэпея – «очаровывающая словом».
Наиболее известный сюжет о сиренах связан с возвращением Одиссея.
Прощаясь с героем волшебница Кирка предупредила Одиссея, что ему придется теперь миновать остров сирен, прекрасные голоса которых очаровывают всякого, кто проплывает мимо. Кирка посоветовала Одиссею залепить своим спутникам уши воском, чтобы они не слышали пения сирен, но если Одиссей хочет «роковой» услышать голос, пусть прикажет своей команде накрепко привязать себя к мачте и поклясться, что в ответ на его просьбы и приказы они еще крепче привяжут его. Кирка предупредила Одиссея и о других опасностях, которые его поджидают. И вот он отплыл, вновь подгоняемый попутным ветром.
Когда корабль приблизился к острову сирен, Одиссей вспомнил о совете, данном Киркой. Сирены пели так сладко, призывая его к себе, что Одиссей закричал на своих спутников, угрожая им смертью, если они его не развяжут. Но, повинуясь его прежним наставлениям, те лишь крепче привязали его к мачте. Так корабль благополучно проплыл мимо, а сирены с досады лишили себя жизни.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.