СИМПЛИКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СИМПЛИКИЙ
из К и л и к и и, др,греч. философ-неоплатоник 1-й пол. 6 в. Комментатор Аристотеля, последний представитель афинской школы неоплатонизма. Учился в Александрии и Афинах, со­четал спекулятивно-метафизич. интересы афинской школы со сциентизмом александрийской. Последний греч. философ, в своих соч. противостоявший христи­анству. После эдикта Юстиниана (529), запретившего преподавание философии в Афинах и закрывшего платоновскую Академию, вместе с Дамаскием и пятью дру­гими платониками эмигрировал в Персию (покровитель­ство Хосрова I) в надежде возродить закрытую школу; в 533 вернулся в Византию, где написал большую часть своих комментариев. Основной из них - к «Метафизи­ке» - утрачен; сохранились комм. к: 1) «О небе», 2) «Категориям», 3) «Физике», 4) «О душе», а также 5) «Руководству» Эпиктета (возможно, написанный уже в Александрии). До сих пор не изданы комм. к 6) «Ора­торскому иск-ву» Гермогена из Тарса и 7) «О школе Пи­фагора» Ямвлиха. Тенденция к согласованию Платона и Аристотеля, изначально свойственная неоплатонизму и воспринятая им через средний платонизм от Антиоха из Аскалона и Посидония, доведена у С. до тезиса об абс. гармонии их взглядов: любые противоречия (в т. ч. открытая полемика Аристотеля с Платоном) призна­ются мнимыми и относящимися к словесному выраже­нию. Ненаучность этой установки не отразилась на исключительно высоком уровне комментариев к Арис­тотелю, интеллектуальная ясность, методич. строгость и герменевтич. трезвость к-рых ставят С., по традиц. мнению, на 2-е место после Александра Афродисийского. Уверенность С. в том, что учения вообще всех греч. философов по своей сути тождественны и выражают ту же самую мудрость, что и Платон (различение чувств. и умопостигаемого мира), обусловила его интерес к ставшим уже большой редкостью текстам досократиков. С. намеренно приводил пространные цитаты (осо­бенно в бесценном комм. к «Физике») из Парменида, Зенона, Мелисса, Эмпедокла, Анаксагора и Диогена Аполлонийского, составляющие почти все или наиболее су­щественные фрагменты этих философов, дошедшие до нас.

Источник: Советский философский словарь

СИМПЛИКИЙ

(ум. 549) – др.-греч. философ, представитель неоплатонизма. Преподавал в Афинах и Александрии; после закрытия в Афинах Академии платоновской (529) до 533 жил в Персии, позднее вернулся в Грецию. Автор комментариев к соч. Аристотеля (напечатаны в книге: "Commentaria in Aristotelem graeca"; к соч. Аристотеля "О небе", v. 7, В., 1894; к "Категориям", v. 8, В., 1907; к "Физике", v. 9, 10, В., 1882–95; к "О душе", v. 11, В., 1882). Часть этих комментариев была переведена в 18 в. на лат. яз. Вильемом из Мербеке. В них С. пытался дать свод осн. концепций греч. философии, стараясь понять их как синтетическое целое. Особенно важна работа С., проделанная в целях примирения Платона и Аристотеля; она является ценным пособием для изучения платонизма и аристотелизма. С. прав в своем утверждении, что четыре аристотелевские причины по существу были сформулированы уже Платоном, что в учениях о материи обоих философов много общего. По С., несмотря на кажущиеся различия в понимании души Платоном и Аристотелем, оба они сходятся в том, что признают воздействие души на тело. Любопытный образец тонкого рассмотрения учения Аристотеля о материальных стихиях, дающий возможность объединять в этом отношении аристотелизм с платонизмом, содержится у С. в комментарии на трактат Аристотеля "О небе" ("De coelo", p. 642–71; ср. ?. ?. Лосев, Антич. космос и современная наука, 1927, с. 186–92). Комментарии С., содержащие множество цитат из разных греч. философов, представляют огромный историч. интерес и обычно входят во все сводки греч. филос. фрагментов. Соч.: [Комментарии] к "Энхиридию" Эпиктета. в кн.: Theophrasti, Characteres..., Epicteti..., enchiridion, cum commentario Simplicii... emendavit F. D?bner, P., 1840. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956 (по имен. указат.); История философии, т. 1, М., 1940 (по имен. указат.); Buhle J. G., De Simplicii vita, ingenio et meritis, "G?ttingische Anzeigen von gelehrten Sachen", 1786, St?ck 197, S. 1977–98; Vасherоt E., Histoire critique de l´?cole d´Alexandrie, t. 2, P., 1846; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, 2 H?lfte, Lpz., 1923, S. 910–14. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СИМПЛИКИЙ

ок. 490-560) греческий философ-неоплатоник. Известен прежде всего как комментатор Аристотеля. Ученик Аммония, сына Гермия. Симпликий приехал в Афины и стал преподавать в Академии под началом Дамаския, по-видимому, незадолго до 529, когда Афинская Академия была закрыта по распоряжению императора Юстиниана. Вместе с Дамаскием и другими академиками Симпликий бежал в Персию ко двору царя Хосроя, однако вскоре вернулся и с 533 жил где-то у восточных окраин Империи (вплоть до недавнего времени считалось, что последние академики вернулись каждый к себе на родину и школа распалась; в 80-е гг. появились работы М. Тардье и И. Адо, где доказывается, что они поселились в Харране и сохранили школу неоплатонической философии). Все известные нам сочинения Симпликия написаны после 533. До нас дошли комментарии Симпликия к аристотелевским работам «Физика», «О небе», «О душе» (как убедительно доказывает Г. Блюменталь (1996), этот комментарий не принадлежит Симпликию), «Категории»; к «Руководству» Эпикгета; к «Искусству» Гермогена и к трактату «О пифагорейской школе» Ямвлиха (последние два не изданы). Не сохранились комментарии к «Метафизике» и «Метеорологике» Аристотеля, «Началам» Евклида и «Физике» Теофраста.
К 6 в. в неоплатонических школах сложилась прочная комментаторская традиция; комментарии писались по-разному — в расчете на разные уровни подготовки слушателей. Симпликий пишет в рамках школьного канона; его комментарий к Эпиктету носит пропедевтический характер, к «Категориям» — предназначен для начинающих, а комментарии к аристотелевским «О душе», «О небе» и «Физике» рассчитаны на серьезно подготовленного читателя. Не исключено, впрочем, что последние писались вовсе не для школы, а «в стол, для будущих ученых» (Г. Дерри), настолько они основательны, подробны и изобилуют цитатами. Только благодаря комментарию Симпликия к «Физике» до нас дошло большинство фрагментов досократиков, в особенности Гераклита и Парменида; ср. замечание Симпликия о том, что вопреки принятым правилам он хочет процитировать 50 стихов Парменида о Едином полностью, ибо списки их редки и вскоре могут вовсе исчезнуть (In Phys. 144,25—8).
До недавнего времени сочинения Симпликия исследовались гл. о. как источник по истории греческой философии. Как самостоятельный мыслитель он стал изучаться лишь в последние годы. По манере изложения, вкусу к детальной аргументации Симпликий ближе к мыслителям средневековой схоластики, нежели к классикам неоплатонизма, от которых его отличает подчеркнутая сдержанность и трезвость мысли — он никогда не воспаряет в метафизические и мистические высоты. Придерживаясь принятой в школе традиции примирять Платона с Аристотелем, в тех случаях, когда согласовать их точки зрения невозможно, Симпликий чаще отдает предпочтение Аристотелю. Наибольший самостоятельный интерес представляет учение Симпликия о пространстве и времени, а также его полемика с Иоанном Филопоиом по поводу понятий субстанции, формы, общего и частного и характера человеческого познания в комментарии к «Физике».
Г. Ю. Бородой

Источник: Новая философская энциклопедия

СИМПЛИКИЙ

(ок. 490-560 н. э.), греческий философ-неоплатоник. Известен прежде всего как комментатор Аристотеля. Ученик Аммония Александрийского, С. приехал в Афины и стал преподавать в Академии под началом Дамаския, по-видимому незадолго до 529, когда Афинская Академия была закрыта по распоряжению имп. Юстиниана. Вместе с Дамаскием и другими академиками С. бежал в Персию ко двору царя Хосрова, однако вскоре вернулся и с 533 жил где-то у восточных окраин Империи (вплоть до недавнего времени считалось, что последние академики вернулись каждый к себе на родину и школа распалась; в 80-е 20 в. появились работы М. Тардье и И. Адо, где доказывается, что они поселились в Харране, где сохранили школу неоплатонической философии). Все известные нам сочинения С. написаны после 533. До нас дошли комментарии С. к аристотелевским работам «Физика», «О небе», «О душе» (как убедительно доказывает Г. Блюменталь (1996), этот комментарий не принадлежит Симпликию), «Категории»; к «Руководству» Эпиктета; к «Искусству» Гермогена и к трактату «О пифагорейской школе» Ямвлиха (последние два не изданы). Не сохранились комментарии к «Метафизике» и «Метеорологике» Аристотеля, «Началам» Евклида и «Физике» Теофраста. К 6 в. в неоплатонических школах сложилась прочная комментаторская традиция; комментарии писались по-разному - в расчете на разные уровни подготовки слушателей. С. пишет в рамках школьного канона; его комментарий к Эпиктету носит характер пропедевтический; к «Категориям» предназначен для начинающих, а комментарии аристотелевским «О душе», «О небе» и «Физике» рассчитан на серьезно подготовленного читателя. Не исключено, впрочем, что эти последние писались вовсе не для школы, а «в стол, для будущих ученых» (Г. Дерри), настолько они основательны, подробны и обильны цитатами. Только благодаря комментарию С. к «Физике» до нас дошло большинство фрагментов досократиков, в особенности Гераклита и Парменида; ср. замечание С. о том, что вопреки принятым правилам, он хочет процитировать 50 стихов Парменида о Едином полностью, ибо списки их редки и вскоре могут вовсе исчезнуть (In Phys. 144, 25-28). До недавнего времени сочинения С. исследовались главным образом как источник по истории греческой философии. Как самостоятельный мыслитель он стал изучаться лишь в последние годы. По манере изложения, вкусу к детальной аргументации С. ближе к мыслителям средневековой схоластики, нежели к классикам неоплатонизма, от которых его отличает подчеркнутая сдержанность и трезвость мысли; он никогда не воспаряет в метафизические и мистические высоты. Придерживаясь принятой в школе традиции примирять Платона с Аристотелем, в тех случаях, когда согласовать их точки зрения невозможно, С. чаще отдает предпочтение Аристотелю. Наибольший самостоятельный интерес представляет учение С. о пространстве и времени, а также его полемика с Иоанном Филопоном по поводу понятий субстанции, формы, общего и частного и характера человеческого познания в комментарии к «Физике». Соч.: Simplicii In Aristotelis Categorias commentarium. Ed. K. Kalbfleisch. В., 1907 (CAG VIII); In De Caelo. Ed. I. L. Heiberg. В., 1907 (CAG VII); In physicorum libri. Ed. H. Diels. В., 1882-1895 (CAG IX-X); In De anima. Ed. M. Hayduck. В., 1882 (CAG XI); Hadot I. (ed.). Simplicius: Commentaire sur le Manuel cP?pict?te. Introd. et ?d. critique du texte grec. Leiden, 1996; Commentaire sur les Cat?gories. Tr., comm. sous la dir. de I. Hadot. Fasc. 1-4. Leiden, 1990-1997. В серии АСА, ed. by R. Sorabji (L.; Ithaca) опубликованы переводы на англ.: On Aristotle´s Physics 2. Tr. by B. Fleet, 1996; On Phys. 4, 1-5, 10-14. Tr. by J. O. Urmson, 1992; On Phys. 5. Tr. by P. Lautner, J. Urmson, 1997; On Phys. 6. Tr. by D. Konstan, 1989; On Phys. 7. Tr. by Ch. Hagen, 1994; Corollaries on place and time. Tr. by J. O. Urmson, 1992; On Aristotle´s On Coming to be and Perishing II, 2-5. Tr. by E. Cannage, 2006; On Aristotle´s On the Heavens 2, 1-9. Tr. by I. Mueller, 2004; On Aristotle´s On the Soul 1, 1-2, 4. Tr. by J. Urmson, P. Lautner; 2, 5-2, 12, by J. Urmson, C. Steel. 1998. On Aristotle´s Topics 1. Tr. by J. M. van Ophuijusen, 1998. Рус. пер.: Симпликий. Комментарий к «Физике» Аристотеля (кн. 1, гл. 1). Пер., вступ. ст. и прим. Т. Ю. Бородай, - Философия природы в античности и в средние века. М., 1998, с. 101-135. Лит.: Hadot L Le probl?me du n?oplatonisme alexandrin Hi?rocl?s et Simplicius. P., 1978; SondereggerE. Simplikios: ?ber die Zeit. Ein Kommentar zum Corollarium de tempore. Gott., 1982; Simplicius. Sa vie, son oeuvre, sa survie. Actes du Colloque intern, de Paris (28 sept.-1 oct. 1985). Ed. par I. Hadot. В.; N. Y., 1987; Sorabji R. (ed.). Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and their influence. L., 1990; Blumenthal H. J. Aristotle and Neoplatonism in Late Antiquity. N. Y., 1996; Croese I. M. Simplicius on continuous and instantaneous change: neoplatonic elements in Simplicius´ interpretation of Aristotelian physics. Utrecht, 1998. Т. Ю. БОРОДАЙ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Учение о гомоцентрических сферах в разных античных его вариантах по симпликию

Россиус Андрей Александрович