ШУЛЬЦ Иоганн Генрих

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ШУЛЬЦ Иоганн Генрих
(Schulz, 1769—1823) - нем. просветитель-атеист, автор ряда анонимно изданных книг («Филос. рассмотрение теологии и религии» и др.), направленных против религии. Бога и духов он считал порождением ошибочных умозаключений, химерой. С необычайным полемич. жаром он отстаивал право человека на атеизм, отвергал обвинение атеистов в безнравственности и подчеркивал, что мораль имеет естеств. обоснование. То, что выдается за религ. мораль, утверждал он, на самом деле представляет собой лишь положения естеств. морали, изуродованные верой в бога. В 1791 Ш. был привлечен к суду и отстранен от должности сельского священника, к-рую он занимал до этого.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ШУЛЬЦ Иоганн Генрих (1739-1823)
нем. просветитель, с 1765 — лютеран, пастор. В работах «Философское рассмотрение теологии и религии вообще и иудейской в частности» (1784) и «Доказательство огромного различия между моралью и религией» (1788) выступил против религии. Идея бога, по Ш., есть перенесение черт деятельности человека на некое высш. существо; религия -результат страха и невежества, носит исторически преходящий характер. Отвергал обвинения атеистов в аморализме и фанатизме. Религия и мораль, по Ш., несоединимы; религ. предписания безосновательны и бесполезны, естеств. мораль основана на разуме и составляет духовное богатство человека. Религ. мораль есть искаженная естеств. мораль. За критику религии Ш. в 1791 был привлечен к суду и отстранен от должности священника.

Источник: Атеистический словарь

ШУЛЬЦ Иоганн Генрих

(1739–1823) – нем. просветитель и атеист, склонявшийся к материализму. Получил высшее образование в Галле, был учителем в Берлине. С 1765 – лютеранский пастор. В 1791 отстранен от должности священника по обвинению в атеизме. Осн. содержание соч. Ш. (большей частью анонимно изданных) составляет критика религии. В работе "Филос. рассмотрение теологии и религии" ("Philosophische Betrachturig ?ber Theologie und Religion...", Lpz., 1784) он выводил происхождение религ. представлений из страха и невежества людей. Критикуя идеалистич. рассуждения о духе, Ш. формулировал принципы материалистич. сенсуализма: " наш человеческий рассудок не может мыслить ничего иного, кроме того, что дают ему чувства" ("Bibliothek der deutschen Aufkl?rer des achtzehnten Jahrhunderts", H. 3, В., 1846, S. 23). Проповедовал свободу совести. В работе "Доказательство простирающегося до неба различия между моралью и религией..." ("Erweis des himmelweiten Unterschieds der Moral von der Religion...", Fr./M. – Lpz., 1788) доказывал, что разум и природа служат более надежным источником нравств. поступков, чем религия. Мораль имеет естеств. основание и не нуждается в божеств. санкции. В работе "Разоблаченный Моисей Мендельсон, или Полное объяснение непонятной смертельной досады М. Мендельсона по поводу известия об атеизме Лессинга" Ш., считая Спинозу атеистом, расценивал спинозизм Лессинга как атеизм. Соч.: Versuch einer Anleitung zur Sittenlehre f?r alle Menschen, В., 1783. Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962 (по имен. указат.). О. Фингер. ГДР. Б. Мееровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.