род. 25 окт. 1806, Байрейт - ум. 26 июня 1856, Берлин) - нем. философ; сторонник Гегеля и Фейербаха; левый гегельянец, теоретик анархизма. Пытался в своем главном произв. - "Единственный и его собственность" (рус. пер. 1922) - доказать, что единственной реальностью является индивид, Я, что нечто лишь постольку имеет ценность, поскольку оно служит Я: у Меня нет ничего, кроме Меня. Философия Штирнера является образцовым, классическим примером последовательного эгоизма.
ШТИРНЕР Макс
Источник: Философский энциклопедический словарь
немецкий философ (Байрейт, 1806 — Берлин, 1856). Его главное сочинение — «Единственный и его собственность» (1845) защищает индивидуализм, граничащий с произволом. Он писал, в частности: «Для меня нет ничего выше, чем «Я»... я объявляю войну всякому государству, даже демократическому». Его яростные нападки на государство и религию, преувеличенное внимание к личным желаниям, которые должны стать гарантами свободы, непосредственный и сентиментальный стиль его романтических произведений напоминают некоторые черты анархистской литературы. В 1852 г. написал работу «История реакции».
Источник: Философский словарь
J. H. Mackay. M. S., 1898 (Repr. 1977); H. Engert. Das histor. Denken M. S. s, 1911 (mit Bibi.); К. A. Mautz. Die Philos. M. S. s im Gegensatz zum Hegelschen Idealismus, 1936; С. A. Emge. M. S. — Eine geistig nicht bewältigte Tendenz, 1964; B. Käst. Die Thematik des «Eigners» in der Philos. M. S. s, 1979; U. Simon. Zur Kritik der Philos. M. S. s, 1982.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философский словарь. 1963
А. А. Митюшин
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: Словарь по этике
(псевдоним; наст. имя и фамилия – Каспар Ш м и д т; Schmidt) (25 окт. 1806 – 26 июня 1856) – мелкобурж. нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В кн. "Единственный и его достояние" (Lpz., 1845; рус. пер., М., 1906) Ш., отправляясь от идеи самосознания Штрауса, развил субъективно-идеалистич. версию младогегельянства. Не только религию, но и все социальные институты – гос-во, право, семью, собственность и т.п., он объявлял уродливыми порождениями сознания отдельной личности. Отсюда проистекали крайний эгоизм, концепция, согласно к-рой никаких объективных и необходимых связей индивидов в обществе не существует, и анархизм, согласно к-рому личность не должна признавать никаких обязательных для себя обществ. установлении. Вместе с тем частная собственность представлялась Ш. необходимой формой реализации "Я" и тем самым вечным установлением. Взгляды Ш. были мелкобурж. протестом против бурж. строя. Он не понимал классовой структуры общества, отождествлял пролетариев с пауперами, выступал против коммунизма, противопоставляя ему свой "совершеннейший эгоизм". Взгяды Ш. имели в 40–50-х гг. значит. успех среди бунтарски настроенной мелкобурж. интеллигенции и оказали влияние на Бакунина и Ницше. Маркс и Энгельс дали в "Немецкой идеологии" (см. "Святой Макс", в кн.: Соч., 2 изд., т. 3, с. 103–452) уничтожающую критику субъективного идеализма, мелкобурж. индивидуализма и анархизма Ш., показали полную несостоятельность штирнеровской критики коммунизма. Соч.: Die National-Oekonomen der Franzosen und Engl?nder, Bd 1–4, Lpz., 1845–47, Geschichte der Reaktion, Abt. 1–2, В., 1852, Kleinere Schnften, 2 Aufl., ?., 1914. Лит.: Маркс К., Энгельс ?., Соч., 2 изд., т. 7, с. 441–45, т. 21 (см. указатель имен), Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, ?., 1925, Саводник В., Ницшеанец 40-х годов M. III. и его философия эгоизма, ?., 1902, Маккай Д. Г., M. Ш., его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1907, Шельвин Р., М. Ш. и Ф. Ницше, пер. с нем., ?., 1909, Курчинский M. A., Апостол эгоизма ?. Ш. и его философия анархизма, ?., 1920, Серебряков ?., ?. Ш. перед судом Маркса и Энгельса, "Книга и революция", 1922, No 3(15), Багатурия Г. А., К истории написания, опубл. и исследования "Нем идеологии" Маркса и Энгельса, в сб. Из истории формирования и развития марксизма, ?., 1959, Ойзерман ?. И., Формирование философии марксизма, ?., 1962, с. 407–17, Hess M., Die letzten Philosophen, Darmstadt, 1845, Sсhellwien R., M. Stirner und F. Nietzsche, Lpz., 1892, ?ngert H., Das histonsche Denken M. Stirners, Lpz., 1911, Mautz K. A., Die Philosophie M. Stirners un Gegensatz zum Hegelschen Ideahsmus, ?., 1936, Arvon ?., Aux sources de l´existentialisme M. Stirner, ?., 1954 (есть библ.), Fetscher I., Die Bedeutung M. Stirners f?r die Entwicklung des historischen Materialismus, "Z. philos. Forschung", 1952, Jg. 6, Bd 52, H 3, S 425, Emge К. A., M. Stirner Eine geistig nicht bew?ltigte Tendenz, Mainz, 1964. A. Панфилова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Л.В. Кривицкий
Источник: Новейший философский словарь