ШИ ЭР ЦЗИНШИВА-РУДРА

ШИВА

Найдено 4 определения термина ШИВА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ШИВА

один из богов тримурти - индуист. троицы; высш. бог для последователей шиваизма, согласно к-рому во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Ш., уничтожающего и возрождающего все существующее. Ш. в начале космич. цикла создает Вселенную, а затем ее уничтожает.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ШИВА

Санскр.) Третье лицо индусской Троицы (Тримурти). Он - бог

первого порядка, и по своему характеру Разрушителя выше Вишну,

Охранителя, ибо он разрушает лишь для того, чтобы возродить на

более высоком плане. Он рожден как Рудра, Кумара, и является

покровителем всех Йогов, и как таковой называется Маха-Йогом,

великим аскетом. Его титулы многозначущи: Трилочана, "три-окий";

Махадэва, "великий бог"; Шанкара, и т.п., и т.п., и т.п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

ШИВА

(благой) — один из центральных богов индуизма. В триаде божественных властителей вселенной он выполняет функцию разрушителя мира. Образ Ш. восходит к ведическому Рудре, богу грозных стихий. Первоначально Ш. был эпитетом Рудры, впоследствии же стал самостоятельным божеством, вобрав в себя всю символику Рудры и древние аборигенные верования. Образ Ш. сложен и многогранен, над благожелательными его аспектами преобладают грозные. Ш. часто сопровождает страшная демоническая свита. Он гневлив, коварен, жесток, его боятся все боги и демоны. Ш. — господин лекарственных трав, повелитель животных. Он выступает и в роли защитника, избавителя от зла: согласно мифу, разрушает город асуров (демонов) Трипуру, угрожавший благополучию богов. Также Ш. — бог танца и музыки (Натараджа), своими священными плясками он сотрясает мир и уничтожает ересь. Ш. — владыка йогинов, вечно пребывающий на горе Кайласа, углубившись в созерцание. Супругой и ближайшей сподвижницей Ш. является Парвати (см. Шакти), с которой он образует нераздельное целое. Иконографически это выражено в образе Ардханаришвари, одна половина которого — Ш., а вторая — его супруга. У Ш. множество эпитетов, например Бхайрава («ужасный»), Махешвара («великий Бог»), Махакала («великое время») и другие. Характерным признаком Ш. является третий глаз, расположенный на лбу, — символ мудрости и победы над врагами. Атрибуты Ш. — чаша для подаяния в виде черепа, трезубец, кобры в волосах, пепел на теле, ожерелье из черепов на груди. Ездовое животное Ш. — бык Нанди. Сыновьями Ш. традиция называет слоновоголового бога мудрости Ганешу и бога войны Сканду. Для шиваитов-тантристов Ш. — абсолютный Бог, который и творит, и охраняет, и разрушает мир с помощью своей энергии-Шакти. В шактизме Ш. не способен к самостоятельным действиям. Кришнаиты понимают Ш., наряду с Брахмой, как важнейшего «полубога», могущественного владыку вселенной, хотя и подчиненного воле Кришны. Его функция состоит в периодическом разрушении мироздания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Шива

индуист.) – «благой», «приносящий счастье» – один из верховных богов, вместе с Брахмой и Вишну входящий в божественную триаду (тримурти). В триаде он является богом-разрушителем, уничтожающим мир и богов в конце каждой кальпы. Он живет на вершине горы Кайласа со своей женой Парвати, имеющей множество ипостасей (Деви, Кали, Дурга, Ума и др.). У него два сына – бог войны Сканда и предводитель его свиты Ганеша, имеющий тело человека и голову слона. Его вахана (ездовое животное) – бык Нандин. Ш. изображают с пятью лицами и четырьмя руками. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхатвангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и др. Посреди лба у Ш. третий глаз, который появился, когда его жена Парвати подошла к нему сзади и закрыла его глаза ладонями. Пламя этого глаза губительно – Ш. сжег им бога Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскезы. Волосы Ш. украшает серп месяца, сквозь них протекает река Ганга, которую он принял на голову, чтобы она не разрушила землю во время падения с неба. Тело Ш. окружено огненным полукругом, горло – синего цвета (оно стало таким после того, как он выпил яд калакуту, полученный богами во время пахтанья и способный отравить и сжечь всю Вселенную). Наряду с разрушительной силой Ш. присуще также мощное созидательное начало, выражающееся в фаллическом культе. Изображения лингама (мужского полового органа) в виде каменной колонны, покоящейся на йони (женском половом органе), распространены по всей Индии и являются одним из главных объектов культа Ш. В «Махабхарате» мудрец Упаманью говорит, что знак творения – не лотос (символ Лакшми), не диск (символ Вишну), не ваджра (символ Индры), но лингам и йони, поэтому Ш. – верховный творец мира. Существует миф, в котором Брахма и Вишну поспорили, кого из них почитать творцом, но в это время передними вдруг возник пылающий лингам необозримой величины. Вишну в виде кабана спустился под землю, чтобы найти его основание, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, чтобы найти его верхушку, но оба потерпели неудачу, после чего признали Ш. величайшим из богов. Воплощением космической энергии Ш. является его оргиастический танец «тандава», который он в качестве Ната-раджи («царя танца») исполняет со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары. В одной из легенд говорится, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал аскезу, чтобы быть допущенным к танцу Ш. По другой легенде, Ш. покорил своим танцем десять тысяч враждебных ему аскетов. Те сначала пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, который бросился на Ш, но тот содрал с него шкуру и сделал из нее себе накидку. Затем они наслали на него змею и антилопу, но Ш. надел змею на шею вместо ожерелья, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Ш.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

Найдено схем по теме ШИВА — 0

Найдено научныех статей по теме ШИВА — 0

Найдено книг по теме ШИВА — 0

Найдено презентаций по теме ШИВА — 0

Найдено рефератов по теме ШИВА — 0