ШТИРНЕР Макс

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШТИРНЕР Макс

род. 25 окт. 1806, Байрейт - ум. 26 июня 1856, Берлин) - нем. философ; сторонник Гегеля и Фейербаха; левый гегельянец, теоретик анархизма. Пытался в своем главном произв. - "Единственный и его собственность" (рус. пер. 1922) - доказать, что единственной реальностью является индивид, Я, что нечто лишь постольку имеет ценность, поскольку оно служит Я: у Меня нет ничего, кроме Меня. Философия Штирнера является образцовым, классическим примером последовательного эгоизма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШТИРНЕР Макс

немецкий философ (Байрейт, 1806 — Берлин, 1856). Его главное сочинение — «Единственный и его собственность» (1845) защищает индивидуализм, граничащий с произволом. Он писал, в частности: «Для меня нет ничего выше, чем «Я»... я объявляю войну всякому государству, даже демократическому». Его яростные нападки на государство и религию, преувеличенное внимание к личным желаниям, которые должны стать гарантами свободы, непосредственный и сентиментальный стиль его романтических произведений напоминают некоторые черты анархистской литературы. В 1852 г. написал работу «История реакции».

Источник: Философский словарь

Штирнер, Макс
1805 - 1856) - псевдоним немецкого писателя Иоганна Каспара Шмидта. Долгое время Штирнер был преподавателем берлинских учебных заведений и сотрудничал в издававшейся Марксом "Новой Рейнской Газете". В 1845 г. Штирнер выпустил книгу "Единственный и его достояние", в которой изложил свои философские взгляды, сводящиеся к проповеди ничем неограниченного эгоизма. Отстаивая безусловную свободу личности, Штирнер восставал против всякой государственности и требовал перехода к полной анархии. Против крайнего индивидуализма Штирнера выступил, между прочим, Фейербах, доказывавший, что реальная человеческая личность может жить и развиваться только в общении с другими личностями, только в обществе. Поэтому в полемике с Штирнером Фейербах назвал свою точку зрения "коммунистической". /Т. 6/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ШТИРНЕР Макс
(псевдоним Каспара Шмидта) — философ; р. 25.10. 1806 (Байрейт) — ум. 26.6. 1856 (Берлин); сторонник Гегеля и Фейербаха; левый гегельянец, пытался в своем главном произведении — «Der Einzige und sein Eigentum», 1845 (рус. пер.: Единственный и его достояние, 1906; Единственный и его собственность, 1918) — доказать, что единственной реальностью является индивид, Я, что нечто лишь постольку имеет ценность, поскольку оно служит Я: «У Меня нет ничего, кроме Меня». Философия Штирнера является образцовым, классическим примером последовательного индивидуализма. Маркс и Энгельс резко критиковали его в «Немецкой идеологии» (раздел «Святой Макс»). Другие произведения: Geschichte der Reaktion, 2 Bde., 1852; Kleinere Schriften, 1898; Das unwahre Prinzip unserer Erziehung, 1927.
J. H. Mackay. M. S., 1898 (Repr. 1977); H. Engert. Das histor. Denken M. S. s, 1911 (mit Bibi.); К. A. Mautz. Die Philos. M. S. s im Gegensatz zum Hegelschen Idealismus, 1936; С. A. Emge. M. S. — Eine geistig nicht bewältigte Tendenz, 1964; B. Käst. Die Thematik des «Eigners» in der Philos. M. S. s, 1979; U. Simon. Zur Kritik der Philos. M. S. s, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Штирнер Макс
 (1806—56), псевдоним Каспара Шмидта, — нем. философ-идеалист, основатель анархического индивидуализма, примыкал к младогегельянцам. В 1844 выпустил книгу «Единственный и его собственность», в к-рой развил систему анархизма. Единственная реальность, по Ш., — это «Я», эгоист, а весь мир — его собственность. Понятия морали, права, закона, об-ва и т. п. отбрасываются и объявляются «призраками», «стеснительной шелухой». Каждый является сам источником морали и права. Частная собственность, по Ш., должна быть сохранена, т. к. в ней выражается самобытность «Я». Общественный идеал Ш. — «союз эгоистов», в к-ром каждый видит в другом лишь средство для достижения своих целей. Рассматривая историю как продукт идей, Ш. считал, что, преодолевая господствующие понятия, можно изменить общественные отношения. Ш. резко выступал против коммунизма и революционной борьбы пролетариата. За внешне «бунтарскими» лозунгами Ш. скрываются интересы мелкого буржуа, стремящегося сохранить свое хозяйство от разорения. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» подвергли всесторонней критике умозрительный идеализм Ш., показав его оторванность от реальных общественных отношений Германии середины 19 в.

Источник: Философский словарь. 1963

ШТИРНЕР Макс
псевд.; наст. имя и фам. — Каспар Шмидт, Schmidt) (25 октября 1806, Байрейт, — 26 июня 1856, Берлин) — немецкий философ-младогегельянец, теоретик анархизма. В кн. «Единственный и его собственность» (1844, рус. пер. 1918) пытался последовательно отстаивать солипсизм в антропологии, этике и праве. Основная мысль Штирнера состоит в том, что идеалы и социальные атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирическая личность единична. Поэтому все, что относится к «человеку» вообще, не относится к данному («единственному») «Я». Понятия «человек», «право», «мораль» и т. п. трактовались им как «призраки», отчужденные формы индивидуального сознания. Отрицая всякие нормы поведения, он утверждал, что первоисточники права и морали — сила и могущество личности. Произвол индивида устанавливает истинность того или иного положения («Я — критерий истины»). Индивид должен искать не социальную, а свою собственную свободу, поскольку за каждым социальным образованием скрываются эгоистические интересы отдельных лиц. Индивидуализм, нигилизм и анархизм оказываются общим итогом воззрений Штирнера, которые были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (см. Соч., т. 3, с. 103—452). Соч.: Geschichte der Reaktion, Abt. 1-2. В., 1852. Лит.: Плеханов Г. В. Анархизм и социализм.— Соч., т. ГУ. М., 1925; Курчинский М. А. Апостол эгоизма. М. Штирнер и его философия анархии. П., 1920; Aux sources de lexistentialisme M. Stimer. P., 1954 (лит.); EmgeK.A. M. Stimer. Eine geistig nicht bewaltige Tendenz. Mainz, 1964.
А. А. Митюшин

Источник: Новая философская энциклопедия

ШТИРНЕР (Stirner) Макс
псевдоним Шмидта Иоганна Каспара) (1806-56) - нем. философ-идеалист. В своем гл. соч. «Единственный и его достояние» (1845) изложил этическую теорию, основанную на принципах «чистого эгоизма». Конкретную индивидуальную личность («мое Я») во всем ее своеобразии, «единственности» Ш. объявил высшей реальностью, творцом всех ценностей в мире. Подметив свойственную буржуазному об-ву тенденцию к обезличиванию человеческих отношений, к превращению человека в простой придаток социального целого, Ш. сделал отсюда вывод о том, что любые общественные институты, моральные нормы, законы и т. п. враждебны личности. Все надындивидуальное, социальное предстает в его изображении как нечто абсолютно чуждое личности, мешающее ее свободному проявлению. Это мир призраков, фантомов, к-рым люди подчиняются, поскольку они не освободились еще от фетишистского преклонения перед созданиями собственного разума (от «одержимости»). Отсюда и моральное сознание, ориентирующееся на общественное мнение, представляет собой, по Ш., не что иное, как разновидность религиозного, т. е. рабского, сознания, а нормы нравственности, по сути дела, религиозные догматы. Чтобы стать подлинно свободным, человек должен отбросить такие сковывающие его сознание понятия, как нравственный долг, обязанность, и руководствоваться не к.-л. общественными установками, а лишь собственными интересами. Личное благо - вот верховный принцип человеческого бытия. К области личного Ш. относит не только свойственный отдельному человеку мир мыслей, переживаний, поступков; все существующее в мире (в т. ч. и др. люди) рассматривается им лишь под углом зрения того, как оно служит утверждению конкретного индивида, объявляется его достоянием (собственностью). Ш. окружающим его миром, опираясь лишь на свою силу, исходя из своих внутренних возможностей. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» подвергли резкой критике крайний индивидуализм и идеализм этики Ш., вскрыли ее считает, что человек владеет внеисторический характер.

Источник: Словарь по этике

ШТИРНЕР Макс

(псевдоним; наст. имя и фамилия – Каспар Ш м и д т; Schmidt) (25 окт. 1806 – 26 июня 1856) – мелкобурж. нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В кн. "Единственный и его достояние" (Lpz., 1845; рус. пер., М., 1906) Ш., отправляясь от идеи самосознания Штрауса, развил субъективно-идеалистич. версию младогегельянства. Не только религию, но и все социальные институты – гос-во, право, семью, собственность и т.п., он объявлял уродливыми порождениями сознания отдельной личности. Отсюда проистекали крайний эгоизм, концепция, согласно к-рой никаких объективных и необходимых связей индивидов в обществе не существует, и анархизм, согласно к-рому личность не должна признавать никаких обязательных для себя обществ. установлении. Вместе с тем частная собственность представлялась Ш. необходимой формой реализации "Я" и тем самым вечным установлением. Взгляды Ш. были мелкобурж. протестом против бурж. строя. Он не понимал классовой структуры общества, отождествлял пролетариев с пауперами, выступал против коммунизма, противопоставляя ему свой "совершеннейший эгоизм". Взгяды Ш. имели в 40–50-х гг. значит. успех среди бунтарски настроенной мелкобурж. интеллигенции и оказали влияние на Бакунина и Ницше. Маркс и Энгельс дали в "Немецкой идеологии" (см. "Святой Макс", в кн.: Соч., 2 изд., т. 3, с. 103–452) уничтожающую критику субъективного идеализма, мелкобурж. индивидуализма и анархизма Ш., показали полную несостоятельность штирнеровской критики коммунизма. Соч.: Die National-Oekonomen der Franzosen und Engl?nder, Bd 1–4, Lpz., 1845–47, Geschichte der Reaktion, Abt. 1–2, В., 1852, Kleinere Schnften, 2 Aufl., ?., 1914. Лит.: Маркс К., Энгельс ?., Соч., 2 изд., т. 7, с. 441–45, т. 21 (см. указатель имен), Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, ?., 1925, Саводник В., Ницшеанец 40-х годов M. III. и его философия эгоизма, ?., 1902, Маккай Д. Г., M. Ш., его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1907, Шельвин Р., М. Ш. и Ф. Ницше, пер. с нем., ?., 1909, Курчинский M. A., Апостол эгоизма ?. Ш. и его философия анархизма, ?., 1920, Серебряков ?., ?. Ш. перед судом Маркса и Энгельса, "Книга и революция", 1922, No 3(15), Багатурия Г. А., К истории написания, опубл. и исследования "Нем идеологии" Маркса и Энгельса, в сб. Из истории формирования и развития марксизма, ?., 1959, Ойзерман ?. И., Формирование философии марксизма, ?., 1962, с. 407–17, Hess M., Die letzten Philosophen, Darmstadt, 1845, Sсhellwien R., M. Stirner und F. Nietzsche, Lpz., 1892, ?ngert H., Das histonsche Denken M. Stirners, Lpz., 1911, Mautz K. A., Die Philosophie M. Stirners un Gegensatz zum Hegelschen Ideahsmus, ?., 1936, Arvon ?., Aux sources de l´existentialisme M. Stirner, ?., 1954 (есть библ.), Fetscher I., Die Bedeutung M. Stirners f?r die Entwicklung des historischen Materialismus, "Z. philos. Forschung", 1952, Jg. 6, Bd 52, H 3, S 425, Emge К. A., M. Stirner Eine geistig nicht bew?ltigte Tendenz, Mainz, 1964. A. Панфилова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШТИРНЕР (Stirner) Макс (наст, имя - Каспар Шмидт) (1806-1856)
немецкий философ, теоретик индивидуалистического анархизма. Основной философский труд - "Единственный и его собственность" (1845), принесший его создателю значительную известность, но вскоре забытый и вновь обретший признание в качестве классики анархических учений через 20 лет после смерти автора. Эта книга, по выражению М. Кроненберга, - крик угнетенной индивидуальности против порабощения государственным деспотизмом. Бернштейн и Плеханов считали Ш. наиболее последовательным и радикальным из всех известных анархистов. Согласно Ш., жизнь человека с самого рождения проходит в борьбе с окружающим миром. В этой борьбе человек утверждает себя в качестве "единственного" - ни на кого и ни на что не похожего существа. Одновременно человек формируется обществом в качестве обладателя духа - творца и собственника мыслей, идей. Идеи отечества, нравственности, законности, благочестия, богобоязни, общие для разных людей, для человеческих масс, довлеют над человеком, сковывают его свободу. Они - не более чем призраки, но, будучи навязываемы каждому человеку при помощи насилия, они приобретают характер реальных институтов. Такими же призраками являются государство, право, собственность, семья, религия и т.д. Человек должен преодолеть призраки, освободиться от них, утвердив себя в качестве собственника мира предметного и мира духовного. Для этого необходимо вернуться к самому себе, реабилитировать свой естественный эгоизм и индивидуализм, научившись отдавать предпочтение личному перед "духовным". С позиций гуманного эгоизма Ш. критикует и либерализм, и социализм. Либералы, по Ш., проповедуют свободу индивидов только на словах, на деле же они освящают подчинение индивидов буржуазной законности. На смену тирании властителей феодальной эпохи приходит тирания либеральных законов, написанных людьми для того, чтобы подчинить людей власти денег, заставить неимущих служить имущим. Социалисты же, по Ш., стремятся уравнять собственность путем уничтожения частной собственности. Но стоит сделать это, и все окажутся нищими, абсолютно беспомощными перед высшим собственником - государством. Именно таков, по Ш., так называемый пролетарский, коммунистический идеал. То, что коммунист видит в человеке брата, по Ш., только воскресная праздничная сторона коммунизма. С будничной же стороны он рассматривает человека как работника на государство. Такой фанатизм свободы оборачивается государственным деспотизмом худшего толка. Но и под владычеством либерального государства нет подлинных собственников. Истинным собственником собственников остается само государство, люди - только держатели и пользователи собственности. Каждый человек принадлежит отечеству, государству в качестве его собственности. Выход из этого тупика, обусловленного подчинением человека собственности, заключается в том, чтобы отобрать у слуг государства власть, которую индивиды дали им в неведении своей силы. Веление эгоизма состоит в том, что каждый сам наделяет себя собственностью, берет себе столько, сколько ему нужно. Средства же для этого можно получить путем освобождения труда. Нужно не ждать справедливого распределения от начальства, а умножить свободным трудом присваиваемые средства для жизни. Люди должны научиться добывать себе все, что нужно для жизни, не отнимая у других. А для этого нужно уничтожить государство и заменить его системой союзов, свободных ассоциаций. В таком союзе "единственный" свободно соединяется с другим для осуществления своей цели, и так же свободно разделяется с ним. В союзе каждый живет эгоистично, союз - собственность каждого. Методом уничтожения государства является всеобщее восстание. Такое восстание, по своей сути, противоположно революции. Если революция есть политическое и социальное деяние, имеющее целью создание новых учреждений, то восстание есть деяние отдельных личностей, которое позволит людям самим себя устраивать. Только при таком устройстве человек сможет по-настоящему наслаждаться жизнью, вместо того, чтобы тратить всю жизнь на удовлетворение нужд для жизни. Взгляды Ш. оказали и продолжают оказывать значительное влияние на "левую" интеллигенцию.
Л.В. Кривицкий

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
109.81 кб

Три этюда толерантности в либерализме Макса Штирнера

Таирова Нэлли Михайловна
В статье рассматривается работа немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность» (1844). Автор исследует три модели либерализма, выделенные М. Штирнером: политический, социальный и гуманный.
Читать PDF
14.13 мб

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ И МАКС ШТИРНЕР (К постановке проблемы)

Кибальник Сергей Акимович
В своих произведениях Достоевский изображал различные варианты героев-индивидуалистов, которые вот уже почти на протяжении столетия возводятся исследователями в той или иной степени к трактакту Макса Штирнера «Единственный и его с