СИНЕРГЕТИКА

Найдено 34 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИНЕРГЕТИКА
научная концепция, изучающая наиболее общие закономерности спонтанного структурогенеза.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Синергетика
относительно новая наука об "самоорганизующихся" процессах в
особым образом организованных системах. Синергетические процессы, как правило, цикличны.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Синергетика
наука, исследующая процессы вынужденного и самопроизвольного возникновения порядка из хаоса, а также обратные процессы – хаотизации организованных структур. Важный объект синергетики – диссипативные структуры.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

СИНЕРГЕТИКА
техническая область синергологии, занимающаяся разработкой технологий получения, накопления и управления синергией для ее научно-практического использования. С. включает синерготехнику, синерготехнологию и др.

Источник: Глоссарий по синергологии (дефиниции и толкования)

СИНЕРГЕТИКА
междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем. Синергетика вводит понятие динамического хаоса как некой сверхсложной упорядоченности.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Синергетика
наука о природе самоорганизации и ее законах. С точки зрения С. спонтанные процессы самоорганизации наиболее вероятны в открытых, неравновесных, нелинейных системах большой сложности, получающих из среды энергию или вещество, богатое энергией.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Синергетика
(от греч. sinergia – совместное действие) – междисциплинарное направление исследований, основная задача которого – познание общих закономерностей и принципов самоорганизации сложных открытых систем (физических, химических, технических, экономических, социальных).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СИНЕРГЕТИКА
(от греч. synergelikos — совместно действующий) — область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых (взаимодействующих с окружающей средой) системах.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СИНЕРГЕТИКА
относительно молодое междисциплинарное научное направление; научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах. Объектами исследования С. являются самые разные системы — от атома до человека, в которых наблюдается согласованность функционирования частей, отражающаяся на поведении системы как целого.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Синергетика
synergetic – англ.) – междисциплинарное направление в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование (Г. Хакен, 1978). Выступает методологическим основанием современной биоэтики как науки.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

Синергетика
междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Синергетика формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Синергетика
гр. совместный, согласованно действующий) — одно из ведущих направлений современной науки, отражающее естественнонаучный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре. Оно представлено такими исследователями, как Г. Хакен, И. Пригожин, С. П.  Курдюмов и др. Данное направление интерпретируется рядом авторов в качестве новейшей научной революции. Синергетика определяет себя как концепция неравновесной динамики или теория самоорганизации нелинейных динамических систем, задающая новую модель видения объекта в качестве сложного. (См. Самоорганизация).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

СИНЕРГЕТИКА
междисциплинарное направление (теория) научных исследований процессов самоорганизации в сложных системах, описывающих и объясняющих появление качественно новых свойств и структур (см. синергия) на макроуровне в результате взаимодействий элементов открытой системы на микроуровне. Использует аппарат нелинейной динамики (в т.ч. теории катастроф) и неравновесной термодинамики. Терминология синергетики (бифуркация, аттрактор и т.п.) часто необоснованно используется в гуманитарных науках для
«придания веса» псевдонаучным изысканиям.
Литература: [33, 50, 96, 97, 129].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

СИНЕРГЕТИКА
новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление (открытое, предполагающее выбор альтернатив, многовариантность и не поддающееся классическим методам описания) для выявления общих закономерностей самоорганизации, установления устойчивых структур в открытых системах естественного и искусственного происхождения. Термин происходит от греч. «синергос» - совместно действующий, имеется в виду совместные усилия многих ученых разных областей по поиску новых парадигм познания явлений природы, общества и созданию общей картины мира, отвечающей современным требованиям.

Источник: Тематический философский словарь

Синергетика
совместный, согласованно действующий) – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-х годах 20 века и ставящее своей задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой различной природы. Синергетика как теория занимается природой изменения и развития. Синергетика как стиль мышления постклассической  науки представляет собой синтез вероятностной картины мира, системных исследований, позволяющий раскрыть принципы эволюции сложных систем, раскрыть причины хаоса, кризисов, овладеть методами нелинейного управления сложными системами.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

СИНЕРГЕТИКА
новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление для выявления общих закономерностей самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах естественного и искусственного происхождения" (Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная... С. 154). Предметом С. выступают "механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся. В частности, все биотические и социальные организмы)" (Митина О.В., Назаретян А.П. Синергетика / Культурология. ХХ век. Словарь.- СПб., 1997.- С. 423-424).

Источник: Философский глоссарий

Синергетика
теория диссипативных (открытых) систем, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. При определенных условиях в открытых системах происходит самоорганизация, которая ведет к эволюции. (Г.Хакен, И.Пригожин, М.Фейгенбаум). Рассматривает развитие как последовательную смену стабильных состояний системы и коротких периодов хаотического поведения – достижение точки «бифуркации» (ветвление, от англ. вилка), флуктуация (отклонение от среднего значения) вынуждает систему выбрать ветвь развития (как правило, случайно), после чего возникает новая открытая система.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

СИНЕРГЕТИКА
(греч. ???????? — содействие, согласие, единство) — науч. направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), к-рые образуются в открытых системах (биол., физ.-хим., экол. и др.) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности, т.е. уменьшается энтропия. Подобные системы, след-но, обладают способностью к самоорганизации. Термин «С.» был предложен Г.Хакеном. Основа С. — термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн. В опред. смысле С. может считаться продолжением стратегии кибернетики и теории систем. В соц. аспекте значение С. в том, что она репрезентирует собой ест.-науч. вектор развития теории нелинейных динамик в совр. культуре. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Синергетика
область научного познания, в которой основное внимание исследователей сконцентрировано: 1) на закономерностях и формах оптимизации разнообразия, эволюции, обмена, самоорганизации систем, самоподдержания реакций и режимов в границах кооперативных процессов;
2) на процессах возникновения новых качеств, взаимопревращений динамического хаоса в порядок (дезорганизации в организацию, дисгармонии в гармонию и т. п.); 3) на формирующихся за пределами равновесия диссипативных структурах; 4) на особенностях фазовых превращений систем как сложных комплексов, их стремления к неравновесной устойчивости; 5) на интегральных характеристиках (в частности, параметрах порядка) становления целостности композиций в форме процессов обретения меры, экстремальных свойств; 6) на материале различных сложных составов, смесей, ансамблей. Столь широкий спектр исследуемых С. аспектов объективной действительности потребовал разработки особых эпистемологических принципов, тезауруса, методологического оснащения, что придает ей явную мировоззренческую ориентацию.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Синергетика
(от греч. – совместный, согласованно действующий) – направление междисциплинарных исследований, объект которых – процессы самоорганизации в открытых системах физической, химической, биологической, экологической и др. природы. В таких системах, находящихся вдали от термодинамического равновесия, за счёт потока энергии и вещества из внешней среды создаётся и поддерживается неравновесность. Благодаря этому происходит взаимодействие элементов и подсистем, приводящее к их согласованному, кооперативному поведению и в результате – к образованию новых устойчивых структур и самоорганизации. Термин «синергетика» в конце 60-х гг. ХХ в. ввёл Г. Хакен. Выдвинутая синергетикой концепция самоорганизации служит естественнонаучным уточнением принципа самодвижения и развития материи. Синергетика – это междисциплинарное научное направление, изучающее процессы перехода от хаоса к порядку и явления самоорганизации в природе и обществе. Синергетика исследует нелинейные взаимодействия, которые могут приводить к скачкообразным, катастрофическим изменениям состояний системы.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Синергетика
междисциплинарное направление научных исследований, задачей которых является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). Синергетика может быть определена также как самостоятельная наука, которая занимается изучением процессов самоорганизации, возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Отдельные авторы синергетику характеризуют как «глобальный эволюционизм» (ср.: кибернетика при ее возникновении определялась как «универсальная теория управления»; такая расширительная трактовка кибернетики не совсем оправдалась). Можно предположить, что расширительное толкование применимости методов синергетики тоже является чрезмерно оптимистическим. Заметный вклад в развитие синергетики внесли И. Пригожин, Н. Моисеев, В. Арнольд, А. Самарский, а также Г. Хакен, Г. Николис, Р. Грэхэм, М. Стадлер и др. Область исследований синергетики четко не определена и вряд ли может быть ограничена, так как ее принципы распространяются на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов и возникновения в результате этого принципиальных новаций.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Синергетика
см. Синергия) — научное направление, исследующее проблемы самоорганизации в системах как живой, так и неживой природы, в системах состоящих из множества составных элементов (частей). Синергетика описывает процессы, в которых целое обладает такими свойствами, которых нет у его частей, она рассматривает окружающий мир как множество локализованных процессов различной сложности и ставит задачу отыскать единую (трансдисциплинарную) основу организации мира, как для простейших, так и для сложных его структур. Ключевые положения синергетики, сформулированные ее основателем немецким физиком Германом Хакеном, таковы: 1) исследуемые системы состоят из нескольких или многих, одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом; 2) эти системы являются нелинейными; 3) при рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия; 4) эти системы подвержены внешним и внутренним колебаниям; 5) системы могут стать нестабильными; 6) происходят качественные изменения; 7) в этих системах обнаруживаются эмерджентные (внезапно возникающие) новые качества; 8) возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры; 9) структуры могут быть упорядоченными или хаотическими; 10) во многих случаях возможна математизация. Все рассматриваемые процессы в системах необратимы во времени.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Синергетика
изучает когерентное (то есть «взаимосогласованное») поведение элементов, структур самоорганизующихся, открытых, нелинейных систем. Отсюда и название «синергетика» (от греч. synergeia — сотрудничество, содействие). В анатомии и физиологии этот термин используется для характеристики совместного функционировании органов, например мышц при движении. Теоретическими предшественниками синергетики являются тектология А.И. Богданова, теория систем Л. фон Берталанфи, кибернетика Н. Винера, а ее создателями — И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов и др. Примечательно, что во Франции синергетику принято называть «сложным мышлением», под которым подразумевается исследование сверхсложных систем, неподвластных традиционным средствам познания. Подобные сверхсложные системы существуют в микромире, макромире и мегамире: на всех уровнях природы, в биологических и социальных сферах, в антропологии, психологии и поведении человека. Поэтому синергетика рассматривается как достаточно общая, междисциплинарная наука. Например, применение синергетики в области гуманитарных наук привело к возникновению социосинергетики, эволюционной экономики, синергетической антропологии и др. Кроме того, синергетический метод активно используется и в рамках традиционных наук для исследования определенных теоретических проблем. В целом синергетику можно рассматривать в трех аспектах: (1) как новый стиль мышления современной науки и культуры, ведущий к построению новой научной картины мира; (2) как новую фундаментальную теорию постнеклассической науки; (3) как междисциплинарную методологию.

Источник: История и философия науки

СИНЕРГЕТИКА
греч. synergos — совместно действующий) — область научного знания, в к-рой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Термин “С.” стал активно использоваться в советской литературе после публикации на рус. языке работы Г. Хакена “Синергетика” (М., 1980), в к-рой он обозначил этим понятием совместный целостный, или кооперативный, эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. Данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и др. системах, способных к самоорганизации. При этом необходимы два условия: во-первых, система должна быть открытой, т. е. взаимодействовать с окружающей средой; во-вторых, число подсистем или компонентов, в результате взаимодействия к-рых возникает их коллективное, упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности на основе термодинамических принципов И. Р. Пригожина. Будучи тесно связанной с кибернетикой. системным подходом. С. решает проблемы, имеющие также и большое философское значение. Вскрываемые ею механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять мн. философские вопросы. Результаты исследований в области С. позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении материи.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СИНЕРГЕТИКА
одна из фундаментальных теорий современной постнеклассичсской науки, изучающая поведение сложных нелинейных систем. Создателями синергетики являются И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов и др. Синергетику часто определяют как науку о самоорганизации в системах, далеких от равновесия. Системы, рассматриваемые в синергетике, должны отвечать следующим условиям: 1) нелинейность, 2) открытость (именно благодаря ей возможно внешнее воздействие, удерживающее систему вне состояния термодинамического равновесия), 3) диссипативность (при наличии диссипативности, рассеивании энергии, нам задано общее направление эволюции системы, позволяющей ей выйти на аттрактор — относительно устойчивое состояние). Для синергетических систем Пригожиным был сформулирован универсальный принцип эволюции: в неравновесных процессах термодинамические силы всегда изменяются так, что энтропия стремится к уменьшению. При удалении системы от состояния равновесия, ее прежний аттрактор может стать неустойчивым, а в системе может появиться аттрактор с новыми свойствами, причем не один. В этом предельно неустойчивом состоянии системы происходит бифуркация — качественное изменение свойств системы при малых изменениях ее параметров. Характерная особенность нелинейных систем и нелинейного подхода в целом — возможность множественных состояний, множественности путей развития, выбор которых в точке бифуркации сильно неравновесных (неустойчивых) систем никак не зависит от се начальных условий и прошлого опыта (они как бы «забываются»), а только от случайности (мельчайших внешних воздействий или внутренних флуктуации системы). Благодаря случайности, система выходит на новый аттрактор, новую относительно устойчивую траекторию своего развития. Такого рода фазовые переходы принципиально невозможны в линейных системах любого рода. Основная философская трудность синергетики заключается в ответе на вопрос: новые аттракторы, на которые выходит система после очередного состояния неустойчивости, есть подлинно творческий акт бытия или лишь проявление, актуализация его внутренних потенциальных возможностей, мира потенций — особого вида реальности? (См. нелинейное мышление, самоорганизация, бифуркация, индетерминизм).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Синергетика
междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Синергетика формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими. ............ от греч. synergetikos – совместный, согласованно действующий. ? наука о процессах самоорганизации в природе и об-ве. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся, в частности, все биотич. и социальные организмы). Т.о., в сферу внимания попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Элементы новой науки складывались на основе теор. и эксперимент. рез-тов, полученных исследователями Германии, России, Бельгии и США в области термодинамики, биофизики, эволюц. химии, математики, а также философии в 20-70-е гг. (Л. Онсагер, Э. Шредингер, Э.С. Бауэр, А.П. Руденко, М. Эйген, Г. Хакен, И. Пригожин, Э. Янч и др.). Междисциплинарный потенциал С., общенаучная значимость предмета, стиля и метода мышления, применение, частично, математич. аппарата обусловили распространение ее исследоват. приемов на области гуманитарного знания. Это помогает раскрыть дополнит. причинные зависимости в происхождении и эволюции психики, интеллекта, духовной культуры (как антиэнтропийных факторов), исследовать динамику индивидуального и обществ. сознания и т.д. Лит.: Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. М., 1991; Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985; Митина О.В., Петренко В.Ф. Динамика полит. сознания как процесс самоорганизации // Обществ. науки и современность. 1995. № 5; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: Курс лекций. М., 1995; Jantsch E. The Self-Organizing Universe. N.Y., 1980. О. В. Митина, А.П. Назаретян. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СИНЕРГЕТИКА
междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек — точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий, или флуктуации, может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Одновременно происходит переосмысление концепции хаоса, вводится понятие динамического (или детерминированного) хаоса как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально, и могущей проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.
Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классической науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествознания первой половины 20 в. Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц — кирпичиков материи — в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов. Синергетика внутренне плюралистична, как плюралистичен тот интегральный образ мира, который ею предполагается. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известный из них теория диссипативных структур, связанная с именем И. Пригожина, и концепция немецкого физика Г Хакена, от которой идет само название «синергетика». В формулировке Пригожина становление синергетики рассматривается в общем контексте начавшегося во второй половине 20 в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суй» этого процесса состоит в «возрождении времени» в современном естествознании и начале «нового диалога человека с природой».
Лит.: Хакен Г. Синергетика. М., 1980; Пригожий И, От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. М., 1985; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986; АршичовВ. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М-, 1999; Haken H. Principles of Brain Functioning. Cinergetic Approuch to Brain Activity, Behavior and Cognition. В., 1996.
В. И. Аршинов

Источник: Новая философская энциклопедия

СИНЕРГЕТИКА
от греч. synergeia — сотрудничество, содействие, соучастие) — междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и др. природы. Термин «С.» был введен в 1969 Г. Хакеном. С. как научное направление близка к ряду др. направлений, таких, как нелинейная динамика, теория сложных адаптивных систем, теория диссипативных структур (И. Пригожин), теория детерминированного хаоса, или фрактальная геометрия (Б. Мандельброт), теория автопоэзиса (X. Матурана и Ф. Варела), теория самоорганизованной критичности (П. Бак), теория нестационарных структур в режимах с обострением (А.А. Самарский, С.П. Курдюмов). Термин «С.» иногда используется как обобщенное название научных направлений, в рамках которых исследуются процессы самоорганизации и эволюции, упорядоченного поведения сложных нелинейных систем. С. можно рассматривать как современный этап развития идей кибернетики (Н. Винер, У.Р. Эшби) и системного анализа, в т.ч. построения общей теории систем (Л. фон Бер-таланфи).
Суть подхода С. заключается в том, что сложноор-ганизованные системы, состоящие из большого количества элементов, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом и обладающих огромным числом степеней свободы, могут быть описаны небольшим числом существенных типов движения (параметров порядка), а все прочие типы движения оказываются «подчиненными» (принцип подчинения) и могут быть достаточно точно выражены через параметры порядка. Поэтому сложное поведение систем может быть описано при помощи иерархии упрощенных моделей, включающих небольшое число наиболее существенных степеней свободы.
В замкнутых, изолированных и близких к равновесию системах протекающие процессы, согласно второму началу термодинамики, стремятся к тепловому хаосу, т.е. к состоянию с наибольшей энтропией. В открытых системах, находящихся далеко от состояний термодинамического равновесия, могут возникать упорядоченные пространственно-временное структуры, т.е. протекают процессы самоорганизации. Структуры-аттракторы показывают, куда эволюционируют процессы в открытых и нелинейных системах. Для всякой сложной системы, как правило, существует определенный набор возможных форм организации, дискретный спектр структур-аттракторов эволюции. Критический момент неустойчивости, когда сложная система осуществляет выбор дальнейшего пути эволюции, называют точкой бифуркации. Вблизи этой точки резко возрастает роль незначительных случайных возмущений, или флуктуации, которые могут приводить к возникновению новой макроскопической структуры. Структуры самоорганизации, обладающие свойством самоподобия, или масштабной инвариантности, называют фрактальными структурами. Будучи междисциплинарным направлением исследований, С. влечет за собой глубокие мировоззрен- ческие следствия. Возникает качественно иная, отличная от классической науки картина мира. Формируется новая парадигма, изменяется вся концептуальная сетка мышления. Происходит переход от категорий бытия к со-бытию, событию; от существования к ста- новлению, сосуществованию в сложных эволюциони-рующих структурах старого и нового; от представлений о стабильности и устойчивом развитии к представлениям о нестабильности и метастабильности, оберегаемом и самоподдерживаемом развитии (sustainable development); от образов порядка к образам хаоса, генерирующего новые упорядоченные структу-ры; от самоподдерживающихся систем к быстрой эво-люции через нелинейную положительную обратную связь; от эволюции к коэволюции, взаимосвязанной эволюции сложных систем; от независимости и обособленности к связности, когерентности автономного; от размерности к соразмерности, фрактальному самоподобию образований и структур мира. В новой синергетической картине мира акцент падает на становление, коэволюцию, когерентность, кооператив-ность элементов мира, нелинейность и открытость (различные варианты будущего), возрастающую слож-ность формообразований и их объединений в эволю-ционирующие целостности. С. придает новый импульс обсуждению традиционных филос. проблем случайности и детерминизма, хаоса и порядка, открытости и цели эволюции, потенциального (непроявленного) и актуального (проявленного), части и целого.
О Хакен Г. Синергетика. М, 1980; Он же. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986; Нико- лис Г., Пригожий И. Познание сложного. М., 1990; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. 1992.№12; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самооргани-зации сложных систем. М., 1994; Капица С.П., Курдюмов С.П,, Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997; Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997; Режимы с обострением. Эволюция идеи: Законы коэволюции сложных структур. М., 1998; Князева Е., ТуробовА. Единая наукао единой природе // Новый мир. 2000. № 3. Е.Н. Князева

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СИНЕРГЕТИКА
современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с иследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравесновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления "порядка через хаос" (Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции. Проблемное поле С. центрируется вокруг понятия "сложность", ориентируясь на постижение природы, принципов организации и эволюции последнего. Сложность трактуется как "возникновение бифуркационных переходов вдали от равновесия и при наличии подходящих нелинейностей, нарушение симметрии выше точки бифуркации, а также образование и поддержка корреляций макроскопического масштаба" (Пригожин "Переоткрытие времени", "Философия нестабильности", "От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках"; Пригожин, Стенгерс И. "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой", Николис Г., Пригожин "Познание сложного. Введение"; Баблоянц А. "Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи"; Хакен Г. "Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах" и другие исследования, как правило, принадлежащие сотрудникам Брюссельского Свободного Университета). С. как миропонимание преодолевает традиционалистские идеи: о микрофлуктуациях и случайностях как незначимых факторах для конструирования научных теорий; о невозможности существенного воздействия индивидуального усилия на ход осуществления макросоциальных процессов; о необходимости элиминации неравновесности, неустойчивости из миропредставлений, адекватных истинному положению вещей; о развитии как о по сути безальтернативном поступательном процессе; о соразмерности и сопоставимости объемов прилагаемых к системе внешних управляющих воздействий объему ожидаемого результата; об экспоненциальном характере развития "лавинообразных" процессов и т.д. Главными посылками синергетического видения мира выступают следующие тезисы: а) практически недостижимо жесткое обусловливание и программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем - речь может идти лишь об их самоуправляемом развитии посредством верно топологически конфигурированных резонансных воздействий; б) созидающий потенциал хаоса самодостаточен для конституирования новых организационных форм (любые микрофлуктуации способны порождать макроструктуры); в) любой сложной системе атрибутивно присуща альтернативность сценариев ее развития в контексте наличия известной инерционно-исторической предопределенности ее изменений в точках бифуркации (ветвления); г) целое и сумма его частей - качественно различные структуры: арифметическое сложение исходных структур при их объединении в целое недостижимо ввиду неизбежной интерференции сфер локализации этих структур, результирующейся в явных трансформациях сопряженного энергетического потенциала; д) неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильного и динамического развития - лишь такого рода системы способны к самоорганизации; е) мир может пониматься как иерархия сред с различной нелинейностью. Естественнонаучными предпосылками С. выступают, в частности, реконструкция математических закономерностей процессов горения и теплопроводности (диффузии), формируемые представления о "структурах-аттракторах" эволюции (потенциальные образы и идеи изменяющейся среды), математические реконструкции нелинейных процессов, изучение феноменов автокатализа в химических реакциях. "Нелинейность" как одно из узловых концептуально значимых понятий С. предполагает в указанном контексте: значимость принципа "разрастания малого" или "усиления флуктуаций" - количественное варьирование в определенных пределах констант системы не приводит к качественному изменению характера процесса в целом, при преодолении же уровня некоего жесткого "порога воздействия" система входит в сферу влияния иного "аттрактора" - малое изменение результируется в макроскопических (как правило, невоспроизводимых и поэтому непрогнозируемых) следствиях. При этом осуществимы отнюдь не любые сценарии развития системы (как результат малых резонансных воздействий), а лишь сценарии, ограниченные определенным их диапазоном/спектром. Выступая как основание новой эпистемологии, С. конституирует базовые принципы социально-гуманитарных дисциплин 21 в.: "Наш подход предполагает, что физическая, социальная и ментальная реальность является нелинейной и сложной. Этот существенный результат синергетической эпистемологии влечет за собой серьезные следствия для нашего поведения. Стоит еще раз подчеркнуть, что линейное мышление может быть опасным в нелинейной сложной реальности... Наши врачи и психологи должны научиться рассматривать людей как сложных нелинейных существ... Линейное мышление может терпеть неудачу в установлении правильных диагнозов... Мы должны помнить, что в политике и истории монокаузальность может вести к догматизму, отсутствию толерантности и фанатизму... Подход к изучению сложных систем порождает новые следствия в эпистемологии и этике. Он дает шанс предотвратить хаос в сложном нелинейном мире и использовать креативные возможности синэргетических эффектов" (К. Майнцер - "Размышление в Сложности. Сложная динамика материи, разума и человечества", 1994). Оставаясь основой и предметом неисчислимых научных дискуссий, С. в качестве своеобычной позитивной эвристики и особой стадии эволюции игрового сознания оказывается "прологовой" дисциплиной к соприкосновению человечества с горизонтами науки третьего тысячелетия.
А.А. Грицанов, К.Н. Мезяная

Источник: Новейший философский словарь

СИНЕРГЕТИКА
от греч. «синергия» – сотрудничество, совместное действие)  –  междисциплинарное  научное  направление,  изучающее  закономерности самоорганизации открытых  (не  линейных) систем в неустойчивом необратимомсостоянии.  Начало исследованию проблем самоорганизации положила кибернетика.  Важнейшим  свойством  системы  самоорганизации  является  бифуркация,механизм которой разработал Анри Пуанкаре (1854–1912). Бифуркация – это такое  состояние  системы,  когда  она  в  состоянии  неравновесности  находится перед выбором возможных вариантов функционирования и малейшие, случайные обстоятельства могут кардинально изменить направление ее дальнейшего развития, закрывая возможные альтернативные пути ее изменения. Термин «самоорганизующаяся система» ввел английский кибернетик У.Р. Эшби в 1947 г. Широкое изучение самоорганизации началось в конце 50-х годов в целях отыскания новых принципов построения  технических устройств, обладающих высокой надежностью, и создания вычислительных машин, способных  моделировать различные стороны интеллектуальной деятельности человека. В 60-е и 70-е годы XX века появляется понятие диссипативной структуры (структуры, существующей за счет постоянного энергообмена  между системой и окружающей средой), предложенное бельгийским ученым русского происхождения И. Пригожиным и его соавторами,  и  понятие  самоорганизации как  образования диссипативной структуры. Концепция  самоорганизации концентрировалась вокруг теории диссипативных структур, которые с  необходимостью вызывают выбросы избыточной энтропии (энтропия – это мера беспорядочности физической системы, получение информации из окружающей среды понижает уровень энтропии системы), а они, в свою очередь, вызывают появление новых структур и их устойчивость. С 70-х годов XX века к изучению  самоорганизации привлекаются процессы термодинамики открытых систем, что привело в последние десятилетия века к созданию синергетики как интегрирующей науки. Сам термин имеет древнегреческое происхождение и означает «содействие», «соучастие» или «содействующий», «помогающий». Следы его употребления можно  найти еще в исихазме – мистическом течении средневековой Византии. Годом рождения синергетики считается  1973 г., когда немецкий ученый Г. Хакен заявил о новой науке в своей работе «Синергетика» (1980), где он объяснил, почему он назвал новую дисциплину синергетикой: в ней1) «исследуется совместное действие многих подсистем..., в результате которого на макроскопическом уровне  возникает структура и соответствующее функционирование»; 2) она кооперирует усилия различных научных дисциплин для нахождения общих принципов  самоорганизации систем. Хакен утверждает, что различные по своей природе системы (от электрона до людей) имеют одни и те же принципы самоорганизации, а значит, природные и социальные процессы имеютобщие детерминанты, на нахождение которых и направлена синергетика, которую особенно интересуют ситуации, когда структуры или функции систем переживают коренные изменения масштабного уровня. Поэтому она занимается изучением открытых систем. Открытой называется система, которая способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией; альтернативой  представляется  закрытая  система,  которая  представляет  собой  идеальнуюсхему системы  в  равновесном  состоянии  (Вселенная  Ньютона,  классическая термодинамика являют  пример  закрытых систем). Закрытая, изолированная от информации окружающей среды, система  (предоставленная самой себе), неизбежно приходит к состоянию наибольшей энтропии, т.е. к хаосу, что фактически означает разрушение. В 1977 году Г. Николис и И. Пригожин определили условия существования диссипативных структур. Необратимость и неравновесность здесьявляются источником упорядоченности; их флуктуации порождают бифуркации(моменты выбора системой одного из альтернативных путей ее развития), а эволюция – это последовательность неустойчивостей. Им было показано, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических  систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. И. Пригожин представлял себе процессы в неравновесных  открытых  системах  следующим  образом.  В  моменты  неустойчивого состояния в системах могут возникнуть малые возмущения, флуктуации, способные разрастаться в макроструктуры. Если раньше под «порядком» понималось состояние  устойчивости, под «хаосом» – состояние неустойчивости, а развитие рассматривалось как процесс перехода от  одного порядка к другому, где хаос проявлялся как побочный продукт этого процесса, то синергетика рассматривает хаос как закономерный этап развития, которое предстает в виде многократного чередования порядка и хаоса. Поэтому синергетику можно считать новым этапом в развитии диалектической концепции. Хаос  и случайность здесь выступают в качестве активного начала, приводящего к развитию новых самоорганизаций.  В равновесном или слабо равновесном состоянии в системе существует только одно стационарное состояние,  которое зависит от некоторых управляющих параметров. Изменения этих управляющих параметров будет уводить систему из равновесного состояния. В конце концов, вдали от равновесия система достигает некоторой критической точки, называемой точкой бифуркации. Невозможно предсказать, какой путь эволюции  выберет система за порогом бифуркации. Начиная с этого момента, на дальнейший ход эволюции системы могут оказывать воздействие даже ничтожно малые флуктуации (флуктуация – это обусловленное случайными  факторами  небольшое  колебание  величин  системы,  которые  становятся«пусковым механизмом» для изменения направленности эволюции всей системы). Явление бифуркации тесно связано с понятием аттрактор – т.е. совокупность условий, при которых выбор дальнейших путей эволюции развития системы происходит в направлении притягивания к одной точке (эта  направленность в виде «куколки» заложена в системе, как один из возможных вариантов ее дальнейшего развития. В 1980 году в предисловии к работе «От существующего к возникающему» И. Пригожин пишет, что книга создана для того, чтобы «попытаться показать читателю, что мы переживаем период научной революции, когда коренной оценке подвергается место и само существование научного подхода  – период, несколько напоминающий возникновение научного подхода в Древней Греции или возрождение во времена Галилея». Синергетика как теория самоорганизации нашла свое применение в современной  космологии, квантовой физике, химической и биологической теории. Общество тоже является открытой нелинейной системой, поэтому идеи синергетики распространяются и на него. Уже сейчас существуют попытки их  применения к глобальному анализу общественных систем.

Источник: Философия науки и техники: словарь

СИНЕРГЕТИКА
теория самоорганизации сложных систем. По предложению немецкого физика и математика Г. Хакена была названа синергетикой (от греч. synergia — сотрудничество). Возраст С. отсчитывается с конца 1960-х гг. Благодаря стараниям Хакена и особенно бельгийского ученого И. Пригожина к С. было привлечено внимание широкой (и не только научной) общественности.
Когда в связи с тридцатилетием С. Хакена попросили назвать ее ключевые положения, то он перечислил их в следующем порядке. «1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом. 2. Эти системы являются нелинейными. 3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия. 4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям. 5. Системы могут стать нестабильными. 6. В этих системах происходят качественные изменения. 7. В системах обнаруживаются эмерджентные (т.е. ранее отсутствовавшие — В.К.) новые качества. 8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры. 9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотичными. 10. Во многих случаях возможна математизация» [1. С. 55].
В приведенных 10 положениях Хакену удалось в весьма лаконичной форме выразить основное содержание С. Разумеется, каждый из концептов С. может быть проблематизирован. Так, существуют разные воззрения по поводу того, что собой представляют самоорганизация, нелинейность, хаос, порядок, аттрактор, неустойчивость, бифуркация. Упомянутые проблематизации не входят в нашу задачу. Она состоит прежде всего в философской характеристике С. Вопрос о статусе С. запутан сверх всякой меры. В ней видят и физико-математическую дисциплину, и направление междисциплинарных исследований, и общую теорию развития. Довольно часто С. ставится в одну параллель с диалектикой как философским учением (С. — это диалектика сегодня!?). Вошло в моду, причем даже среди очень компетентных авторов, говорить о С. высоким стилем, речь идет, мол, не менее чем о новом миро- видении, новом образе научного мышления и новой парадигме [2—4]. На наш взгляд, этот высокий стиль свидетельствует скорее об энтузиазме профессиональных синергетиков и их философских коллег, чем о статусе самой С. Итак, каково же место С. в современной науке? Отвечая на этот вопрос, резонно обратить внимание на характер деятельности выдающихся синергетиков — Г. Хакена, И. Пригожина, С.П. Курдюмова.
Г. Хакен —профессиональный математик, но его интересы простираются далеко за пределы математики. Каким образом демонстрирует математик свою компетентность в нематематических дисциплинах? Исключительно за счет математического моделирования. Возьмем на себя смелость утверждать, что в работах Хакена С. выступает как определенная математическая дисциплина плюс соответствующее моделирование. Сам Хакен определяет С. как «учение о взаимодействии» и «исследование общих закономерностей, которые действуют в системах, состоящих из отдельных частей» [1. С. 54]. Допустим, но каким образом изучают синергетики «учение о взаимодействии»? Посредством математического моделирования. Непосредственно взаимодействие, например физическое, изучают физики, а отнюдь не синергетики. Многие философы любят выступать от имени универсализма. Они убеждены, что существуют общие законы природы, общества и мышления. Им кажется, что С. подтверждает их воззрения. Критикуемое воззрение превращает философию в весьма формальное (номинальное) учение, что недопустимо. Обратимся к воззрениям И. Пригожина. Он профессиональный химик, склонный к далеко идущим философским экстраполяциям. Как правило, он рассуждал в весьма раскованной манере, а именно вносил коррективы в популярные философские концепции.
Если бы он выявлял подлинные истоки этих концепций, то выяснилось бы, что их коррекцию надо проводить не только от имени С, но и от имени всех частных наук. Строго говоря, Пригожий отнюдь не доказал, что С. изучает химические процессы. Рассмотренная им «модель брюсселятора, — пишут СП. Курдюмов и Г. Г. Малинецкий, — является одной из самых известных математических моделей (курсив наш — В.К.) синергетики» [5. С. 103]. Иначе говоря, и на этот раз речь идет о математическом моделировании. Есть химия, но нет химической С. С. позволяет моделировать некоторые химические процессы. Природа химических процессов изучается химией, в т.ч. с помощью С. Из отечественных ученых, пожалуй, наибольший вклад в развитие С. внес СП. Курдюмов. Он принадлежал к знаменитой школе математического моделирования, главой которой является академик А.А. Самарский. Все представители этой школы рассматривают С. как результат синтеза «чистого» математического моделирования с информатикой (с вычислительным экспериментом в т.ч.) [6]. С. выступает как особая наука, сохраняющаяся теснейшую преемственность с математикой и информатикой и, следовательно, с компьютерным моделированием.
Иногда полагают, что школа А.А. Самарского и С.П. Курдюмова демонстрирует всего лишь один из многих подходов к пониманию научного статуса С. С этим мнением трудно согласиться, причем по очень простой причине: не видно альтернативы тому пониманию статуса С., которое разработано в рассматриваемой школе. В конечном счете этому пониманию не противоречат воззрения Хакена и Пригожина, равно как и их многочисленных учеников.
Таким образом, С. относится к тому же типу наук, что математика и информатика, своеобразным синтезом которых она выступает. С. подобно своему прародителю — математике, имеет дело не с природными и социальными явлениями как таковыми, а с определенными возможными нелинейными мирами. Основная проблема С. — это нахождение нелинейных уравнений, которые могут быть использованы для моделирования тех или иных процессов. Итак, С. — это научная дисциплина, предметом которой является определенный класс нелинейных математических уравнений и возможности их использования в целях моделирования. В начале статьи С. определялась как теория самоорганизации сложных систем. Как видим, это определение пришлось существенно уточнить.
Попытка представить С. как междисциплинарный подход не проясняет, а лишь затемняет суть дела. Разумеется, синергетическое моделирование действенно для очень многих наук, но это обстоятельство не позволяет превращать С. из науки в некий аморфный подход. Характеристика С. в качестве подхода создает впечатление, что она является чем-то большим, чем одной из специальных наук. Это мнение невозможно обосновать.
Итак, С. не относится ни к естествознанию, ни к обществоведению. Не является С. и некоторой формой философии, например мировоззрением. Ее предметом не является мир в целом. Характеристика С. как новой научной парадигмы, нового образа мышления имеет смысл лишь в том случае, если ее научное значение не абсолютизируется и рассматривается наряду со значением других наук. Подобно любой науке, С. нуждается в философском осмыслении. С и философия синергетики — это не одно и то же. Многих ошибочных суждений о С. можно было бы избежать, если бы четко проводилось различие между С и философией синергетики.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

СИНЕРГЕТИКА
(от греч. synergeia — содружество, сотрудничество) — междисциплинарное современное направление так называемого постклассического периода развития науки, возникшее в 70-е гг. ХХ в., нетрадиционная концепция самоорганизации природы и самодвижения различных сложных форм материи. Термин был введен западногерманским физиком-теоретиком Г. Хакеном, автором вышедшей в 1978 г. кн. «Синергетика» (российское изд. — 1980), посвященной процессам самоорганизации в физических, химических и биологических системах. Главной проблемой для С. является самоорганизация и взаимодействие компонентов различных систем, и С. получила свое развитие в биологии, химии, экономике, экологии, социологии, философии, психологии и эстетике. Идеи, понятия и методы С. нашли свое плодотворное применение в изучении человека как с биологической, так и с социально-психологической точек зрения. Как междисциплинарное научное направление С. развивается, в частности, в рамках бельгийской школы во главе с лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным, автором ряда работ по самоорганизации и, в частности, изданной совместно с И. Стенгерсом кн. «Порядок из хаоса» (1984) (российское изд. — 1986). Применительно к социальным процессам проблемы С. рассмотрены Васильковой В.В. в кн. «Синергетика. Порядок и хаос в развитии социальных систем» (1999). В отечественной социальной философии концепция развития современного общества на основе принципов С. обоснована конструктором, изобретателем и кибернетиком Р.Ф. Абдеевым в его кн. «Философия информационной цивилизации» (1994). На основе открытого естественными науками ХХ в. важного значения динамических вероятностных процессов в микро- и макромире С. стремится обосновать теорию неупорядоченности, непредсказуемости и иррациональности развития непрерывно обновляющегося мира. С. возникла как реакция на ограниченность традиционных идей эволюционного последовательного развития от прошлого к настоящему и классических принципов познания, которые предполагают, что разум человека и познаваемая разумом природа действуют на основе устойчивых и неизменных начал, которые осуществляются как закономерности. Недаром Пригожин выступил с призывом вернуть науке статус универсального языка, при помощи которого можно объяснить окружающий мир и помочь выработать определенную позицию по отношению к нему: «современные науки, изучающие сложности мира, опровергают детерминизм: они настаивают на том, что природа созидательна на всех уровнях ее организации». В С. предлагается рассматривать сложные процессы с точки зрения их творческого потенциала через понятия нелинейности, неустойчивости и незамкнутости. В области экономики, социологии и теории культуры С. может предложить рассматривать различные кризисные ситуации (например, переход от одной формы цивилизации к другой, процессы глобализации и плюрализм культур, перемены в общественном мнении под влиянием различных потоков информации, макроэкономические явления) с точки зрения процессов самоорганизации. Самоорганизация означает, что изменения в системах могут возникать благодаря внутренним явлениям, а не путем воздействия извне. Г. Хакен предлагает выделять, например, такие факторы самоорганизации, как изменение параметров управления, изменение числа компонентов или через переходное состояние. В связи с этим в С. одной из центральных категорий становится хаос как всеобщее состояние неупорядоченного изменения материи и различных систем, за которым признается творческий характер, способствующий непрерывному необратимому и непредсказуемому обновлению мира как самопроизвольному возникновению упорядоченных структур. Применительно к социокультурной сфере синергетический подход позволяет поставить вопрос о соотношении стихийных и сознательных компонентов порождения и преодоления хаоса. В этом смысле хаос может рассматриваться с точки зрения определенной степени свободы, которой может обладать нелинейная динамичная система. Поэтому, рассматривая систему как совокупность взаимодействующих элементов, С. предлагает оценивать природные, социальные, культурные и познавательные процессы с точки зрения оппозиции неустойчивости—устойчивости, хаоса—порядка, дезорганизации—организации, неравновесия—равновесия. Синергетическое понимание хаоса является разновидностью нового рационального взгляда на мир, позволяющего обосновать возможность становления новых форм жизни и культуры с участием человека. Основные принципы С. сводятся к следующему: каждая система существует в состоянии непредсказуемого заранее развития, потенциал и направленность которого определяются только через взаимодействие отдельных ее сторон; хаотичность выступает в виде конструктивного созидательного начала, создающего альтернативные возможности для развития. Согласно теории Пригожина, одно из решающих значений в природных и социальных процессах имеет участие человека, который благодаря своему интеллекту оценивает и выбирает из нескольких альтернатив тот или иной путь развития, т.е. именно благодаря своей деятельности делает этот процесс направленным и необратимым. Рассмотрение в С. всех мировых явлений на основе принципов самоорганизующихся систем и стремление обогатить принцип историзма выявлением важнейшего значения феномена человека, роли случайностей и малых воздействий делает эту научную концепцию весьма плодотворной для выявления базовых принципов развития современной цивилизации и культуры. Характеристика человека как субъекта природных и социальных, культурных и духовно-познавательных процессов тесно связывает С. с биосферной теорией культуры и концепцией развития ноосферы как творчества человека. Синергетические принципы незамкнутости и самоорганизации могут быть применимы в теории диалога культур. Наряду с этим синергетические модели организации систем применяются в культурологической теории архетипов, открывающих универсальные элементы мирового порядка на протяжении истории человечества в народных праздниках, мифологии, религиозных обрядах и ритуалах и т.п. «Синергетическая интерпретация позволяет выявить базовые социально-психологические механизмы воспроизводства социального порядка и соотносить понимание социальной самоорганизации с природными и метафизическими константами мироорганизации» (В.В. Василькова). В последнее время предпринимаются попытки выявления синергетических моделей некоторых региональных культур, видов искусства, семантики, структуры и языка художественных произведений. С. также способствует осознанию особенностей положения и деятельности человека в сфере информационно-компьютерной культуры. С точки зрения С., «сегодня утверждается понимание мира не как проекта, который можно просчитать по элементарным законам линейной перспективы и предначертать до конца (традиция Платона — Гегеля — Маркса), до конечной «светлой» цели (напр., прусское государство у Гегеля, коммунизм у Маркса), а как глобальной самоорганизующейся системы, живущей по нелинейным законам» (Р.Ф. Абдеев). В настоящее время С. как методология и прикладная методика междисциплинарного системного подхода к проблемам естественных и гуманитарных наук, а также искусства обсуждается в выпусках сборника работ под названием «Синергетическая парадигма» (2000, 2002).

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

СИНЕРГЕТИКА
(от греч. synergeia – совместное действие) – современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности (многовариантности, альтернативности) и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости. Термин «С.» ввел в научный обиход английский физиолог Ч. С. Шеррингтон более ста лет назад. Приоритет в разработке системы понятий, описывающих механизмы самоорганизации, взаимоподобные процессы развития в мире, принадлежит немецкому физику Г. Хакену («Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах»), бельгийскому ученому, лауреату Нобелевской премии И. Пригожину («Самоорганизация в неравновесных системах», «Философия нестабильности» и др.), российским ученым С. П. Курдюмову, М. В. Волькенштейну, Ю. А. Урманцеву и др.
В отличие от классической науки, в которой господствовали представления об устойчивости, обратимости, однородности и равновесности мира и процессов, происходящих в нем, С. дает образ мира как непрерывно возникающего и эволюционирующего по нелинейным законам. В С. происходит переосмысление случайности: если в классической науке и философии необходимость и случайность, как правило, противопоставлялись, то в данной модели они органически слиты, переплетены. Случайность – такое же фундаментальное качество системы, но только относящееся к уровню ее элементного строения. В состоянии неустойчивости системы флуктуации (колебания) приобретают макроскопическую величину: хаотические процессы на микроуровне как бы «пробиваются» на макроуровень, приобретая значение для системы в целом. Флуктуации вносят существенный элемент неопределенности, детерминируют выбор одного определенного направления эволюции из спектра возможных. Вблизи точки ветвления путей эволюции играет роль случайность, между этими точками господствует необходимость. Мир оказывается полон неожиданных поворотов, связанных с выбором направлений дальнейшей эволюции в так называемых точках бифуркации (точках ветвления) и с конструктивной ролью случайности в этих процессах.
С. вводит в оборот свой собственный язык таких понятий, как «аттрактор» – целеподобность, направленность поведения открытой системы в направлении относительно конечного, завершающего этапа ее эволюции; «бифуркация» – точка ветвления путей эволюции открытой нелинейной системы; «выбор» пути определяет дальнейшую судьбу системы; «фрактали» – объекты, которые обладают свойством самоподобия, когда малый объект подобен большому, малый фрагмент – более крупному. Открытие фрактальных объектов конкретизирует философскую «монадологию» Лейбница : каждая монада «тотальна», отражает как в зеркале свойства мира в целом.
Синергетический тип мышления конкретизирует в границах самоорганизующихся систем древний философский принцип «всё в одном и одно во всём». Согласно предположению российского ученого М. А. Маркова, возможно, существует элементарная частица, называемая фридмоном, которая «заключает в себе весь мегамир». Принцип «всё в одном» открывает возможности определения характера процессов в больших масштабах, зная их протекание в малых масштабах, и наоборот. С. позволяет «нащупать» внутреннюю связь элементов мира, которая осуществляется через малые воздействия, флуктуации. Последние могут давать возможность выйти на иные уровни организации, наметить связь разнокачественных уровней бытия. Но С. очерчивает границы применимости этого положения: малые воздействия могут всплыть с нижележащих уровней не всегда, но лишь на определенных типах сред, на таких, которые способны с нелинейной положительной обратной связью их усилить.
С. языком математики описывает взаимоподобные процессы развития в физике, химии, социологии, биологии, лингвистике. Это означает, что, стирая грани между физическими, химическими и прочими процессами, С. исследует общие механизмы самоорганизации природы, нелинейные системы которой ведут себя как живые существа. Их реакция на воздействия извне зависит не столько от величины воздействия, сколько от собственных свойств системы. Образно говоря, неживая природа как бы имеет «душу», «язык», природа приобретает очарование времен язычества.
Имея дело с открытыми (имеющими источники и стоки энергии) нелинейными системами, С. утверждает, что мир возникает в результате самопроизвольных и самоорганизующихся механизмов. В их основе лежит единая симметрия форм в живой и неживой природе. Например, спирали Галактики и циклона подобны спирали раковины улитки, рогов животных. Есть общность структуры Вселенной и живой природы, урбанизации и географического распределения населения и т. п. С. объясняет, почему образуются именно эти структуры. Она обосновывает положение, согласно которому подобные структуры являются структурами эволюционными. Функциональная общность процессов самоорганизации систем, их устойчивость поддерживается законами ритма (день – ночь, подъем – спад в творческой активности человека, в экономике и т. п.).
Случайность оказывается необходимым элементом мира: порядок (закон) и беспорядок (хаос) включают в себя друг друга. Более того, случайность играет роль творческого начала в процессе самоорганизации. Чем дальше от состояния равновесия, тем быстрее растет число решений, состояний сложной системы. Иначе говоря, система в состоянии равновесия «слепа», а в неравновесных условиях она «воспринимает» различия внешнего мира и «учитывает» их в своем функционировании. Срабатывает эффект бумеранга, который ускоряет протекание процессов. Доказав конструктивную роль случайности, С. явилась в определенном плане рационализацией житейского афоризма: «Незначительные причины всегда ведут к большим следствиям». Паскаль выразил эту идею следующим образом: «Будь нос Клеопатры короче, лик мира был бы иным».
В образе мира, создаваемом С., случайность ответственна за перемены в глобальных масштабах. Мир нестабилен. В своих основаниях он имеет и жесткое, и пластичное начала. Жесткое начало означает существование в нем неизменных связей. Гибкое начало – случайность, ответственную за появление нового в процессах развития. Мир богаче в своих проявлениях, нежели то или иное отдельное его описание. Чтобы понять мир глубже, необходимо множество описаний, не сводимых друг к другу, но тем не менее связанных правилами перехода. Динамическое описание и описание в терминах необратимости и есть два вида таких описаний: первое отражает развитие в форме движения, траекторий или уровней энергии; второе касается конечных процессов, измерений, мира структур, в которых происходит рассеяние энергии (распад атомов, химические реакции, затухание колебаний), По замечанию Пригожина, «в философской терминологии оба вида описания отвечают соответственно «бытию» и «становлению». И ни бытие, ни становление по отдельности не могут дать полной картины».
Приводимые сторонниками С. примеры показывают, что «можно рассматривать проблемы физики, экологии, общества под одним – общим – углом зрения». Таким углом оказывается одинаковая динамика изменений. Сегодня, считают ученые, «через обобщение точных наук вновь возможно объединение культуры». Новый взгляд «на внутреннюю связанность науки» ведет к отказу от представления, что мир – безропотный слуга человека. Мы можем делать предсказания лишь на короткие временные интервалы, а дальше траектория изменений от нас ускользает. Из-за нестабильности мира следует отказаться от надежды на абсолютное, исчерпывающее знание, хотя мы знаем начальные условия, будущее непредсказуемо.
В отличие от рационализма прошлых столетий, идея нестабильности ведет к осуществлению «новой рациональности», которая подобна деятельности художника. Например, в фуге Баха заданная композитором тема допускает множество продолжений, из которых истинный художник выбирает (мгновенно, сразу) необходимое ему, оправданное логикой саморазвития темы. Также и природа, мир, общество с имманентной организацией «выбирают» из множества альтернатив, которые может навязать человек, лишь ту, которая отвечает их законам. Соответственно, такие системы требуют новых принципов управления: раз система сама себя «строит», то необходимо правильно инициировать в ней желательные тенденции, ибо количество путей эволюции не бесконечно. Необходимо создавать сценарии «потребного будущего», с тем чтобы в нужный момент воздействовать на среду. Следует изучать не только способы воздействия, но и его последствия. Желаемый эффект получается только в том случае, если воздействие созвучно внутренним свойствам системы (эффект резонанса).

Источник: Краткий философский словарь.

СИНЕРГЕТИКА
от греч. sinergeia - совместное действие) - научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах. С. как физикоматематическая дисциплина, формирующаяся с начала 70-х гг. XX столетия, имеет своей целью разработку и широкое применение концептуально-математического аппарата, общего для изучения нелинейных систем различной природы. Методы С. - это сочетание аналитических подходов к решению нелинейных уравнений с математическим (в т. ч. компьютерным) экспериментом над моделями изучаемых систем.
Класс систем, способных к самоорганизации, - это открытые и нелинейные системы, удаленные от состояния термодинамического равновесия (сильно неравновесные). Среди физических систем к ним принадлежат неравновесные фазовые переходы, кооперативные эффекты в лазерах, переходы типа "беспорядок - порядок" в жидкостях (конвективная неустойчивость) и др. Среди химических систем - автокаталитические и кросс-каталитические реакции, в которых происходят возникновение пространственных и временных структур, колебания концентрации и т. д. Среди биологических систем - клетки и их ассоциации, нейронные системы, поведение животных в течение жизненного цикла и поведение ассоциаций животных (например, систем "хищник - жертва") и др. Среди социальных систем - поведение человека и человеческих групп в данной среде, экономические и другие большие системы (в т. ч. наука) и т. д. При этом С. использует методологию, принципиально отличающуюся от методологии кибернетики. Если кибернетическая система организуется под действием команд управляющего органа, то в синергетической системе организация возникает без управляющих команд, за счет локальных взаимодействий между элементами, которые "запускают" внутренний механизм самоорганизации. Как заметил немецкий физик-теоретик Г. Хакен, один из основателей С., в лазере нет никого, кто бы мог давать такие управляющие команды атомам.
В становлении С. как науки важнейшие функции ее теоретических источников выполнили неравновесная термодинамика и теория динамических систем. В развитии термодинамики выделяют три логически и исторически важных этапа: 1) классический равновесный (термостатика) - 1824 - 1930 гг.; 2) слабо неравновесный (линейный) - с 1931 г. (соотношения взаимности Л. Онсагера); 3) сильно неравновесный (нелинейный). Важнейший результат последнего этапа - теорема П. Гленсдорфа- И. Пригожина (1971 г.), названная в силу ее общности принципом физической эволюции. Если на первых двух этапах развития термодинамики удавалось теоретически сконструировать функции состояния (к ним относятся, например, температура, внутренняя энергия, энтропия и др.), которые однозначно определяют эволюцию систем соответствующего класса, то установление теоремы Гленсдорфа - Пригожина показало, что в общем случае, включающем сильно неравновесные системы, однозначно определить эволюцию невозможно, т. е. для указанных систем существует несколько альтернативных путей развития.
Необходимо отметить полученные в термодинамике результаты, имеющие важное мировоззренческое значение. Как известно, закон возрастания энтропии (второе начало термодинамики) применим только к замкнутым системам, которые не обмениваются веществом с окружающей средой. Это означает несостоятельность гипотезы "тепловой смерти" Вселенной. В современной физике Вселенная как целое рассматривается не как замкнутая система, а как открытая система, находящаяся в переменном гравитационном поле (Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц). Существуют два принципиально различных процесса эволюции: процессы в замкнутых системах ведут к термодинамическому равновесию (физическому хаосу) - состоянию с максимальной энтропией, а процессы в открытых системах могут быть процессами самоорганизации, в результате которых возрастает степень упорядоченности и происходит усложнение структур. Все реальные системы - открытые. Т. о., благодаря теореме Гленсдорфа - Пригожина, были преодолены спекулятивные представления о принципиальной противонаправленности физической и биологической эволюции. Принцип физической эволюции, выявив границы предшествующего развития термодинамики, обосновал несостоятельность универсалистских претензий на открытие единой формулы термодинамической эволюции. Итак, неравновесная термодинамика сыграла первостепенную роль в открытии совершенно нового проблемного поля - явлений самоорганизации. Эта роль состоит прежде всего в снятии распространенных классических термодинамических запретов на самоорганизацию. Однако, как полагают многие специалисты, термодинамика не дает ключей к решению проблем самоорганизации.
Второй источник возникновения С. - это теория динамических систем, основы которой были созданы в конце XIX в. трудами А. М. Ляпунова и А. Пуанкаре. Эволюцию динамической системы описывают решения системы обыкновенных дифференциальных уравнений, которые имеют наглядную геометрическую интерпретацию в виде семейства интегральных кривых. Например, совокупность решений нормальной системы двух уравнений интерпретируется как множество траекторий на фазовой плоскости (в общем случае - многомерном фазовом пространстве). Множество траекторий называют фазовым портретом системы. Это понятие характеризует самобытность (самость) системы. Поведение траекторий исследуют методами качественной (геометрической) теории дифференциальных уравнений. Существуют три типа траекторий: замкнутые (циклы), незамкнутые и точки покоя (в которых искомые функции обращаются в постоянные).
Понятие "точка бифуркации" описывает локальное поведение траектории динамической системы. При определенных условиях зависимость решения уравнения от параметра может стать неоднозначной; в этом случае данное значение параметра есть точка бифуркации (или ветвления) этого решения. Поскольку график имеет форму вилки (англ. - fork), само явление называется "бифуркацией" Ветвление решений уравнения (т. е. траекторий в фазовом пространстве) интерпретируют как неединственность (альтернативность, многовариантность) путей эволюции динамической системы. Множество, состоящее из точек бифуркации, называется катастрофическим. Классификация неустойчивостей устанавливается в теории катастроф французского математика Р. Тома. В социально-гуманитарных исследованиях понятие "катастрофа" используют в метафорическом, нематематизированном смысле.
Аттрактор (от англ. attract - притягивать), или область притяжения, - это множество точек фазового пространства, к которому с течением времени "притягивается" траектория динамической системы. Математики Д. Рюэль и Ф. Такенс в 1971 г. установили, что для определенного класса нелинейных динамических систем характерны скачкообразные переходы к апериодическому движению через несколько многопериодических режимов. В этом случае говорят о потере регулярности и переходе детерминированной системы в стохастический (вероятностный) режим, который характеризуется наличием странного аттрактора. Фазовый портрет странного аттрактора - ограниченная область фазового пространства, в которой происходят случайные блуждания. Наличие странного аттрактора есть критерий существования стохастического режима для данной динамической системы.
Впервые предположение о подобном механизме перехода "порядок - беспорядок" - для перехода от ламинарного течения жидкости к турбулентному - высказал Л. Д. Ландау в 1944 г. Приоритет открытия странных аттракторов принадлежит американскому метеорологу Э. Лоренцу (1963), изучавшему картину развития турбулентности на модели симметрично нагреваемой вращающейся жидкости, однако широко известны странные аттракторы стали после работ Д. Рюэля и Ф. Такенса. Весть об их открытии произвела впечатление шока в научном сообществе: совершенно непонятно было происхождение случайного поведения для систем, описываемых детерминистскими уравнениями. Г. Хакен, учитывая данное обстоятельство, определяет понятие "хаос" как нерегулярное движение, описываемое детерминистскими уравнениями.
Хаотическое движение в указанном смысле обнаруживается в системах различной природы. Так, еще в конце XIX в. А. Пуанкаре установил нерегулярное движение, изучая проблему трех тел в небесной механике. При определенных условиях астероиды или кометы ведут себя принципиально стохастически и описываются странными аттракторами. Хаотическое поведение наблюдается также в электронных приборах, в химических реакциях, в динамике популяций животных и т. д. Т. о., с т. зр. С., в окружающем мире главенствующую роль играют неравновесность и неустойчивость.
Возникновение С. характеризуется установлением неразрывных связей между статистической физикой и теорией динамических систем, что проявляется, в частности, в терминологии и взаимообогащающем обмене идеями. Для замкнутых термодинамических систем энтропия ведет себя как аттрактор. Такая система флуктуирует около состояния-аттрактора (флуктуация - это отклонение величины от ее среднего значения). В сильно неравновесных состояниях флуктуации становятся аномально большими (т. е. сравнимыми со средними значениями), и они определяют исход эволюции системы. Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации, становится невозможным ее описание с помощью детерминистских уравнений. Флуктуации вынуждают систему выбрать ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшая эволюция системы. Переход через бифуркацию и выбор пути эволюции - такие же случайные процессы, как бросание монеты или игральной кости. Флуктуации разрушают старую структуру, а после того как один из многих возможных путей эволюции выбран, возникает, по терминологии И. Пригожина, новая диссипативная структура и вновь вступает в силу детерминизм - и так до следующей точки бифуркации (диссипация - это рассеяние энергии; для поддержания диссипативных структур требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят). "Порядок через флуктуации" - таким термином обозначает И. Пригожий описанный тип поведения систем.
Рассмотренные понятия и открытия С. приводят к коренному переосмыслению целого ряда традиционных философских концепций. Прежде всего изменяются представления о механизме развития: развитие происходит через неустойчивость, через случайность, через бифуркации. "Без неустойчивости нет развития", - отмечает С. П. Курдюмов, глава отечественной школы С. Синергетическим системам нельзя навязывать пути их развития - возможно лишь самоуправляемое развитие (это применимо и для экономических реформ). Далее, требует переосмысления такая древняя мифологема и философема, как "хаос". С. установила возможность спонтанного возникновения порядка из хаоса в результате процесса самоорганизации. Следовательно, хаос выступает созидающим началом, конструктивным механизмом развития (в этой связи проблематизируется роль демиурга). В различных условиях у одной и той же системы могут наблюдаться различные формы самоорганизации. Однако понятие "хаос" остается недостаточно четко определенным. И. Пригожин подчеркивает, что не следует смешивать равновесный тепловой хаос с неравновесным турбулентным хаосом. Назрела необходимость разработки теории, позволяющей количественно оценивать степень упорядоченности структур, возникающих из хаоса. Важные результаты в этом направлении получены отечественными учеными (А. Н. Колмогоров, Н. С. Крылов, Ю. Л. Климонтович и др.).
Весьма высока мировоззренческая значимость результатов С., связанных с категориями "необходимость" и "случайность". Ранее уже отмечалась первостепенная роль случайности в развитии. Существенно возрастает онтологический статус случайности: в окружающем мире, с т. зр. С., действуют и необходимость, и случайность, которые связаны между собой отношением не иерархии, а со-действия.
Хотя случайность играет существенную роль вблизи точки бифуркации, "мы никогда не знаем заранее, когда произойдет следующая бифуркация", - подчеркивает И. Пригожин. Вследствие этого для неустойчивых систем существуют принципиальные границы предсказаний и контроля. Поведение таких систем непредсказуемо глобально (странный аттрактор) и локально (бифуркации) отнюдь не потому, что человек не имеет средств рассчитать и проследить их фазовые траектории, а потому, что таково устройство мироздания. Т о., случайность понимается не как еще непознанная необходимость и не как точка пересечения независимых процессов, а как имманентная и неустранимая для поведения синергетической системы. Тем самым окончательно преодолеваются лапласовский детерминизм и концепции фатализма. Однако отдельные исследователи (например, Р. Том) критикуют такое понимание случайности. Весьма показательно, что к выводу о возрастании роли случайности независимо от С. пришла также космомикрофизика (А. Д. Сахаров, М. А. Марков и др.).
Очевидно, что наличие нескольких альтернативных путей развития для самоорганизующихся систем значительно ослабляет позиции эсхатологии, исторического пессимизма и катастрофизма Факт усиления флуктуации вблизи точек бифуркации свидетельствует об эффективности малых (резонансных) воздействий на систему. Для социальной философии это означает, по-видимому, что в "минуты роковые" для общества, находящегося в неустойчивом состоянии, усилия отдельной личности отнюдь не бесполезны ("и один в поле воин"). Эффективность малых воздействий, по мнению С. П. Курдюмова и Е. И. Князевой, была угадана родоначальником даосизма Лао-цзы. Эти исследователи подчеркивают роль восточных религиозно-философских систем (буддизм, даосизм, конфуцианство) в мировоззренческой интерпретации открытий С. В истории русской философии, по мнению С. С. Хоружего, на смену парадигме всеединства приходит парадигма синергии, истоки которой он обнаруживает в восточном христианстве (исихазм), а также в философии Гете. При этом синергия понимается как согласованное действие божественного и человеческого начал. И. Пригожин подчеркивает, что современное видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. В интерпретации этих изменений он исходит из традиций европейской метафизики (А. Бергсон, А. Уайтхед, М. Хайдеггер)
С. являет собой один из образцов постнеклассической науки, с присущими ей тенденциями к антифундаментализации, плюрализации, экстернализации Об этом свидетельствует, в частности, конкуренция различных исследовательских программ, нацеленных на познание процессов самоорганизации, которые имеют фундаментальную практическую и социально-культурную значимость.
В. П. Прыткое

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
151.18 кб

Синергетика обновления

Галимов Б. С.
В статье рассматривается одна из актуальных и сложных вопросов современной философии это возникновение нового через призму методов синергетики. Синергетика на рубеже XX-XXI столетий открыла новые горизонты научного познания.
Читать PDF
309.71 кб

Синергетика в социальных науках

Тузов Виктор Васильевич
Описывается специфика применения синергетических идей в социальных науках.
Читать PDF
363.68 кб

Синергетика образования человека

Рабош Василий Антонович
Рассматриваются особенности синергетического подхода в сфере образования. Проблемы исследуются в контексте философско-антропологических изысканий организационных оснований устойчивого и эффективного развития системы образования.
Читать PDF
165.43 кб

Синергетика в философской традиции

Ополев П. В.
В статье сделана попытка осмысления существующих философских оснований синергетики на базе ключевых понятий ее дисциплинарной онтологии.
Читать PDF
1.48 мб

«Кибернетика информатика синергетика» как системообразующая концепция современного высшего образован

Колесников А. А., Яковлев В. Б.
Читать PDF
504.43 кб

Прикладная синергетика: проблемы и перспективы

Колесников А. А.
Читать PDF
284.19 кб

Закон функционирования Вселенной и синергетика

Т. П. Лолаев
Читать PDF
183.85 кб

Синергетика и нелинейные теории социальных изменений

Готнога Александр Васильевич
Читать PDF
304.29 кб

Синергетика – самоорганизация симулякров?

Дзугаев К. Г.
Читать PDF
214.68 кб

Социальная философия: диалектика или синергетика?

Гобозов Иван Аршакович
Читать PDF
517.91 кб

Синергетика и рациональность современного российского общества

Кузнецова Ирина Сергеевна
Анализируются реалии современного российского общества с позиций синергетической концепции социального развития.
Читать PDF
70.96 кб

Онтология устойчивого развития: диалектика и синергетика**

Коршунов Анатолий Михайлович, Мантатов Вячеслав Владимирович
Статья посвящена философско-онтологическому обоснованию теории устойчивого развития (на принципах космоцентризма). Авторы рассматривают устойчивое развитие как закон Вселенной.
Читать PDF
224.12 кб

Синергия и синергетика: категория исихазма и современная наука

Берсенева Татьяна Павловна
Прослеживается связь категории исихазма синергии и современного научного междисциплинарного направления синергетики, отмечается, что именно синергия в значении совместного действия, взаимодействия различных потенций или видов энер
Читать PDF
160.41 кб

Идеи русского космизма и синергетика

Князева Елена Николаевна
Автор исследует параллели между философией космизма и философией синергетики, делает попытку рационалистического объяснения мистического и иррационального.
Читать PDF
9.71 мб

Синергетика и сложноорганизованные системы

Рузавин Г. И.

Похожие термины: