СИГЕР БРАБАНТСКИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
ок. 1233 - ок. 1282) - франц. философ, представитель т. н. лат. аверроизма. Сторонник учения о двойственной истине. Считал мир «совечным» богу. Признавал вечность материи, детерминизм, сомневался в божеств, провидении, отвергал чудеса. Душа, по С. Б., смертна, загробного воздаяния нет, молитвы не нужны. За свободомыслие был осужден церковью и убит.

Источник: Атеистический словарь

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (Siger de Brabant)
ум. 1282, Орэието: убит при папском дворе) - нидерл. схоласт, выдающийся представитель аверроизма в Парижском ун-те в 13 в., в котором он преподавал с 1266. По велению епископа Парижского Стефана Темпье он дважды представал перед судом инквизиции, который осудил его 10 дек. 1270 и 7 марта 1277. Прикрываясь учением о "двойственной истине", Сигер Брабантский защищал независимость философских учений от церковных догм. Он отрицал свободу воли на том основании, что человек и Бог существуют с одинаковой необходимостью, выступал против утверждения о создании мира из ничего, наоборот, мир, как он полагал, является вечным.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
(Siger de Brabant) — нидерландский схоласт; ум. 1282 (Орвието, убит при папском дворе); выдающийся представитель аверроизма в Парижском университете в XIII в., в котором он преподавал с 1266. По велению епископа Парижского Этьена Тампье он дважды представал перед судом инквизиции, который осудил его 10.12.1270 и 7.3.1277. Прикрываясь учением о «двойственной истине», Сигер Брабантский защищал независимость философских учений от церковных догм. Он отрицал свободу воли на том основании, что человек и Бог существуют якобы с одинаковой необходимостью, выступал против утверждения о создании мира из ничего, мир наоборот, как он полагал, является скорее вечным; таковы же идеи и умы, находящиеся в нем.
Осн. СОЧ.: De anima intellectiva; Kommentar zu Aristoteles’ De anima. — Ges. Ausgabe, I—II, 1908— 1911. van Steenberghen. Les oeuvres et la doctrine de S. de В., I—II. Paris, 1931—1942; W.-U. Klunker, B. Sandkühler. Menschliche Seele und kosmischer Geist — S. v. B. in der Auseinandersetzung mit Thomas v. Aquin, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
ок. 1235 - ок. 1282, Орвието), ср.-век. философ, один из основа­телей зап.-европ. аверроизма. Проф. ф-та искусств Па­рижского ун-та. В трактатах «О разумной душе», «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи при­чин» и в комментариях к «Физике», «Метафизике» и др. сочинениям Аристотеля сформулировал учение о двой­ственной истине: истина рационального знания может приходить в противоречие с истиной религ. откровения. Признавая существование бога как первопричины, С. Б. отрицал творение «из ничего» и считал, что мир «совечен» богу; бог не свободен в своем отношении к миру, в к-ром господствуют им же установленные за­кономерности, воплощенные, в частности, в движении небесных тел. Человеч. разум (интеллект), по С. В., представляет собой вечную и несотворенную немате­риальную субстанцию, индивидуальная же человеч. душа смертна. Взгляды С. Б. и его сторонников были осуждены церковью (в 1270 и 1277), с их опровержением выступили Альберт Великий, Фома Аквинский, Р. Луллий. С. Б. был предан суду инквизиции, вызван к папскому двору, где во время следствия был убит сво­им секретарем. Взгляды С. Б. оказали влияние на ми­ровоззрение Данте, падуанской школы аверроистов, Помпонацци, Пико делла Мирандолы.

Источник: Советский философский словарь

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (ок. 1235 — ок. 1282)
средневековый философ, один из основателей латинского аверроизма. Преподавал на факультете искусств Парижского ун-та, за свои взгляды дважды был осужден судом инквизиции. Философская основа воззрений С. Б.— аристотелизм, преимущественно в аверроистском истолковании, хотя в ряде пунктов взгляды Аверроэса и С. Б. существенно различались. Проблему соотношения разума и веры, философии и религии С. Б. решал менее радикально: им была сформулирована теория двойственной истины (истины философии и теологии могут противоречить друг Другу). Рассматривая проблему отношения бога и мира, С. Б. отрицал творение богом мира из ничего, божественное провидение, разделение бытия на сущность и существование. Бог трактуется как перводвигатель, первопричина совечного ему материального мира, а творение — как вневременной процесс. С. Б. развивал идею всеобщего детерминизма: божественная деятельность носит характер не свободно волевой, а необходимый (эта т. зр. ведет к деперсонализации бога); не существует свободы воли у человека; процессы и события на Земле детерминированы движением небесных тел (т. е. имеют не внеприродные, божественные, а естественные причины). Эта астрологическая концепция, почерпнутая из араб. философии, дополняется идеей вечного повторения, циклического характера мировых процессов. Исходя из аристотелевского понимания души как формы тела, С. Б. связывал деятельность индивидуальной души с чувственным познанием и утверждал, что она, в отличие от бессмертного человеческого разума, гибнет вместе с телом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
Siger de Brabant) (р. ок. 1240 – ум. ок. 1281–84) – ср.-век. философ, проф. фак-та искусств Парижского ун-та, один из основателей зап.-европ. аверроизма. В трактатах "О вечности мира" ("De aeternitate mundi"), "О необходимости и взаимосвязи причин" ("Tractatus De necessitate et contingentia causarum") и "О разумной душе" ("Tractatus de anima intellectiva"), в комментариях к "Физике", "Метафизике" и др. соч. Аристотеля С. Б. сформулировал учение о двойственной истине, считал, что истина рационального знания может приходить в прямое противоречие с истиной религ. откровения. Признавая существование бога как первопричины, С. Б. отрицал творение "из ничего" и считал, что мир "совечен" богу; бог не свободен в своем отношении к миру, в к-ром господствуют им же установленные закономерности, воплощенные, в частности, в движении небесных тел. С. Б. сформулировал принцип детерминизма, исключающий непосредств. божеств. вмешательство. Он подчеркивал неразрывное единство материи и формы, к-рые различаются лишь как понятия, но не в объективной реальности. Материя существует вечно, формы зарождаются в ее недрах и не могут существовать вне и независимо от материи. Человеч. разум, по учению С. Б., представляет собой вечную и несотворенную нематериальную субстанцию, душа является функцией тела, познание зависит от чувств. восприятий. Разум не может осуществлять познания без чувств и не может существовать без тела, поэтому он необходимо нуждается в вечном существовании человечества. Из этого следовал вывод о вечности и несотворенности человечества и смертности индивидуальной человеч. души. Этич. учение С. В., утверждая, что счастье достижимо в земной жизни, что в земном, а не в потустороннем существовании человека ожидает награда и наказание, было направлено против мистицизма и религ. веры в потустороннее воздаяние. Философские воззрения С. В. и его друга и сподвижника Боэция Датского (к изданию его соч. Un trait? r?cemment d?couvert de Bo?ce de Dacie, De mundi aeternitate, Bdpst, 1954, приложена работа С. В., р. 123–38), выражающие бюргерскую оппозицию феод. мировоззрению, нашли широкий отклик в антифеод. кругах гор. населения. Прозванный современниками "великим", С. Б. несомненно является наиболее значительной прогрессивной фигурой в зап.-европ. философии 13 в. Взгляды его и его сторонников подверглись резкому осуждению со стороны церкви; с их опровержением выступили Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский, Луллий, парижский архиепископ Тампье дважды (в 1270 и 1277) осудил учение аверроистов. С. Б. был предан суду инквизиции, вызван к папскому двору, где во время следствия был убит своим секретарем. Взгляды С. Б. оказали влияние на философию Данте, падуанской школы, аверроистов, Помпонацци, Пико делла Мирандолы и Нифо. Соч. см. вкн.: Mandonnet P., Siger de Brabant..., pt. 1–2, Louvain, 1908–11; Steenberghen F. van, Siger de Brabant, v. 1–2, Louvain, 1931–42. Лит.: ?eнан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903, с. 121–83; История философии, т. 1, М., 1940, с. 467–68; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевроп. средневековой философии, М., 1957, с. 120–34; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 279–360 (и др. по имен. указат.); Grabmann M., Der lateinische Averroismus des 13. Jahrhunderts und seine Stellung zur christlichen Weltanschauung, M?nch., 1931; Nardi В., Il preteso tomismo di Sigieri di Brabante, "Giornale critico della filosofia italiana", 1936, v. 17, p. 26–35; его же, Sigieri di Brabante nel pensiero di rinascimento italiano, Roma, 1945; Duin J. J., La doctrine de la providence dans les ?crits de Siger de Brabant, Louvain, 1954; Palma G., La dottrina sull´unita dell´intelletto in Sigieri di Brabante, Padova, 1955; Zimmermann ?., Die Quaestionen des Siger von Brabant zur Physik des Aristoteles, [K?ln, 1956]. А. Горфункель. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ
Sigerde Brabantia) (OK. 1240, герцогство Брабантское — ок. 1284, Орвьето) — средневековый философ, основоположник латинского аверроизма. Преподавал на факультете искусств Парижского университета. Учение Сигера Брабантского дважды подвергалось церковному осуждению (в 1270 и в 1277). В 1276 должен был Предстать перед судом французской инквизиции, но уехал в Италию, чтобы обратиться к папскому суду. Основные сочинения — «Вопросы к третьей книге «О душе» (Quaestiones in tertium De anima), «О счастье» (De felicitate), «О вечности мира» (De aetemitate mundi), «О разуме» (De intellectu), «Вопросы о разумной душе» (Quaestiones de anima intellectiva), «О необходимости и случайности причин» (De necessitate et contingentia causarum), комментарии к «Физике», «Метафизике» и другим сочинениям Аристотеля.
Сигер Брабантский считал, что разум способен иметь истинное знание обо всем сущем, а потому философское рассмотрение самодостаточно и не зависит от теологии, хотя расхождение заключений разума с положениями вероучения не ставит под сомнение истин веры (см. «Двойственной истины» теория). В философии — представитель радикального аристотелизма, причем следовал в основном толкованию Аристотеля, данному Аверроэсом. Считая, что существование означает сущность в ее наибольшей актуальности, Сигер распространял т. о. тождество сущности и существования, допускаемое Фомой Аквинским только для Бога-Творца, на все сотворенное сущее. Утверждение о творении из ничего должно быть принято верой как опирающееся на авторитет Писания, но при философском рассмотрении творения необходимо допустить существование несотворенной материи. Бог —Творец в том смысле, что Он — Перводвигатель и первая действующая причина. Поскольку действию причины всегда сопутствует некий результат, то Бога как причину нельзя мыслить, не полагая вместе с тем результата ее действия: поэтому сотворенное сущее есть всегда, т е. тварный мир вечен.
В учении о душе Сигер придерживался концепции единого разума (см. Монопсихизм). Возможный интеллект, сам по себе обособленный, один для всего человеческого рода — низшая из самостоятельных духовных субстанций, способная в соединении с материальными существами определять их форму Возможный интеллект — чистая потенция; он актуализируется благодаря действию активного интеллекта, который Сигер отождествлял с Богом. В той мере, в какой активный интеллект участвует в человеческом акте понимания, он может рассматриваться как часть души. Возможный интеллект получает множественное существование, соединяясь с душами отдельных людей. Интеллект объединен с телом не в своем бытии, но в своих операциях; поскольку все его действия осуществляются через посредство познавательных способностей человека, непосредственно связанных с телом, разумная душа есть акт и форма человеческого тела, определяющая вид (природу) человека как разумного живого существа. Человеческий интеллект способен к познанию обособленных разумных субстанций и Бога; акд; посредством которого постигается Бог, — это действие самого Бога. В постижении сущности Бога состоит высшее счастье человека в этой жизни. Индивидуальная человеческая душа не бессмертна, о бессмертии разумной души можно говорить лишь в смысле воссоединения ее после смерти индивида с единым вечным разумом. Учение Сигера о душе было подвергнуто критике Фомой Аквинским в трактате «О единстве интеллекта против аверроистов», а также другими теологами.
Соч.: Mandonnet P. Siger de Brabant et laverroisme latin au XIII-e siecle, v. 2. Louvain, 1908; Steenberghen F. van. Siger de Brabant dapres ses euvres inedites, 2 v. Louvain, 1931—42; GraiffC. A. Siger de Brabant: Quaestions sur la Metaphysique. Louvain, 1948; Philosophes medievaux. Louvain, v. XII, 1972; v. XIII, 1974; v. XXFV, 1981; v. XXV, 1983. Лит.: Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972; Быховский Б. Э. Сигер Брабантский. М., 1979; Steenberghen F. van. Les oeuvres et la doctrine de Siger de Brabant. Bruss., 1938; NardiB. Sigieri di Brabante nel pensiero del Rinascimento italiano. Roma, 1945; Maurer A. Esse and Essentia in the Metaphysics of Siger of Brabant,- «Medieval Studies», 8, 1946, p. 68—85.
В. П. Гайденко

Источник: Новая философская энциклопедия