ШИИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шиизм
араб. ши`а – группа приверженцев) – одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в VII в. Шиизм – государственная религия в Иране, Йемене, распространен в Ираке и др. государствах.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Шиизм
(араб. шиа Али — партия Али) — второе по числу последователей направление в исламе. Начало Ш. положила группа сторонников Али — двоюродного брата Мухаммеда, к-рая добивалась избрания Али халифом. Последователи Ш. признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый по счету законный имам, по их учению, родился в 873 г., но впоследствии таинственно исчез. Он должен появиться в роли спасителя. Пришествие его по воле Аллаха обеспечит торжество Ш. — во всем мире, наступит золотой век, век социального равенства и справедливости. Учение об «исчезнувшем имаме» и его грядущем пришествии в качестве спасителя преследует цель внушить верующим необходимость терпеливого ожидания воздаяния, безропотного перенесения жизненных невзгод. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, посланничество Мухаммеда, традиционную мусульм. обрядность. Но их толкование ряда догматов ислама несколько отличается от принятого у суннитов. Шииты верят в возможность переселения душ, считают, будто в телах имамов воплощена пророческая душа Мухаммеда. Кроме того, у шиитов есть свое предание — хаберы, или ахбар. Наличие двух направлений в исламе нередко использовалось для разжигания национальной вражды и ослабления единства трудящихся в борьбе против эксплуататоров.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ШИИЗМ
от араб. шиа — группировка, партия, сторонники) - второе по числу приверженцев направление в исламе (после суннизма). Шииты признают Коран «божеств, откровением», однако считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али. В сунне признают только те хадисы, к-рые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое «предание» - ахбары, сборники к-рых вместе с Кораном являются источником шариата. Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда «может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов Ш.в7—9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зей-дйтов, имамитов. Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты верят, что таких наследников — имамов было 11, начиная с Али, а 12-й по имени Мухаммед аль-Махди в кон. 9 в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. «Скрытый имам» считается руководителем шиитов. Ш. учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право самостоят, суждения по религ. и правовым вопросам) сохраняется за муджтахи-дами «скрытого имама». Обряды в Ш. мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем шииты совершают паломничество в Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) - места, связанные с именами шиитских имамов. Как и сунниты, они празднуют день рождения Мухаммеда — мае - люд, кроме того, отмечают день рождения Фатимы, а также дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особенной пышностью отличается траур по имаму Хусейну, кульминацией к-рого является ашура. В наст. вр. последователи Ш. живут в Иране, Ираке (имамиты), в Афганистане, Индии, Пакистане (исмаилиты), Йеменской Арабской Республике, НДРЙ (зейдиты), Ливане и ряде др. араб. стран. Большинство мусульман в Азерб. ССР исповедуют Ш. имамитского толка. Есть шииты (исмаилиты) в Горно-Бадах-шан. автоном. обл. Небольшие группы шиитов проживают в Узб. ССР, Туркмен. ССР, Арм. ССР, Груз. ССР и в Даг. АССР.

Источник: Атеистический словарь

ШИИЗМ
от араб. «Шии», или Шиа – мн. число): меньшая из двух основных ветвей ислама, большинство мусульман принадлежат к суннитам. Первоначально шииты были политической фракцией, поддерживавшей Али, зятя Мухаммада и четвертого халифа мусульманской общины. Когда Али был убит, шиизм превратился в религиозное движение, отстаивавшее законные права наследников Али – Алидов. В отличие от шиитов, более прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего волю Аллаха. Шиизм постепенно распался на множество сект; все они признают Али ибн абу-Талиба и его потомков законными руководителями мусульманской общины. Алидам так и не удалось прийти к власти, однако сунниты считают Али одной из основных фигур ислама, а его потомков от Фатимы, дочери Мухаммада, почтительно называют «сеидами» или «шарифами». Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу: это некая «благодать», переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али. Поскольку основные ветви рода Али прекратили свое существование еще в средние века, многие шиитские секты выдвигают доктрину о «скрытом имаме», который руководит верующими через своих посредников и явится в конце времен, чтобы править миром. Самой крупной шиитской сектой считается Имамия (или Исна Ашария – Секта Двенадцати), которая признает двенадцать претендентов на престол из рода Алидов (включая самого Али); их называют имамами. Известны и другие, более мелкие шиитские секты, например, зайдиты и нуктавиты. Еще в ранее средневековье в шиизме выделилось «крайнее» крыло, из которого возникло движение исмаилитов, в значительной степени отошедшее от изначального учения ислама. В недрах иранского шиизма вызрело также мистико-философское учение бахаистов, которое ратует за объединение всех религий мира и создание всемирного законодательства на основе общерелигиозной этики. В конце 20 в. шииты составляют 1/10 всех мусульман. Шиизм является преобладающей религией в Иране, Ираке и, возможно, в Йемене; шииты живут также в Сирии, Ливане, Восточной Африке, Индии и Пакистане.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Шиизм
(от араб, аш-иша группировка, партия, приверженцы) второе по числу последователей (после суннизма) направление в исламе. Возникновению Ш. положила начало образовавшаяся во вт. пол. 7 в. политич. группировка сторонников передачи власти в гос-ве Али ибн Абу Талибу зятю и двоюродному брату Пророка Мухаммада как его ближайшему родственнику и духовному преемнику. Эта группировка и стала ядром движения, к-рое привело впоследствии к расколу мусульманской общины на суннитов и шиитов. Шииты признают Коран божественным откровением, однако считают, что в османовой его редакции опущены стихи (аяты), имеющие отношение к Али. Принимают они и сунну, но только в той части, где цепь передатчиков хадисов восходит к Али. Ш. имеет свое предание ахбары, сборники к-рых почитаются шиитами как и шесть канонич. сборников хадисов, почитаемых суннитами. Шииты отвергают принцип выборности халифа. Они считают, что из четырех «праведных» халифов только Али имел право быть повелителем всех мусульман, первые же три халифа являются узурпаторами. После Али право наследования миссии Пророка Мухаммада может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и дочери Пророка Фатимы. Приверженцы самой многочисленной ветви Ш. имамиты верят, что таких наследников имамов было одиннадцать, начиная с Али, а двенадцатый имам скрылся в нач. 9 в. и стал махди (ведомым по пути Аллаха). По его возвращении на Земле восторжествует справедливость и наступит Золотой век ислама. Особенностью учения Ш. является такыйя разрешение скрывать свои религ. убеждения, если их обнаружение может оказаться опасным. Культовая практика Ш. не имеет существенных отличий от аналогичной практики суннизма. Наряду с паломничеством в Мекку (хаджем), шииты совершают паломничество в Мешхед и Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак), отмечают Ураза-байрам и Курбан-байрам. Особенно большое значение в Ш. придается десятидневной траурной церемонии в месяц мухаррам (первый месяц мусульманского лунного календаря), проводимой по имаму Хусейну сыну халифа Али и сопровождающейся проповедями, песнопениями и самоистязаниями ее участников. Приверженцами Ш. является подавляющее большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. В России шиитские общины издавна существуют в Дагестане. В последние годы в связи с усилением миграционных потоков из Закавказья они появились и в др. регионах.

Источник: Религии народов современной России

ШИИЗМ
(от арабск. шиа - группировка, сторонники) - второе по социально-полит. значению и числу последователей направление в исламе (после суннизма). Ш. возник как полит. течение во второй пол. VII в. в Ираке среди арабских племен, поддерживавших халифа Али в междуфеод. усобицах. Как политико-религ. движение Ш. в конце VII и в VIII в. распространился также в Иране, где воспринял нек-рые мифологич., культовые и обрядовые элементы из зороастризма, митраизма и буддизма. Приверженцы Ш. (шииты) признают Коран «божеств, откровением», но считают, что одна сура («Два светила») и неск. стихов, в к-рых обоснованы особые права Али, намеренно не были включены в Османову редакцию этой книги. Шиитские богословы придают Корану желательный им смысл посредством его иносказат. толкования. В мусульм. «предании» - сунне - шииты признают только те хадисы, к-рые возводятся к Али и его сторонникам.
В дополнение к этому шииты имеют свое особое «свящ. предание» - хаберы, или ахбар. Всех суннитских халифов, за исключ. Али, шииты считают узурпаторами и противопоставляют им свою династию 12 имамов. Поэтому большинство последователей Ш. обычно называют имамитами или двунадесятниками.
Последний из этих имамов - Мухаммед (р. в 873) считается «скрытым имамом», пребывающим в неизвестном и недоступном месте. По верованию шиитов, он должен вновь явиться среди них, чтобы установить пресловутое «царство божие» на земле. Этот имам признается верховным правителем всех шиитских гос-в, а царствующие государи рассматриваются только как его представители. Верование в «скрытого имама» разлагало волю верующих трудящихся к борьбе за переустройство общества, т. к. свои надежны они возлагали на пришествие имама. Для Ш. характерен культ «мучеников», каковыми признаются все имамы; «великомучеником» считается Хусейн. В обрядовом отношении Ш. мало отличается от суннизма. Паломничество шииты совершают в иракские города Неджеф, к предполагаемой могиле халифа Али, и Кербелу, к столь же недостоверной могиле Хусейна, а также в г. Мешхед, в Иране, - к гробнице имама Реза. С культом мучеников связаны шиитские траурные дни; из них главный - ашура (10-го числа месяца мухаррема), когда устраивался шахсей-вахсей. Ноуруз, день нового года, празднуемый весной, является старинным, доисламским праздником возрождения природы. Религ. авторитетами в совр. Ш. признаются моджтехиды, составляющие верхний слой шиитского духовенства и действующие от имени «скрытого имама». Резиденциями наиболее видных моджтехидов являются г. Самарра, в Ираке, и г. Кум, в Иране. Ш. получил распространение в Ираке, в Иране (в форме имамизма), в Йемене (см. Зейдиты), а также имеет небольшое количество последователей в Афганистане, Пакистане и Индии, преим. в форме исмаилизма (см. Исмаилиты). Как отмирающий пережиток прошлого Ш. имеет нек-рое число последователей в Азерб. ССР и в Тадж. ССР (на Памире, в форме исмаилизма).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ШИИЗМ
направление мусульманского богословия, религиозно-философское и социально-политическое движение в мире ислама, название которого происходит от "шиат Али" (араб., "партия Али" - родственника и преемника пророка Мухаммада, - религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в середине VII в.). Ш. развивает мистические представления о верховной власти и о духовном наследовании в роде Али и Мухаммада, преемничестве имамов как носителей "божественной субстанции", в противоположность суннитам и хариджитам, провозгласившим выборность главы мусульманской общины.
"Фундаменталистский" Ш. противостоит социальным нововведениям и ломке мусульманских норм и традиций, считая следование Корану и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в исламе.
В отличие от иррационального характера суфийских учений мистического пути трансцендентного постижения Бога (см. "Суфизм") рациональные черты Ш. проявляются в логическом обосновании богословия, в иерархической духовной и социальной структуре как определенном воплощении божественного порядка. В этом смысле для Ш. характерны следующие черты: строгое наследование духовной власти имама-халифа (преемника Мухаммада), опора на коранические концепции картины мира и человека, а также рациональная критика христианской и иудейской теологии.
Наиболее распространенными направлениями Ш. являются различающиеся с середины VIII в. по признанию седьмого ("скрытого") имама исмаилиты (последователи Исмаила) - карматы (с середины IX в.) и имамиты. Их общей основой является шиитская идея пришествия махди, что роднит их с бабитами ("баб" - "врата" скрытого имама) и бахаизмом (см. "Бахаизм") как течениями в Ш. Характеристикой социально-философского учения бабитов могут послужить философско-исторические идеи циклического развития общества: в каждой циклической смене эпох Бог через пророка данной эпохи устанавливает свои законы и порядки; каждое из божественных откровений не может действовать вечно, а является относительной истиной на данном этапе развития общества. Теория цикличности и космогоническая теория исмаилчтов как одного из основных течений Ш. строятся на представлениях о мистическом значении текста (текстовая реальность Корана). В соответствии с ними общество и природа рассматриваются как отражение космического порядка Бога-абсолюта, отражение структуры Мирового Разума, Мировой Души. Иерархия и эзотерическая доктрина исмаилитов во многом сходны со структурой суфийских орденов и религиозно-философскими учениями суфизма (см. "Суфизм").
Философское учение Ш. в значительной степени адаптировало элементы идеалистической философии неоплатонизма (соединение идеи монотеизма и множественности явлений реального мира), рационалистической философии Аристотеля, христианского гностицизма, мистицизма и т. д.
Уступая суннизму во влиянии, Ш. обладает глубокой преемственной духовной культурой, на которой основаны поиски новых религиозно-философских идей для защиты и выживания мусульманского богословия в эпоху НТР. Новые религиозно-философские идеи позволяют Ш. приспособиться к требованиям современной цивилизации в поиске собственного пути развития и сохранения своеобразия единой духовной культуры ислама (в отличие от технократического индивидуализма Запада) вопреки неприятию социальных реформ в Ш. В значительной степени усилению влияния современного Ш. послужили победа исламской революции в Иране как стране с абсолютным преобладанием шиитского населения и распространение бахаизма во многих странах мира.
И. А. Латыпов

Источник: Современный философский словарь

ШИИЗМ
от араб, шиа – группа приверженцев, партия) – общее обозначение различных ответвлений ислама, признающих особую роль Али, зятя Мухаммеда как его духовного преемника и толкователя его учения (в наст. время около 90 млн. последователей, считая исмаилитов и членов сект, из общего числа приблизительно 400 млн. мусульман; гос. религия в Иране, где Ш. исповедует ок. 80% населения, более 50% – в Ираке и Йемене, отд. группы – в Пакистане, Индии, Афганистане, Сирии, Египте и нек-рых странах Африки). После раскола на суннитов и шиитов (см. Суннизм) шииты считали, что заместитель пророка, ведущий мусульман после его смерти, не может быть избран людьми (как полагали сунниты), а может быть указан только велением бога через посредство Мухаммеда (в связи с этим они в дальнейшем считали первых трех халифов Абу Бекра, Омара, Османа узурпаторами, отнявшими власть у Али и нарушившими божеств. веление об имамате). Мухаммед, пророк, принес божеств. закон (Коран), в рамках к-рого осуществляется спасение, движение к раю, а Али и его преемники из "дома пророка" – имамы, потомки Али и Фатимы, несут людям валайат (букв. – покровительство) – внутреннюю живую силу, к-рая делает возможным такое движение, и особое знание сокровенного смысла формул Корана. В первые века ислама догматика Ш. быстро развивалась и видоизменялась, в Ш. появились новые течения: с сер. 8 в. – зейдиты (с 901 по 1963 зейдитские имамы правили в Йемене), несколько позднее – исмаилиты, со 2-й пол. 9 в. – т.н. исна‘ашарийа (букв. – сторонники 12 имамов; в наст. время гос. религия Ирана) с новым важным для Ш. догматом о "скрытом имаме", основанием для к-рого послужило таинств. исчезновение двенадцатого имама Мухаммеда (вероятно, он был убит). Поскольку, согласно Ш., мусульм. община не может существовать без "покровительства" (валайат), носителем к-рого является имам, двенадцатый имам считается "живым и сокрытым", направляющим жизнь общины до дня страшного суда, дня его возвращения. Орудиями скрытого имама на земле являются муджтахиды, использующие иджтихад (критич. рассуждение) по мистич. научению имама. Основы религ.-правовых норм этого толка заложил шестой имам Джафар (ум. 765). Из догмата о скрытом имаме, придающего своеобразную форму эсхатологии и мессианизму Ш., вытекает, что шиитское духовенство не признает согласного мнения общины, пользуется непререкаемым авторитетом, освященным мистич. связью с имамом, и занимает особое, часто весьма независимое положение по отношению к светской власти. В русле Ш. на протяжении веков развивались мессианские теории, давшие начало различным формам махдизма, суфийским орденам (см. Суфизм), впоследствии бабизму, выросшему из школы шейхитов, и бехаизму. Наряду с богословием Ш. развил и своеобразную религ. философию, "духовный ислам", с космогонией, теогонией и метафизикой, весьма схожими у исмаилитов и шиитов "двенадцати имамов". Характерно использование в обоих течениях книг по фикху исмаилита Казн Ну‘мана (ум. 974), богословских трактатов выдающегося астронома и математика Насир ад-Дина Туей (ум. 1273), также связанного с исмаилитами. Религ. философия Ш., проникнутая крайним спиритуализмом и мистикой, до недавнего времени была мало известна на Западе. В наст. время она усиленно изучается во Франции, США, а также Иране и др. странах. Выделена исфаганская филос. школа 17 в (наиболее видные представители – Мир Дамад и Мулла Садра), к-рую связывают с совр. экзистенциализмом. Лит.: Беляев ? А, Мусульманское сектантство, ?., 1957, Mассэ А., Ислам, пер. с франц., ?., 1961; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7–15 в., Л., 1966; Cоrbin ?., Histoire de la philosophie islamique, ?., 1964, Мактабе ташаййо, т. 2, Кум, 1339 с. г. х. (1960), Xикмет Али Асгар, Нох гофтар дар тарихе адйан, т. 1–2, Шираз, 1339–40 с. г. х. (1960–61) А. Бертельс. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШИИЗМ
араб. шиа — приверженцы, сторонники) — второе (после суннизма) крупное течение ислама, приверженцы которого составляют 10—15% всех мусульман. Шиизм объединяет различные ответвления, общим для которых является легитимизм — признание за «семьей Мухаммада» (ахл ал-байт) исключительного права на верховную, религиозную и политическую власть в мусульманской общине. Название происходит от арабского выражения «шиат Али», приверженца Дли—двоюродного брата Пророка, его воспитанника, и зятя, мужа его дочери Фатимы, через которую у Мухаммада появились единственные потомки мужского пола — ал-Хасан и ал-Хусайн.
В центре шиитского спектра стоят имамиты (или иснаашариты, т. е. дюжинники или двунадесятники — по числу признанных ими имамов-предводителей), представляющие самую многочисленную общину шиитского ислама, вследствие чего обычно их отождествляют с шиизмом как таковым. С нач. 16 в. имамитское учение становится государственным вероисповеданием Ирана. В Ираке имамиты составляют половину населения страны, их общины существуют также в Ливане, Сирии и других странах.
Подобно суннитам, имамиты основывают свою доктрину на Коране и сунне. Но к хадисам — преданиям, возводимым к Пророку, они присоединяют предания, возводимые к своим имамам (при строгом различении, однако, техидругих). Кроме того, сами хадисы Пророка обычно имеют у них иные линии передачи, нежели в суннитском исламе, хотя по содержанию большинство хадисов совпадают Вместе с тем Коран и сунну, и вообще религию, имамиты понимают в соответствии не только с их внешним значением, но с их внутренним, сокровенным смыслом. Эзотеризм пронизывает всю шиитскую религиозность, включая народную.
Имамитское вероучение имеет пять принципов: единобожие, справедливость Божия, пророчество, имамат, воскресение. Первый, третий и четвертый догматы в сущности общие с суннитским исламом. В понимании второго принципа между ними имеются некоторые различия, ибо шииты переняли у мутазилитской школы калама концепцию свободы человеческой воли (без этой свободы было бы несправедливо признать человека ответственным за свои поступки). Радикальное же расхождение с суннитским вероучением обнаруживается только в четвертом догмате — в учении об имаме-халифе.
Согласно имамитской теократической (точнее иерократической) концепции, имам наделен особой духовностью, безгрешен и непогрешим, посвящен в сокровенные стороны религии и иное тайное знание. Он не избирается, а назначается. Первый же имам, Али, был определен самим Пророком в качестве своего преемника. Цепь двенадцати имамов из рода Али замыкает ал-Махди, который, как полагают, не умер, а с 9 в. перешел в состояние «сокрытости» (гайба), которое длится до кануна конца света, когда имам вновь появится, «чтобы наполнить мир правдой и справедливостью». Но скрытый имам продолжает руководить общиной, незримо направляя богословов-муджгахидов, имеющих, т о., право самостоятельного толкования норм религии.
Справа (т. е. ближе к суннитам) от имамитов стоят зайдиты, у которых функции имама фактически тождественны с функциями суннитского халифа. Левый же (или «крайний», гулат) шиитский спектр гл. о. охватывает исмаилитов (см. Исмаилизм), друзов, нусайритов (алавитов), развивших эзотерическую доктрину имамата в сложную теософскую систему. В целом для последних течений шиизма характерна тенденция к обожествлению имамов, а в практическом отношении — антиномизм.
В имамитском шиизме процветали те же религиозные дисциплины, что и в суннитском исламе — коранистика (особенно экзегетика), хадисоведение, юриспруденция-фикх. Имамитская, или джафаритская, школа фикха, основанная шестым имамом Джафаром ас-Садиком (ум. 765), отличается от суннитских школ не больше, чем эти школы расходятся между собой. В настоящее время она канонизирована суннитами наравне с их четырьмя школами.
Шиизм развивал и спекулятивную теологию — калам. На раннем этапе, по-видимому, теологическая мысль шиизма тяготела к антропоморфизму. Крупнейшему ее представителю Хишаму Ибн ал-Хакаму (ум. 814) доксографы (прежде всего суннитской ориентации) приписывают представление о Боге как о теле, «по высоте уступающем горе Абу Кубайс», но постепенно шиитская теология осваивала рационализм мутазилитов, заимствовав у них антиантропоморфную, абстрактную концепцию божества и антидетерминистскую позицию в вопросе о свободе воли (отвергая одновременно мутазилитские воззрения, несовместимые с шиитской политической доктриной имамата). Видными мыслителями имамитской багдадской школы калама были аш-Шайх ал-Муфид (ум. 1022) и аш-Шариф ал-Муртап» (ум. 1044). Соединение шиитского калама с арабоязычным перипатетизмом осуществил Насир ад-Дин ат-Уусик его ученик ал-Хилли (ум. 1325).
По сравнению с суннитским исламом шиитская среда оказалась более благоприятной для философии. К шиитам примыкали такие крупные представители восточного перипатетизма, как вл-Фараби и Ибн Сини, а также «Братья Чистоты». Синтез перипатетизма, оти^икнз-мв-иллюминапионизма ас-Сухравардии суфийской традиции Ибн Араби воплотился в творчестве Кутб ад-Дина аш-Ширази (ум. ок. 1311/1317)и особенно представителей процветавшей в Иране в 17 в. «исфаганской школы» философии — Мир Дамада (ум. 1631) и Садр ад-Дина аш-Ширази (известного также как Мулла Садра; ум. 1640).
Т. Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия