ШУЛЬЦ Иоганн ГенрихШУЛЬЦЕ Готлоб Эрнст

ШУЛЬЦЕ

Найдено 2 определения термина ШУЛЬЦЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

ШУЛЬЦ

Schulz), Иоганн Генрих (1739–1823) – нем. просветитель и атеист, склонявшийся к материализму. Получил высшее образование в Галле, был учителем в Берлине. С 1765 – лютеранский пастор. В 1791 отстранен от должности священника по обвинению в атеизме. Осн. содержание соч. Ш. (большей частью анонимно изданных) составляет критика религии. В работе "Филос. рассмотрение теологии и религии" ("Philosophische Betrachturig ?ber Theologie und Religion...", Lpz., 1784) он выводил происхождение религ. представлений из страха и невежества людей. Критикуя идеалистич. рассуждения о духе, Ш. формулировал принципы материалистич. сенсуализма: " наш человеческий рассудок не может мыслить ничего иного, кроме того, что дают ему чувства" ("Bibliothek der deutschen Aufkl?rer des achtzehnten Jahrhunderts", H. 3, В., 1846, S. 23). Проповедовал свободу совести. В работе "Доказательство простирающегося до неба различия между моралью и религией..." ("Erweis des himmelweiten Unterschieds der Moral von der Religion...", Fr./M. – Lpz., 1788) доказывал, что разум и природа служат более надежным источником нравств. поступков, чем религия. Мораль имеет естеств. основание и не нуждается в божеств. санкции. В работе "Разоблаченный Моисей Мендельсон, или Полное объяснение непонятной смертельной досады М. Мендельсона по поводу известия об атеизме Лессинга" Ш., считая Спинозу атеистом, расценивал спинозизм Лессинга как атеизм. Соч.: Versuch einer Anleitung zur Sittenlehre f?r alle Menschen, В., 1783. Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962 (по имен. указат.). О. Фингер. ГДР. Б. Мееровский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШУЛЬЦЕ

Schulze), Готлоб Эрнст (по прозвищу Э н е з и д е м, Aenesidemus, по названию его произведения) (23 авг. 1761 – 14 янв. 1833) – философ-агностик, известен как критик Канта; проф. в Выттенберге, Хельмштедте и Геттингене, где у него учился Шопенгауэр. Гл. возражение Ш. против кантовской философии (высказанное ранее Якоби) заключается в том, что она неправомерно, с т. зр. заявленных ею принципов, расширяет сферу действия причинности. Согласно Ш., Канту не удалось опровергнуть ни субъективный идеализм Беркли, ни скептицизм Юма. Кант не доказал, что нечто, находящееся вне нашего разума, должно быть признано за "вещь в себе", отличную от нашей души, ибо "единственное основание всего нашего познания" ("Aenesidemus...", 1792, В., 1911, S. 200) есть, по Ш., ощущение. Учение Канта о "вещи в себе", по мнению Ш., "догматично" и есть непоследоват. уступка материализму. С др. стороны, обоснование априорного также, с т. зр. Ш., неубедительно, поскольку целиком покоится на "догматическом" утверждении, будто априорность следует из невозможности мыслить иначе. Т.о., Ш. "...открыто защищает скептическую линию в философии..., решительно отвергает всякую вещь в себе и возможность объективного знания..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 128; ср. с. 129, 173, 182–84). Соч.: Kritik der theoretischen Philosophie, Bd 1–2, Hamb., 1801. Лит.: Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 6, СПБ, 1909, с. 54–01; Виндельбанд В., История новой философии..., пер. с нем., 3 изд., т. 2, СПБ, 1913, с. 166–67; История философии, т. 3, М., 1943, с. 128–129; Fischer ?., Von G. ?. Schulze zu .A. Schopenhauer, Aarau, 1901; Wiegershausen H., ?nesidem-Schulze, der Gegner Kants und seine Bedeutung im Neukantianismus, В., 1910. В. Асмус. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ШУЛЬЦЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ШУЛЬЦЕ — 0

Найдено книг по теме ШУЛЬЦЕ — 0

Найдено презентаций по теме ШУЛЬЦЕ — 0

Найдено рефератов по теме ШУЛЬЦЕ — 0