ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯШВЕЙЦЕР Альберт

Швейцер

Найдено 2 определения термина Швейцер

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ШВЕЙЦЕР

Schweitzer), Альберт (14 янв. 1875 – 4 сент. 1965) – нем.-франц. мыслитель, близкий философии жизни, протестантский миссионер и богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен своими антивоен. выступлениями. Образование получил в ун-тах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 – д-р философии (дисс. "Философия религии Канта" – "Die Religionsphilosophie Kants", Freiburg–В., 1899), с 1900 – теологии. В 1906 начал изучать медицину, подготавливая себя к миссионерской деятельности; в 1913, уже будучи д-ром медицины, построил на собств. средства и отчасти собств. руками госпиталь для прокаженных в Ламбарене (Габон, Экв. Африка), к-рый стал для Ш. центром всей его жизни и гл. трибуной проповеди его идей. В 1932 Ш. Присуждена Франкфуртская премия Гете, в 1952 – Нобелевская премия мира. Ш. проявил эрудицию и талант во всех областях своей разносторонней деятельности. Ш. – редкий для нашего времени тип мыслителя, явившегося феноменом цельной нравств. человеч. жизни и оказавший неповторимое личное влияние на совр. идейную и духовную ситуацию. Свою жизнь Ш. сделал аргументом в утверждении своего миропонимания. Главный пафос Ш. – в этике; исходный пункт его мысли – страдающая человеческая личность и ее судьба. Названные Ш. среди близких ему по духу мыслителей имена Канта, Гете, поздних стоиков, Лао-цзы, ап. Павла, англ. рационалистов 18 в. были объединены в глазах Ш. прежде всего идеей свободного и этич. индивида. Эта гуманистич. установка приводит Ш. в русло течения в философии культуры с его противопоставлением культуры и цивилизации, критикой "технической эры" и "внешнего прогресса". Ш. обнаруживает нравств. деградацию совр. общества и порабощение в нем личности, филос. обоснованием чего, по мнению Ш., послужила гегелевская формула о разумности действительного (см. "An antology", Boston, 1960, p. 216). В своих антигегелевских настроениях, в борьбе против анонимного господства "всеобщего" над "конкретно-личным" Ш. близок к Кьеркегору. В этом же, экзистенциальном, духе Ш. противополагает два жизненных принципа – волю (волеизъявление) как выражение свободного и нравств. существа человека, – знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, к-рое имеет своей подосновой стремление подчиниться внешней необходимости. "Понимающее" отношение к миру приводит, согласно Ш., к скептицизму, – этой "декларации духовного банкротства цивилизации", т.е. приводит как раз к подрыву веры в разум, ввергает в состояние "недоверия к мышлению" (см. "Aus meinem Leben und Denken", Lpz., 1931, S. 214, 211). Ш. призывает сойти с этого пути рабства у мира и заменить его активным и ответственным отношением к жизни: "Мы больше не обязаны выводить наши взгляды на жизнь из знания мира", "Мое знание пессимистично, но моя воля и моя надежда оптимистичны" (там же, S. 195, 231). Исходным и первичным принципом мировоззрения Ш. является факт жизни, к-рый Ш. противопоставляет факту мысли как вторичному. Возражая картезианскому cogito ergo sum, Ш. предлагает формулу: "Я – жизнь, к-рая хочет жить среди жизни, к-рая хочет жить", и отсюда выводит тезис "преклонения перед жизнью" (Ehrfurcht vor dem Leben). Стремление сохранить и развить всякую жизнь призвано, по словам Ш., стать основой этич. обновления человечества, противоядием от холодной рассудочности, скептицизма и бесчеловечности совр. цивилизации. Однако имманентный принцип, на к-ром Ш. стремится основать этику, он дополняет утверждением о божеств. происхождении человеч. духа, нашедшем свое абс. выражение в образе Христа, т.о., пытаясь сочетать натуралистич. основание философии жизни со спиритуалистич. и теистич. мировосприятием. Ш. предлагает заменить старый рационализм новым, "мистическим", согретым верой в святость жизни. Призыв к преклонению перед жизнью и отстаивание человечности с помощью "личного действия", заявления Ш. об уникальности человеч. личности (с к-рыми он выступил в 1932 во Франкфурте в условиях рвущегося к власти фашизма), как и его жизненный подвиг, служат духовной опорой совр. человеку. Соч.: Die psychiatrische Beurteilung Jesu, T?bingen, 1913; Kulturphilosophie, Bd 1–2, M?nch., 1923–29; Le probl?me de l´?thique dans l´?volution de la pens?e humaine, P., 1952; Friede oder Atomkrieg, Bern, 1958. Лит.: Левада Ю. ?., A. Ш. – мыслитель и человек, "ВФ", 1965, No 12; ?етрицкий В. ?., Эволюция принципа "уважение к жизни" в филос.-этич. учении А. Ш., "Уч. зап. кафедр обществ. наук вузов г. Ленинграда. Философия", 1965, вып. 6; Хюбшер ?., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962; Langfeldt G., ?. Schweitzer. A study of his philosophy of life, N. Y., 1960; B?hr H. W. [Hrsg.], A. Schweitzer. Sein Denken und sein Weg. T?bingen, 1962; Clark H., The philosophy of ?. Schweitzer, L., 1964; Marshall G. N., An understanding of A. Schweitzer, [L., 1966]. В. Петрицкий. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Швейцер

Альберт Шв?йцер (Schweitzer) (1875-1965) протестант. теолог, органист и музыковед, врач, основавший в 1913 госпиталь в Ламбарене (Габон), лауреат Нобелевской премии мира (1952). В 1893 занимался теологией и философией в Страсбург. ун-те, в 1898-99 изучал философию в Сорбонне, защитил дис. “Философия религии Канта”, в 1900 — докт. дис. по теологии. Признанный теолог, многообещающий философ, известный историк музыки, блестяще концертирующий органист, проф. Страсбург. ун-та, автор имевшей большой успех книги о Бахе (1905), Ш. решает перейти от привычной деятельности к непосредств. служению людям, стать врачом и лечить больных в Тропич. Африке. Он руководствовался христ. мотивом общения с Богом через любовь к людям, через отдачу им самого себя. В 1905-08 он становится студентом мед. ф-та, не прекращая преподавания в ун-те, почти еженедельно выступает с проповедями и, продолжая вести интенсивные исследования, завершает работу по истории изучения жизни Иисуса — “От Реймаруса до Вреде” (1906), подготавливает нем., вдвое расширенное по сравнению с франц., издание книги о Бахе, пишет “Историю паулинских исследований” (1911) и работу о конструировании органов, издает сочинения Баха с практич. указаниями для исполнителей, по-прежнему продолжает концертировать. В 1913 защищает дис. по медицине: “Психиатрич. оценка Иисуса: характеристика и критика” и отправляется в тропики строить больницу для африканцев. Он умер в Ламбарене, оставаясь до последних дней врачом и руководителем экваториального госпиталя. Лит. наследие Ш. обширно и многогранно: помимо названных нескольких теол. работ, затрагивающих центр. для него философско-этич. проблематику, — “Христианство и мировые религии” (1924), “Мистика апостола Павла” (1930), “Царство Божие и христианство” (1967). Как богослов Ш. стоит на позициях либерально-модернистской протестант. теологии, но довольно далеко выходит за ее пределы. Большой интерес вызывают философско-культурологич. и этич. исследования Ш.: “Упадок и возрождение культуры” (1923), “Культура и этика” (1923), “Мировоззрение индийских мыслителей. Мистицизм и этика” (1935), речи о Гете (1949, 1950), “Что нам надо делать? 12 проповедей по этич. проблеме” (1974) и др. Особое внимание привлекли к себе многочисл. автобиогр. соч. Ш. и его записки о пребывании в Тропич. Африке: “На опушке девственного леса” (1921), “Мое детство и юность” (1924), “Моя жизнь и мои мысли” (1931), “Госпиталь в девственном лесу” (1948), “Письма из Ламбарене” (1955) и др. Гл. тема, волновавшая Ш., — надлом европ. культуры. Совр. культура находится в глубоком кризисе, что проявляется в господстве материального над духовным, об-ва над индивидом. Нет необходимой связи между “внешним” прогрессом (в области экономики, техники, образования) и духовным совершенствованием человека. Утратив связь с этич. идеалами, культура лишилась своего предназначения — способствовать духовному и нравств. возвышению человека и человечества. Возрождение культуры может произойти только благодаря мировоззрению, основанному на благоговении перед жизнью. Этот принцип — залог нравств. обновления человечества — становится ключевым для всей деятельности Ш. Он уделил много внимания теор. — религиозно-филос. и этич. анализу принципа “благоговение перед жизнью”. Полагая, что этот этич. принцип не вытекает из эмпирич. опыта и не может быть обоснован в рамках научного знания, Ш. апеллирует к имманентному бытию этического в человеке, данному как воля к жизни. Индивид должен “повиноваться высшему откровению воли к жизни” в себе. Этика Ш. не признает никаких связей с гносеологией и является непосредств. выражением онтологич. активности человека, его воли к жизни. Ш. постулирует мистич. природу этики, к-рая, тем не менее, реализуется в рационально осмысленных и санкционированных разумом действиях человека. Такова специфич. диалектика мистики и рациональности в его этич. мировоззрении, прослеживаемая в книге “Мистика апостола Павла”. Ш. разработал оригинальное этич. учение, к-рое успешно реализовал на протяжении своего полувекового гуманистич. подвижничества в джунглях Африки. В своей этике Ш. блестяще разрешил ряд труднейших проблем классич. этич. систем. У него неразрывны теор. и нормативный аспекты этики, благодаря чему снимается вопрос о возможном разрыве между этич. знанием и поведением, поскольку знать и быть для него — одно и то же. Этика и нравственность совпадают, ибо этика — не форма познания, а форма действия, образ жизни. Этика Ш. не содержит системы норм, а руководствуется единств. правилом — благоговейным отношением к жизни всюду и всегда. Этот этич. принцип самоочевиден, он затрудняет “хитрость” склонного к софистике морального сознания и самообман, поскольку принимает во внимание только прямые действия, направленные на утверждение воли к жизни. Этика Ш. вполне реалистично учитывает то, что проза жизни противоречит нравств. принципу, что человек не может не наносить ущерба другим жизням, а поэтому должен руководствоваться принципом благоговения перед жизнью в своих действиях и тем сводить к минимуму причиняемый им вред. Этика Ш. лишена трад. связи с эвдемонизмом, она не дает никаких ложных обещаний и пустых надежд: гармоничное соединение идеи добра и идеи счастья недостижимо. Антинормативистская этика Ш. принципиально отвергает моралистичность, запрещает применять морально осуждающие оценки по отношению к любому индивиду. Показателен пример самого Ш., к-рому абсолютно был чужд назидательно-воспитывающий тон. Этика благоговения перед жизнью — этика личности, она не может выступать от имени об-ва. Более того, если этика перепоручается гос-ву, это ведет к гибели культуры. Все философ. и жизненные поиски Ш. убеждают, что он был прав, полагая, что в совр. об-ве нет более важной задачи, чем соединение цивилизации с моралью, культуры с этикой. Ш. не звал к социальным преобразованиям, предпочитая отстаивать человечность жизни с помощью “личного действия”. С этим связано его нежелание принимать непосредственное участие в полит. противостояниях своего времени. Тем не менее в первые годы 20 в. вместе с Р. Ролланом он разделял иллюзию о возможности спасти европ. мир, обеспечив сближение мыслящей и творч. интеллигенции Германии и Франции — равно близких ему стран. Тяжело переживая крах своих надежд, Ш. на долгие десятилетия отказался “ввязываться в спор между той или иной группой”, полагая, что отрицат. отношение к войне, фашизму и милитаризму он должен выражать проповедью любви к жизни и работой в госпитале, а не участием в полит. манифестациях. Однако в 1954 он нарушил это правило: выступил с антивоенной речью “Проблема мира в совр. мире” при вручении ему Нобелевской премии (1954), а также обратился по радио (1957, 1958) с призывами к прекращению ядерных испытаний (“Мир или атомная война”). В последние дни жизни поставил подпись под заявлением лауреатов Нобелевской премии о необходимости восстановления мира во Вьетнаме. В системе воззрений Ш. творчески переработаны морально-филос. идеи стоиков, Спинозы, Канта, Шопенгауэра, Л. Толстого, Ганди, протестантской этики. Величайшим идеалом мыслителя для него всегда оставался Кант (он сравнивал его роль в нем. философии с ролью Баха в нем. музыке), а образом гармонич. синтеза познания и этич. духа — Гете. В числе близких себе мыслителей он называл Лао Цзы, апостола Павла, англ. рационалистов 18 в. Соч.: The Quest of the Historical Jesus. L., 1954; Ausgewahlte Werke. Bd. 1-5. В., 1971; Иоганн Себастьян Бах. М., 1965; Культура и этика. М., 1973; Письма из Ламбарене. Л., 1989; Благоговение перед жизнью. М., 1992; Упадок и возрождение культуры: Избранное. М., 1993. Лит.: Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером. М., 1967; Носик Б.М. Швейцер. М., 1971; Альберт Швейцер — великий гуманист XX века. М., 1979; Фрайер П.Г. Альберт Швейцер: Картина жизни. М., 1984; Грекова Т.И. Странная вера доктора Швейцера. М., 1985; Brabazon J. Albert Schweitzer: A Biography. N.Y. 1975; Watzal L. Ethik — Kultur — Entwicklung: Zur Entwicklungskonzeption Albert Schweizers. Gott.; Z., 1985. Е.Г. Балагушкин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Швейцер — 0

Найдено научныех статей по теме Швейцер — 0

Найдено книг по теме Швейцер — 0

Найдено презентаций по теме Швейцер — 0

Найдено рефератов по теме Швейцер — 0