Символ, Символы веры

Найдено 1 определение
Символ, Символы веры
(Creed, Creeds).
Слово credo ("символ веры") восходит к лат. глаголу credo ("я верю"). Активная форма глагола подчеркивает не просто наличие неких верований, но именно исповедание веры. Такая вера непременно предполагает доверие: credo означает не только " я верю, что " (хотя и это тоже), но "я верю в". Исповедание носит сугубо индивидуальный характер: хотя Символ веры может быть составлен с употреблением мн. ч. ("мы верим"), само слово credo соответствует ед.ч. первого лица.
Библейские основы. Символы веры в общепринятом смысле слова в Библии не встречаются, но это вовсе не противопоставляет их Св. Писанию, поскольку их всегда создавали, чтобы сформулировать основные библейские истины. К-ром е того, в самом Св. Писании можно найти некрые элементарные формулы, ставшие образцом для позднейших исповеданий веры. К таким формулам можно отнести в.з. "Шма" (Втор 6:49); к-ром е того, кратким вероисповеданием ряд ученых считает Втор 26:59. Неоднократные упоминания в НЗ "преданий" (2 Фес 2:15), "слова" Господнего (Гал 6:6), "благовествования" (Рим 16:25) доказывают, что в процессе благовествования уже было очерчено ядро христианской веры; исповедание же Иисуса как Христа (Ин 1:41), Сына Божьего (Деян 8:37), Господа (Рим 10:9) и Бога (Ин 20:28; Рим 9:5; Тит 2:13) стало отправной точкой для оформления Символа веры для публичного использования. Если признать аутентичность Деян 8:37, то мы несомненно имеем дело с простейшим крещальным исповеданием. Оно носит исключительно христологический характер (ср. крещение во имя Христово в Деян 8:16; 10:48); отсюда и возникла теория, согласно крой вероисповедные символы первоначально состояли только из второй статьи. Тем не менее во многих местах НЗ положения об Отце либо об Отце и Св. Духе представлены в более детальных тринитарных формулировках доктринального, вероисповедного или литургического характера; наиболее показательная из них содержитсявМф28:19.
Функции Символа веры. Крещальпая. Когда на основе библейского материала стали появляться более или менее отчетливо выраженные вероисповедные положения, все они, вероятно, относились к обряду крещения. Те, кого должны крестить, произнося символ, исполняли требование, содержащееся в Рим 10:910. Сначала словесные формулировки символов различались между собой, но со временем стали приобретать знакомые нам черты. Символы, сохранившиеся со II в. (напр., DerBalyzeh Papirus ), подтверждают предположение о том, что они быстро обрели тринитарное содержание или имели его с самого начала. Об этом же свидетельствуют "Дидахе" VII.1 и "Апостольское предание" Ипполита. По общему мнению, исповедание было ближе к отклику, чем к самостоятельной декларации.
Образовательная. Имеющие целью подготовить крещаемого, вероучительные символы обрели функции кратко изложенного наставления в христианской вере. Уровень его мог варьироваться от простого "конспекта" учения до развернутой теологической конструкции(какв "Катехизисе" КириллаИерусалимского в IV в.). Те, кто собирался креститься, должны были показать, что понимают исповедание, к-рое они произносят; другими словами, от них требовалась не только искренность веры, но и ее осмысление.
Вероучительная. Распространение ересей привело к тому, что первичные элементарные положения веры превратились в разработанные формулы. Слова " Творца неба и земли ", вероятно, введены в символ, чтобы не допустить гноетического различения между истинным Богом и творцом вселенной; слова о девственном рождении и о смерти Христа утверждали представления о реальности жизни и служения человека Иисуса. Арианская ересь вызвала необходимость включить в символы дополнительные положения (прежде всего, о единосущии Сына с Отцом), призванные подчеркнуть божественность Христа. Эти добавления придали символам новую функцию, сделав их " ключом " к Св. Писанию (Тертуллиан) и "критерием" ортодоксальности духовенства.
Литургическая. Использовавшиеся в обряде крещения, символы с самого начала несли литургическую функцию. Когда стало очевидно,что исповедание веры  стержень всякого истинного богослужения, Никейский символ был включен в евхаристический канон, сначала  на Востоке, потом в Испании и, наконец, в Риме. Произнося символ поеле того, как читают Св. Писание, верующие отвечали на евангельские слова индивидуальным или коллективным исповеданием веры.
Три символа. Апостольский символ. На протяжении христианской истории особое значение приобрели три вероучительных символа древней Церкви. Первый, как считалось, был составлен апостолами по божественному вдохновению и получил название "Апостольского символа", или "исповедания" (Миланский собор [390]). Лоренцо Валла окончательно опроверг концепцию его апостольского происхождения, крую на Востоке никогда не признавали; с тех пор ученые полагают, что Апостольский символ восходит к различным источникам, хотя в своей основе он и опирается на древний Римский символ (изложенный Руфином [404]). В своей нынешней форме он известен только с VIII в. и составлен, повидимому, в Испании или Галлии. Тем не менее на Западе он имел широкое распространение, и потому реформаторы разрешили использовать его при катехизации и в богослужении.
Никейский символ. Вопреки его названию, Никейский символ веры следует отличать от символа Никейского собора (325). Тем не менее, в измененном виде и не включая анафематствований, он выражает суть христологического учения, к-рое Никейский собор сформулировал в ответ на арианство. Основой Никейского символа, вероятно, послужили символы, имевшие хождение в Иерусалиме и Антиохии. До сих пор не утихают споры о том, был ли символ подписан на Первом Константинопольском соборе в 381 г., однако его признал Халкидонский собор (451) и Второй Константинопольский собор (551) как новую редакцию символа Никейского собора. На Западе статья символа о Св. Духе была дополнена положением о filioque ("и от Сына"); на Востоке отвергались и ортодоксальность самого этого положения, и основания для его введения в символ. Никейский символ  основной евхаристический символ и Воетока, и Запада.
Афанасиевский символ. Обычно приписывается Афанасию Александрийскому, но скорее всего представляет собой религиозный гимн, составленный в IVVbb. неизвестным автором. Выдержанный, по сравнению с другими символами, в более отчетливых тринитарных категориях, символ, по крайней мере с VII в., стал использоваться, чтобы проверить ортодоксальность и компетентность западного духовенства. От двух предыдущих он отличается более сложной структурой, более сложным доктринальным характером; к-ром е того, он включает вступительное и заключительное увещание. Реформаторы очень высоко его ценили,у англикан он даже имел литургическое значение, но на Востоке признания не получил. В целом его катехизическое и литургическое употребление ограниченно.
Заключение. Опасность, края возникает при составлении символов, вполне очевидна: они могут стать формальными, абстрактными, чересчур сложными. К-ром е того, их можно почти неограниченно дополнять, привнося чуждый смысл в Св. Писание. Но при надлежащем использовании они способствуют исповеданию веры, сжато очерчивают учение, защищают его чистоту и определяют основы веры для церковного братства.
G.W. BROM1LEY(nep. Ю.Т.) Библиография: F.J. Badcock, History of the Creeds; W. A. Curtis, History of the Creeds and Confessions of Faith; O. Cullmann, The Earliest Christian Confessions; J. N. D. Kelly, Early Christian Creeds and Athanasian Creed; A.C. McGiffert, Apostles Creed; P. Schaff, The Creeds of Christendom, 3 vols.; ?. B. Swete, Apostles Creed.
См. также: Апостольский символ веры; Афанасиевский символ; Филиокве; Никейский собор; Исповедания веры.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
337.98 кб

Икона «Символ веры» в русском искусстве

Иванова Светлана Валерьевна
В статье изучается иконография «Символ веры», которая в русском искусстве получила распространение в XVII веке.
Читать PDF
456.58 кб

Русская православная икона как символ веры

Чэнь Шулин
В статье представлен обзор истории появления русской православной иконы. Иконопись является искусством изображения святых в христианстве. Официальная версия православия на Руси происходит из Византии.
Читать PDF
234.87 кб

Идеология и философские символы бытийной веры

Омельчук Роман Константинович
В статье предпринимается попытка ценностного переосмысления философии Нового времени в контексте концепции онтологии веры.
Читать PDF
564.78 кб

Корабельный якорь как древний символ веры и надежды

Окороков Александр Васильевич, Кулагин Андрей Валериевич
В статье рассматриваются типы якорей древности в их связи с религиозными ритуалами и представлениями, приведена история наиболее интересных и значимых находок, раскрывающих символическую роль якоря преимущественно в мифологии древ
Читать PDF
319.86 кб

Икона «Символ веры» XVII В. : к проблеме иконных образцов

Иванова С. В.
В статье исследуется икона «Символ веры» XVII в. Рассматривается соотношение клейм этой иконы с гравюрами Апостольского кредо из Библии Пискатора.
Читать PDF
326.66 кб

Троичность символа как инициирующий и вовлекающий механизм веры

Омельчук Р. К.
В статье исследуются вера и символ в связи с человеческим бытием. Рассматриваются символы веры в различных культурах и религиях, а также механизмы веры в онтологическом аспекте.
Читать PDF
209.06 кб

История славянского текста Символа веры через призму истории раскола

Костромин Константин
История славянского текста Символа веры практически не изучена. Единственное исследование А. Гезена было посвящено абстрактной проблеме «восстановления первоначального текста» Символа веры.
Читать PDF
437.94 кб

Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве

Иванова Светлана Валерьевна
Статья посвящена изучению иллюстраций Апостостольского символа веры его репрезентаций в миниатюрах западноевропейских рукописей IX-XV вв. и книжных гравюрах XV-XVII вв.
Читать PDF
746.89 кб

Споры об употреблении Афанасьева Символа Веры в богослужении Англиканской церкви

К. Н. Фаминский
Читать PDF
294.96 кб

Символы Веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней: опыт комплексного анализа

Салтанов Сергей Сергеевич
Читать PDF
94.53 кб

Проблема исправления Символа веры в антистарообрядческих произведениях второй половины XVII в

Белянкин Юрий Сергеевич
В статье анализируются издания Московского Печатного двора и рукописные сочинения, в которых отразилась полемика вокруг одной из ключевых реформ патриарха Никона — изменений в ряде членов Символа веры.
Читать PDF
127.37 кб

Апостольский символ веры и исповедание Афанасия в православной книжности Киевской митрополии (XVI-XV

Корзо Маргарита Анатольевна
Анализ православных памятников XVI-XVII вв.
Читать PDF
881.13 кб

Апостольский символ веры (symbolum apostolorum) в церковнославянском переводе Дм. Герасимова. Введен

Томеллери Витторио С.
В настоящей статье впервые издается церковнославянский перевод латинского Апостольского символа веры с толкованиями, осуществленный известным новгородским переводчиком Дмитрием Герасимовым в первой половине XVI века.