ШТЕЙНЕР Рудольф

Найдено 4 определения термина ШТЕЙНЕР Рудольф

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф

род. 27 февр. 1861, Хорватия - ум. 30 марта 1925, Дорнах, близ Базеля) - нем. философ-мистик, писатель. Издал (1883- 1897), после предварительного изучения, работы Гете по естествознанию; с 1902 - генеральный секретарь нем. секции теософического общества; основал в 1912 антропософическое общество (см. Антропософия). Осн. произв.: "Goethes Weltanschauung", 1897; "Theosophie", 1904; "Wie erlangt man Erkenntnisse der hцheren Welten?", 1909; "Die Geheimwissenschaft im Umri", 1910; "Die Rдtsel der Philosophie", 1914; "Vom Menschenrдtsel", 1916; "Von Seelenrдtseln", 1917; "Mein Lebensgang", 1925.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШТЕЙНЕР Рудольф

27.2.1861, Кралевич, Хорватия, - 30. 3. 1925, Дорнах, близ Базеля), нем. философ-мистик, основатель антропософии. Последователь натурфилософии Гете, редактор и комментатор его естеств.-науч. соч. в 1883-97. Испытал влияние эволюц. учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее - философии жизни Ницше. В 1902 перешел к теософии, возглавив нем. секцию Теософского об-ва; после конфликта с ним (из-за провозглашения Кришнамурти новым мессией) основал в 1913 Антропософское об-во с центром в г. Дорнах (Швейцария).

Учение Ш. о человеке - антропософия - мыслилось им как путь к раскрытию заключенных в человеке «тайных» духовных сил с помощью особой системы воспитания. Работы Ш. и его доклады охватывали проблемы педагогики, образования, отд. видов иск-в, медицины, космологии, религии, истолковываемые нередко в духе оккультизма. Выступал также как автор театрализованных представлениймистерий, как скульптор и архитектор.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф

1861-1925) - нем. мистик. Род. в Хорватии в католической семье. Образование получил в Политехническом институте в Вене. Первоначально взгляды Ш. формировались под влиянием органицистских идей нем. натурфилософии. В 1880-90-е он изучал и издавал естественнонаучные работы Гете. Его "Философия свободы" (1894) еще не содержит мистических представлений, однако в критике "механистической науки" и противопоставлении ей "монистического", органического способа познания Ш. открывает путь к мистицизму. Этому же способствовали его занятия философией Ницше ("Фридрих Ницше: борец против своего времени", 1895), вызвавшие у Ш. интерес к индийской философии. В 1902 он возглавил нем. отделение Теософского общества, активно пропагандировал теософские идеи в своих многочисленных лекциях и публикациях. Конфликт с Анни Безант привел к разрыву Ш. с Теософским обществом и оформлению им собственной ветви эзотерического учения, которую Ш. назвал "антропософией". В начале первой мировой войны Ш. переселился в Швейцарию, в Дорнах близ Базеля. Там по его проекту ученики и последователи Ш. (среди которых были и русские - А. Белый, М. Волошин и др.) построили антропософский храм, Гетеанум, который, правда, просуществовал недолго и сгорел в 1923. Антропософию Ш. представлял как "духовную науку", претендующую на известную точность и имеющую практические выходы в социальную сферу (в 1919 Ш. выступил с программой создания "органического общества"), в психологию и педагогику (идеи Ш., реализованные первоначально в Вальдорфской школе в Штутгарте, достаточно широко распространены и ныне в так называемой "вальдорфской педагогике" в Германии) и даже в сельское хозяйство (перед смертью Ш. прочитал курс "органической агрикультуры", в котором призывал отказаться от машинной техники и химических удобрений, ведущих к утрате мистических связей с "физическими и духовными силами Земли").

Очерк тайноведения. Л., 1991; Очерк теории познания Гетевского мировоззрения. М., 1993.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

ШТЕЙНЕР Рудольф

(27 февр. 1801 – 30 марта 1925) – нем. философ и мистик, основатель антропософии. Уроженец Хорватии. Воспитывался в католич. семье. Увлекался естествознанием и натурфилософией Гете. Был сотрудником архива Гете в Веймаре, редактором и комментатором 90-томного собр. соч. Гете, воздействие к-рого сказалось на филос. соч. Ш. "Философия свободы" ("Philosophie der Freiheit", В., 1894). Взгляды Ш. подверглись влиянию Ницше ("Ф. Ницше – борец против своего времени" – "F. Nietzsche, ein K?mpfer gegen seine Zeit", 2 Aufl., В., 1895), от идеи к-рого о "вечном возвращении" он перешел к изучению инд. философии. В 1902 Ш. обратился к теософии. Возглавил герм, отдел Теософского об-ва, где он развил исключительно бурную деятельность; за несколько лет им прочитано более тысячи докладов, написаны руководства по теософии ("Очерки тайноведенин", "Теософия", "Как достичь познания высших миров" и др.). В нач. войны Ш. удалился в нейтральную Швейцарию. Здесь, в Дорнахе по проекту Ш. возводится антропософский "храм" Гетеанум, постройка к-рого велась его учениками из разных стран (из России – А. Белый, М. Волошин и др.) и сопровождалась различными магич. обрядами (вопреки предсказаниям Ш., что храм простоит 300 лет, в ночь под 1923 он сгорел). В 1919 Ш. выступил со своей социальной утопией, созданной под влиянием "Государства" Платона. В противовес социалистич. программе обобществления средств произ-ва в руках гос-ва он предлагал расчленение общества на три автономные сферы – правовую, основанную на равенстве, экономическую, построенную на братстве производителей в отд. общинах, и духовную во главе с ареопагом мудрецов, где должна царить свобода. В условиях послевоен. кризиса эти проповеди имели известный успех: возникло акционерное об-во по созданию независимых хозяйств. общин, на ряде предприятий в Германии возникли антропософские ячейки, детские антропософские школы, проводились также опыты "духовного" земледелия. Со смертью Ш. об-во скоро превратилось в замкнутую секту. Однако продолжала успешно работать антропософская психиатрич. клиника в Арлесхейме. Само учение Ш. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства ("христософии"), а также реминисценции из наследия Гете, нем. романтиков и классич. идеализма (Фихте, Гегель). Все это мобилизовывалось с целью преодолеть бездуховность "массового человека". Наряду с этим сохраняется научно-позитивистская претензия Ш. сделать из теософии "точную науку", подведя под нее "экспериментальную" базу, что сказалось и в стиле соч. самого Ш., большей частью сухих, наукообразных трактатов. Ш., в отличие от традиц. теософии, основанной на пассивной инд. мистике, выдвигает в качестве цели своего учения пробуждение в человеке его скрытых духовных сил. Это достигается системой упражнений (медитации, инспирации), с помощью к-рых внутри физич. тела якобы формируются новые, аналогичные телесным духовные органы типа "огненных колес" и "цветов лотоса". Была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий, к-рые писались самим Ш. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по Ш., в соответствии с традициями древнего оккультизма образует микрокосм в составе физич., эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанном коронных зубов (ок. 6 лет), а остальное – с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через к-рые прошел, по Ш., в своем становлении Мировой Дух; с 1909, т.е. с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на к-рой формируется духовное "Я". С подобных позиций Ш. нападал на католич. церковь как на ложное христианство. Были попытки возродить штейнерианство после 2-й мировой войны и затем в 1961 в связи со столетним юбилеем Ш., когда в Дорнахе и в США приступили к изданию полных собр. его соч. Можно отметить связь с Ш. позднейших религ.-социальных течений типа "морального перевооружения" Ф. Бухмапа (см. Бухманизм). Ок. 20 соч. Ш. были изданы на рус. яз. в изд. Моск. антропософского об-ва "Духовное знание". Лит.: Белый ?.. ?. Штейнер и Гете в мировоззрении современности, М., 1917; Meyer R., Wer war R. Steiner?, Stuttg., 1961; ?iebel Fr., R. Steiner im Gcistesgang des Abendlandes, Bern–M?nch., 1965. Д. Ляликов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ШТЕЙНЕР Рудольф — 0

Найдено научныех статей по теме ШТЕЙНЕР Рудольф — 0

Найдено книг по теме ШТЕЙНЕР Рудольф — 0

Найдено презентаций по теме ШТЕЙНЕР Рудольф — 0

Найдено рефератов по теме ШТЕЙНЕР Рудольф — 0