ШИЗОФРЕНИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Шизофрения
психическое заболевание с неясно выраженными в ряде случаев симптомами, что позволяет отнести, в случае необходимости, к категории шизофреника каждого третьего жителя планеты, пытающегося думать самостоятельно или оригинально.
По [10], шизофрения (от греч. schizo - расщепляю и phren - ум, мысль), психическое заболевание; основные проявления: изменение личности (снижение активности, эмоциональное опустошение и др.), разнообразные так называемые патологически продуктивные симптомы (бред, галлюцинации, аффективные расстройства и др.).

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ШИЗОФРЕНИЯ
от греч. schizein расколоть и phren - диафрагма, которая у греков считалась седалищем сознания, души, духа) - состояние помешательства, психическое заболевание, зачастую развивающееся уже в молодости, называемое также dementia praecox (юношеским сумасшествием). Шизофрения ведет к разрушению и упадку личности, особенно сильно затрагивая при этом сферу чувства и воли. Шизофреник живет в странном, недоступном нормально мыслящему человеку собственном мире, социальные и этические связи которого возникают и существуют безотносительно к внешним силам.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШИЗОФРЕНИЯ
психоз, чаще всего возникающий в юности и отличающийся потерей чувства реальности (неприспособленностью) и способом мыслить, сравнимым с мыслью в процессе сновидения (аутизм). Отличительная черта этого психоза — подавление чувств («неэмоциональность»). Шизофреник манерничает, много говорит (причем такого рода разговорчивость отличается использованием абстрактных, технических, научных терминов), он безразличен ко всему окружающему. Шизофрения требует госпитализации и лечения в специальных клинических условиях. Не следует путать ее с шизоидностью, представляющей собой склонность к шизофрении, простую предрасположенность, обычно наличествующую у субъектов долихоцефального типа — с удлиненным лицом, худощавых и светловолосых (противоположно циклоидной конституции). Примером случая шизофрении является жизнь Ван Гога. См. Циклотимия, Психоз.

Источник: Философский словарь

Шизофрения
от греч. schizo - разделяю, расщепляю и phren - ум, мысль) - психическое заболевание, большей частью отражающееся на сознании, в т.ч. самосознании; основные проявления: изменения личности (снижение активности, эмоциональное опустошение, аутизм и др.), разнообразные т.н. патологически продуктивные симптомы (бред, галлюцинации, иллюзии, аффективные расстройства, кататония и др.).
Бред является основным симптомом шизофрении, т.е. потеря больным чувства реальности, действительности, объективности, ясности, понятности, логичности, при которых доминирует ощущение больного, что он стал другим, а вместе с ним и весь мир. Шкала отклонений от действительности чрезвычайно широка - от ложной интерпретации события, явления или понятия (бредовая установка, сверхценные идеи) до полного отрыва от действительности и перехода в ирреальный мир, сопровождаемого галлюцинациями, иллюзиями и бредом. Течение преимущественно хроническое (в виде приступов или непрерывное). Различают также три этапа в развитии шизофренического процесса - овладения, адаптации и деградации.
Существует четыре общепринятые разновидности шизофрении: простая, гебефреническая, катотоническая и бредовая. Эти формы часто смешиваются и переходят одна в другую, и порой бывает даже трудно определить, какая из них доминирует.

Источник: Тематический глоссарий по философии

ШИЗОФРЕНИЯ
от греч. schizo — разделяю, рассекаю, и phren — мысль, разум) — хроническое душевное заболевание, сопровождающееся изменением (вплоть до деградации) психики человека. Характеризуется страхами, бредом, галлюцинациями, умственной отсталостью.
Однако история свидетельствует, что все не столь однозначно. В обществах с сильным религиозным базисом сумасшествие считается чем-то вроде просветления, божьего дара. Безумие героя — распространенный сюжетный ход как классической (достаточно вспомнить «Короля Лира»), так и авангардной литературы; а шизоидностьпостмодернистского письма давно уже не подвергается сомнению.
Зачастую шизофреники сохраняют значительную часть своих интеллектуальных способностей и талантов: классический пример — душевнобольные художники, которые подчас создают гениальные произведения. Один из наиболее известных прецедентов — жизнь основоположника театра жестокости Антонена Арто. Он даже в разгар недуга, терзаемый галлюцинациями, писал высокопоэтические тексты, высказывал оригинальные и глубокие мысли по разным вопросам искусства.
На территории СССР вопрос Ш. из узкоспециального (психиатрического) стал общегуманитарным, и, даже более того, политическим. Диагноз «вялотекущая Ш.» в советское время ставили всем диссидентам и интеллектуалам, которых по тем или иным причинам надо было упрятать в психиатрическую лечебницу. С другой стороны, «закосить под шизика» было эффективным способом для того же интеллектуала уклониться от службы в армии. В итоге значительная часть людей искусства составила касту психически «нездоровых», а пребывание в соответствующем заведении стало чуть ли не основным признаком порядочности и бескомпромиссности. В связи с чем даже можно говорить о складывании своего рода псевдошизоидной субкультуры.
Такое отношение во многом сохранилось в более свободное перестроечное время, распространившись среди фрондирующей молодежи: кратковременное пребывание в «дурке» добавляло всем неформалам, от рок-музыканта до рядового хиппаря, престижа в глазах сверстников, окутывало аурой житейской бывалости с легким оттенком страдальчества за убеждения. Быть слегка сумасшедшим, свихнувшимся считалось вполне нормальным делом — особенно на фоне неурочной психоделической революции с ее назойливой темой изменения сознания. Правда, Ш. уже и по тем временам была несколько чрезмерна, в моду вошел более легкий вариант — маниакально-депрессивный психоз.
На сегодня, с окончательным отмиранием карательной психиатрии советско-гэбистского образца, отношение к душевным недугам приблизилось к западной толерантности — никто не имеет право поместить больного в лечебницу без согласия его или его родственников, за исключением, конечно, особых случаев. Культ Ш. также отошел в прошлое, и обвинение в психической неадекватности может подпортить репутацию. Впрочем, сумасшествие всегда будет оставаться одной из наиболее заманчивых тем для искусства.
Более того, уже сегодня можно говорить о существовании целых философско-психологических школ, где Ш. является базовым понятием. Радикально изменила само представление о душевном здоровье и болезни так называемая антипсихиатрия, возникшая в начале 1960-х годов в Великобритании. Центральный труд антипсихиатрии — «Расколотое я», автор которого, Ричард Лэнг, является основателем школы.
Опираясь на некоторые постулаты Хайдеггера и Гегеля, Лэнг вводит понятие «несчастного сознания». Оно порождается столкновением изначально морального и гуманного субъекта с обществом, которое навязывает индивиду чуждую социальную роль, «маску». Экзистенциальное бытие конфликтует с социальным, неуверенность в собственной идентичности вызывает страх быть поглощенным другими. Каждый контакт с реальностью испытывается как угроза «прорыва » неведомых страшных сил. При «невоплощенном я» индивид отождествляет себя со своим сознанием, а тело воспринимает как один из объектов внешнего мира, создает целую цепочку «ложных я», заменяющих ему при общении с людьми его внутреннее «я». Лэнг призывает «учиться у шизофреника» проникать в иные состояния сознания и организует альтернативную клинику для психотиков, где добивается серьезных результатов в излечении. К концу 1960-х годов взгляды главного антипсихиатра радикализуются. Он начинает рассматривать психотиков как мистиков и пророков, толкует Ш. как этап естественного исцеления, выход в царство «сверхздоровья». В вершинном произведении антипсихиатрии «Политика опыта» Лэнг приходит к выводу, что социальная реальность в целом безумна, а шизофреники куда более здоровы, чем нормалоиды. Иными словами, первые — это те, кто начал выздоравливать, в то время как вторые больны настолько, что не знают о своей болезни. Коллеги Лэнга оценивают его систему как чрезвычайно опасную для пациентов: здесь лечение увязывается с мистическими озарениями. Главный же парадокс антипсихиатрии — возведение Ш. в ранг идеала: чтобы избавиться от репрессивного и иллюзорного мира, от тотального отчуждения, нужно сойти с ума. Выводы, насквозь еретические для науки, но вполне логичные (и породившие множество единомышленников в конкультурной среде) в рамках глобальной психоделической революции, которая, с затуханиями и новыми всплесками, происходит уже добрые полвека. А в шизоанализе, чьи основы изложены в 1990-х годах Ж. Делезом и Ф. Гваттари, фигура шизофреника, по сути, синонимична творческой личности.
Шизо возвращается вновь и вновь. Ведь о внутреннем разделении, утрате целостности применительно к состоянию современного человека говорит все больше голосов. Общество, барахтающееся в океане информации, галлюцинирует не хуже самого безнадежного пациента. Однако на вызовы внутри себя социум склонен отвечать в исконном, неизменном стиле —паранойей, отторжением, инстинктивным поиском врага. И в том обретать пусть иллюзорную и очень опасную, но столь желанную целостность. Акции «состоявшегося шизофреника» (Делез) растут. Потому что он, беспокойный, не ощущающий границ, разговаривающий с мирами и постоянно ищущий своего Другого, — может принести благое разделение, в котором звучит эхо потерянного рая.
[Д. Десятерик]
СМ.: Галлюцинация, Паранойя, Психоделия, Шизоанализ.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
343.65 кб

Философия и шизофрения

Гобозов Иван Аршакович
Читать PDF
8.47 мб

«Капитализм и шизофрения», и киберпространство

Барановская Мария Владимировна, Малкин Василий Максимович
В данной работе мы проводим анализ репрезентации и деятельности субъекта в виртуальном пространстве, опираясь на философскую теорию Жиля Делёза и Феликса Гваттари.
Читать PDF
501.77 кб

2018.01.021. РАХИМИ С. СМЫСЛ, СУМАСШЕСТВИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ. ОЧЕРК ШИЗОФРЕНИИ И КУЛЬТУРЫ

Кораев Т.К.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ

    термин, возникший в 1950-х в теологической среде США как реакция на умножающееся число "анонимных христиан" или "верующих вообще", для которых религиозная жизнь не была связана с жизнью обыденной. Тео
  • Шизофренизация

    приобретение интеллектом свойств, характерных для больных шизофренией: образности мышления, преимущественно ассоциативного мышления, иррационального мышления, догматического мышления, мозаичн
  • ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

    Франц. DISCOURS SCHIZOPHRENIQUE. Термин, введенный Ж. Делезом и Ф. Гваттари в 1972 г. (Deleuze, Guattari:1972). Исходя из концепции М. Фуко, противопоставлявшего господству культурного бессознательного деятельность «социал
  • ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

    Франц. LANGUE SCHIZOPHRENIQUE. Концепция Ж. Делеза, принципиально им противопоставляемая «традиционно структуралистским» представлениям о поэтическом языке и детально разработанная на примерах творчеств
  • Личность шизофренического склада

    при общении с таким человеком ощущается явно выраженный распад личности. Но в нашей психиатрической литературе это нечто иное. Это человек с логикой, отличающейся от "нормальной", пользующийся в р