ШУНЬЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШУНЬЯ
Санскр.) Иллюзия, в том смысле, что все существование есть
лишь призрак, сновидение, или тень.

Источник: Теософский словарь

ШУНЬ
В архаической традиции мудрый правитель, которого Яо за его благочестие выбрал своим наследником в ущерб правам собственного сына. Шунь, по преданиям, усмирил четырех злодеев, изводивших население Поднебесной, а также установил правила почтительного поведения.

Источник: Китайская мифология. Энциклопедия.

ШУНЬЯ

        (букв, пустое, т. е. бессущностное, ничтожное). Такими, согласно буддийской философии, оказываются все явления во внешнем и внутреннем мире — положение, яростно критиковавшееся индуистскими философами, хотя и находящее себе ближайшую параллель (вероятно, возникшую под буддийским влиянием) в ведантийском понятии майя.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ШУНЬЯ
санскр., букв.- пустота), одно из осн. понятий философии буддизма махаяны. Впервые появляется в «Праджнапарамитасутрах» («Сутрах о высшей мудрости»), но свое полное развитие получает в учении Нагарджуны (школа мадхьямика). Ш. означает психологич. состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы «бытие-небытие» («реальность-нереальность»), «субъект-объект» и т. п., что служит гл. признаком наступления состояния «освобождения», или нирваны. Однако при свойственной буддизму неразличимости психологического и онтологического Ш. может означать и саму пустоту, бессущностность, отсутствие неизменного постоянного начала и т. п.

Источник: Советский философский словарь

Шунь
в китайской мифологии мудрый правитель. Мать Шуня зачала его, увидев на небе большую радугу. Повзрослев, Шунь ушел из дома и занимался земледелием, рыболовством, а затем гончарным ремеслом. Слух о добродетельном Шуне дошел до правителя Яо, и тот вознамерился уступить ему свой престол, но прежде решил испытать Шуня, отдав ему в жены двух своих дочерей. Сводный брат Шуня – Сян, узнав о намерениях Яо, решил погубить Шуня, чтобы завладеть его красавицами-женами и всем имуществом, полученным Шунем от Яо. Однажды отец велел Шуню починить крышу амбара, а Сян и родители подожгли строение. Но Шунь из двух соломенных шляп смастерил крылья и, подобно птице, спустился вниз. Сян пытался погубить брата и другими способами, но тот с помощью своих жен, владевших магией, или благодаря помощи чудесных сил каждый раз оставался жив. Однако Шунь не держал злобу на брата, мачеху и послушного ей отца. Он является символом сыновнего благочестия. Шуню также приписывают усмирение четырех мифических злодеев (Сы сюн) – Хуньдуня, Цюнци, Таоу и Таоте. Он сослал их в отдаленные окраинные земли, повелев охранять границы от призраков и бесов, нападавших на людей. Только после успешного завершения всех этих деяний Яо уступил престол Шуню. Как и своему предшественнику Яо, Шуню пришлось вести длительные и кровопролитные войны с племенами мяо и кунг, постоянно нападавшими на Китай. Шуня изображали в виде горбатого человека с черным цветом кожи, большим лбом и особой драконовой метой посередине лба – характерным знаком большинства древних правителей, подчеркивающим их связь с тотемом.

Источник: Словарь китайской мифологии

ШУНЬЯ
сс. Пустота. Пустотность. Термин обрел значение философской категории в учении Нагарджуны (II—IV вв.), основателя буддийской школы шунья-вада (мадхьямика, мадхьямака). Размышляя над законом взаимозависимого возникновения и существования (пратитьясамутпада). он пришел к его толкованию как закона всеобщей относительности, обусловленности. Все взаимообусловленное не имеет независимой собственной сущности (свабхава), а бессамосущностность (нихсвабхавата) лишает вещи реальности их независимого, самостоятельного бытия. Самосущим, истинно-сущим может быть только абсолют, совокупный мир дхарм (дхарма-дхату, татхата). Он непостижим (ачинтья), не может быть выражен словами (авачья). То, что на мирском уровне воспринимается как проявляющееся и исчезающее, с позиций высшего уровня сознания, высшей истины имеет только имена, номинально (праджняпти). Оно пусто, так как всего лишь относительно, бессамосущностно, как бессамосущностен весь эмпирический мир, элементы бытия (дхарма) и сама пустота. Учение оказало огромное влияние на дальнейшее развитие буддизма. В китайской «Махаяна-шраддхотпада-шастре» абсолют рассматривается в двух аспектах: как истинная пустота и как истинная непустота (ашунья). Изначально он пуст и не имеет самосущих составляющих, что в целом определяется как шуньята, шунья. Одновременно он содержит потенции не омраченных неведением дхарм в вечном, изначально чистом сознании, которое не рождается и не исчезает. Человек воспринимает омраченные дхармы, создавая в своем непросветленном сознании иллюзорную картину мира. Просветленному сознанию мир представляется пустым. Различают теоретический и практический аспекты учения о пустоте. Духовная практика шуньявадинов (мадхьямиков) позволила выделить двадцать видов пустоты: пустоту внутреннего, внешнего, пустоту пустоты, великую пустоту, пустоту природного, пустоту всех дхарм и т.д. Практика созерцания пустоты способствует достижению всеведения и освобождения, которое также признается пустым. Сама пустота ничем не обусловлена и отождествляется с абсолютом, который содержит прошлое, настоящее и будущее, потенции всех вещей и явлений. Переживание его аспектов при созерцании в процессе медитативной практики трактуется как сознание само по себе (свасиддханта), состояние абсолюта.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Похожие термины:

  • ШУНЬЯ, шуньята

    санскр.) — «пустота». В философии Ш. понималась как относительность или условность; являлась фундаментальным понятием для всей махаяны и доминирующей темой для всей праджняпарамитской лит-ры. Тер
  • ШУНЬЯ-ВАДА

    санскр. sunya-vada — учение о пустоте) — 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развиваемое преимущественно школами махаяны и ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхья