ШКАЛЫ

Найдено 1 определение
ШКАЛЫ
от лат. scala – лестница) в социальном исследовании – способ упорядочения эмпирической социальной информации, система чисел и отношений между ними, изоморфная ряду измеряемых социальных фактов. С развитием общества получают распространение простейшие Ш., напр. денежная оценка труда, оценка успехов в обучении, Ш., или разряды, квалификации и т.д. Ш к а л и р о в а н и е как познават. процесс, отличающийся от таких "естественных" Ш. введением точного определения измеряемых признаков и правил построения Ш., нашло широкое применение первоначально в социальной статистике, а затем в социологии, психологии, экономике, этнографии и др. науках. Совокупность вопросов, возникающих при построении Ш. качеств, признаков измеряемых объектов, получила название проблемы социологич. измерения (квантификации). В социологии и экспериментальной психологии Ш. впервые вошли в употребление в 1920–30, когда исследователи столкнулись с проблемой достоверности при изучении обществ. сознания, социально-психологич. установок (отношений), социального и проф. статуса, обществ. мнения, качеств, характеристик условий труда и быта и т.д. Поскольку эмпирич. проверкой надежности данных является степень их воспроизводимости, для характеристики последней требуется Ш. В дальнейшем концепция Ш. как функции воспроизводимости эмпирич. фактов наиболее четко была сформулирована Гутманом. В 20–30-х гг. наибольшее применение получили Ш. социальной дистанции Богардуса и Ш. ранжирования, разработанные Терстоном. Ш. социальной дистанции являются примером стандартизованной групповой оценки, когда с помощью методов выборочной статистики измеряется "интенсивность" обществ. мнения. Опрашиваемые заполняют анкету, в к-рой предлагается последовательность ответов с возрастающей эмоциональной окраской; математич. обработка результатов опроса позволяет получить Ш. градаций обществ. настроения, условную, но в достаточной мере воспроизводимую. С помощью таких простейших шкал Богардус провел исследования расовых и др. предрассудков в США. Измерение этноцентризма, напр., проводилось с помощью следующего вопросника: 1) согласен на допущение (представителя данной нации) в страну только в качестве туриста; 2) согласен на выдачу паспорта гражданина США; 3) согласен на совместную работу; 4) согласен быть соседом; 5) согласен быть личным другом; 6) согласен породниться посредством брака. Общим для подобных тестов является нарастание интенсивности социального чувства, выражаемого каждым последующим утверждением, к-рые иногда называются узловыми точками Ш. Шкалы этого типа используют сравнительно несложную математич. технику и получили широкое распространение в социально-психологич. исследованиях. Осн. задачей при их построении является правильный выбор узловых точек, или признаков Ш., т. e: суждений, описаний социальных ситуаций, объектов (вместе с точной градацией реакций на них). Набор признаков принято называть вопросником, тестом или шкалой (редко). В 40-е гг. идеи Богардуса и Терстона в более строгой форме были развиты Гутманом, Лазарсфельдом, Кумбсом, Стауффером и др. (шкалограммный и латентный анализ). В зависимости от характера измеряемого объекта Ш. разделяются на четыре типа: 1) Номинальные Ш., или Ш. подобия. Числа, приписываемые объектам на номинальной Ш., выполняют только одну функцию – констатируют отличие или тождество (подобие) шкалируемых объектов. Номинальное шкалирование характеризуется наличием операционального критерия, позволяющего относить каждый объект к соответствующему классу. Таким критерием является, в частности, ответ на вопрос анкеты. При построении номинальных Ш. используются методы "непараметрической статистики" (Юл и Кэнделл, Теория статистики, гл. 1–5). Номинальные Ш. широко применяются в социальной статистике (группировка, классификация), в контентном анализе текстов и т.д. Примером простейшей номинальной Ш. является распределение опрашиваемых лиц по профессиям. 2) Порядковые Ш., в дополнение ко всем свойствам номинальных Ш., инвариантны относительно монотонных преобразований, сохраняющих порядок размещения объектов на Ш. Для построения порядковой Ш. необходимо, чтобы сравниваемые объекты удовлетворяли критерию транзитивности: если сравнение А и В дает А?В, а сравнение В и С дает В?С, то верно А?С. Примером такой Ш. является приведенная Ш. признаков социальной дистанции – каждому признаку можно придать порядковый номер, так что принятие n-го утверждения означает принятие всех утверждений низшего ранга. Такие признаки наз. "кумулятивными". Порядковые шкалы Гутмана, Лазарсфельда, Стауффера и др. построены на основе кумулятивных признаков. 3) Интервальные Ш., в которых вводится условное "расстояние" между узловыми точками путем присвоения баллов признакам порядковой Ш. Интервальная Ш. инвариантна относительно линейного преобразования (типа у=ах+b), т.е. интервалы сравнимы по относительной величине, но не по абс. величине. Интервальной Ш., напр., является Ш. привлекательности профессий, построенная методом "парных сравнений" (такие тесты часто проводятся среди выпускников школ). Такая Ш., придавая каждой профессии условный балл, позволяет сравнивать профессии по популярности, т.е. утверждать, что, напр., профессия шофера на M баллов популярнее профессии слесаря и на N баллов менее популярна, чем профессия летчика (в данной социальной группе). Однако она не позволяет сделать вывод, что интерес к профессиям шофера и слесаря превышает интерес к профессии летчика, если сумма соответствующих баллов превышает балл профессии летчика. Такой вывод возможен только в количеств. шкале. 4) Количественные Ш. (пропорциональные, или Ш. отношений) являются единств, типом Ш., в к-рых существует объективная единица измерения. Процедура количеств. измерения заключается в нахождении пропорции или отношения (числа), выражающего содержание единицы измерения в исследуемом объекте. Номинальные, порядковые и интервальные Ш. отражают различные степени приближения к построению такой единицы измерения в социальном исследовании. В наст. время попытки нахождения количеств. меры социальных явлений и процессов ограничиваются тремя первыми типами. Приведенная типология Ш., предложенная Стивенсом (Экспериментальная психология, т. 1, М., 1960), является наиболее общей и не исчерпывает всех наименований Ш. Существуют Ш., производные от указанных, комбинированные и др. Процедура шкалирования состоит из следующих осн. этапов: 1) Выбор объекта шкалирования. В социологич. исследовании объектом шкалирования являются социальные группы (в отличие от индивида в психологич. исследовании), межгрупповые отношения, социальные изменения и их отражение в обществ. сознании. 2) Выбор предмета шкалирования, поскольку непосредственно шкалируются не объекты, а их признаки, свойства. Выбор предмета шкалирования является логико-методологич. операцией, заключающейся в построении операциональных критериев (признаков) различия объектов одного класса. Выбор типа Ш. определяется выбором предмета. 3) Проверка надежности и обоснованности Ш. Проверка надежности Ш. осуществляется двумя способами: а) путем повторных испытаний через определ. промежутки времени одной и той же группы с помощью данного теста (проверка стабильности); б) путем "расщепления" теста на две части и параллельных испытаний в данной группе (проверка эквивалентности). Корреляция между полученными в параллельных испытаниях Ш. для надежных Ш. оказывается высокой. Ш. наз. обоснованной, если предмет шкалирования соответствует объекту, т.е. если, напр., совокупность признаков теста, оценивающих отношение к труду, находит меру именно этого качества, а не, напр., степени овладения профессией. Последний этап шкалирования часто рассматривается как отличит. свойство совр. Ш. по сравнению с другими видами количеств, оценок качеств. признаков, к-рые рекомендуется называть индексами (последние распространены в статистике). В марксистской социологии шкалирование применяется в количеств. описании различных аспектов обществ. мнения, отношения к труду, проф. ориентации молодежи и т.д. Выражение результатов конкретных социальных исследований в виде Ш. позволяет сопоставлять результаты исследований и использовать математич. методы и ЭВМ в обработке первичной информации. Лит.: Беккер Г., Босков ?., Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, гл. 7; Кон И., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965, гл. 3; Математич. методы в совр. бурж. социологии. Сб. ст., М., 1966; Изард У., Методы регионального анализа, пер. с англ., М., 1966; Экспериментальная психология. [Сб. ст.], сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц. М., 1966; Беляев Э. В., Проблемы социологич. измерения, "ВФ", 1967, No 7; Ядов В. ?., Методология и процедуры социологич. исследований, Тарту, 1968; Здравомыслов А. Г., Методология и процедура социологич. исследований, М., 1969; Torgerson W., Theory and methods of scaling, N. Y., 1958; ?hurstone L. L., The measurement of values, Chi., 1959; Stouffer S. A. [a. o.], Measurement and prediction, N. Y., [1966]. Ю. Самсонов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ

    Уровни философского дискурса: 1) чистое философское знание; ) промежуточное (смешанное) знание; ) те или иные положения прикладной философии. Имеют значение при преподавании, объяснении. Типичными п