СИОНСионизм христианский

Сионизм

Найдено 4 определения термина Сионизм

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сионизм

от названия горы "Сион" в Палестине) - еврейское националистическое политико-социальное движение, возникшее в XIX веке, призывавшее всех евреев, разбросанных по свету, собраться в едином национальном государстве. Сионизм имел светское (Герцль) и религиозное (Ахад Хам) направления.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея

СИОНИЗМ

от названия горы Сион в окрестностях Иерусалима) - идеология, политика и система орг-ций крупной евр. буржуазии, сросшейся с империали-стич. кругами Запада, в первую очередь США. С. является одним из самых воинств, отрядов импе-риалистяч. реакции и занимает откровенно антикоммунистич. и антисов. позиции. Возникновение политич. программы С. связывается с брошюрой «Еврейское государство» (1896) австр. бурж. журналиста Т. Герцля, еврея по происхождению. В 1897 состоялся I сионист, конгресс (Базель, Швейцария), на к-ром С. конституировался как политич. движение. Конгресс создал т. н. всемирн. сионист, орг-цию (ВСО), к-рая в наст. вр. включает в себя политич. партии, действующие более чем в 50 бурж. странах. С. провозгласил расист, идею «исключительности» т. н. «всемирн. евр. нации», к-рой якобы противостоит «врожденный» антисемитизм всех др. народов. С этими ложными, реакц. постулатами С. связывает лозунг «исхода» евреев из стран фактич. проживания и «нац. объединения» в собственном гос-ве. Особую роль в пропаганде и реализации этого лозунга международ. С. отводит клерик.-сионист. верхушке Израиля. Пытаясь скрыть свою империалистич. сущность, С. объявляет себя нац.-освободит, движением евреев, реализующим якобы программу «соц. справедливости» ветхозаветных пророков. Тем самым С. стремится необоснованно отождествить не только понятия «еврей» и «сионист», но также «еврей» и «иудей». Используя в своих целях иудаизм, С. тем не менее имеет политич. характер. Союз С. и иудаизма в бурж. странах оформился в 30-х гг. 20 в. и с тех пор постоянно усиливался. Реакц. содержание этого союза, особенно наглядно проявившееся в антинародной, аннексионист. политике правящих сионист.-клерик. кругов Израиля, все более осознается трудящимися, в т. ч. верующими, и вызывает их возрастающее сопротивление.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Сионизм

националистическое движение еврейской буржуазии, направленное к созданию самостоятельного еврейского государства в Палестине. Первый конгресс сионистов, на котором были объединены все разрозненные до того палестинофильские группы, был открыт 29 августа 1897 г. в Базеле. На этом конгрессе была впервые выработана программа сионистов, основные задачи которой были определены следующим образом:

"Сионизм стремится создать для еврейского народа обеспеченное законом убежище в Палестине. Для достижения этой цели конгрессом рекомендуется: 1) целесообразное поощрение колонизации Палестины евреями - землепашцами, ремесленниками и рабочими; 2) группировка и сплочение всего еврейства посредством общих и местных учреждений, устроенных на законных основаниях; 3) укрепление еврейского национального чувства и народного самосознания; 4) предварительные меры для получения согласия правительств на осуществление задач сионизма".

Второй Базельский конгресс состоялся в августе 1898 г. На нем было принято постановление об организации еврейского колониального банка, который должен был финансировать массовое переселение евреев в Палестину. Третий Базельский конгресс, происходивший в августе 1899 г., выдвинул вопрос о получении права на колонизацию Палестины. Право на колонизацию должно было быть получено от турецкого султана, так как Палестина входила в состав Турецкой империи. Четвертый и пятый конгрессы провозглашают необходимость развития и укрепления национального чувства в массах еврейского народа и ставят в центр сионистской деятельности ведение культурнической работы среди евреев во всех государствах. До четвертого конгресса какая бы то ни была работа среди евреев в диаспоре считалась недостойной сиониста. Все должно было быть подчинено единой мысли о Сионе. На шестом Базельском конгрессе (1903 г.) вождь сионизма, Герцль, разочаровавшись в возможности колонизации Палестины, внес предложение о замене Палестины Угандой (в восточной Африке). Это предложение встретило резкий протест со стороны сторонников палестинской территории и раскололо конгресс на два лагеря.

Вопрос об Уганде был передан на рассмотрение специально избранной комиссии, которая на седьмом конгрессе (1905 г.) высказалась против плана колонизации Уганды. Конгресс, после долгой борьбы, вынес резолюцию о необходимости строго придерживаться первой Базельской программы, признающей Палестину единственной территорией, пригодной для создания еврейского государства. Внутреннее разложение в сионизме, так ярко проявившееся на шестом конгрессе, с тех пор уже не прекращалось.

Сионизм был одно время сильно распространен среди еврейских масс в России, особенно в среде мелкой буржуазии, торговцев, ремесленников и т. д. Октябрьская Революция, одним ударом разрешившая национальный вопрос, лишила сионизм всякого влияния в России.

Часть еврейской буржуазии, заселившая Палестину, образовала там под покровительством Англии "самостоятельное государство". /Т. 4/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СИОНИЗМ

(Zionism). Название, к-рое получила философская концепция возрождения еврейского народа на "Сионе", издревле отождествлявшемся в еврейской истории с Иерусалимом. После изгнания евреев из Иерусалима римлянами в 135 г. н.э. идея "Сиона" всегда составляла неотъемлемую часть еврейской мысли; в еврейских молитвах (индивидуальных и совместных) особое значение придавалось возвращению на родину. Верующие евреи мечтали, что их жизни в рассеянии, на землях чужих народов придет конец и они вернутся в Землю обетованную. Небольшая часть евреев всегда оставалась в Палестине; она увеличилась за счет тех, кто спасся в 1492 г. от испанской инквизиции. И все же для многих евреев идея физического возвращения в Палестину казалась почти иллюзорной, если не несбыточной, мечтой.

В XIX в. подъем еврейской литературы, рост еврейского национализма и, самое главное, новая вспышка антисемитизма способствовали возникновению организаций, подобных "Ховевей Цион" ("Любящие Сион"), крые начали собирать средства для переселения евреев в Палестину. Погромы в царской России после 1881 г. привели к тому, что тысячи охваченных паникой людей поняли: Палестина  это самое надежное убежище на земле. Сельскохозяйственные поселения строились в т.ч. и на деньги жертвователей, таких, как барон Э. де Ротшильд.

Ранние сионисты делали основной упор на религиозную мотивацию и мирный земледельческий труд поселенцев. Однако опубликование в 1896 г. брошюры Т. Герцля "Еврейское государство" ознаменовало рождение политического сионизма, а с ним и современной концепции сионизма. Новая эра в еврейской истории началась с того момента, когда австрийский журналист Герцль, прежде защитник еврейской ассимиляции, пришел к убеждению: пока большинство евреев живут вне родины, антисемитизм неизбежен. Он стал предпринимать усилия в экономической, политической, технической сферах, необходимые, с его точки зрения, для создания действующего еврейского государства. В 1897 г. состоялся Первый сионистский конгресс, на к-ром более двухсот делегатов со всего мира приняли Базельскую программу. В программе подчеркивалось, что сионизм считает своей целью создание в Палестине законного дома для еврейского народа, поощряет переселение в Палестину, создает международные организации, крые объединили бы евреев, укрепили национальное еврейское сознание и добились признания со стороны правительств других стран.

Мыслью Герцля двигали исключительно секулярные мотивы; фактически, он был агностиком. Большинство его последователей, однако, составляли ортодоксы из ЮгоВост. Европы. Хотя и противясь превращению сионизма в культурную, религиозную или смешанную общность поселенцев, Герцль был вынужден все же пойти на уступки сторонникам соответствующих тенденций. Хрупкий альянс выявил множество граней сионизма в XX в. Для Герцля главная цель сионизма состояла в достижении политических гарантий, крые предоставляли бы евреям суверенные права на своей родине. Вскоре после его смерти в 1904 г. около семидесяти тысяч евреев приехали в Палестину; большинство (по крайней мере 60%) жили в городах. В массовое движение и политическую силу сионизм превратился во время Первой мировой войны. В 1917 г. Британия приняла декларацию Бальфура, в крой признавалось право евреев на основание в Палестине еврейского национального очага.

Сионизм представлял собой движение меньшинства и встретил оппозицию даже внутри самой еврейской общины. К примеру, американские иудеиреформисты полагали, что евреи не приспособлены к жизни в трудных условиях Палестины, где нередки болезни и голод. К-ром е того, они считали, что Палестина  уже не еврейская земля, "Сион" же  это Соединенные Штаты. С точки зрения этих " несионистов ", сионизм разрушает всю конструкцию иудаизма и разве что вызывает раздражение у русских. Только убийство ста тысяч евреев частями русской армии в 191921 гг. и, в конечном итоге, ужас нацистского холокоста во время Второй мировой войны, когда были уничтожены шесть миллионов евреев, объединили сионистов и несионистов в поддержку еврейского государства в Палестине, убежища гонимых и бездомных. В нояб. 1947 г. Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций приняла план раздела Палестины, одобренный Соединенными Штатами и Советским Союзом. Государство Израиль считается официально провозглашенным 14 мая 1948 г., когда закончилось британское правление. По мере становления молодого государства в рамках Всемирной сионистской организации горячо обсуждалось определение сионизма, его цели и перспективы. Начиная с 1968 г. многие стали видеть конечную, хотя и не лишенную противоречий, цель сионизма в алие (иммиграции в Израиль).

В XIXXX вв. сионизм получил поддержку "христианских сионистов". Разделяя идеи премилленаристской эсхатологии, особенно поддерживали возвращение еврейского народа в Израиль (а в XX в.  и сам Израиль) евангеликифундаменталисты.

D.A. RAUSCH(nep. Ю.Т.) Библиография: W. Laqueur,/4 History of Zionism; A. Hertzberg, The Zionist Idea: A Historical Analysis and Reader; N. W. Cohen, American Jews and the Zionist Idea; I.Cohen, Theodor Herzl: Founder of Political Zionism; EJ, XVI, 10311162.

См. также: Сионизм христианский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Сионизм — 0

Найдено научныех статей по теме Сионизм — 0

Найдено книг по теме Сионизм — 0

Найдено презентаций по теме Сионизм — 0

Найдено рефератов по теме Сионизм — 0