ШТУМПФ Карл

Найдено 3 определения термина ШТУМПФ Карл

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ШТУМПФ (Stumpf) Карл

род. 21 апр. 1848, Визентхейд, Нижняя Франкония - ум. 25 дек. 1936, Берлин) - нем. психолог и философ; профессор (с 1894). В основном занимался психологическими проблемами восприятия тона и поэтому благожелательно относился к музыковедению. Логику и теорию познания строил на основе психологии, не впадая, однако, при этом в психологизм. Проводимое им под влиянием Брентано отделение явления (т.е. чувственного содержания образов, сохраняющихся в памяти) от функций (актов, состояний, переживаний) оказало большое влияние на Гуссерля. По его мнению, прогрессивное развитие в сфере психического не всегда подчинено прогрессивному развитию в сфере физического. Осн. произв.: "Tonpsychologie", 2 Bde., 1883-1890; "Erscheinungen und Funktionen", 1907; "Zur Einteilung der Wissenschaften", 1907; "Die Anfдnge der Musik", 1911 (рус. пер. "Происхождение музыки". Л., 1927); "Gefьhl und Gefьhlsempfindung", 1928; "Erkenntnislehre", 1939-1940.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШТУМПФ Карл

(21 апр. 1848 – 25 дек. 1936) – нем. философ и психолог. С 1873 –профессор (преемник Ф. Брентано) в Вюрцбурге, позднее – профессор в Галле, Праге и Мюнхене, а с 1894 – в Берлине. Основал Психологич. ин-т при Берлинском ун-те. Взгляды Ш. сложились под влиянием идей Брентано (см. Феноменология) о применении к философии методов точных наук. В философии Ш. выступал последователем эмпиризма, призывая к возрождению традиции Локка и Лейбница и к преодолению спекулятивных тенденций нем. идеализма – "темного века философии" Канта и Гегеля. Ш. стремится найти новый путь для философии между современным ему психологизмом (как сведением филос. проблем к психологическим) и антипсихологизмом неокантианства. В историю философии Ш. вошел прежде всего как один из теоретиков феноменологии, будучи связующим звеном между учениями Брентано и Гуссерля (последний был учеником Ш. в период своего пребывания в Галле в 1884–88 и посвятил Ш. свои "Логич. исследования"). Ш. предвосхитил осн. идеи гештальтпсихологии; как психолог известен в основном двумя работами – "О психологич. происхождении пространств. представлений" ("?ber psychologischen Ursprung der Raumvorstellung", Lpz., 1873) и "Психология музыкальных восприятий" ("Tonpsychologie", Bd 1–2, Lpz., 1883–90), в к-рой Ш. явился пионером. Здесь Ш. выступает против объективных методов Гельмгольца, выдвигая невозможность жесткого различения между физич. и психич. явлениями и необходимость изучения целостных комплексов. В своей системе феноменологии (сформулированной в 1905–06) Ш. уже утверждает существование особой сферы феноменов как непосредственных первичных данных нашего опыта, одинаково "нейтральных" по отношению к психологии, физиологии и физич. наукам. Их изучение – объект новой науки – феноменологии, к-рая служит основанием отд. наук как о природе, так и о человеке и является как таковая преднаукой (Vorwissenschaft). Сами феномены не подлежат дальнейшей редукции не из-за ограниченности психич. способностей, но в силу присущих им структурных свойств (так, цвет не может быть без протяжения, протяжение же представимо и без цвета). Задача феноменологии – описание этих первичных данностей самих по себе, вне зависимости от их каузальных отношений, эмпирическим, в том числе и экспериментальным, методом; однако выдвинутая Ш. идея экспериментальной феноменологии не получила в дальнейшем развития. С т. зр. "чистой феноменологии" Гуссерля, система Ш. являлась лишь психологич. доктриной, ограниченной сырым материалом опыта, не "очищенного" феноменологической редукцией. Ш. в свою очередь подверг учение Гуссерля подробной критике в своей посмертно изданной системе гносеологии ("Теория познания" – "Erkeinntnislehre", Lpz., 1939). Ш. писал также по вопросам истории философии и этики. Соч.: [Автобиография], в кн.: Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 5, Lpz., 1924; в рус. пер. – Явления и психические функции, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 4, СПБ, 1913; Душа и тело, там же, сб. 8. Лит.: Кунцман А. И., Психология мышления Ф. Брентано, Г. Уфуэса, Э. Гуссерля и К. Штумпфа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 16, СПБ, 1914; Festschrift С. Stumpf zum 75. Geburtstag, в сб.: Psychologische Forschung, Bd 4, В., 1923; K?hler W., С. Stumpf zum 21. April 1928, "Kantstudien", 1928, Bd 33, H. ?; Hartmann ?., Ged?chtnisrede auf С. Stumpf, В., 1937. Д. Ляликов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШТУМПФ Карл

21 апреля 1848, Визентхайд, Бавария — 25 декабря 1936, Берлин) — немецкий философ и психолог. Обучался праву в Вюрцбурге. Под влиянием Ф. Брентано обратился к философии и психологии. Защитил диссертацию (1868) по теме «Платон и теория блага». Г. Фехнер ввел Штумпфа в область экспериментальной психологии. В 1873— 79 — профессор кафедры философии в Вюрцбурге (по рекомендациям Брентано и Лотце), в 1879—84 — в Праге, в 1884— 89 — в Галле, в 1889—93 — в Мюнхене. В 1894—1923 — в Берлине. В 1907—08 — ректор Берлинского университета. По рекомендации Брентано в 1886 к Штумпфу в йлле на должность приват-доцента приехал Э. Гуссерль (свои «Логические исследования» он посвятил Штумпфу). В 1896 Штумпф вместе с Т. Липпсом организовал в Мюнхене Третий международный конгресс по психологии. Являлся основателем Архива фонограмм (мелодии и ритмы примитивных народностей, фольклористика), а также «Общества детской психологии» (Gesellschaft fur Kinderpsychologie). Основной труд Штумпфа — «Психология музыкальных восприятий» (Tonpsychologie, 1883, Bd. l, 1890, Bd. 2).

Согласно Штумпфу, психология (называемая им феноменологией) есть пропедевтическая фундаментальная наука (Vorwissenschaft), построение которой станет основой частных наук о природе и человеке. Ее задача — описание, эмпирическое исследование т. н. «первичных» и «вторичных» феноменов, а также «психических функций», вне зависимости от их причинных отношений. Феномены не подлежат сведению к более элементарным элементам в силу присущих им структурных свойств. Тематическая область «феноменологии» разделяется Штумпфом на три основные части: 1) «феномены» — содержание чувств или воображения; 2) «психические функции» — восприятие, ведение, желание и проч.; функции в свою очередь подразделяются не «интеллектуальные» (восприятие, разумение и суждение) и «эмоциональные» (аффективные, представленные биполярными отношениями: «радость—горе», «поиск—избегание»), 3) «имманентные отношения» между функциями и феноменами. В 1907 и 1916 Штумпф вводит понятие «ощущение чувств» (Gefiihlsempfindungen): ощущение, содержанием которого является чувство. Брентано и Штумпфа иногда называют основателями т. н. «функциональной психологии»: центральным является различение между актом (напр., слышания) и содержанием. Штумпф выступает против жесткого различения между психическими и физическими феноменами: акт ощущения имеет физическую природу («функция» — всегда является физической), содержание же его «феноменологично». Новое по отношению к Брентано заключалось в том, что в «психологию актов» был введен метод эксперимента. Идеи Штумпфа были подвергнуты критике Гуссерлем и Вундтом. Одним из главных понятий психологии звука Штумпфа является «сплавление» звуков: множественность звуков, которые в сознании образуют единство, целое созвучие. Диссонанс — «индивидуация» звуков из этого единства. Среди закономерностей «слияния» Штумпф выделял следующие: степень слияния не зависит от (области) звука, его силы; степень слияния двух звуков не зависит от удовольствия, вызываемого третьим, четвертым и т. д. звуками; слияние сохраняется (в т. ч. и по своей силе) также и в том случае, если оба звука воспиринимаются левым и правым ухом соответственно. Влияние Вундта способствовало закреплению за психологией статуса самостоятельной эмпирической дисциплины; его идеи развивали такие психологи, как К. Коффка и В. Кохлер.

Соч.: Uber den psychologischen Ursprung der Raumvorstellung. Lpz., 1873; Leib und Seele. Lpz., 1903; Erscheinungen und Funktionen. B., 1907; Zur Einteilung der Wissenschaften, 1907; Philosophische Reden und Vortrage. Lpz., 1910; Franz Brentano. Munch., 1919; Gefuhl und Gefuhlsempfindung, 1928; Erkenntnislehre, 1939-40, Bd. 1-2; Душа и тело.— В сб.: Новые идеи в философии, сб. 4. СПб., 1913; Происхождение музыки. Л., 1927.

Лит.: Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellung, vol. V. Lpz., 1924, S. 205—265; Явления и психические функции.— В сб.: Новые идеи в философии, сб. 4. СПб., 1913; КунцманА.И. Психология мышления Фр. Брентано, Г. Уфуэса, Э. Гуссерля и К. Штумпфа.— В сб.: Новые идеи в философии, сб. 16. СПб., 1916.

И. А, Михайлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ШТУМПФ Карл — 0

Найдено научныех статей по теме ШТУМПФ Карл — 0

Найдено книг по теме ШТУМПФ Карл — 0

Найдено презентаций по теме ШТУМПФ Карл — 0

Найдено рефератов по теме ШТУМПФ Карл — 0